Научно-методическая и инновационная деятельность учителя
учебно-методическое пособие (10, 11 класс)

Врагов Виктор Анатольевич

Транслирование педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vragov_informatsionnaya_karta_innovatsionnogo.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Врагов Виктор Анатольевич

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения: МАОУ СОШ № 9 г. Холмска

Почтовый адрес образовательного учреждения: 694620, Сахалинская область, г. Холмск, ул. Матросова, д.2

Телефон: 8 (42433)71014

E-mail: sosh9kholmska@yandex.ru

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Стаж работы в должности

33 года

1. Тема инновационного

педагогического опыта

Организация проектной деятельности учащихся в рамках курса «Индивидуальный проект» в условиях реализации ФГОС СОО»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека   организовать свою жизнь как проект: умением поставить цель, определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые                 ресурсы, найти необходимую информацию. Выделив из потока только то, что нужно для решения конкретной проблемы, наметить план действий, разработать этапы воплощения и,             осуществив его,  достичь поставленные цели. Одним из методов повышения интереса к поиску личностью своего места в жизни, своей жизненной стратегии является вовлеченность              учащихся в исследовательскую работу.

 «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации…» 

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно-ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования.

 В связи с социальным заказом общества и условиями обучения, характерными для школы, можно считать тему проекта актуальной, необходимой и важной именно на данный момент времени.  

 Основные  противоречия, решаемые в данном проекте:

  • между необходимостью  активно вовлекаться в проектно-исследовательскую деятельность и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;
  • между однообразием содержания учебного материала и многообразием форм развития творческого потенциала детей на школьных и внешкольных занятиях, и в частности,

С учетом выявленных противоречий была определена цель проекта:

  • в условиях школы необходимо предоставить возможность заниматься исследовательской работой каждому из учащихся,
  • выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе этой работы;
  • повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность знаний, добиваться гарантированности запланированных результатов.
  • коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути

Новизна опыта проявляется:

в постановке и решении педагогических задач, так, чтобы дети воспринимали проектирование не только как систему уже известных фактов и сформированных теорий, но и как процесс реального научного поиска;

в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, когда ученик осваивает исследовательский метод получения знаний, т. е. становится исследователем, для повышения качества знаний заключается в развитии логического мышления школьников путем создания максимально благоприятных условий учения каждого, выявления и активного использования в учебной деятельности индивидуальных способностей ребенка. В систему работы входят оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности, элементы проблемного обучения, проектной и научно-исследовательской деятельности.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Переход от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.      

Преимущества – развитие познавательной активности школьников, мотивации к учению.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся.

Наличие материальных и программно-методических ресурсов.

Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

6. Результат изменений

  • Значительно увеличилось количество учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях. Среди них появились победители и призёры.
  • Учащиеся – участники муниципальной олимпиады по информатике
  • Победители и призёры районных научно-практических конференций
  • В целом повышается уровень знаний учащихся, а также интерес к обучению
  • Побуждается интерес учащихся к созданию проектной деятельности, увеличивается количество учащихся принимающих участие в конкурсах разного уровня

Таким образом, достигнутые результаты подтверждают, что развитие исследовательской культуры ученика способствует формированию ключевых компетенций, создает условия для самореализации учащихся.

7. Публикации

https://nsportal.ru/viktor-anatolevich-vragov

8. Описание педагогического опыта

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Проектно-исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

При защите своих работ учащиеся учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д.

Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой, и ученик. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества.

В работе над проектами ученики работают индивидуально или в группах, выбирая самостоятельно траекторию изучения темы и продвигаясь к истине своим путем, учителю же в этой работе отводится роль консультанта. Таким образом, ученик из объекта становится субъектом обучения. Не случайно эпиграфом к своей работе учитель выбрал китайскую пословицу, которая гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Учащиеся работают в творческих группах во внеурочное время, используют Интернет-ресурсы, электронные учебники, учатся работать с большим количеством текстового материала. Проектная деятельность учащихся способствует формированию важнейшей компетенции – коммуникативной, а также умению самостоятельно принимать решения, формировать свой собственный образовательный маршрут, сопоставлять и анализировать, думать и выбирать, то есть владеть универсальными учебными действиями, которые так необходимы ученику нового времени.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Сорокина С.А., заместитель директора образовательного учреждения,

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска Сахалинской области

Дата заполнения экспертного заключения:

20.05.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Научно-методическая и инновационная деятельность учителя»

 Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества....

«Научно-методическая и инновационная деятельность учителя»

 Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества....

Научно-методическая и инновационная деятельность учителя

Участиев методической и иновационной работе...

Научно-методическая и инновационная деятельность учителя

Транслирование педагогического опыта...

Научно-методическая и инновационная деятельность учителя

Транслирование педагогического опыта...

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....