Главные вкладки

    Учебно- методическая разработка: "Современные технологии учебно-тренировочных занятий".
    методическая разработка

    Умеров Руслан Надирович

    Данная учебно-методическая разработка выявляет эфективность обучения с использованием технологий диффериенцированного подхода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.17 КБ

    Предварительный просмотр:

                                            Учебно- методическая разработка 

    Современные технологии учебно-тренировочных занятий



    На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

    Под «физическим совершенством» прежде всего, понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность.

    Важнейшим требованием современного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам. В данном подходе важно учитывать состояние здоровья, пол, физическое развитие, двигательную подготовленность, особенности развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для воспитанников, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.

    Под дифференциацией физического воспитания мы понимаем комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к двигательной активности и занятиям спортом, который предполагает следующее: учет индивидуальных различий детей в состоянии здоровья, уровне физического развития и физической подготовленности, мотивации физкультурно-спортивной деятельности, а также гендерных различий.

    Под технологией дифференцированного физкультурного образования  понимается  целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.  Это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

    Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

    Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.

    В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность. Физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    То обстоятельство, что в процессе воспитательного воздействия следует учитывать ряд личностных особенностей миропонимания и мировосприятия, обусловленных национальной принадлежностью и условиями жизнедеятельности, накладывает отпечаток на подбор эффективных средств физического воспитания. Эта позиция дифференцированного подхода характерна для всего состава средств.

    Объект: учебно-воспитательный процесс тренировочного занятия

    Предмет: современные технологии обучения тренировочного занятия. 

    Цель исследования: выявить, эффективность обучения  с использованием технологий дифференцированного подхода. 

    Гипотеза: в нашем исследовании мы исходили из предположения о том, что обучение двигательным действиям будет осуществляться более успешно, если: на занятиях используются технологии дифференцированного обучения 

    Задачи: 

    - раскрыть сущность понятий современных технологий и технологий обучения,

    - выявить условия успешной реализации современных технологий.

    - изучить особенности технологии дифференцированного обучения на тренировках.

    - выявить и опробовать на практике формы и методы обучения двигательным действиям.

    Методы исследования:

    - анализ научно-методической литературы;

    - анкетирование;

    - педагогическое наблюдения;

    - педагогический эксперимент;

    - контрольные испытания;

    - методы математической статистики.



    Глава 1 Современные технологии как средство повышения эффективности занятия по спорту
    1.1Современные подходы к понятию «технология» в образовании 

    В российской педагогике и педагогической практике наиболее часто в настоящее время используются два понятия – «образовательные технологии» и «педагогические технологии», которые в значительной степени перекрываются и совпадают.

    Существует множество точек зрения и трактовок понятий, связанных с технологическим подходом. Одно из множества понятий, используемых сегодня исследователями и педагогами-практиками – «образовательные технологии», однако целесообразно начать с самого понятия «технология».

    Современная надпредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных благ или духовных ценностей:

    В основе понятия «методика» лежит понятие «метод».

    Метод как дидактическая категория – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания, достижения поставленной дидактической цели.

    Педагогический метод лежит в основе педагогической технологи как система целенаправленных действий по решению конкретной педагогической задачи, которая включает:

    - педагогические средства для обновления, хранения и передачи информации;

    - формы взаимодействия субъектов образовательного процесса; (индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные);

    - деятельностные позиции участников образовательного процесса относительно педагогических средств и друг друга;

    - приемы, обусловливающие глубину влияния педагогических средств.

    Методика – система правил, изложения методов обучения чему–нибудь или выполнения какой-нибудь работы:

    Методика преподавания учебной дисциплины является частью педагогической науки и практики, которая исследует закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимися содержания дисциплины и разрабатывающая их применение на практике.

    Методика преподавания учебной дисциплины содержит в себе локальные методики (методики преподавания отдельных разделов, тем; методики организации различных форм занятий; методики формировании знаний, умений, навыков и др.).

