Материалы для ИКП РАО, конструкты занятий. конспекты уроков по предметам учебного плана, презентации к урокам
план-конспект урока

Муравьёва Ирина Николаевна

Предназначен для работы учителей, работающие с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО

 АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  

КУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА »

Конспект мультимедийной разработки урока

«Овощи.

Употребление в пищу овощей.»

                                 

                                   Класс: 3    

                      Предмет: живой мир                                                                                      

                                                                          Учитель: Муравьева И.Н.

Тема: Овощи

Задачи:

Учебно – коррекционная:

-уточнить представление обучающихся, воспитанников о овощах;

-познакомить с названиями овощей, сформировать обобщающее понятие «овощи»;

- научить различать овощи по цвету, форме.

Коррекционно – развивающая:

- развивать слуховое, зрительное и тактильное  восприятие на основе коррекционно – развивающих упражнений в определении, различии, нахождении изучаемых предметов;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать умение слушать и слышать учителя.

Тип урока: комбинированный = вводный + изучение нового.

Оборудование:  иллюстрации,  карточки,  овощи: огурец, помидор, морковь, цветные карандаши, конверты с геометрическими фигурами, мультимедийная презинтация.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Коррекционно – развивающие методы и приемы

Результат

I.Организационный момент.

1.Проверка готовности обучающихся, воспитанников к уроку.

2.Психологический настрой.

-Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.

Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

-Что лежит на парте справа? (карандаши)

-Что лежит на парте слева? (конверты)

Итог: Мы готовы к уроку.

Психологический настрой

Готовность обучающихся, воспитанников к работе на уроке.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно подготовятся к уроку.

II. Введение в тему

Объявление темы урока

Урок развитие устной речи.

А тему урока, вы ребята, назовете мне позже.

А начнем мы наш урок с отгадывания загадок. Но сначала вспомним правила отгадывания загадок:

-Загадку нужно дослушать до конца.

-Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руку.

-Подсказывать друг другу не разрешается.

Слушайте первую загадку:

  1. Красный нос в землю врос,

 А зеленый хвост снаружи;

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

  1. Лето - в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою - в бочке

Крепкие, соленые.

(Огурцы)

  1. Кто на грядке зеленеет,
    И желтеет, и краснеет,
    Он похож на светофор,
    Это круглый….

(Помидор)

(Слайд № 2, № 3, № 4.)

-Ребята, что вы видите?

Назовите? (помидор, морковь, огурец).

(Слайд №5)

-А каким, одним словом, можно назвать эти предметы? (овощи).

-Ребята, овощей очень много. Посмотрите на рисунок. Какие овощи вы здесь видите? (перечисляют овощи изображенные на картинке).

 (Слайд №6)

- Молодцы.

-Овощей, очень много, но мы с вами будем говорить об овощах, представленных в отгадках (морковь, огурец, помидор).

(Слайд №7)

Сегодня на уроке, мы должны:

Знать: виды овощей и их признаки Уметь: составлять рассказ об овощах по плану.

Итог: сформулирована тема урока и задачи урока.

Упражнение на внимание и слуховое восприятие

Отгадывание загадок

Беседа учителя с обучающимися, воспитанниками

Подготовка к восприятию нового

Объявление темы урока, постановка задач

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно справляются с заданием

Обучающиеся, воспитанники  II и III справятся с обучающей помощью учителя.

Отгадывают загадки с опорой на наглядность.

С заданием справятся все обучающиеся, воспитанники.

III.Объяснение нового материала

-И так, мы будем изучать овощи.

-Посмотрите на схему план. С помощью плана, мы будем изучать овощи.

План:

  1. Что это?
  2. Цвет
  3. Форма
  4. Размер
  5. На ощупь
  6. Вкус
  7. Где растет
  8. Что можно приготовить
  9. Витамины

(Слайд №8)

1. Давайте начнем знакомиться с овощами.

-Ребята, что вы видите у меня в руках.

Что это? (Помидор)

- Скажите, какого он цвета? (Красного)

- А какого цвета огурец? (Зеленый)

- Морковь? (Оранжевого)

(Слайд №9)

2. Вы видите 3 геометрические формы: (круг, треугольник, овал).

-Посмотрите. Что вы видите? (геометрические фигуры).

-Какие? (круг, треугольник, овал)

(Слайд № 10)

А теперь, возьми конверты, достаньте геометрические фигуры.

Покажите, мне геометрическую фигуру, на которую похож овощ-огурец (овал)

(Слайд №11)

- Какой формы?

- Покажи в воздухе, какой он формы.

Покажите, мне геометрическую фигуру, на которую похож овощ-морковь (треугольник)

(Слайд № 12)

- Какой формы?

- Покажи в воздухе, какой он формы.

Покажите, мне геометрическую фигуру, на которую похож овощ-помидор (круг)

(Слайд №13)

Да ребята, вы правильно соотносите форму овощей с геометрическими фигурами.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (помидор) 

Вы видели помидоры, какого они размера бывают? (разного)

-А какой у меня помидор в руках? (средний)

-А теперь, давайте поиграем с вами в игру «Волшебный мешочек», и определим, какие овощи на ощупь (гладкий, шершавый, твердый, мягкий)

-Ребята, а кто помнит, какой он на вкус? (сочный, сладкий)

Итог: Был проведен анализ овощей по признакам: форме, цвету, размеру, вкусу

Физкультминутка

-Я приглашаю вам помочь мне вскопать огород:

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разорвали.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

(Слайд № 14)

 Итог: Дети отдохнули и готовы работать дальше.

-Скажите, пожалуйста, а где растут овощи? (В огороде, на грядках).

- А что можно посадить на грядках?

(морковь, огурцы, помидоры).

-Выращивают овощи, не только в огородах, но и на полях. Огород-это небольшой участок земли, чаще всего он находиться около дома.

(Слайд № 15)

Составление условно-графической схемы предложения.

-Давайте с вами составим предложения.

Овощи растут в огороде.

Овощи растут на грядках.

Чтение этих предложений.

-А какие овощи растут над землей? (огурцы, помидоры)

-Какие под землей? (морковь)

-Молодцы

- Что готовят из овощей? (суп, салат, сок)

Итог: Мы изучили рассматриваемые овощи по плану, и должны быть готовы составить рассказ.

Беседа учителя с обучающимися, воспитанниками

Упражнение на соотнесение

цвета

Упражнение на соотнесение

формы

Упражнение на соотнесение размера

Упражнение на соотнесение вкуса

Упражнения для снятия переутомления и расширение кругозора

Беседа учителя с обучающимися, воспитанниками

Работа по составлению предложений

Ответы на поставленные вопросы.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно отвечают на вопросы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III отвечают с обучающей помощью учителя.

Выполняют упражнения с контролирующей помощью.

Ответы на поставленные вопросы.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно отвечают на вопросы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III отвечают с обучающей помощью учителя.

IV. Закрепление изученного материала

1.

Мы рассмотрели с вами признаки овощей по плану, а теперь послушайте мой полный рассказ об одном овоще.

Описание учителем одного овоща (помидор).

Помидор-красного цвета, круглой формы, среднего размера, мягкий, сладкий, сочный, растет в огороде на грядках; можно приготовить салат, суп, законсервировать соления. Он полезный, в нем много витаминов.

(Слайд № 16)

 -Кто сам попробует описать, какой нибудь другой овощ?

