Технология "Образ и мысль"
опыты и эксперименты

Князева Елена Игоревна

В программе по русскому языку в каждом классе много времени отводится специальным урокам по развитию речи, которые готовят к сочинениям по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный вид работы как для учеников, так и для учителя. В качестве альтернативы появилась возможность применять технологию «Образ и мысль». Системная работа с произведениями искусства на уроках русского языка и литературы помогает воспитывать в ребенке уверенность в себе, раскрыть его возможности, одаренность, развивает речь и учит осваивать культурное наследие. Дети самостоятельно, без вмешательства  мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_obraz_i_mysl.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Образ и мысль» на уроках развития речи

как способ освоения культурного наследия

В программе по русскому языку в каждом классе много времени отводится специальным урокам по развитию речи, которые готовят к сочинениям по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный вид работы как для учеников, так и для учителя.

Не секрет, что большинство уроков по развитию речи разработано по однотипной структуре:

  • вступительное слово учителя с установками, мотивирующими дальнейшую работу по составлению текста по произведению изобразительного искусства;
  • сбор рабочих материалов (с помощью учителя учащиеся собирают материалы для своего текста, фиксируя это в тетрадях, в заготовленных таблицах);
  • этап составления плана сочинения;
  • этап редактирования текста (чтение «неудачных» текстов сочинений и анализ  тех ошибок, которые свойственны конкретному классу (неумение формулировать вступление к сочинению; смешение различных стилей – художественного и научного; пропуск необходимых частей описания картины; избыток информации в отдельных случаях;
  • словарно-орфографическая работа;
  • устное рассказывание текста сочинения;
  • завершающий этап (написание сочинения).

В качестве альтернативы появилась возможность применять технологию «Образ и мысль». Системная работа с произведениями искусства на уроках русского языка и литературы помогает воспитывать в ребенке уверенность в себе, раскрыть его возможности, одаренность, развивает речь и учит осваивать культурное наследие. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания.

Технология направлена на развитие творческих способностей и визуального восприятия личности. Она не ставит задачу передать конкретную сумму знаний, но ориентирована на создание условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах мышления. Внедрение этой технологии имеет цель содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития.

По мнению А. Хаузен, весь путь развития эстетического восприятия может быть описан пятью основными стадиями.

Стадия рассказчика

Конструктивная

Классифицирование

Интерпретативная (интуитивное восприятие)

Рекреативная

Зритель, находящийся на этой стадии, анализирует объект чрезвычайно субъективно и индивидуально, реагируя на мгновенные зрительные впечатления и воспринимая преимущественно самые очевидные черты произведения. Он судит, например, о картине исходя из того, насколько ему нравятся или не нравятся изображенные объекты, какого рода ассоциации они у него вызывают. Если зритель любит цветы, то пейзаж или натюрморт может быть для него «хорошей» картиной. То есть, для зрителя первой стадии эстетического развития объект значим только в той мере, в которой он напоминает о его личном опыте.

Человек подходит к анализу достаточно утилитарно, оценивая, в первую очередь, то, насколько реален сам объект и насколько хорошо («похоже») он создан («Так в жизни не бывает: у человека не может быть такая маленькая голова, такое огромное тело и столь костлявые руки»). Ценность эстетического объекта определяется для него мастерством художника, скульптора, архитектора.

Зритель рассматривает объект с позиции рационального анализа, пытаясь классифицировать объекты и соотнести их с известными ему художественными школами, направлениями, периодами, авторами. Критерием ценности произведения является принадлежность объекта к определенному стилю, школе, мастеру («Это Матисс? Тогда гениально»). Зритель охотно восхищается общепризнанным. И столь же неохотно выказывает окружающим свою собственную (естественную) эмоциональную оценку («А вдруг ошибусь – и назову прекрасным произведение, которое таковым не считается»).

Произведение искусства такой зритель трактует исходя из сложившихся собственных позиций, опираясь на уже богатый жизненный опыт, интуицию и глубоко личные ассоциации и представления. Ему одинаково любопытно узнать мнения других, и важно высказать свои собственные суждения. Значимость эстетического объекта заключается для человека в том, что произведение искусства становится неким знаком, символом, вызывающим многие ассоциации с личным опытом.

Связана с парадоксальностью оценки, когда анализ произведения осуществляется с субъективной и объективной точек зрения одновременно. Человек уже знает свои «пристрастия» во всех деталях, однако каждая новая встреча с кумиром сопровождается новыми открытиями. Сколько бы раз такой зритель ни всматривался в давным-давно известные ему произведения искусства, каждый раз видит их совершенно по-иному. Искусствоведы называют это явление «многовариантностью восприятия».