    Методика в узком смысле слова – это совокупность приемов проведения занятий, а в широком смысле слова – наука о закономерностях организации массового процесса


    Образовательные технологии включают весь спектр технологий, используемых в образовании, но не соотносимый с каким-либо конкретным видом педагогической деятельности или предметной сферой:
    Качественное своеобразие педагогических технологий определяется своеобразием педагогики как профессиональной сферы, где они служат инструментом освоения педагогического содержания. Однако надо заметить, что достаточно часто понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии» используются как синонимы.


    Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. 

    Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют. 

    Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

    Общее толкование понятия «технология» – наука о мастерстве – от латинского techne – искусство, мастерство; logos – наука. Технология в более строгом понимании – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения поставленных задач. В образовании, в виду его сложности и неоднозначности действия законов и норм, технологии не носят универсального характера, поэтому зачастую предпочтительнее использовать более гибкие подходы к определению педагогической технологии.

    Разночтения возникают на уровне разнообразия подходов к понятиям «педагогические» и «образовательные» технологии.

    1 подход 

    Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

    Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности воспитанников и тренера по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

    Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий тренера и воспитаника (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.


    2 подход 

    Педагогические технологии относятся к образовательному процессу в целом (образование и воспитание). Образовательные – затрагивают только учебную деятельность.



    3 подход 

    Исключает понятие «педагогические технологии» и дает представление о единственно возможном понятии «образовательные технологии». В данном контексте, если говорить о словосочетании «образовательные технологии», то оно также используется как собирательный термин, включающий весь перечень технологий, используемых в образовании.



    4 подход 

    Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности воспитаника. Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием «личностно ориентированные образовательные технологии».

    Признаками технологии обычно называют:

    - диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям);

    - воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);

    - воспроизводимость педагогических результатов.

    Итак, на сегодня в научной литературе существует множество определений понятия «технология», общий смысл которых можно свести к следующему: педагогическая технология – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.

    В настоящее время в связи с преобразованием современного образовательного процесса чаще всего встречаются такие понятия как инновационные и интерактивные образовательные технологии.


    Прилагательное «интерактивные» можно сегодня увидеть и услышать достаточно часто.

    В понятии «интерактивные» можно выделить два слагаемых «интер» – между и «акция», «активность» – усиленная деятельность. Таким образом, интерактивность можно трактовать как усиленную деятельность между кем–либо.

    В интерактивном обучении, по сравнению с традиционным, меняется взаимодействие педагога и воспитанника: активность педагога уступает место активности воспитанника, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.


    Интерактивные образовательные технологии основываются на совокупности способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и воспитанника, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.

    За каждой сферой использования терминов и понятий закреплены различные определения, толкования и иные сущностные характеристики. Аспекты функционирования педагогической технологии можно представить следующим образом.

    Общедидактическая разработка проблемы охватывает учебно-воспитательный процесс в целом, без учета своеобразия учреждений образования и их структуры, конкретизируются методология разработки сущности явления, его содержание, принципы критериального аппарата, отличительные (от традиционного методического подхода) признаки и компоненты, его составляющие.

    Таким образом, под педагогической технологией в общепедагогическом ее аспекте следует понимать процесс разработки (обоснования) и реализации такой дидактической системы учебного предмета, которая обеспечивает безусловное достижение целей его преподавания.

     Педагогическая технология, нацелена на радикальное изменение характера дидактического мышления и практических действий педагогов и воспитанников. Педагог (тренер) разрабатывает дидактическую систему каждого цикла технологии учебного процесса, где представлены в качестве инвариантного и одного из системообразующих элементов дидактические процессы. Дидактическая система, о которой идет речь в определении, разрабатывается с учетом реальных условий конкретного образовательного учреждения. Последующие действия своим содержанием, направленностью, последовательностью взаимодействий и взаимосвязью обеспечивают реализацию дидактической системы. Поскольку главным системообразующим элементом выступает цель предмета, дидактические процессы как целенаправленное и последовательное воплощение на практике процессов взаимодействия педагогов и воспитанников в циклах технологии учебно-воспитательного процесса обусловливают достижение цели его преподавания.

    Технологический подход таит в себе большие резервы неординарного и продуктивного подхода к модернизации учебно-воспитательного процесса не только по данному направлению, но и по многим другим на всех уровнях функционирования системы образования.

    Подходов к разработке проблем педагогической технологии может быть множество. Однако независимо от видов и типов конкретных технологий, педагогических явлений и процессов в них должны быть выражены стержневые идеи, которые отличают технологию от традиционной методики и трансформируются в структуру содержания самой технологии.

    Впоследствии элементы структуры, о которых идет речь, образуют компоненты педагогической технологии в различных аспектах ее интерпретации.

    Поиск ответа на вопрос, из каких элементов состоит педагогическая технология, вновь приводит к дефинициям данного понятия. В 22 % случаев указано, что технология – это система. Но в том какая эта система, мнения расходятся: «предписания», «средства», «воздействия», «знания», «процедуры», «действия», «указания» и др.

    Толкование родового понятия «технология» в словарях и энциклопедиях русского языка подтверждает корректность упомянутого понимания и интерпретации термина педагогическая технология. Большинство ученых едины в том, что технологичность выражается во множестве предметов и явлений, которые в совокупности и взаимосвязи составляют процесс. Множество, о котором идет речь, образовано в большинстве случаев из действий, приемов, процедур, установок – элементов деятельности по осуществлению процесса, в данном случае учебно-воспитательного.

    Таким образом, сущность технологичности образования и воспитания заключается в текучести явлений ориентированных на обеспечение заранее определенных результатов педагогической деятельности.

    Поскольку процессы обучения, воспитания и управления ими необходимо рассматривать в их генезисе и диалектике, каждый из двух аспектов становится составляющей педагогической технологии.

    Акцентируем внимание на словах «стратегия» и «тактика».

    Технологический подход основывается на признании циклического характера учебного процесса.

    Под циклом технологии реализации дидактической системы понимаются ограниченные во времени повторяющиеся акты дидактического взаимодействия педагога и воспитанников . Они направлены на достижение цели данного отрезка (фрагмента) педагогической технологии.

    Таким образом, сущность селективного компонента – отбор и обоснование оптимальных конкретизированным целям содержания образования дидактических процессов со средствами, формами и методами их практической реализации.

    Стимуляционно-мотивационный компонент – это создание и реализация условий, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности, усвоению содержания образования.

    Оценочно-аналитический компонент – инвариантная составляющая технологии учебно-воспитательного процесса сквозного характера, которая служит элементом содержания любого цикла. Сущность компонента – это контроль за результатами дидактического взаимодействия с воспитанниками; получение конкретной информации, характеризующей ситуацию по итогам функционирования цикла; оценка полученной информации; анализ оценочных суждений; выделение позитивных и негативных сторон процесса; разработка рекомендаций для начала нового цикла технологии учебно-воспитательного процесса с учетом результатов предыдущего.

    1.3 Технологии дифференцированного обучения на тренировках. 

    Под дифференцированным физкультурным образованием  понимается  целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

    Обучение проводилось целостным методом с последующей дифференциацией (выделяются детали техники и разделяются их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности воспитанников, с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, дети условно делятся на группы, в зависимости от  подготовленности. Одной группе предлагаются подготовительные или подводящие упражнения в облегченных условиях, другой – усложненные подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д. Воспитанники сильных групп, внутри группы, осваивают учебный материал в среднем на два занятия быстрее средних и слабых воспитанников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а воспитанники  слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях.

    В процессе обучения двигательным действиям, человек должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами.

     Исходя из этого, возникла необходимость.

    - 1 создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причем с возможностью перехода воспитанников из одной группы в другую;

    - 2 найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям спортом. 

    Большая роль отводится планированию подготовительной и заключительной части занятия. Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части занятия. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную

    Поэтому работа должна основываться на дифференцированном подходе к учащимся. В начале прохождения программного материала по разделам, воспитанникам необходимо разделить по отделениям, в каждом из которых были бы дети разного уровня подготовленности и организовать работу следующим образом:

    а) комплектование отделений осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребенка;

    б) выбирался командир отделения, причем в каждой серии занятий он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;

    в) задачей командира отделения была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;

    г) уровень заданий (комбинаций) подбирался с учетом индивидуальных способностей детей;

    Разминка начинается с бега – самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приемом, стимулирующим воспитанников, является игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях.