(2 ученика, описывают овощи: огурец, морковь)

(Слайды № 17, № 18)

2. Соедини линиями овощи с соответствующими  фигурами.  Раскрашивание овощей.

(Карточки)

(Слайд № 19, № 20)

Итог: Ребята составили рассказ про овощи, с направляющей помощью учителя. И соотнесли геометрические фигуры с овощами (работа по карточкам)

Упражнение на слуховое и зрительное восприятие.

Упражнение на развитие связной речи

Упражнение на развитие мелкой моторики рук и пространственную ориентировку, зрительного восприятия.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно выполняют задание.

Обучающиеся, воспитанники  II и III с обучающей помощью учителя.

V. Итог

урока.

-Что сегодня изучали? (овощи)

- Какие овощи, мы сегодня с вами изучали? (огурец, морковь, помидор).

-Огурец, морковь, помидор- каким одним словом назвать эти предметы?

(овощи)

(Слайд № 21)

-Что мы с вами делали? (составляли рассказ)

Оценивание работы обучающейся.

Итог: Обучающиеся, воспитанники ответят на поставленные вопросы.

Развернутая словесная оценка

Формированные знания по теме урока.

Самоанализ учебного занятия.

Данный урок по теме «Овощи. Употребление их в пищу» проведен в соответствии с тематическим планированием, этот урок, является первым по данной теме. Это определили задачи и тип урока.

Задачи:

Учебно – коррекционная:

-уточнить представление обучающихся, воспитанников о овощах;

-познакомить с названиями овощей, сформировать обобщающее понятие «овощи»;

- научить различать овощи по цвету, форме.

Коррекционно – развивающая:

- развивать слуховое, зрительное и тактильное  восприятие на основе коррекционно – развивающих упражнений в определении, различии, нахождении изучаемых предметов;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать умение слушать и слышать учителя.

Тип урока: комбинированный = вводный + изучение нового.

Оборудование:  иллюстрации,  карточки,  овощи: огурец, помидор, морковь, цветные карандаши, конверты с геометрическими фигурами, мультимедийная презинтация.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Коррекционно – развивающие методы и приемы

Результат

I. Орг. момент.

-Проверить готовность обучающихся  к уроку.

-Подготовить к восприятию учебного материала (психологический   настрой)

-Объявить коррекционно-воспитательные задачи урока 

Организационные вопросы

Упражнение на слуховое и пространственное восприятие

Инструктаж по  посадке за партой

Готовность обучающихся, воспитанников к работе на уроке.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно подготовятся к уроку.

Обучающиеся, воспитанники  II и III групп готовятся к уроку с обучающей помощью учителя, т.к. не умеют располагать учебные принадлежности

на парте, слушать инструкцию учителя.

II. Введение в тему

Объявление темы урока

Подготовка обучающихся, воспитанников к восприятию нового материала.

Формирование оглашения темы на основе конкретных предметов.

Сформулирована тема урока и задачи урока.

Упражнение на внимание и слуховое восприятие (отгадывание загадок)

Отгадывание загадок

Отгадывают загадки с опорой на наглядность.

С заданием справятся все обучающиеся, воспитанники.

III.Объяснение нового материала

Был проведен анализ овощей по признакам: форме, цвету, размеру, вкусу

Физкультминутка

Обеспечение двигательной активности детей

Составление условно-графической схемы предложения.

Дети изучили рассматриваемые овощи по плану, и готовы составить рассказ

Коррекционное упражнение на распознание овощей на цвет и формы, размер и вкус

Беседа учителя с обучающимися.

Упражнения для снятия переутомления и расширение кругозора

Работа по составлению предложений

С  первой частью задания справились  все обучающиеся

вторую часть задания выполнили обучающиеся I

группы В беседе участвовало четыре обучающихся, воспитанника.

Все обучающиеся  приняли  участие в игре

«Поезд»

На вопросы по игре ответили обучающиеся      III  -группы

С заданием самостоятельно справились обучающиеся, воспитанники I группы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III групп готовятся к уроку с обучающей помощью учителя

IV. Закрепление изученного материала

 Проверить уровень усвоения изученного   го материала, умение слышать инструкцию учителя.

 

Ребята составили рассказ про овощи, с направляющей помощью учителя. И соотнесли геометрические фигуры с овощами (работа по карточкам)

2.  

Практическое упражнение на развитие аналетико-синтетической деятельности.

Самостоятельно справились с заданием обучающиеся, воспитанники I группы. Обучающиеся, воспитанники  II и III групп выполняют задание с обучающей помощью учителя.

 (не понимают инструкции учителя, быстро утомляются)

V. Итог

урока.

-Выяснить, что поняли обучающиеся из материала урока, что запомнили?

Обучающиеся, воспитанники ответили на поставленные вопросы.

 Анализ деятельность обучающихся на уроке в соответствии с поставленными задачами

 Вопрос на воспроизведение изучаемого в устной форме.

Вопрос на воспроизведение видов деятельности имеющих место на уроке.

Устное оценивание деятельности обучающихся на уроке по поставленным задачам.

(похвала,

порицание)

Обучающиеся, воспитанники I группы отвечают на вопросы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III с обучающей помощью учителя.

Мотивация учебной деятельности

Достижению цели способствовали:

-создание благоприятного психолого-эмоционального климата;

- использование в качестве наглядности  мультимедийной техники;

- работа с  дидактическим раздаточным материалом;

- принципы и приёмы коррекционной педагогики.

     Показателем эффективности усвоения новых знаний, на мой взгляд, явились активная познавательная деятельность обучающихся в течение всего урока.

Итог урока показал, что задачи, которые были поставлены, восприняты и усвоены обучающимися, воспитанниками I группы. У обучающихся, воспитанников  II и III-групп идёт формирование учебных умений, они стараются  выполнять задания учителя, но не всегда понимают инструкцию, не могут довести начатую работа до конца, так как у них не сформирована эмоционально-волевая сфера, неустойчивое внимание.

        



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО

 АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  

КУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА »

Конспект мультимедийной разработки урока

«Овощи.

Употребление в пищу овощей.»

                                 

                                   Класс: 3    

                      Предмет: живой мир                                                                                      

                                                                          Учитель: Муравьева И.Н.

Тема: Овощи

Задачи:

Учебно – коррекционная:

-уточнить представление обучающихся, воспитанников о овощах;

-познакомить с названиями овощей, сформировать обобщающее понятие «овощи»;

- научить различать овощи по цвету, форме.

Коррекционно – развивающая:

- развивать слуховое, зрительное и тактильное  восприятие на основе коррекционно – развивающих упражнений в определении, различии, нахождении изучаемых предметов;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать умение слушать и слышать учителя.

Тип урока: комбинированный = вводный + изучение нового.

Оборудование:  иллюстрации,  карточки,  овощи: огурец, помидор, морковь, цветные карандаши, конверты с геометрическими фигурами, мультимедийная презинтация.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Коррекционно – развивающие методы и приемы

Результат

I.Организационный момент.

1.Проверка готовности обучающихся, воспитанников к уроку.

2.Психологический настрой.

-Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.

Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

-Что лежит на парте справа? (карандаши)

-Что лежит на парте слева? (конверты)

Итог: Мы готовы к уроку.

Психологический настрой

Готовность обучающихся, воспитанников к работе на уроке.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно подготовятся к уроку.

II. Введение в тему

Объявление темы урока

Урок развитие устной речи.

А тему урока, вы ребята, назовете мне позже.

