Рекомендация мероприятий по охране здоровья школьников
материал

Сатиаджиева Наида Ирбайхановна

В работу учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендация мероприятий по охране здоровья школьников

Рекомендации

Правильная посадка учащихся во время занятий

1.

За столом (партой):

– длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;

– высота ножек стула должна быть равна длине голеней ребенка;

– голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;

– между краем стола и грудной клеткой ребенка должно быть расстояние, равное ширине кисти ребенка

2.

При письме:

– позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок должен сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;

– предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;

– надплечья находятся на одном уровне;

– голова чуть наклонена вперед;

– расстояние от глаз до стола (тетради, книги) равно 30-35 см.;

– тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°;

– левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх

3.

При чтении:

– поза при чтении в основном совпадает с позой при письме;

– предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты);

– кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°

4.

Стоя:

– ребенок должен уметь стоять свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги;

– голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки учеников

Профилактика близорукости.
Мероприятия, способствующие снижению зрительной нагрузки учащихся во время их пребывания в школе

1.

Рассадка детей в классе с учетом состояния их зрения

2.

Чередование устной и письменной работы на уроке:

– отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы, специальные комплексы гимнастики для глаз),

– минуты тишины с закрытыми глазами

3.

Оборудование учебного помещения плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажеров

4.

Проведение на каждом уроке гимнастики зрения

5.

Правильное использование ТСО (видеоэкранных):

– расстояние до экрана при просмотре телепередач – в пределах 3-5 м.;

– длительность – не более 20 мин

6.

Использование только допущенных Минздравсоцразвития учебников

7.

Контроль за гигиеной чтения школьников:

– шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов;

– неотрывное чтение – не более 3-7 мин (1-2 классы), 7-15 мин (3-4 классы), 20-25 мин (5-11 классы);

– расстояние от глаз до текста – 24см (для младших школьников), 29см – для средних и старших школьников;

– исключение чтения в положении лежа

8.

Рациональная организация освещения в классе и дома

9.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе – не менее 2-3 часов

10.

Инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения

11.

Учет состояния зрения ученика при определении его в группу для занятий физкультурой

Профилактика нарушений осанки учащихся. Рекомендации для деятельности учителя по профилактике нарушений осанки

1.

Ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы (изучение анамнеза, консультация школьного врача)

2.

Активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами лечебной физкультуры (взаимосвязь в работе учителя и врача ЛФК)

3.

Обеспечение соответствия мебели в классе росту и пропорциям тела ребенка

4.

Инструктаж родителей о требованиях к мебели для ребенка дома

5.

Контроль учителя за правильной осанкой школьника, за соблюдением требований к позам письма, чтения и т.д.

6.

Обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раз в год

7.

Правильное расположение рабочего места (столов, парт) в помещении, где идут занятия или приготовление уроков, достаточное их освещение

8.

Правильная организация режима учебных занятий

9.

Ежедневное использование возможностей активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (занятия в секциях спортивного направления, прогулки с подвижными играми, походы, пешеходные экскурсии и т.д.)

10.

Инструктаж, встреча со школьными врачами по правильной организации активного отдыха учащихся для родителей

11.

Обучение учащихся простейшим приемам массажа, самомассажа, комплексам общеоздоровительной гимнастики и гимнастики для глаз

12.

Оборудование класса несколькими конторками (настольными), регулируемыми по росту для смены поз учащихся во время учебного процесса

Рекомендации для учителя, ведущего работу в соответствии с принципами здоровьесохраняющей педагогики

Задачи

1.

Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании

2.

Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и т.д. Необходимо контролировать проветривание класса: частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий

3.

Обеспечение сильной, оперативной и надежной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика; передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку

4.

Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, наложение правил игры и т.д.)

5.

Обеспечение положительного настроя учеников на урок, их психологического погружения в целом в пространство школы на позитивной волне

6.

Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их включении в учебный процесс

7.

Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности

8.

Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без  перегрузки учащихся

9.

Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся

10.

Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся

11.

Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия

12.

Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения

13.

Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке

14.

Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным

15.

Максимально возможное использование активных методов обучения. Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество

16.

Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать новое, поделиться знаниями, радость от достижения)

17.

Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности

18.

Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным

19.

Контроль за состоянием учеников (особенно группы риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Рекомендации по сохранению здоровья школьников"

Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике "Рациональное питание школьников, правильный режим дня"...

Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников

основные рекомендации для родителей младших школьников, соблюдение которых поможет сохранит здоровье ребенка...

Открытое мероприятие для 5 классов, посвященное здоровью школьников.Тема: «Курение – опасное увлечение»

Цель: развивать у ребят осознанное неприятие табака как одного из способов воздействия на личность....

Рекомендации по охране здоровья школьников

Консультации для педагогов, родителей...

Использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущер...

Использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной иззадач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности....

Рекомендации учителя-логопеда родителям младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Инициативы по развитию взаимодействия с родителями направлены на просвещение родителей об особенностях речевого развития обучающихся...