Формирование гражданской идентичности и чувства патриотизма на уроках химии
статья

Саранчина Наталья Валерьевна

Всероссийская научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве». Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» при участии Института стратегии развития образования Российской академии образования и Московского института психоанализа. г. Москва, 2018

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ХИМИИ

Саранчина Наталья Валерьевна

преподаватель химии

ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище»

г. Тюмень

E-mail: saranchina.n@mail.ru

Аннотация: В статье обоснована необходимость формирования гражданской идентичности и реализация патриотического воспитания учащихся на современном уроке, в частности, на уроках химии. Статья знакомит с методами и формами работы учителя химии по воспитанию у учащихся чувства сопричастности к истории, традициям и ценностям своего народа.

Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотическое воспитание, урок химии.

FORMATION OF CIVIL IDENTITY AND PATRIOTISM

IN CHEMISTRY LESSONS

Saranchina Natalya Valeryevna

chemistry teacher

FSTEI "Tyumen presidential cadet school"

Tyumen

E-mail: saranchina.n@mail.ru

Annotation: The article substantiates the necessity of forming a civic identity and realization of patriotic education of students in the modern lesson, in particular, in chemistry lessons. The article introduces the methods and forms of work of the teacher of chemistry in fostering the students' sense of belonging to the history, traditions and values of their people.

Key words: civil identity, patriotic education, chemistry lesson.

Вопрос о том, чему и как учить ребенка, совсем не новый. Но в наше время он звучит особенно остро.Это связано с политическими и социальными изменениями, происходящими в мировом сообществев целом и в современной России.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.

Поскольку в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то именно она становится той средой, в которой происходит формирование гражданской идентичности обучающихся.

В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа. [4]

Особенно актуальной и значимой проблема гражданской идентичности является для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

  • общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
  • самоназвание гражданской общности;
  • общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
  • общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
  • переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране. [1]

Важнейшим компонентом формирования гражданской идентичности является патриотическое воспитание. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа патриотического воспитания граждан России [3].

В рамках указанной программы патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов».

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова патриотизм определяется как: «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».

Успешность гражданско-патриотического воспитания в школе зависит от эффективного использования многообразия форм его организации. К основным формам можно отнести:

  • учебную деятельность (урок, экскурсии, учебные конференции, лекции, семинары и др.);
  • внеурочную работу (классный час, факультативы, разнообразные формы кружковой деятельности, клубная работа и деятельность общественных организаций/объединений в системе общего образования).

Из всего выше сказанного следует, что формирование патриотизма представляет собой управляемый процесс, важнейшим элементом которого является система воспитания и образования.

Многие полагают, что формирование патриотических чувств осуществляется только на предметах гуманитарного цикла: русском языке, литературе, обществознании, МХК, истории. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательные возможности, можно поставить и химию.

Химия невероятно древняя, как окружающий нас мир, и в то же время, вечно молодая наука, поэтому без традиций и инноваций в её преподавании как учебного предмета не обойтись.

Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. На уроках химии учителю предоставляются большие возможности для военно-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения. [5]

Прежде всего, немаловажную роль играет яркий и эмоциональный рассказ учителя об отдельных фактах из биографии великих русских и советских учёных, раскрывающих их высокие гражданские и нравственные качества. При этом у учащихся формируется представление о долге, о патриотизме, о гражданской ответственности перед обществом, вырабатывается стремление служить высоким интересам своего народа, своей Отчизны.

Но в условиях нехватки часов на изучение химии мы часто отказываемся от таких уроков. А напрасно! В этом материале скрыт огромный потенциал: можно не только ликвидировать «белые пятна» в знаниях школьников, но и достичь различных воспитательных целей, многое узнать о своих учениках.

На первых же уроках химии, рассказывая ученикам о роли науки, можно акцентировать внимание на значении химических знаний в успешном овладении ими различными дисциплинами, напомнить, что «наука есть источник высшего блага человечества в периоды мирного труда, но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны». Эти слова принадлежат Н.Д. Зелинскому (1861-1953) - выдающемуся химику, учёному, педагогу, гражданину и патриоту, жизнь и труд которого во имя Родины в годы первой мировой войны (изобретение противогаза), в годы гражданской войны и интервенции (работы по получению бензина из нефтяных отходов) и в годы Великой Отечественной войны (создание синтетического бензина, совместная работа с другими учёными над новыми взрывчатыми веществами) - блестящий пример для подражания. «Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы, - писал Н.Д. Зелинский. - Она дала мне возможность послужить людям, облегчить их труд, избавить их от некоторых страданий, порой от гибели. Она помогла мне стать человеком, не бесполезным для моей Родины. Она определила тот путь, на котором мне удалось принести некоторую пользу для социалистического строительства и обороны Страны Советов». Мирные цели нашей науки - ярчайшее проявление её гуманизма.

При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» следует рассказать об одном из первооткрывателей этого закона- М.В.Ломоносове, выдающемся человеке, который вышел из народа и благодаря своему усердию, целеустремленности сумел много достичь и прославить свое Отечество.

