Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал

Алякина Елена Ивановна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Апраксинская СОШ» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Алякиной Елены Ивановны

Тема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики МБОУ «Апраксинская СОШ»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Алякиной Елены Ивановны

Тема инновационного педагогического опыта:

«Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математики»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательным потребностям каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Поэтому считаю, что необходимо готовить каждого ученика к творчеству, самостоятельности, ответственности, чтобы он, вступая во взрослую жизнь, был эффективным, конкурентоспособным, коммуникабельным человеком. Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.

Введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельным, развивающимся. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность к познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

На каждом уроке стараюсь воспитывать у учащихся потребность узнавать всё больше и больше через современные технологии, которые помогают оживить урок, через сочетание устных и письменных работ при изучении теории и при решении задач, которые развивают логическое мышление учащихся и их вычислительные навыки, при обобщении и систематизации знаний, при контроле знаний, во внеклассной работе.

Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов школьников и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом математика.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на социальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.

Считаю необходимым следующее.

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинного познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречий суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, применять решение, встать на определенную точку зрения.

Второе условие, обеспечивающее активизацию познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, – это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительной эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время Д.И.Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливее. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредственное влияние на интерес.

Применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

Под новизной понимается то, что учитель не торопится помочь ученику решить задачу, если он в состоянии сделать это сам. Дистервег писал: «Плохой учитель  преподносит истину, хороший учит ее находить». Учащиеся учатся думать, искать решение, даже если  сначала  не видят плана действий. Учитель  становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, помогающим учащимся преодолевать трудности, возникающие в работе.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.

Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями.

Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе.

Элективное обучение в 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классах

"Практикум по математике"

"Решение нестандартных задач"

"Практикум по решению задач"

"Подготовка к ЕГЭ"

10

10

11

11

2015-2016

"Практикум по решению задач"

"Подготовка к ЕГЭ"

11

11

2016-2017

"Решение математических задач»

"Подготовка к ОГЭ-2018 по математике"

7

9

2017-2018

"Решение математических задач»

"Шаг за шагом к ОГЭ"

7

8

2018-2019

"Решение математических задач»

"Шаг за шагом к ОГЭ"

"Подготовка к ОГЭ-2020 по математике"

7

8

9

2019-2020

Шахматный кружок «В мире шахмат» 2017-2018г., 2018-2019г., 2019-2020г.

Теоретическая база опыта.

При использовании в процессе обучения математики современных технологий, как способа активации познавательной деятельности учащихся, руководствуюсь следующим:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 29.12.2014г. №1644; от 31.12.2015г. №1577), где говориться о том, что необходимо «… создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…»; «… школа должна эффективно использовать современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, в образовательном процессе…».
  • Прохождение курсов в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования» по программам: « Совершенствование процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС», «Инновационные подходы в преподавании учебных предметов», «Шахматы в школе в рамках реализации ФГОС».
  • Обучение в онлайн-школе «Фоксфорд». Прохождение курсов по темам: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», «Профориентация в современной школе», «Формирование предметных навыков при подготовке учащихся к олимпиадам по математике», «Избранные вопросы подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ и вузовским олимпиадам по математике», «EdTech. Современные образовательные информационные технологии», «Избранные разделы олимпиадной математики».
  • Пройдено обучение «Фонд новых форм развития образования» по теме «Гибкие компетенции проектной деятельности».
  • Дидактические материалы (карточки с заданиями для контрольных работ, самостоятельных работ, диктантов, тестов), наглядные пособия собственного изготовления (творческие работы, чертежи, компьютерные презентации по темам урока).
  • Использую электронные учебные пособия, Материалы Интернет-ресурсов.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения качества обучения математике, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности.

  • От творчества учителя к творчеству ученика;
  • предупредить, а не наказать незнание;
  • мотивация, а не констатация;
  • ученик должен испытать успех;
  • обучать школьников на эмоциях радости;
  • развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;
  • сделать главной заповедью своей педагогической деятельности: «Не навреди».

