Программируем на Паскале
рабочая программа (10, 11 класс)

Изучение алгоритмизации и программирования на языке Паскаль,  для приобщения  учащихся к алгоритмической культуре, азам профессии программиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmizatsiya._programmirovanie_na_paskale.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сафоново, Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/____________/

ФИО

Протокол №_____

От «___»________2016___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №6»        

________/____________/

ФИО

От «___»________2016___г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ «СОШ №6»

________/____________/

ФИО

Приказ №_____

От «___»________2016___г.

Программа

элективного курса

«Программируем на Паскале»

учителя  математики и информатики

Боженковой Елены Александровны

2016 год

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания  курсов по выбору по информатике, связан с целесообразностью изучения алгоритмизации и программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение алгоритмизации и программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения алгоритмизации и программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Цель: изучение алгоритмизации и программирования на языке Паскаль,  для приобщения  учащихся к алгоритмической культуре, азам профессии программиста.

Элективный курс «программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 10 и 11 классов. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение двух учебных лет: 10 класс по 1 часу в неделю, 11 класс – по 1 часу  в неделю.

Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – это первый год обучения, в котором  изучаются  базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), представление этих структур в виде блок-схем, типы данных.

Второй модуль полностью посвящен основам языка Паскаль. В основу второго модуля положена работа с простыми типами данных, только лишь в конце модуля идет знакомство со структурированными типами (изучаются массивы).

Учитывая все вышесказанное, можно выделить основные   задачи данного курса:

  • формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
  • формирование алгоритмической культуры;
  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу;
  • научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных;
  • приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте;
  • освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль;
  • развитие алгоритмического мышления учащихся;
  • формирование навыков грамотной разработки программ;
  • углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Предполагается использование дополнительных пособий по программированию. На основе этих пособий разработаны презентации, которые содержат: теоретический материал по всему курсу алгоритмизации и программирования; задачи с решениями (готовыми программами) для самостоятельного разбора; справочный материал; тестовые задания; задачи для самостоятельного решения.

Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно -  создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме семинаров и экзамена . Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.

Организация учебного процесса.  В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач, курсовые проекты;
  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы, курсовые работы.

Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Каждая лекция – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 2 часа). Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций.

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного  контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:

  • Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).
  • Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.
  • Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
  • Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

Семинар. После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.

Экзамен. Целью проведения такого вида контроля - проконтролировать знания, умения и навыки учащихся, приобретенные в ходе изучения какого либо модуля элективного курса или всего курса. Примерные экзаменационные билеты к экзамену по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль».

Билет №1

  1. Структурированные типы данных. Массивы. Типы массивов.
  2. Задание на объявление данных по условию задачи. Объявите данные необходимые для решения следующей задачи: «Написать программу для нахождения суммы минимального и максимального элементов квадратной матрицы, расположенных выше главной диагонали».

Билет №2

  1. Подпрограммы. Процедуры и функции.
  2. Задача на одномерные массивы: в одномерном массиве найти количество положительных, отрицательных и нулевых элементов, имеющих номера позиций кратные трем.

Билет №3

  1. Типы данных языка Паскаль. Выражения, операции, операнды. Структура программы (рассказать на своем примере).
  2. Задача на подпрограммы. Составит программу для решения квадратного уравнения.

Билет №4

  1. Массивы. Двумерные массивы. Способы описания элементов массива.
  2. Задача на циклы. Написать программу, которая вычисляет сумму первых n членов ряда 1. 3, 5, 7, … . Количество суммируемых членов ряда задается во время выполнения программы.

Билет №5

  1. Алгоритмы циклической структуры. Организация циклов в Паскале.
  2. Задача на двумерные массивы. Найти сумму элементов некоторого двумерного массива и сравнить их с произведением элементов некоторой строки.

Билет №6

  1. Структурированные типы данных. Записи.
  2. Задача на файлы. Создать текстовый файл и записать в него пять одинаковых фраз.

Билет №7

  1. Файлы в Паскале. Текстовые файлы.
  2. Задача на записи. Дан список учащихся класса, содержащий следующие поля: фамилия, имя, класс, оценка по математике, информатике, физике, средний бал по всем предметам. Определить у какого ученика оценка по математике выше, чем по информатике. У какого ученика средний бал по всем предметам равен 5.

Билет №8

  1. Алгоритмическая структура «ветвление». Примеры полного и неполного ветвления.
  2. Задача на строки. В предложении все сочетания символов «ух» или «Ух» заменит на «ах». Посчитать количество слов в предложении.

Билет №9

  1. Структурированные типы данных. Строки.
  2. Задача на условный оператор. Точки на плоскости заданы своими координатами. Определить какая из них находится ближе к началу координат.

Билет №10

  1. Цикл с параметром, циклы по условию.
  2. Задача на организацию выбора. Составить программу, которая по последней цифре числа выдает последнюю цифру его квадрата.