А начнем мы наш урок с отгадывания загадок. Но сначала вспомним правила отгадывания загадок:

-Загадку нужно дослушать до конца.

-Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руку.

-Подсказывать друг другу не разрешается.

Слушайте первую загадку:

  1. Красный нос в землю врос,

 А зеленый хвост снаружи;

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

  1. Лето - в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою - в бочке

Крепкие, соленые.

(Огурцы)

  1. Кто на грядке зеленеет,
    И желтеет, и краснеет,
    Он похож на светофор,
    Это круглый….

(Помидор)

(Слайд № 2, № 3, № 4.)

-Ребята, что вы видите?

Назовите? (помидор, морковь, огурец).

(Слайд №5)

-А каким, одним словом, можно назвать эти предметы? (овощи).

-Ребята, овощей очень много. Посмотрите на рисунок. Какие овощи вы здесь видите? (перечисляют овощи изображенные на картинке).

 (Слайд №6)

- Молодцы.

-Овощей, очень много, но мы с вами будем говорить об овощах, представленных в отгадках (морковь, огурец, помидор).

(Слайд №7)

Сегодня на уроке, мы должны:

Знать: виды овощей и их признаки Уметь: составлять рассказ об овощах по плану.

Итог: сформулирована тема урока и задачи урока.

Упражнение на внимание и слуховое восприятие

Отгадывание загадок

Беседа учителя с обучающимися, воспитанниками

Подготовка к восприятию нового

Объявление темы урока, постановка задач

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно справляются с заданием

Обучающиеся, воспитанники  II и III справятся с обучающей помощью учителя.

Отгадывают загадки с опорой на наглядность.

С заданием справятся все обучающиеся, воспитанники.

III.Объяснение нового материала

-И так, мы будем изучать овощи.

-Посмотрите на схему план. С помощью плана, мы будем изучать овощи.

План:

  1. Что это?
  2. Цвет
  3. Форма
  4. Размер
  5. На ощупь
  6. Вкус
  7. Где растет
  8. Что можно приготовить
  9. Витамины

(Слайд №8)

1. Давайте начнем знакомиться с овощами.

-Ребята, что вы видите у меня в руках.

Что это? (Помидор)

- Скажите, какого он цвета? (Красного)

- А какого цвета огурец? (Зеленый)

- Морковь? (Оранжевого)

(Слайд №9)

2. Вы видите 3 геометрические формы: (круг, треугольник, овал).

-Посмотрите. Что вы видите? (геометрические фигуры).

-Какие? (круг, треугольник, овал)

(Слайд № 10)

А теперь, возьми конверты, достаньте геометрические фигуры.

Покажите, мне геометрическую фигуру, на которую похож овощ-огурец (овал)

(Слайд №11)

- Какой формы?

- Покажи в воздухе, какой он формы.

Покажите, мне геометрическую фигуру, на которую похож овощ-морковь (треугольник)

(Слайд № 12)

- Какой формы?

- Покажи в воздухе, какой он формы.

Покажите, мне геометрическую фигуру, на которую похож овощ-помидор (круг)

(Слайд №13)

Да ребята, вы правильно соотносите форму овощей с геометрическими фигурами.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (помидор) 

Вы видели помидоры, какого они размера бывают? (разного)

-А какой у меня помидор в руках? (средний)

-А теперь, давайте поиграем с вами в игру «Волшебный мешочек», и определим, какие овощи на ощупь (гладкий, шершавый, твердый, мягкий)

-Ребята, а кто помнит, какой он на вкус? (сочный, сладкий)

Итог: Был проведен анализ овощей по признакам: форме, цвету, размеру, вкусу

Физкультминутка

-Я приглашаю вам помочь мне вскопать огород:

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разорвали.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

(Слайд № 14)

 Итог: Дети отдохнули и готовы работать дальше.

-Скажите, пожалуйста, а где растут овощи? (В огороде, на грядках).

- А что можно посадить на грядках?

(морковь, огурцы, помидоры).

-Выращивают овощи, не только в огородах, но и на полях. Огород-это небольшой участок земли, чаще всего он находиться около дома.

(Слайд № 15)

Составление условно-графической схемы предложения.

-Давайте с вами составим предложения.

Овощи растут в огороде.

Овощи растут на грядках.

Чтение этих предложений.

-А какие овощи растут над землей? (огурцы, помидоры)

-Какие под землей? (морковь)

-Молодцы

- Что готовят из овощей? (суп, салат, сок)

Итог: Мы изучили рассматриваемые овощи по плану, и должны быть готовы составить рассказ.

Беседа учителя с обучающимися, воспитанниками

Упражнение на соотнесение

цвета

Упражнение на соотнесение

формы

Упражнение на соотнесение размера

Упражнение на соотнесение вкуса

Упражнения для снятия переутомления и расширение кругозора

Беседа учителя с обучающимися, воспитанниками

Работа по составлению предложений

Ответы на поставленные вопросы.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно отвечают на вопросы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III отвечают с обучающей помощью учителя.

Выполняют упражнения с контролирующей помощью.

Ответы на поставленные вопросы.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно отвечают на вопросы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III отвечают с обучающей помощью учителя.

IV. Закрепление изученного материала

1.

Мы рассмотрели с вами признаки овощей по плану, а теперь послушайте мой полный рассказ об одном овоще.

Описание учителем одного овоща (помидор).

Помидор-красного цвета, круглой формы, среднего размера, мягкий, сладкий, сочный, растет в огороде на грядках; можно приготовить салат, суп, законсервировать соления. Он полезный, в нем много витаминов.

(Слайд № 16)

 -Кто сам попробует описать, какой нибудь другой овощ?

(2 ученика, описывают овощи: огурец, морковь)

(Слайды № 17, № 18)

2. Соедини линиями овощи с соответствующими  фигурами.  Раскрашивание овощей.

(Карточки)

(Слайд № 19, № 20)

Итог: Ребята составили рассказ про овощи, с направляющей помощью учителя. И соотнесли геометрические фигуры с овощами (работа по карточкам)

Упражнение на слуховое и зрительное восприятие.

Упражнение на развитие связной речи

Упражнение на развитие мелкой моторики рук и пространственную ориентировку, зрительного восприятия.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно выполняют задание.

Обучающиеся, воспитанники  II и III с обучающей помощью учителя.

V. Итог

урока.

-Что сегодня изучали? (овощи)

- Какие овощи, мы сегодня с вами изучали? (огурец, морковь, помидор).

-Огурец, морковь, помидор- каким одним словом назвать эти предметы?

(овощи)

(Слайд № 21)

-Что мы с вами делали? (составляли рассказ)

Оценивание работы обучающейся.

Итог: Обучающиеся, воспитанники ответят на поставленные вопросы.

Развернутая словесная оценка

Формированные знания по теме урока.

Самоанализ учебного занятия.

Данный урок по теме «Овощи. Употребление их в пищу» проведен в соответствии с тематическим планированием, этот урок, является первым по данной теме. Это определили задачи и тип урока.

Задачи:

Учебно – коррекционная:

-уточнить представление обучающихся, воспитанников о овощах;

-познакомить с названиями овощей, сформировать обобщающее понятие «овощи»;

- научить различать овощи по цвету, форме.

Коррекционно – развивающая:

- развивать слуховое, зрительное и тактильное  восприятие на основе коррекционно – развивающих упражнений в определении, различии, нахождении изучаемых предметов;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать умение слушать и слышать учителя.

Тип урока: комбинированный = вводный + изучение нового.

Оборудование:  иллюстрации,  карточки,  овощи: огурец, помидор, морковь, цветные карандаши, конверты с геометрическими фигурами, мультимедийная презинтация.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Коррекционно – развивающие методы и приемы

Результат

I. Орг. момент.

-Проверить готовность обучающихся  к уроку.

-Подготовить к восприятию учебного материала (психологический   настрой)

-Объявить коррекционно-воспитательные задачи урока 

Организационные вопросы

Упражнение на слуховое и пространственное восприятие

Инструктаж по  посадке за партой

Готовность обучающихся, воспитанников к работе на уроке.

Обучающиеся, воспитанники I группы самостоятельно подготовятся к уроку.

Обучающиеся, воспитанники  II и III групп готовятся к уроку с обучающей помощью учителя, т.к. не умеют располагать учебные принадлежности

на парте, слушать инструкцию учителя.

II. Введение в тему

Объявление темы урока

Подготовка обучающихся, воспитанников к восприятию нового материала.

Формирование оглашения темы на основе конкретных предметов.

Сформулирована тема урока и задачи урока.

Упражнение на внимание и слуховое восприятие (отгадывание загадок)

Отгадывание загадок

Отгадывают загадки с опорой на наглядность.

С заданием справятся все обучающиеся, воспитанники.

III.Объяснение нового материала

Был проведен анализ овощей по признакам: форме, цвету, размеру, вкусу

Физкультминутка

Обеспечение двигательной активности детей

Составление условно-графической схемы предложения.

Дети изучили рассматриваемые овощи по плану, и готовы составить рассказ

Коррекционное упражнение на распознание овощей на цвет и формы, размер и вкус

Беседа учителя с обучающимися.

Упражнения для снятия переутомления и расширение кругозора

Работа по составлению предложений

С  первой частью задания справились  все обучающиеся

вторую часть задания выполнили обучающиеся I

группы В беседе участвовало четыре обучающихся, воспитанника.

Все обучающиеся  приняли  участие в игре

«Поезд»

На вопросы по игре ответили обучающиеся      III  -группы

С заданием самостоятельно справились обучающиеся, воспитанники I группы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III групп готовятся к уроку с обучающей помощью учителя

IV. Закрепление изученного материала

 Проверить уровень усвоения изученного   го материала, умение слышать инструкцию учителя.

 

Ребята составили рассказ про овощи, с направляющей помощью учителя. И соотнесли геометрические фигуры с овощами (работа по карточкам)

2.  

Практическое упражнение на развитие аналетико-синтетической деятельности.

Самостоятельно справились с заданием обучающиеся, воспитанники I группы. Обучающиеся, воспитанники  II и III групп выполняют задание с обучающей помощью учителя.

 (не понимают инструкции учителя, быстро утомляются)

V. Итог

урока.

-Выяснить, что поняли обучающиеся из материала урока, что запомнили?

Обучающиеся, воспитанники ответили на поставленные вопросы.

 Анализ деятельность обучающихся на уроке в соответствии с поставленными задачами

 Вопрос на воспроизведение изучаемого в устной форме.

Вопрос на воспроизведение видов деятельности имеющих место на уроке.

Устное оценивание деятельности обучающихся на уроке по поставленным задачам.

(похвала,

порицание)

Обучающиеся, воспитанники I группы отвечают на вопросы.

Обучающиеся, воспитанники  II и III с обучающей помощью учителя.

Мотивация учебной деятельности

Достижению цели способствовали:

-создание благоприятного психолого-эмоционального климата;

- использование в качестве наглядности  мультимедийной техники;

- работа с  дидактическим раздаточным материалом;

- принципы и приёмы коррекционной педагогики.

     Показателем эффективности усвоения новых знаний, на мой взгляд, явились активная познавательная деятельность обучающихся в течение всего урока.

Итог урока показал, что задачи, которые были поставлены, восприняты и усвоены обучающимися, воспитанниками I группы. У обучающихся, воспитанников  II и III-групп идёт формирование учебных умений, они стараются  выполнять задания учителя, но не всегда понимают инструкцию, не могут довести начатую работа до конца, так как у них не сформирована эмоционально-волевая сфера, неустойчивое внимание.

        



Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по тренировочному рисованию, аппликации, работе с трафаретом для детей с ДЦП

 

Занятие №1.

Тема: Проведение вертикальной линии

Задачи:

активизирование лицевой мускулатуры;

развитие умения чувствовать свое дыхание;

формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики;

Цель:

проведение вертикальной линии

развитие глазомера, формирование карандашного захвата, формирования нажима на карандаш

коррекция нарушений  пространственного восприятия

Оборудование:

Листы бумаги с изображением верхней части листа «флажков» без палочек, «шаров» без веревочек и т.д.

 Карандаши цветные

Ход занятия:

1.Массаж лица «Ежик».

  Хором:

Жа-жа-жа-

Мы нашли в лесу ежа.

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Жу-жу-жу-

Подошли мы к ежу.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.

Ужа-ужа-ужа-        

Впереди большая лужа.

  Подставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Жок-жок-жок-

Надень, ежик, сапожек.

2.Дыхательное упражнение «Ветер и листья».

  После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

3.Развитие мелкой моторики

Упражнения с палочками.

С усилием прокатывать палочку между ладонями, затем одним концом палочки растирать центр ладони, с усилием выкручивать палочку в различных направлениях до ощущения напряжение в мышцах и суставах рук;

держа палочку между ладонями, при этом, упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку(2-3 раза)

4.Сообщение темы:

-Дети, вы знаете, что когда бывает праздник, люди ходят по улице  с флажками, шарами, цветами? У нас тоже есть флажки, шары, цветы

    Но у флажков нет палочек, у шаров – веревочек, у цветов – стебельков. Их нельзя взять в руки.

    Посмотрите, как можно помочь детям на рисунке?

Аккуратно проведем линию от флажка к руке девочки. Обязательно до руки, иначе она не удержит флажок, а шары улетят. Проводим линии – и вот дети держат флажки, шары, цветы

5.  Дыхательные упражнения

«Подуй на пальцы».

  Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота

6. Итог занятия.

Занятие № 2

Тема: Аппликация из готовых форм «Коврик»

Задачи:

Формирование  двигательных навыков и развитие  мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Цели:

Закрепить понятие о вертикальных и горизонтальных линиях

Развитие глазомера

Ориентация в плоскости листа

Оборудование:

Квадратные листы бумаги; полоски бумаги 2-х цветов ( например, желтого и зеленого) шириной около 1 см.

Принадлежности для работы над аппликацией (клей, ножницы)

Ход занятия:

1.Массаж лица.

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза.

Где ты, носик?

Лобик, лобик!

Где ты. Лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам – 4 раза.

Щечка, щечка!

Пальцами погладить щеки сверху вниз – 4 раза

Где ты, щечка?

Будет чистенькая дочка,

Погладить ладонями шею.

Будет чистенький сынок

Растереть ладошками уши.

И котенок-малышок.

Потереть ладони друг о друга.

 Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:

Лапки мыли?

Мыли!

Ушки мыли?

Мыли!

Хвостик мыли?

Мыли!

Все помыли.

И теперь мы чистые,

Котики пушистые.

2.Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы».

  Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

3.Развитие мелкой моторики

Упражнение с палочками:

«ломать», выкручивать, растягивать палочку;

прокатывать палочку по ладони;

поднять палочку с , удерживая ее за концы одноименными пальцами левой и правой кистей.

