Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений учителя русского языка и литературы МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Борисовой Янины Борисовны
материал (10, 11 класс)

Борисова Янина Борисовна

Цели и задачи педагогической деятельности:

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ОУ.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_yana.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений учителя русского языка и литературы МОБУ «Центр образования» Борисовой Янины Борисовны

Общие сведения:

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы.

Место работы: МОБУ «Центр образования ГО «Город Якутск»

Общий педагогический стаж работы: 12 лет.

Стаж работы в данной школе: 12 лет

Дата назначения на эту должность (в данном учреждении): 15.05.2007 год.

Образование: высшее, ГОУ ВПО "Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова", квалификация: филолог, преподаватель; 2006 год.

Дата предыдущей аттестации: соответствие занимаемой должности, Пр.№ 03-01/2-1 от 16.03.2015г.

Курсы повышения квалификации за последние 5 лет:

  • Свидетельство о повышении квалификации в АОУ РС (Я) ДПО «ИРО и ПК имени С.Н. Донского-II» по накопительной системе фундаментальных курсов в рамках МЛИ учителей русского языка и литературы   с 9 июня по 14 июня 2014 г. в объеме 120 часов . Регистрационный номер 957;
  • Свидетельство о повышении квалификации в АОУ РС (Я) ДПО «ИРО и ПК имени С.Н. Донского-II» по дополнительной профессиональной программе «Фундаментальные курсы учителей русского языка и литературы»  с 20 ноября-5 декабря 2017 г. в объеме 120 часов. Регистрационный номер 14161 1276.

Цели и задачи педагогической деятельности:

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ОУ.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.

В связи с поставленной целью реализую следующие задачи:

  1. обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий;
  2. обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;
  3. выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;
  4. научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием;
  5. помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.

УМК:

В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:

Русский язык:

  • Все учебники русского языка и литературы входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на 2018/2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011г).
  • Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1/ Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016;
  • Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2/ Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016;
  • Греков В.Ф. Русский язык.10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В.Ф.Греков, С. Е. Крючков, Л. А.Чешко]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017;
  • Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 11кл.: К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ Т.В.Раман. – М.: Издательство «Экзамен», 2004;
  • Русский язык: программа для общеобразовательных учреждений: 5 – 11 классы./ Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др. – 5-е издание, исправленное – М.: Дрофа, 2009. Русский язык.
  • ЕГЭ 2018. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Егораева Г.Т. – М.: Издательство «Экзамен», 2018;
  • ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ Г.Т.Егораева, О.А. Серебрякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016;
  • ЕГЭ 2018. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум от разработчиков ЕГЭ. Задания 24, 25 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Издательство «Экзамен», 2018;
  •  Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Изд. 6-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014;
  • ЕГЭ 2017. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых заданий / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М.: Издательство «Экзамен», 2017;
  • ЕГЭ 2018. Русский язык. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Издательство «Экзамен», 2018;
  • ЕГЭ 2018. Русский язык. Супертренинг / Г.Т.Егораева, – М.: Издательство «Экзамен», 2018;
  • ЕГЭ-2018: Русский язык: 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену/ А.Ю.Бисеров, И.В.Текучева. – Москва: АСТ, 2018;
  • Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс./ Егорова Н.В. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017;
  • Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс./ Егорова Н.В. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018;
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.

Литература:

  • Литература. 11 класс: технологические карты уроков по учебнику под.ред. В.П.Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2017;
  • Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват.  организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1/  О.Н. Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015;
  • Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват.  организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2/  О.Н. Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015;
  • Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват.  организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1/  Ю.В.Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016;
  • Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват.  организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2/  Ю.В.Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016;
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс. 1 полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008;
  • Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В.П.Журавлева. 1 полугодие/ авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2008;
  • Открытые уроки литературы: 9 – 11 классы / Н.С.Королева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008;
  • Литература. 9 – 11 классы. Воспитание любви к слову / авт.-сост. О.Н.Абезина и др. – Волгоград: Учитель, 2008;
  • Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 частях / авт.-сост. В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД»Русское слово - РС», 2009;

Мониторинг результатов обучения.

В МОБУ «Центр образования» поступают обучающиеся с 14 лет по направлению КДН УО г. Якутска. В основном,  это ребята, которые имеют перерыв в обучении, оставленные на повторное обучение, имеющие низкую мотивацию к учению. Многим из них приходится помимо учебы работать. И поэтому очень важно заинтересовать их, увлечь изучением русского языка и литературы, дать возможность почувствовать себя успешными сперва на уроке, а потом принимать участие на конкурсах.