Билет №11

  1. Перечисляемые и интервальные типы данных. Оператор выбора case.
  2. Задача на циклы. Найти сумму положительных нечетных чисел, меньших 50.

Билет №12

  1. Функции обработки строковых величин.
  2. Задача на файлы. Составит программу, которая создает типизированный файл, состоящий из 50 случайных чисел целого типа в диапазоне от -100 до 100. Найти максимальный среди этих чисел.

Билет №13

  1. Файлы в Паскале. Типизированные и нетипизированные файлы.
  2. Задача с элементами квадратной матрицы. В квадратной матрице найти сумму элементов, расположенных на главной диагонали и произведение элементов, расположенных на побочной диагонали.

Билет №14

  1. Создание базы данных с помощью структурированных типов данных в Паскале.
  2. Задача на подпрограммы. Составить программу для нахождения делителей некоторого числа.

Билет №15

  1. Сортировка. Методы сортировки.
  2. Задача на множества. Составьте программу вычисления суммы мест, на которых в слове Х стоят гласные буквы.

Билет №16

  1. Квадратная матрица.
  2. Задача на строки. Посчитать, сколько слов в предложении оканчиваются буквой «я».

Билет №17

  1. Процедуры и функции пользователя.
  2. Задача на сортировку в массиве. Заполнить массив по формуле: . Выполнить сортировку элементов по убыванию.

Билет №18

  1. Множества. Описание типа множества. Операции над множествами.
  2. Задача. Создать собственную БД, используя структурированный тип данных – записи. Количество полей определить самостоятельно. Выполнить сортировку по некоторому полю.

ПРОГРАММА КУРСА

Первый год обучения (первый модуль)

Данные. Типы данных.

Блок-схемы.

Алгоритмы линейной структуры.

Алгоритмы разветвляющейся структуры.

Циклы.

Подпрограммы.

Массивы.

Второй год обучения (второй модуль) 

Введение в Паскаль.

Алгоритмы линейной структуры.

Алгоритмы разветвляющейся структуры.

Циклы.

Подпрограммы.

Массивы.

Строки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  10 класс

Тема

Часы

Первый год обучения

Данные. Типы данных  – 3 часа

1

2

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

2

3

Блок-схема. Основные типы блоков. Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

1

Алгоритмы линейной структуры – 8 часов

4

5

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.

2

6 - 9

Практикум по решению задач

4

10

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры»

1

11

Зачетный класс

1

Алгоритмы разветвляющейся структуры – 7 часов

12-13

Организация ветвлений. Основные понятия математической логики. Условный оператор.

2

14-16

Практикум по решению задач

3

17

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры»

1

18

Зачет

1

Циклы – 8 часов

19-20

Циклические алгоритмы, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

2

21-24

Практикум по решению задач

4

25

Обобщающий урок по теме «Циклы»

1

26

Зачет

1

Массивы – 8 часов

27-28

Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

2

29-30

Практикум по решению задач  №3

2

31-32

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица.

2

33

Практикум по решению задач  №4

1

34

Зачет

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

курса в  11 «А» классе на 2018-2019 учебный год

Тема

Часы

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных  – 6часов

1

2

Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы. Алфавит языка.

2

3

4

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

2

5

6

Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

2

Алгоритмы линейной структуры – 5 часов

7

8

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Следование.

2

9 –10

Практикум по решению задач

2

11

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры»

1

Алгоритмы разветвляющейся структуры – 5 часов

12-13

Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

2

14-15

Практикум по решению задач

2

16

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры»

1

Циклы – 5 часов

17-18

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

2

19-20

Практикум по решению задач №2

2

21

Обобщающий урок по теме «Циклы»

1

Подпрограммы –3часа

22

Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

1

23

Практикум по решению задач

1

24

Обобщающий урок по теме «Подпрограммы»

1

Массивы – 8 часов

25-26

Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

2

27-29

Практикум по решению задач  

3

30-31

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.

2

32

Практикум по решению задач  

1

Строки – 2 часа

33

Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций.

1

34

Практикум по решению задач

1

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА

Тема «Алгоритмизация. Введение в Паскаль»

Учащиеся  знать и уметь:

Блок-схемы. Базовые алгоритмические структуры. Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структуру программы на языке Паскаль. Читать синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на языке Паскаль. Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов. Пользоваться стандартным модулем Crt.

Тема «Данные. Типы данных. Выражения. Операнды. Операции»

Учащиеся должны знать и уметь:

Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

Тема «Операторы»

Учащиеся должны знать и уметь:

Перечень основных операторов языка Паскаль. Синтаксис этих операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и более основных операторов.

Тема «Процедуры и функции»

Учащиеся должны знать и уметь:

Почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями, и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.

Тема «Структурированные типы данных»

Учащиеся должны знать и уметь:

Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов. При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

  1. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.:-Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  3. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
  4. Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  5. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Программируем на Паскале".

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того, чтобы...

«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».

Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...

Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"

Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....

Элективный курс "Программируем на Паскале"

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современн...

Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль

Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению  темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания...