Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал

Осипова Марина Иннокентьевна

Благоприятные условия для развития и формирования творческих способностей ребёнка. Цели, задачи, методы, приёмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_vyyavleniyu_razvitiya_tvorch._sposob.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

   Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность. Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Выявление способностей проводится следующими способами:

·         технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы;

·         олимпиады, конкурсы, викторины, творческие задания по русскому языку и литературе;

·         научно-практические конференции;

·         внеурочная деятельность;

·         творческие предметные недели;

·         проведение    коллективно    -    творческих    дел.

Цель: развитие творческих способностей учащихся, воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей ребёнка, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников, поддержка учащихся и воспитание каждого успешным.

 Задачи:

  1. Развитие креативного мышления.
  2. Развитие творческой самостоятельности учеников.
  3. Воспитание творческой личности.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.

По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я. Лернера, В.А. Сухомлинского и др.

 И.Я. Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  • перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
  • видение новых (скрытых) функций известных объектов;
  • видение всех взаимосвязей структуры объекта;
  • видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
  • комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
  • построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

 В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • эвристический;
  • проблемный;
  • модельный.

 При разработке методики формирования творческих способностей учитываю: а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей: 

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

 Принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения;

ё) принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы;

ж) принцип комфортности в любой деятельности.

    Очень важно научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.

Типы уроков, направленные на развитие творческой деятельности.

     Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, педагогами могут использоваться разнообразные типы уроков.

  1. Интегрированный урок.

     Уроки литературы можно интегрировать с любым предметом школьного курса. Например, литературу с географией, музыкой или историей. Ребята с интересом пускаются в путешествие по 37-ой параллели вслед за героями Жюля Верна, изучая географическое положение, климат, флору и фауну разных материков, а также композиционные особенности приключенческого романа и характеры героев. Изучая произведения о войне, иллюстрирую исторические события художественным материалом. Эрих Мария Ремарк писал: «Гибель одного человека – это трагедия, а смерть миллионов – это только статистика». Со статистикой мы встречаемся на уроках истории, а в литературе через судьбы героев и их характеры автор как раз и показывает эту «трагедию одного», которая становится близка и понятна каждому.

     С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся.

  1. Урок развития речи.

     Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

     Широко использую работу с опорными словами, сочинения-описания по картине или фотографии, сочинения на заданную тему, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по заданному началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность.

Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:

1) моделирование речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) подготовка к сочинению. Цель - создать базу для последующей работы (план, опорные слова, синонимические ряды), организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.

     Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса на уроке литературы я предложила написать свои волшебные сказки, идея моя была встречена с оптимизмом. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.  Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

    Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

    Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Этот вид работы очень важен для развития речи и формирования способности самому выбирать тему для своей работы.

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Мечта-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

5. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

6. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

    Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас.

    В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

     Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

    Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.

  1. Нестандартные уроки

      Нестандартные уроки развивают гибкость, оригинальность мышления, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неожиданной стороны.

     Это такие типы нестандартных уроков, как урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция, урок- КВН и другие. Такие уроки приносят ученикам радость, создают дополнительный стимул для занятий по предмету, делают процесс обучения творческим, интересным, разнообразным, эффективным. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

  1. Урок-защита проекта.

     Важнейшим психическим процессом, отличающим творческую индивидуальность, является процесс воображения и фантазии, поэтому очень часто я стараюсь использовать задания, развивающие воображение учеников. Особая роль в этом процессе отводится проектной деятельности. Проектная деятельность развивает индивидуальность ребёнка, учит его ставить перед собой творческие задачи и находить нестандартные пути их решения, оценивать и дорабатывать собственный творческий продукт и находить формы для его представления. Идей для проектов по русскому языку и литературе великое множество.

     Возможность развития эмоционально-чувственного восприятия, нестандартного видения литературного материала, написания собственных творческих работ разных жанров помогает развитию продуктивного, творческого воображения.

     Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

     Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

     Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

     Мы должны на уроках русского языка и литературы развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

     На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Список использованной литературы:

1. Годфруа Ж. Психология. М, 1992.

2. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

3. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9.

4. Кон И.С. Какими они себя видят? //В кн. «Популярная психология для родителей» под ред. А. А. Бодалева, М., 1988.

5. Соколова Н.Ю., Как активизировать познавательную деятельность

учащихся/Педагогика. – 2008 – №7.

6. С.М.Соловьев. Цвет, число и русская словесность. «Знание – сила» 1971, №1

7. Якиманская И.С.. Развивающие обучение.- М. Педагогика, 1979

8. Интернет -ресурсы: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/dumatchuvstvovattvorit.html;  https://infourok.ru/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-620263.html; http://shkolabuduschego.ru/school/pravila-sostavleniya-sinkveyna-po-literature-v-raznyih.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...