Основное общее образование (9 классы)

Учебный год

Успеваемость по русскому языку

Всего   уч-ся

успевают

% успеваемости

на

4 и 5

% качества

1

2016-2017

53

53

100

15

28

Учебный год

Успеваемость по литературе

Всего   уч-ся

успевают

%       успеваемости

На 4 и 5

% качества

1

2016-2017

53

53

100

16

30

Среднее общее образование (10-12 классы)

Учебный год

Успеваемость по русскому языку

Всего    уч-ся

успевают

% успеваемости

на

4 и 5

% качества

1

2014-2015

139

111

80

17

12

2

2017-2018

136

119

87

40

29

3

Первое полугодие 2017-2019

165

137

83

37

38

Учебный год

Успеваемость по литературе

Всего  уч-ся

успевают

% успеваемости

На 4 и 5

% качества

1

2014-2015

139

111

80

15

11

2

2017-2018

109

94

86

44

40

3

Первое полугодие 2017-2019

136

116

85

34

39

Сдача ОГЭ:

Учебный год

Кол-во обучающихся

% успеваемости

% качества

2016-2017

53

98

30

Сдача ЕГЭ:

Учебный год

Кол-во обучающихся

% успеваемости

% качества

2014-2015

37

97

22

2017-2018

22

100

27

Участие обучающихся в  олимпиадах и конкурсах по годам:

Учебный год

Название конкурса, олимпиады

Класс

ФИО участника

Результат

1

2014-15 г

Акция «Письмо ветерану» (МВД РС (Я)

12

Закалюжина Анастасия

участие

12

Иванова Кристина

участие

2

2016-17 г

Заочная олимпиада по русскому языку среди обучающихся веч. школ РС (Я)

9

Попов Сергей  

диплом 1 ст.

9

Буденкова Ольга

диплом 2 ст.

3

Заочные респ. конкурс научно-исследовательских работ среди обучающихся веч.. школ РС (Я)

9

Буденкова Ольга

участник

4

2017–18 г

Республиканская олимпиада среди вечерних школ

12

Нюгай Александра

1 место

12

Кузьмина Анна

участник

5

Олимпиада среди обучающихся 10 классов в рамках недели русского языка и литературы в МОБУ «Центр образования»

10

Курманбаев Баястан

2 место

6

2018–19 г

Кириллица (международный конкурс по русскому языку)

12

Кузьмина Анна

диплом 1 ст.

12

Прудникова Алина

диплом 2 ст.

7

Олимпиада среди обучающихся 10 -12 классов в рамках недели русского языка и литературы в МОБУ «Центр образования»

11

Курманбаев Баястан

1 место  

8

Я-лингвист (международный конкурс по иностранным языкам)

12

Кузьмина Анна

диплом 1 ст.

12

Онопина Александра

диплом 3 ст.

9

НПК  среди обучающихся вечерних школ «Знание – сила!» в рамках республиканского семинара вечерних школ «Гуманизация образования»

12

Онопина Александра –

диплом 2 ст.

Использование основных технологий, методов и форм работы в деятельности по предмету.

При организации работы на уроках русского языка и литературы  я использую следующие технологии:
     Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика.

     Технология разноуровневого обучения. Данное обучение  осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней. При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. 
    Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно.

    Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.
    Например, при изучении темы «Знаки препинания в  сложносочиненном предложении» задаю вопрос:  «Почему в ССП, состоящем из двух односоставных предложений, запятая не ставится?» Отвечая на данный вопрос, обучающиеся определяют связь между предложениями. В процессе беседы я не комментирую высказывания обучающихся.
   Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
   Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
   Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.  При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению.

     Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности.

Используемые виды диагностики уровня знаний учащихся;

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по русскому языку.

  1. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ. 

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается: для 7 класса — 110—120, для 8 класса — 120—150, для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать вы- явление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие текс- ты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в 7 классах — не более 7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на ещё не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок;  6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ. Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 7—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объём текста для подробного изложения: в 7 классе — 200—250, в 8 классе — 250—350, в 9 классе — 350— 450 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений: в 7 классе — 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в 9 классе — 3,0—4,0 страницы. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.  При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1—2 речевых недочёта Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка . Оценка «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3— 4 речевых недочётов Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов  при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недо- чётов в содержании и до 7 речевых недочётов Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок «1» В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов Имеется более 8 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее  59%. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений

1.1 Качество знаний по итогам внутреннего и внешнего монитроинга Достижения обучающимися положительной динамики по итогам мониторингаклассПредмет2011-2012 уч годуспеваемость качество2012-201...

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений(средние данные за межаттестационный период)

Материал представляет собой аналитический отчет учителя за атестационный период (2013 -2018 учебные годы)....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск»» Борисовой Янины Борисовны

Поэты и писатели многие столетия воспевали и преумножали богатство русского языка, боролись за его чистоту. Но в настоящее время современные лингвисты все чаще говорят о том, что доступность, широкое ...