Главные вкладки

    Статья "Проект «Совет молодых учителей» как метод психологической поддержки и мотивации в профессиональном становлении"
    методическая разработка на тему

    Многие из нас с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Труд учителя – особый труд, который нельзя измерить количеством выпускников, единицей рабочего времени, проведенного в школе, потому что общение с детьми не поддается временному измерению. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, через целое поколение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ryabtseva_roslova_statya.docx23.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Проект «Совет молодых учителей» как метод психологической поддержки и мотивации в профессиональном становлении"

    Рослова Н.В., заместитель директора по УВР

    Рябцева Е.Н., педагог - психолог

    МАОУ "СОШ № 7"

    г. Когалым, Россия

    Многие из нас с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Труд учителя – особый труд, который нельзя измерить количеством выпускников, единицей рабочего времени, проведенного в школе, потому что общение с детьми не поддается временному измерению. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, через целое поколение.

    В МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма большое значение уделяется педагогическим работникам, а особенно – молодым учителям.

    Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время.

    Сложности у начинающих учителей вызывают: организация урока и дисциплины на уроке, методическая сторона урока, работа с родителями обучающихся, классное руководство.

                Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, и оказание методической помощи является необходимостью. Поэтому работа с молодыми специалистами как института наставничества является одной из самых важных составляющих методической работы нашей школы.

                  Наш девиз при организации работы с молодыми педагогами: «Не поучать и  противопоставлять, а сотрудничать».

    В 2016 году в МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма создан совет молодых учителей, в состав которого вошли педагогические работники в возрасте до 35 лет включительно (16 педагогов) и 3 наставника. Сейчас состав совета насчитывает 22 педагога.

    Система работы с начинающими педагогами регламентируется следующими локальными документами: Положением о совете молодых учителей; приказом о создании и организации работы совета, планом работы с молодыми специалистами; планом работы наставника с молодым специалистом.

    Каждую четверть проходят заседания совета молодых учителей, где наставники представляют современные методические разработки, совместно с молодыми решают педагогические задачи, разыгрывают сценки из школьной жизни.

    Молодые педагоги достаточно активны и представляют выдержки из своего небольшого опыта работы: на заседаниях методических объединений, на семинарах, на педсоветах. Также они участвуют в мероприятиях различного уровня, посещают семинары, форумы и фестивали для молодых учителей.

    Так, несмотря на небольшой стаж, учитель истории Овсянников А.А. стал победителем регионального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок-2016» в  секции естественно- гуманитарных предметов. Учитель английского языка Самигуллин Л.Р. стал призером городского конкурса "Педагогический дебют -2016", а учитель географии и биологии Лычковская Н.А. – победителем конкурса в 2017 году и членом Большого жюри в 2018 году.

    Кроме того, в апреле прошел городской семинар «Организация работы Совета молодых учителей в МАОУ СОШ № 7». На семинаре молодые педагоги совместно с наставниками показывали свои методические наработки. Например, методический прием «Квест-игра «Образ молодого педагога» предложил Самигуллин Л.Р., учитель английского языка член Совета молодых учителей МАОУ СОШ № 7.

    Другой методический прием - «Архитектоника «Дебаты» представил учитель истории и обществознания, член Совета молодых учителей МАОУ СОШ № 7 Овсянников А.А., где обсуждали профессиональный стандарт педагога, в также личность педагога через образ учителя в российском кинематографе. Мастер-класс «Мы вместе» провела учитель начальных классов, заместитель руководителя Совета молодых учителей МАОУ СОШ № 7 Пушкарь Т.И. , которая показала приемы работы с родителями: «наполненная банка», «клубок проблем», который удачно был распутан по завершению мастер-класса, организовала сценку экспромтом, в ролях которой участвовали молодые педагоги.

    В современном мире профессия учителя справедливо считается одной из самых творческих, вдохновляющих, но подверженных эмоциональному выгоранию. Грамотное управление процессом профессиональной адаптации и профессионального становления помогает не только профессиональному росту молодых специалистов, но и содействует развитию школы.

    Однако, далеко не все молодые люди, выпускники педагогических вузов, идут работать по специальности, многие, столкнувшись с реалиями школьной жизни, уходят в другие сферы профессиональной деятельности.

    Почему так происходит, какие трудности подстерегают молодых педагогов на пути профессионального становления? Как помочь им найти то, что поможет почувствовать уверенность в своих силах и выборе такой благородной и одновременно сложной профессии?

               Педагог находится в постоянном поиске и метаниях. Он должен быть  примером и наставником для своих учеников. Для этого необходима искренняя любовь к детям, огромное терпение и настойчивость, постоянный личностный рост и самосовершенствование. Психологической основой компетенции учителя является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций. И личностный рост здесь – это не просто прохождение курсов и чтение литературы... Прежде всего, это осознанное решение развиваться, обретать подлинную внутреннюю свободу. В этом мешают недостаток времени, лень, страх. А помогают страстное желание стать профессионалом своего дела и готовность рисковать. Особенно это актуально для начинающих, молодых специалистов. Ведь они находятся в поисках себя, им необходимо пройти несколько трудных этапов становления: адаптироваться в новом учебном заведении, уметь справиться с дисциплиной, планами и отчетами, а также найти особый подход к детям, свой стиль преподавания, утвердиться в педагогическом коллективе.  