4.Сообщение темы:

    Педагог демонстрирует детям образцы «коврика» (можно 2 варианта) и создает мотивацию к выполнению задания: говорит о том, что эти коврики можно подарить на праздник маме и бабушке.

    Изготовление «коврика» должно быть ориентировано на образец: приклеивание волос без предварительной разметки листа, Для более слабых детей можно нанести ориентиры на листе

5. Дыхательные упражнения.

6. Итог занятия.

Занятие № 3

Тема: Рисование с использованием трафарета «квадрат»

Задачи:        

Формирование  двигательных навыков и развитие  мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Цели:

Закрепить понятие о геометрической фигуре «квадрат».Развитие  глазомер.

Оборудование:

Трафареты размером 10х10 см с вырезанными отверстиями шириной 4  см в форме круга, квадрата и треугольника

Лист бумаги, цветные карандаши

Ход занятия:

1.Массаж лица

 «Бурундук»

Педагог:

 Щечка, щечка-

Два мешочка,

Поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам.

Три-четыре корешочка,

Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.

Пять брусничек,

С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.

Шесть морошек,

Закрыть глаза и мягко погладить веки.

Семь букашек,

Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.

Восемь мошек…

Лапкой в щечку-

Похлопать ладонями по щекам.

Стук. Стук:

На здоровье,

Вытянуть ладони вперед и покачать головой.

Бурундук.

2.Дыхательное упражнение

«Мышка принюхивается».

  Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.

3.Развитие моторики.

Групповые упражнения с палочками.

Передача палочки по кругу: у каждого ребенка в левой руке по палочке, по команде он перекладывает ее в правую руку и затем, разведя руки в стороны, передает ее партнеру, стоящему справа от него, в то же время, принимая палочку от партнера слева. Так полочки двигаются по кругу.

Упрощенный вариант:

 передается одна палочка

4. Сообщение темы.

Педагог предлагает посмотреть на трафарет и спрашивает, какую фигуру напоминает детям отверстие трафарета. Затем раздает  детям трафареты и просит обвести пальцем контуры отверстия, держа трафарет на весу, несколько раз. Затем просит детей взять в руки карандаш и в том же положении – на весу – обвести отврстия по контуру. Далее трафарет фиксируется на бумаге и обводится по контуру карандашом, карандаш при этом плотно прижат к контуру трафарета.

    Обвести следует несколько раз, а затем сразу нарисовать квадрат без трафарета на свободном поле листа. И таким образом, чередуя рисование по трафарету и без него, несколько раз повторить изображение квадрата.

    Чтобы работа не показалась однообразной, можно испольовать цветные карандаши, а мотивацию многократного повторения рисунка  усилить. Например,- у кого кубиков больше?

    В такой же последовательности следует закреплять понятие о треугольнике, круге, прямоугольнике и других геометрических фигурах и умение их рисовать.

5. Итог занятия. Дыхательные упражнения

«Ураган»- глубокий вдох через нос, задержать дыхание, а затем, сделав медленный направленный выдох через рот, попытаться сдуть свои кубики.

 Занятие № 4

Тема: Орнамент в квадрате «Коврик»

Задачи:

Формирование  двигательных навыков и развитие  мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Цели:

Расширять понятие об орнаменте

Развивать глазомер

Формировать навыки рисования кистью

Оборудование:

Гуашь, принадлежности для рисования

Заготовки в виде контуров квадрата для раздачи детям

Ход занятия:

1.Массаж лица:

Ла-ла-ла-

На цветке сидит пчела.

Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам  – 7 раз.

Ул-ул-ул-

Ветерок подул.

Провести пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз.

Ала-ала-ала-

Пчелка крыльями махала.

Кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз.

Ила-ила-ила-

Пчелка мед носила.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

2.Дыхательное упражнение

«Ветер».

Дует легкий ветерок-ф-ф-ф…

И качает так листок-ф-ф-ф…

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок-ф-ф-ф… И качает так листок-ф-ф-ф… Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый-а-а-а…

Рябиновый-и-и-и…

Березовый-о-о-о…

Дубовый-у-у-у…

Дети поют хором: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».  

3.Развитие моторики

Кулак – ребро – ладонь (выполняется сначала одной рукой, затем – другой)

4.Сообщение темы.

Педагог:

- Сегодня мы поработаем художниками на ковровой фабрике, мы придумаем рисунки для ковриков, а затем украсим ими нашу комнату.

    Педагог показывает детям способ примакивания и соединения точек линиями, а затем следует поэтапное выполнение задания – по образцу и по собственному замыслу детей.

5. Итог занятия. Дыхательные упражнения.

Поочередно на выдохе произнести свои имя и фамилию

  Занятие № 5

Тема: Рисование фигуры человека красками

Задачи: Формирование  двигательных навыков и развитие  мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Цели:

Научить схематическому изображению человека

Формирование приемов рисования красками круга, овала, изображающих части тела человека

Оборудование:

Краска розовая

Бумага, сложенная в пол листа

Образец – схематическое изображение человека

Ход занятия:

1.Массаж лица

 Кончиками пальцев осуществлять легкие движения:

поглаживающие;

постукивающие;

разминающие;

поглаживающие.

(Рисуем свой портрет: нарисовали  «воздушными карандашиками»  (указательными пальцами) брови -  проводим пальцами несколько раз по бровям; нарисовали глазки – делаем круговые движения вокруг глаз; Нарисовали щеки – круговые движения по щекам; Нарисовали ушки – разминаем ушки; Нарисовали носик – проводим по носику; Дождь пошел – постукивающие движения пальцами по лицу; Все смыл – поглаживающие движения ладонями  по всему лицу.

2.Дыхательное упражнение «Синьор-помидор» (по М. Лазареву).

  И.п. - Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад.   На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе - плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.

3. Развитие моторики

«маятник» сидя, ноги расставлены. Наклониться, прокатывать мяч от одной руки к другой. Повторить движения с закрытыми глазами.

4.Сообщение темы.

  Педагог показывает рисунок человека, схематично изображенного розовой  краской:

 - Кто это нарисован?

-Человек

-Правильно. Сегодня мы  научимся рисовать человечка. Педагог показывает, с чего надо начинать изображение человека.

- Начнем с головы – вот так, на что она похожа? На  кружок, а затем будет туловище – овал –«огуречик», а вот здесь растут ручки, а вот здесь – ножки Попробуйте сами. А потом нарисуем вашим человечкам волосы. Они бывают черные, рыжие, желтые. У девочек длинные волосы, у мальчиков – короткие

    Придумайте одежду для них, Когда краска высохнет, мы вашим человечков будем одевать.

5.Итог занятия. Дыхательная гимнастика

«Футбол» Детям предлагается подуть на поролоновый или ватный шарик и поперемещать его струей воздуха по поверхности стола 1-2 минуты

Занятие № 6

Тема: «Человек» (подвижная аппликация)

Задачи:                  

Формирование  двигательных навыков и развитие  мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Цели: 1.Закрепление понятия о схеме человеческого тела. 2. Развитие пространственной ориентации

Оборудование: Геометрические формы: круги, овалы, полуовалы, квадраты, прямоугольники

Рисунки для демонстрации: схематическое изображение человека из различных геометрических форм

Ход занятия: 1.Массаж лица из йоговской гимнастики для детей.