Изучая тему «Периодический закон и Периодическая система химических элементов», мы знакомимся с биографией Д.И.Менделеева. Вся жизнь Д. И. Менделеева - подвиг во имя процветания России, отечественной науки и промышленности. Это, например, работы Д.И.Менделеева в области метеорологии и воздухоплавания. Им был создан высокочувствительный барометр, который положен в основу высотомера в летательных аппаратах. Д.И. Менделеев стоял у истоков русской аэрогидродинамической школы, успехи которой в советское время привели к созданию самолетов. Ученый изобрел новый, бездымный порох, который затем приобретет огромное значение для военного дела. Это пример того, как учёный может и должен служить Родине. Имя его - символ национальной гордости и славы. Вот он, портрет гения: трудолюбие, находчивость, целеустремлённость, милосердие, упорство в достижении цели, любовь к своей Родине, семье, доброта, любознательность, общительность, порядочность, интеллигентность, полная самоотдача в науке, благодарность своим учителям, матери, смелость, преданность делу, бескорыстие, многогранность. В этом списке много тех качеств, из которых складывается понятие патриотизма. [2]

Изучение органической химии начинается с биографии выдающегося русского химика, академика Петербургской АН А.М. Бутлерова. Александр Михайлович - создатель теории химического строенияорганических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» русских химиков, общественный деятель.  Многочисленные синтезы Бутлерова – лежат у истоков целых отраслей промышленности.В 1868 году он стал лауреатом Ломоносовской премии и был избран профессором химии Петербургского университета. В своем представлении Д. И. Менделеев писал: «А.М.Бутлеров - один из замечательнейших русских учёных. Он русский и по учебному образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого академика нашего Н.Н. Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает развивать самостоятельную химическую школу».

При изучении тем: «Алкены» и «Циклоалканы» вспоминаем о профессоре Московского университета В.В.Марковникове, который сформулировал правило, носящее его имя о направлении реакций присоединения по двойной связи. Исследовал состав нефти, заложил основы нефтехимии, как самостоятельной науки. В 1883 году открыл новый класс органических веществ - циклопарафины.[2]

При изучении темы «Каучук» вспоминаем русского химика С.В.Лебедева. Необходимость создания в нашей стране сырьевой базы резиновой промышленности побудило правительство в начале 1926 года объявить конкурс на лучший способ получения синтетического каучука. Последний срок представления предложений был назначен на 1 января 1928 года. С.В.Лебедев организовал группу исследователей из семи человек. И 30 декабря 1927 года 2кг дивинилового каучука было отправлено на конкурсную комиссию.

Знакомясь с природными источниками углеводородов, составом и способами переработки нефти, знакомимся с создателями первого устройства для перегонки нефти - братьями Дубиниными. С 1823 года Дубинины стали вывозить «фотоген»-керосин многими тысячами пудов из Моздока внутрь России. В Америке первые опыты перегонки нефти осуществили только в 1833 году.

Неотъемлемую часть истории химии в нашей стране составляют имена женщин-химиков. Три яркие фигуры: Анна Федоровна Волкова, Юлия Всеволодовна Лермонтова, Вера Евстафьевна Богдановская. Эти русские женщины, первыми в России начали заниматься химическими исследованиями и достигли здесь заметных успехов. Их пионерская деятельность немало способствовала популяризации профессии химика среди русских женщин. [2]

Особо следует отметить вклад русских ученых-химиков в победу над фашистской Германией. С этой целью накануне празднования Дня Победы можно проводить уроки, на которых учащиеся познакомятся с именами ученых, чей доблестный труд в эти грозные годы отмечен высокими наградами Родины. Например, А.Е.Арбузов, А.Н.Бах, В.И.Вернадский, Н.Д.Зелинский, А.Н.Несмеянов, А.Е.Ферсмана, А.Е.Фаворовский, Н.Н. Семёнов, М.Ф.Шостаковский, И.Н. Назаров, С. Т. Кошкин, Н.М. Скляров, и многие другие ученые.

Это лишь некоторые примеры осуществления патриотического воспитания в процессе обучения химии.

Планомерная работа по воспитанию патриотизма школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. У обучающихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, любовь к Отечеству, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству, т.е. гражданская идентичность.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 09.04.2018)
  2. В. А. Волков Е.В. Бонский Г.И. Кузнецова. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник под редакцией проф. В. И. Кузнецова. М.: «Высшая школа», 1991
  3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [сайт]. URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (дата обращения 09.04.2018).
  4. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] //Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [сайт]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения 09.04.2018)
  5. Чернобельская Г.М.. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://knigi.link/prepodavaniya-metodiki/metodika-obucheniya-himii-sredney-shkole-ucheb.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы

«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»К.Д.Ушинский...

Презентация к статье "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"

Презентация иллюстрирует материалы статьи "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"...

Формирование российской гражданской идентичности через диалог культур на уроках английского языка

Тезисы выступление учителя на областной научно-практической конференции в г. Тула в 2012 году по теме "Формирование российской гражданской идентичности через организацию диалога культур на уроках англ...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.

Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....