                 Для того, чтобы помочь и поддержать молодежь в МАОУ СОШ № 7, в рамках работы проекта "Совет молодых учителей" организована "Психологическая гостиная".

                  Цель программы -  создание системы психологической поддержки молодого педагога.

                  Задачи:

    • Выявление индивидуальных и коллективных потребностей педагогов в оказании психологической поддержки.
    • Осуществление информационного обмена, оптимизация продуктивного общения.
    • Инициация внедрения полученных знаний и умений в собственной педагогической деятельности.
    • Формирование позитивного самоотношения, адаптивных функций.
    • Развитие социального интеллекта участников.
    • Открытие перед собой новых, ранее незнакомых перспектив саморазвития.

                Программа включает в себя индивидуальные консультации для молодых педагогов, тематический лекторий по актуальным для них проблемам, диагностику затруднений в профессиональной деятельности и психологические тренинги.

                В сентябре 2017 года успешно стартовал первый психологический тренинг посвященный личностному росту начинающих специалистов "Огонь, сияющий в сосуде". Сосуд, наполненный или опустошенный, — распространенная метафора человека и его состояния — духовного, эмоционального, интеллектуального.  С помощью такого психологического инструмента, как метафорические ассоциативные карты педагоги смогли легко погрузиться в мир своих эмоций и понять себя.

                В феврале 2018 года психологическая гостиная открылась не только для молодых преподавателей школы, но и для гостей из других школ города.  На тренинге "Из сундука прошлого" учителя получили представление о "ресурсных состояниях" и технике релаксации.  В психике каждого человека бывают скрыты "заархивированные" залежи ресурсов. Воспоминания о счастливых событиях, добрые и теплые – это и есть наши ресурсы. Обладая знаниями о ресурсных состояниях, человек всегда сможет преодолеть трудности, обрести собственную целостность, получить доступ к своим, пока ещё не  раскрытым, огромным ресурсам и мощному потенциалу, освободиться от ограничивающих убеждений о себе и жизни, поверить в свои возможности, разрешить себе наполнить жизнь ощущением счастья и лёгкости. С помощью ассоциативных метафорических карт учителя погрузились в самые дорогие и счастливые воспоминания своего детства и получили ресурс. Тренинг прошел в теплой и дружеской атмосфере. Гости получили чудесный музыкальный подарок от  Н.В.Рословой и Э.К.Саяхова «Сансара» и зарядились позитивом и энергией для дальнейшей творческой работы.

                  В конце учебного года были подведены итоги работы "Совета молодых учителей" и рефлексия показала, что данный формат работы, направленный не только на методическую подготовку молодых специалистов, но и на психологическую поддержку, свободное общение в теплой и дружеской атмосфере, мотивирует на  достижения и саморазвитие, очень эффективен и поддерживается всеми участниками проекта.

               Начало 2018 - 2019 учебного года молодые педагоги встретили в полюбившейся психологической гостиной и поставили перед собой цель для дальнейших свершений на тренинге "Полярная звезда".

    Список использованных источников

    1. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога - М.:  Генезис, 2016. - 156с.
    2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт. — сост. О.И. Бабич. —  Волгоград: Учитель, 2009.
    3. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / Авт. — сост. М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2008.
    4. Сидоренко Е., Мотивационный тренинг - С.- П.: Речь, 2005. - 233с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе «Главный совет молодому учителю»

    Эссе «Главный совет молодому учителю»...

    Главный совет молодому учителю-эссе

    Дорогой коллега - МОЛОДОЙ, СОВРЕМЕННЫЙ учитель! С гордостью и радостью обращаюсь к тебе, последователю одной из благороднейших профессий человечества. Каким должен быть современный учитель? ...

    План работы Совета молодых учителей Сормовского района 2016-2017

     План  работыСовета молодых  педагогов Сормовского районана 2016-2017 учебный год № п/п Название мероприятия сроки Ответственные исполнители1....

    Презентация "Советы молодому учителю"

    Презентация содержит материал для молодых коллег-педагогов в форме советов, которые своим многолетним трудом накопили опытные учителя....

    Приказ о создании и организации работы Совета молодых учителей в 2016-2017 учебном году

    Приказ №640 МАОУ "СОШ №7" города Когалыма "О создании и организации работы Совета молодых учителей" от 1 сентября 2016 года....

    Положение о Совете молодых учителей МАОУ "СОШ №7" города Когалыма

    Положение о Совете молодых учителей является приложением №1к приказу №570 директора МАОУ "СОШ №7" от 30.08.2016 года. Указаны общие положения, функции и порядок формирования Совета, а так же порядок р...

    Памятка для педагогов "Методы психологической поддержки выпускников на экзамене"

    Материал подготовлен для методического объединения учителей трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интерната....