  1. «Лепим личико» – проводят руками по краю лица.
  2. «Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев по бровям.
  3. «Лепим бровки» – проводят кончиками пальцев по бровям.
  4. «Лепим глазки» – трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз.
  5. «Лепим носик» – проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
  6. «Лепим ушки» – пощипывают мочки ушей.
  7. «Лепим подбородок» – поглаживают подбородок.

Рисуем носиком солнышко» – крутят головой, рисуют носиком лучики. Выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик».

2.Дыхательные упражнения.

  Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносят звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

3.Упражнения с мелкими предметами.

Игра «Следопыты». Дети закрывают глаза и вытягивают перед собой раскрытую ладонь, на которую кладутся камешек (орех, желудь и т. п.). Не открывая глаз, дети должны определить, какой предмет лежит на ладони: тяжелый или легкий, маленький или большой, теплый или холодный, можно попробовать угадать цвет. Затем дети открывают глаза и сравнивают предмет со своим предположениями.

4.Сообщение темы

 Педагог показывает детям рисунки со схематическим изображением человека и наоборот геометрических фигур, их которых можно сложить фигуру человека и предлагает у себя на столе сложить «человечка» так, чтобы он был возможно более похож на рисунок – образец.

5.  Итог занятия. Дыхательные упражнения.

Упражнение «Свеча». Деям дается инструкция: «Сделайте глубокий вдох через нос, вытяните руки над головой, ладони сомкните, потянитесь всем телом вверх, «задуйте свечу» - выдохните с силой через рот, наклонившись вперед, резко опустите руки перед собой, ладонями коснитесь пола.

Занятие № 8

Тема:  Рисование человека по трафарету

Задачи:

Формирование  двигательных навыков и развитие  мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Цели:

Закрепить понятие о схеме тела человека.

Обучить новому приему изображения целостного контура тела  человека

Оборудование:

Трафарет с контурами человека

Простые карандаши

Ход занятия:

1.Массаж  лица

Голова запрокинута назад. Гримаса «соленый чай» - брови сдвинуты, уголки рта опущены.

Голова наклонена вперед. Гримаса «сладкий чай» - брови приподняты,  губы в «улыбке»

2. Дыхательная гимнастика

«Мыльные пузыри». С помощью одноразовых трубочек детям предлагается выдувать мыльные пузыри в течение 1-2 минут. – Чей пузырек окажется больше?

3. Развитие мелкой моторики

Массаж щеткой:

-Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

4. Сообщение темы.

Педагог раздает трафареты и показывает, как следует обвести по контуру, чтобы получилось изображение человека, Рисунок можно повторить несколько раз. Занятие можно «обыграть»

Придумать те или иные цели  для повторения этих изображений, например, рисование сюжетных картинок к знакомой русской народной сказке.

5. Итог занятия. Дыхательные упражнения. «Мыльные пузыри»

Общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения

Рекомендуемый ряд упражнений.

Самомассаж:

  • Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;
  • Упражнение «одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;
  • Каждый палец перетираем от основания к ногтю;
  • Упражнение, в котором предлагают детками рисовать каждым пальчиком в воздухе;
  • Сгибать каждый палец по очереди;
  • Выпрямлять каждый палец по очереди;
  • Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»;
  • В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально – «стол»;
  • Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»;
  • Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик – «пальчики приклеились»;
  • В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх – «собака»;
  • Для начала скрестите пальцы, затем поднимите руки вверх, и растопырьте пальчики – у вас получаться «солнечные лучи»;
  • Поочередно выполняйте упражнения – сожмите руку в кулак, затем поставьте ладонь ребром на стол, затем прижмите ладонь к столу. Можете постепенно ускорять темп выполнения – «кулак, ребро, ладонь».

Упражнения для развития тонких движений пальцев рук:

  • «пальчики здороваются» - для начала нужно закрепить с детьми названия каждого пальчика. Затем кончиком большого пальца поочередно дотроньтесь до каждого кончика остальных пальцев (здесь и далее сначала упражнение выполняйте ведущей рукой, затем второй рукой, и дальше обеими руками, от большого пальца к мизинцу, и наоборот);
  • Пальцы одной руки одновременно «здороваются» с пальцами второй руки;
  • Упражнение «Оса» - выпрямите указательный палец и вращайте им;
  • «Коза» - выпрямление указательного пальца и мизинца;
  • Образуйте два кружка, соединив кончики большого и указательного пальцев;
  • «Зайчик» или «Ушки» - сожмите пальцы в кулак и выпрямите только указательный и средний пальцы;
  • «деревья» - все пальцы широко расставлены

Упражнения с монетами

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты .Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем-с открытыми.

Упражнения с четками.

Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди,орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых четок, постепенно снижая(для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп(для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью-чтением стихотворения либо скороговорки.

Упражнения с палочками и карандашами

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Упражнения с мячами

Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы детям.

Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить детей закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание детей на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.

Упражнения с  использованием карандаша. Предложите детям следующее:

  • Обвести по контуру любую фигуру или предмет;
  • Нарисовать какой-либо предмет по точкам;
  • Рисовать штрихи в разных направлениях, используя при этом трафареты;
  • Провести карандашом по узкой дорожке и при этом не завести в сторону;
  • «двойные рисунки» - очень интересный вид упражнений, в котором дети рисуют различные обеими руками, это могут различные геометрические фигуры, либо художественный рисунок (рисовать предлагается или одновременно два одинаковых предмета, либо один рисунок двумя руками, как бы дополняя его).

 

Для развития и улучшения координации движений рук рекомендовано выполнять упражнения:

  • Упражнение выполняется под счет, при этом темп постепенно ускоряя, и строго исполняя словесные инструкции:

- левую руку в кулак, правую разжать, и наоборот;

- правую ладонь ставим на ребро, левую – сгибаем в кулак;

Упражнения для расслабления кистей рук

1. Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую и левую руки ребенка от плеча)

2. Имитационные движения для кистей рук:

- «стряхивание воды»;

- «полоскание белья»;

- «поглаживание кошки».

3. Массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук:

- поглаживающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

- разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

- поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

- поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

- поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

- движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) – пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз)- поочередное сгибание пальцев рук;

- щеточный массаж кистей и пальцев рук (используются щетки разной степени жесткости).

Активизирующие пассивно-активные упражнения при сниженном мышечном тонусе

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

1. массаж кистей рук и пальцев жесткой щеткой

2. сжимание резиновых и пластиковых мячиков с шипами;

3. катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами;

4. поочередное сжимание мягкого поролонового мячика большими и указательными пальцами рук ( большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами);

5. рисование геометрических фигур поочередно каждым пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины;

6. замешивание крутого соленого теста, разминание его ладонями и поочередно каждым пальцем, лепка объемных геометрических фигур по образцу и словесной инструкции.

В работе с детьми  с гиперкинезами полезно применять мешочки с песком , которые накладываются на тыльные стороны кистей рук ребенка, а также рекомендуется утяжелить кубики, используемые в конструктивных играх

Дыхательная гимнастика

«Свеча»

Детям дается инструкция:  «Сделайте глубокий вдох через нос, потянитесь всем телом вверх. Ладони при этом сомкнуты, руки вытянуты над головой.

Упражнение выполняется 1 – 3 раза.

«Задуйте свечу» - выдохните с силой через рот, наклонившись вперед. Резко опустите руки перед собой, ладонями коснитесь пола».

Упражнение выполняется 1-3 раза сидя на полу.

«Сосед»- сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Сделайте глубокий вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся имя соседа.

Упражнение выполняется по кругу вначале по часовой стрелке, а затем против.

«Футбол» - Детям предлагается подуть на поролоновый или ватный шарик и поперемещать его струей воздуха по поверхности стола в течении 1-2 минут.

Возможно введение соревновательного элемента: выигрывает ребенок, сумевший первым забить мяч «в ворота»

«Мыльные  пузыри» - С помощью одноразовых трубочек детям предлагается выдувать мыльные пузыри в течение 1-2 минут. Возможно введение соревновательного элемента: выигрывает ребенок, чей пузырь окажется большего размера, дольше не лопается и т.д.

«Знакомство» - Детям дается инструкция:

«Сядьте в круг, Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно через рот, наклоняясь вперед и опуская руки вниз; положите ладони на пол, А теперь по очереди по часовой стрелке сделайте глубокий вдох через рот, поднимите руки и задержите дыхание. Выдыхая, опустите руки вниз и, наклоняясь в круг, произнесите на выдохе свое имя»

Упражнение выполняется  1 раз.

Возможно усложнение упражнения: детям предлагается произносить на выдохе свои имя и фамилию.



Предварительный просмотр:

ДАТА: 16.12.21г.

КЛАСС: 6

ПРЕДМЕТ: Человек

УЧИТЕЛЬ: Муравьева И.Н.

ТЕМА: «Мой нос. Уход за носом».

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 

Расширять представление  о  сходстве  и  различии  людей  по  половому

признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек

формирование представления о роли носа в организме, о том, как беречь и  ухаживать за носом;

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие умений у детей различать и называть органы чувств;

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

               воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью.        

               ФОРМИРУЕМЫЕ БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач на основе работы в группе;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:  

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация) на наглядном, доступном вербальном материале;

ЛИЧНОСТНЫЕ:

гордиться школьными успехами и достижениями.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстративный материал

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форм

БУД

Орг. момент

1. Игра "Назови, не ошибись"

- Я буду подходить к вам, и дотрагиваться до разных частей тела, кто правильно назовет часть тела и количество, тот и садится на место

Правильно называют части тела и садятся на свои места.

Р

Введение в тему

-Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадку

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет… (нос)

-Ребята, о какой части лица это загадка? (про нос).

Покажите свой нос.

-Сколько у вас носиков? (один. Один нос и две ноздри)

-Теперь посмотрите друг на друга.

-Одинаковые у вас носы? (разные)

 Чем-то вы все похожи, но в то ж время у каждого человека свой неповторимый нос.

-Чем они отличаются? (они различаются формой носа)

Нос бывает очень разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым

-Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Мой нос. Уход за носом».

Сегодня на уроке мы с вами узнаем

-Для чего нужен нос?

-Как ухаживать за носом?

-У кого есть нос? У каких предметов бывают носы?

Слушают загадку

Отвечают на вопросы учителя, узнают тему урока

П. Р. К.

Изучение нового материала

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужен нос?

(Нос нужен для того, чтобы дышать)

- Разве без носа мы не можем дышать?

Ну-ка давайте закроем носики и попробуем подышать

- Действительно без носа мы с вами дышать не сможем!

Значит первая и главная  функция нашего носа дыхание

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

«Гимнастика для носа»:

-Сделать 10 вдохов и выдохов.

-Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

- Ребята, а чем мы дышим? (воздухом)

Вместе с воздухом в наш нос попадает пыль, микробы, а наш носик защищает наш организм.

Значит вторая    функция нашего носа – очищение.

- Ребята, зачем еще нужен нос, что он может делать?

- Послушайте стишок и вы узнаете ответ на вопрос Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов

- Ребята, значит, нос помогает нам чувствовать разные запахи?

А какие  запахи вы знаете?

Игра «Узнай по запаху»

Завязать  ребенку глаза и попросить определить по запаху, какой предмет перед ним.

. Для этого использую мандарин, чеснок, духи, хлеб, банан.

Нос - единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Значит третья    функция нашего носа – различение запахов.

Следующее задание - закрыть нос руками и произнести слово – нос.

Слышите как изменился голос, он стал таким сиплым и неприятным.

Значит четвертая   функция нашего носа – красиво говорить

А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

Как наш нос старается освободиться от микробов?

Мы чихаем.

Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа.

Игра "Можно - нельзя".

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

Ну а если все-таки носик заболел, нужно обратиться к врачу-отоларингологу (лор)

Зажимают носы пытаются дышать.

Делают вывод, что

если нос не дышит,

приходится дышать

ртом, а это не очень

удобно.

Слушают стихотворение

Делают выводы

П. К.

Физ.

минутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

ходьба на месте

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже (остановиться, руки за спину)

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше (поднять голову)

И легко - легко подышим.

дыхание через нос

Дежурный проводит физминутку.

Р

Закрепление изученного материала

Дидактическая игра «Где чей нос?» Многозначность носа.

(Нос корабля, животного, у птицы нос – клюв, самолета, носик чайника,  нос у сапога,  нос человека)

у кого  есть нос? У каких предметов бывают носы  Кому он нужен и для чего?

•        – Носы бывают у самолета, парохода, у животных, у птиц – клюв, у чайника – носик, у обуви,–  у человека.

•        нос самолету нужен, чтобы лететь, пароходу, рассекать волну, животным – находить по запаху пищу, птице – клевать пищу, чайнику – наливать кипяток, обуви – для пальцев ноги, человеку – определять запах.

Обучающиеся вставляют  слово уши

П. Р. К.

Итог урока

- Что узнали о носе?

Нос может разговаривать (звуки меняются, с помощью носа можно узнать разные запахи)

Отвечают на вопросы

Л, Р


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи; Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.

Слайд 3

Лето - в огороде, Свежие, зеленые, А зимою - в бочке Крепкие, соленые.

Слайд 4

Кто на грядке зеленеет, И желтеет, и краснеет, Он похож на светофор, Это круглый….

Слайд 8

Цвет Форма Размер На ощупь Вкус Где растет Что можно приготовить Витамины

Слайд 10

ОВАЛ КРУГ ТРЕУГОЛЬНИК

Слайд 14

Мы лопатки взяли, Грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Грядки разорвали. Семена рядами Дружно мы сажали, А потом водою Теплой поливали.

Слайд 16

Красный Круглый Средний Мягкий Сочный На грядках Салат, закрутки, сок Витамин А, витамины группы В, витамин Е, витамин С, витамин К, витамин PP, а также бета-каротин.

Слайд 17

Зеленый Овальный Средний Твердый Сочный На грядках Салат, закрутки, сок Кальций, калий, фосфор, железо, йод.

Слайд 18

Оранжевая Треугольная Средний Твердая Сочный На грядках Салат, закрутки, сок Витамин А, бета-каротин, витамины группы В, витамин С, витамин Е, витамин Н нормы;, витамин РР, витамин К

Слайд 19

Какие формы предметов ты знаешь? Назови, какие здесь изображены формы предметов. Каких они цветов? Покажи мне круг. Покажи треугольник. Покажи мне овал. Какого цвета овал? Что ты видишь под геометрическими фигурами? На какую геометрическую фигуру, похож помидор? Раскрась помидор, в такой же цвет. Сделай, тоже самое с геометрическими фигурами треугольник и овал. Проведи линии от овощей к формам.

Слайд 22

Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков Развития речи на основе знакомства с окружающим миром. В 3 классе специальных (коррекционных) школах VIII вида Журнал «Начальная Школа» №12 2011 г. http://waalbase.cc иллюстрации http://images.yandex.ru / иллюстрации http://fotki.yandex.ru / рисунки и апликации http://www.mp3poisk.net



Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС:

Учитель-дефектолог: Муравьева И.Н.

ТЕМА: Основные цвета: красный, желтый

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: развитие зрительного восприятия

Коррекционные: коррекция восприятия; развитие фантазии, воображения

Воспитательные: умение работать в группе

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас.

  1. Сообщение темы занятия: Сегодня мы постараемся научиться различать цвета
  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

3. Различение цвета.

- Посмотрите у меня в руках круг. Какого цвета круг? Молодец Алеша. Алеша знает, что это круг красного.

- Давайте повторим все вместе хором, красный.

- давайте посмотрим вокруг себя и назовем предметы красного цвета. Молодцы…

4. Практическое задание.

- Возьмем в руки красный карандаш и раскрасим листочек красным цветом.

5. Различение цвета.

- Посмотрите у меня в руках квадрат. Какого цвета квадрат? Молодец Кира. Квадрат желтого цвета.

- Давайте повторим все вместе хором, желтый.

- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы желтого цвета. Молодцы…

6. Практическое задание.

- Возьмем в руки желтый карандаш и раскрасим листочек желтым цветом.

7. Различение цветов.

- Я раздаю вам листочки на которых нарисованы круг и квадрат. Перед вами лежат 2 карандаша: красный и желтый. Возьмите в руку красный карандаш. Молодцы.

- Раскрасьте круг красным цветом. Молодцы, все справились с заданием.

- Возьмите в руку желтый карандаш. Хорошо.

- Раскрасьте квадрат желтым цветом.

- Все справились с заданием.

- А теперь посмотрим мультфильм о цветах.

1. Отвечают на вопросы.

2. Раскрашивают листья

ПРК

Итог урока

- Сегодня все занимались хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Правильно. Мы изучали красный и желтый цвет.

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР

https://a.d-cd.net/c2a9a3es-1920.jpg

        

https://a.d-cd.net/c2a9a3es-1920.jpg

 



Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС: 0, 1 б, 2

Учитель-дефектолог: Муравьева И.Н.

ТЕМА: Сплети коврик из цветных полосок. Основные цвета: красный, желтый

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: развитие зрительного восприятия

Коррекционные: коррекция восприятия; развитие фантазии, воображения

Воспитательные: умение работать в группе

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас.

- На прошлом занятии мы с вами учились различать красный и желтый цвет.

- Посмотрите у меня в руках полоска какого цвета? Правильно, красная. Давайте поищем предметы красного цвета у нас в классе.

- Теперь у меня в руках полоска какого цвета? Желтого. Давайте поищем предметы желтого цвета у нас в классе.

- Молодцы.

  1. Сообщение темы занятия: А сегодня из этих цветов, красного и желтого, мы будем плести коврик.
  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

- Посмотрите перед вами на листочке нарисован коврик. Он белого цвета. Нам с вами нужно будет наклеить полоски красного и желтого цвета по очереди. Сделаем коврик разноцветным.

- Берем в руки полоску красного цвета, мажем клеем и приклеиваем в начале коврика. Вот так.

- Берем в руки полоску желтого цвета, мажем клеем и приклеиваем за полоской красного цвета. Вот так.

- Следующая полоска будет какого цвета? Красного. Берем в руки полоску красного цвета и приклеиваем ее за желтой. Вот так….

- Посмотрите, мы с вами приклеили все полоски, одна за другой: красная, за ней желтая; опять красная, за ней желтая.

- Какого цвета эта полоска Соня?

- А это какого цвета Иван?

- Молодцы.

- Какие красивые коврики получились. Подарим их маме.

1. Наклеивают бусы.

2. Отвечают на вопросы

ПРК

Итог урока

- Сегодня все занимались хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Правильно. Мы наклеивали полоски красного и желтого цвета, делали разноцветный коврик.

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР



Предварительный просмотр:

ДАТА:

КЛАСС:

Учитель-дефектолог: Муравьева И.Н.

ТЕМА: Собери гирлянду. Основные цвета: красный, желтый

Групповое занятие.

Задачи:

Образовательные: развитие зрительного восприятия

Коррекционные: коррекция восприятия; развитие фантазии, воображения

Воспитательные: умение работать в группе

Формируемые базовые учебные действия (буд):

  • Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
  • Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы

Оборудование: бумага, ручки.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые  БУД

Организационный момент, (мотивационно – побудительный)

  1. Эмоциональный настрой на занятие.

- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас.

- На прошлом занятии мы с вами учились различать красный и желтый цвет.

- Посмотрите у меня в руках бусина какого цвета? Правильно, красная. Давайте поищем предметы красного цвета у нас в классе.

- Теперь у меня в руках бусина какого цвета? Желтого. Давайте поищем предметы желтого цвета у нас в классе.

- Молодцы.

  1. Сообщение темы занятия: А сегодня из этих цветов, красного и желтого, мы будем собирать бусы.
  1. Настраиваются на урок.
  2. Проверка готовности к занятию
  3. Отвечают на вопросы

Р.Л.

 Основная  часть

- Посмотрите перед вами на листочках нарисованы ниточки. Нам с вами нужно будет наклеить бусины красного и желтого цвета по очереди.

- Берем в руки бусину красного цвета, мажем клеем и приклеиваем в начале нитки. Вот так.

- Берем в руки бусину желтого цвета, мажем клеем и приклеиваем зав бусиной красного цвета. Вот так.

- Следующая бусина будет какого цвета? Красного. Берем в руки бусину красного цвета и приклеиваем ее за желтой. Вот так….

- Посмотрите, мы с вами приклеили все бусины, одна за другой: красная, за ней желтая; опять красная, за ней желтая.

- Какого цвета эта бусина Соня?

- А это какого цвета Иван?

- Молодцы.

- Какие красивые бусы получились. Подарим их маме.

1. Наклеивают бусы.

2. Отвечают на вопросы

ПРК

Итог урока

- Сегодня все занимались хорошо.

Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке.

 - Чем мы занимались на занятии?

- Правильно. Мы наклеивали бусины красного и желтого цвета.

Рефлексия:

- отвечают на вопросы

ЛР


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Scanned with AnyScanner


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Scanned with AnyScanner


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обществознание-новый учебный предмет. Человек-часть природы и общества."

Презентация  к вводному уроку в 5 классе по учебнику А.И.Кравченко.Данная презентация позволяет  на первом уроке нового для пятиклассников курса заинтересовать  их, увлечь и нацелить на...

Презентация к уроку "Обществознание-новый учебный предмет. Человек-часть природы и общества."

Презентация  к вводному уроку в 5 классе по учебнику А.И.Кравченко.Данная презентация позволяет  на первом уроке нового для пятиклассников курса заинтересовать  их, увлечь и нацелить на...

Презентация к уроку по предмету "Музыка" 4 класс. Тема урока "М.И.Глинка Опера "Руслан и Людмила". История создания оперы."

Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.Не меняя канвы пушкинского текста, ...

Контрольно-измерительные материалы по предметам учебного плана, 9 класс.

В материале представлены контрольные работв по предметам учебного плана для обучающихся 9 класса с ОВЗ ( легкая умственная отсталость)....

Контрольно-измерительные материалы по предметам учебного плана для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Представлены контрольно-измерительные материалы по предметам учебного плана для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...