Стоит заметить, что все стадии эстетического развития одинаково важны, и их нельзя рассматривать иерархично: ни одна стадия не лучше, чем другая. Развитие должно проходить по стадиям свободно и естественно. Человек не может «перепрыгнуть» через несколько ступеней. Любые попытки заставить усвоить информацию или алгоритмы восприятия, находящиеся за пределами присущей личности стадии естественного развития, заранее обречены на провал. Поэтому педагог должен уметь точно адресовать учебный материал соответствующей стадии естественного развития (типу восприятия) ученика. Я придерживаюсь произведений, рекомендованных для того или иного класса авторами учебников (Е.А.Быстрова «Русский язык», В.Ф.Чертов «Литература»), а также предлагаю учащимся самостоятельно подобрать картины к следующему уроку.

Технология «Образ и мысль» реализуется с помощью специально разработанной методики, главными компонентами которой являются стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных впечатлений и версий.

Специфика технологии: обсуждение начинается не с рассказа (беседы, лекции и пр.) педагога о произведении, а с предложения всмотреться в незнакомую картину и высказать своё мнение об увиденном. Учитель не даёт предварительной информации (название, автор, время и история создания, художественные особенности), избегая ситуации, когда ребёнок смотрит глазами учителя. Именно отсутствие информации побуждает всматриваться  в объект исследования, искать ответы в нём самом, доказывать свою версию, иными словами, создавать собственный текст культуры. Если участники дискуссии захотят узнать имя автора или название произведения, то мотивация к такому знанию будет совершенно иной, нежели отношение к трансляции чужого, не очень востребованного в данный момент текста.

        Ядро технологии – стратегия вопросов «открытого характера», не имеющих однозначно правильного ответа:

Что (кого) вы видите?

– А что еще? Кто видит что-то другое?

– Что происходит на этой картине?

Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

По мере накопления опыта взаимодействия с художественным произведением реестр вопросов может расширяться:

– Кто главный герой картины?

– Где это происходит? (Кто, что и где?)

– Когда это происходит? (Где и когда?)  

– Где находился художник, когда писал эту картину?

– Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете?

– Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

– Каков смысл происходящего?

– Как бы вы назвали эту картину?

В основном, работаем устно, без оценок, что немаловажно, но часто у детей возникает желание написать творческую работу. Некоторые записывают свои впечатления от увиденного, другие рассказывают о возникших ассоциациях, третьи – случай из их жизни, а иногда рождаются стихи.

А вот такую технологическую карту я предлагаю учащимся заполнять в ходе коллективного обсуждения, если готовимся к сочинению:

Кто, что? (объект)

Когда? (время)

Где? (пространство)

Как? (образ действия)

Зачем? (установление причинно-следственных связей)

Весь комплекс вопросов обеспечивает организацию коллективной дискуссии, в процессе которой учащиеся могут высказывать всё, что они думают, глядя на произведение искусства, аргументировать высказанные версии и реагировать на комментарии друг друга.

Принципы:

Педагог является  тьютером, «облегчающим понимание»:

  • не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;
  • не навязывает своего мнения;
  • не высказывает оценок;
  • обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя перифраз: учитель после одного или нескольких высказываний «передаёт» не буквально, но без искажений мысль учеников, исправляя только речевые ошибки
  • обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,

Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.

Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса.

Литература:

  1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Материалы дистанционного курса «Культурное наследие и подходы к его освоению в курсах МХК и краеведения»: Лекции1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мыслью и сердцем всегда с тобой, Родина.

В работе рассматриваются исторические факты о Сталинградской битве, а так же участие некоторых выпускников школы №1 имени А.М.Горького в вышеуказанных событиях....

"Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)"

Это великолепная книга, написанная Алланом Пизом, известенейшим специалистом в области языка телодвижений. Она приоткрывает завесу тайны над мыслями людей, так как она показывает, как можно понимать м...

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Учебный проект "Из истории философской мысли"

Данный проект является зачётной работой по теме "Из истории философской мысли..."курса "Обществознание". Подготовке и презентации учащимися проекта предшествует лекция учителя с обзором основных этапо...

Программа дополнительного образования "Образ и мысль"

Программа дополнительного образования "Образ и мысль" Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ...

Проект «Читать, мыслить, творить…»

Предпосылки для формирования потребности к чтению закладываются у ребёнка ещё в дошкольном возрасте под влиянием познавательной активности и социального окружения. Для умственно отсталых детей характ...