    В заключительной части занятия проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения занятия, ход занятия не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания.

    Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию параметров основаны преимущественно на точности двигательных ощущений, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и восприятия занимающегося еще слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы. В результате этого они допускают существенные ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движений.

    По мере приобретения опыта ощущения и восприятия о параметрах выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять движения с точностью по амплитуде до 0,3°, по длительности – до 0,1 с, по интенсивности усилий – до 0,5 кг.

    Способности точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развиваются, прежде всего при систематическом применении общеподготовительных и специально-подготовительных координационных упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС. Эффективность педагогического воздействия можно повысить, если использовать методические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Эти подходы основаны главным образом на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений. Их можно представить в двух основных вариантах: аналитические (избирательные) задания на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движений (пространственного, временного или силового) и синтетические - на точность управления двигательными действиями в целом. Понятно, что такое разделение условно, так как точность, скажем, пространственного параметра изолированно от точности временного или силового признака движений не встречается. В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в органическом единстве.

    Поэтому, хотя и возможно преимущественное, дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движений, но обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом. Задания на точность воспроизведения эталонных пространственных, временных, пространственно-временных и силовых параметров шире представлены в физических упражнениях с относительно стандартной кинематической структурой (акробатические, гимнастические, общеразвивающие упражнения и др.).

    Важная роль в совершенствовании способностей, основанных главным образом на проприорецептивной чувствительности, принадлежит координационным упражнениям, специально направленным на повышение отчетливости мышечно-двигательных восприятии или чувств: мяча, планки, дистанции, воды, снаряда и др. Например, для повышения чувства мяча при бросках, передачах, ударах используют мячи разной массы и формы, изменяя силу удара и дальность полета мяча.

    Эффективность методических подходов, приемов и условий, направленных на совершенствование способностей точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений, неодинакова в каждом конкретном случае. Однако, зная основные из них, учитель или тренер всегда отберет наиболее адекватные, учитывая задачи

    координационного совершенствования детей на каждом возрастном этапе, сложность двигательных действий, которые требуется освоить, индивидуальные особенности занимающегося и другие обстоятельства.

    Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.

    В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

    Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

    В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним можно отнести следующие:

    - о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

    - об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;

    - о режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физическими упражнениями;

    - о технике и тактике, о требованиях к ним в различных видах спорта;

    - о методике обучения двигательным действиям и развития физических способностей;

    - о правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травматизма:

    - о правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;

    - о методике и организации самостоятельных занятий, о самоконтроле и т.д.

    Знания являются важным инструментом познавательной и практической деятельности в области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Расширение объема и повышение качества знании содействует: реализации принципа сознательности в обучении; воспитанию познавательной активности занимающихся, их творческого отношения к выполнению учебно-тренировочных заданий .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы

    Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных  занятийпо легкой атлетике в условиях образовательной школы.Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах ...

    Методическая разработка "Современный урок английского языка с использованием игровых технологий"

    Во время подготовки и проведения уроков очень часто перед учителем стоит вопрос: как сделать урок интересным,увлекательным и добиться того,чтобы дети хорошо и прочно усвоили языковой материал? Различн...

    Методические рекомендации к проведению учебно-тренировочного занятия

    В материале описывается структура, задачи и методика организации групповых учебно-тренировочных занятий...

    Методическая разработка. Современные технологии на уроках математики.

    Основные методы работы по ФГОС на уроках математики...

    Методическая разработка «Современные технологии по физической культуре в ДОУ»

    Методическая разработка "Современные технологии по физической культуре в ДОУ"...

    Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Технология» «Интерьер 3Д» и «Autodesk Fusion 360». Разработка модели дизайна интерьера и создание логотипа «Точка роста».

    Методическая разработка    современного занятия.  Введение  в курс дополнительныхобщеразвивающих программ по направлению «Технология»«Интерьер 3Д» и &l...

    Методическая разработка «Современные технологии коммуникативного взаимодействия в иноязычном образовании»

    В статье описаны современные технологии коммуникативного взаимодействия в иноязычном образовании-Технология коммуникативного общения-Технология индивидуализация обучения-Игровая технология...