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ИКТ, ТСО, наглядных пособий, разнообразием устного счета. Активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы. Использованием различных форма обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом.

Современный урок – это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам её осуществления («как учиться?»)

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

1 этап. Вводно-мотивационный.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознавать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемнорго обучения)

2 этап. Открытие математических знаний.

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

3 этап. Формализация знаний.

Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

4 этап. Обобщение и систематизация.

На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносятся с этапами её формирования, т.е. носит деятельностный характер.

Современный учитель должен активно применять при обучении информационно-коммуникационные технологии. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Мультимедийное сопровождение на уроках и во внеурочное время позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Такие уроки стали нормой моей работы, т.к. это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Разным детям требуется разное время, разный объём, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Для этого и необходим дифференцированный прием обучение. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. При организации коллективного поиска ребёнок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и одноклассниками, чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности, воспитывает в себе веру в свои силы.

Особое значение придаю проверке знаний учащихся. Провожу устные опросы, тестирования, математические диктанты, зачеты, практические работы, самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые задания.

Анализ результативности.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении математики удается:– раскрыть всесторонние способности учащихся; повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом; научить учащихся быть более уверенными в себе; научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях; повысить качество знаний учащихся, создать условия для развития самостоятельности учащихся.

Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности учителя  – это успехи его учеников. На сегодняшний день применение опыта способствует положительной динамике учебных и творческих достижений учащихся.

Процент успеваемости в классах, в которых я преподаю, за последние три года составил 100%, качество знаний – более 45%.

Растет активность участия во внеурочной деятельности по предмету. Мои ученики ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, в Межрегиональной олимпиаде по математике «САММАТ», в онлайн-олимпиадах «Фоксфорд», во Всероссийских олимпиадах на образовательной платформе «Учи.ru» и во многих других заочных/дистанционных мероприятиях в сети «Интернет».

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по математике.

Учебный год

Ф.И. ученика

Класс

Название олимпиады

Результат

2017-2018

Клинов Антон

7

XXVI Международная олимпиада по математике «САММАТ»

Призер

отборочного тура

2017-2018

Царёв Роман

7

XXVI Международная олимпиада по математике «САММАТ»

Призер

отборочного тура

Результаты участия детей в заочных олимпиадах и конкурсах за последние 5 лет.

№ п/п

Название олимпиады

Результат – количество

1

Всероссийская олимпиада по математике

на образовательной платформе «Учи.ru»

Победитель – 50

2

Всероссийская олимпиада «Юный предприниматель»

на образовательной платформе «Учи.ru»

Победитель – 17

3

Всероссийская онлайн-олимпиада «ПЛЮС»

на образовательной платформе «Учи.ru»

I место – 9

4

Онлайн-олимпиада «Фоксфорд»

I место – 15

II место – 13

III место – 8

5

Международная олимпиада по основным школьным предметам «Молодежное движение».

I место – 1

II место – 1

III место – 2

6

Центр дистанционной сертификации ФГОСтест. Всероссийская олимпиада по физико-математическим предметам.

I место – 24

II место – 9

III место – 7

7

Тестирование центр онлайн-сертификации «Тренинг Тест» по математике.

I место – 6

II место – 2

8

Всероссийская олимпиада «Академия знатоков»

I место – 4

II место – 13

9

Тематическая школьная олимпиада «Точные науки»

I место – 20

II место – 18

III место – 12

10

Всероссийская дистанционная олимпиада «Ростконкурс».

I место – 8

II место – 4

III место – 7

11

Всероссийский конкурс по математике «Пятерочка»

I место – 1

II место – 1

12

Всероссийский конкурс по математике «Ребус»

I место – 3

13

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике

«Царица наук»

I место – 4

14

Международный конкурс «Лисенок»

I место – 4

15

Международная олимпиада – конкурс «Я – энциклопедия»

I место – 6

III место – 1

16

Всероссийский конкурс «Мамонтенок»

I место – 2   III место – 3

Призовые места в районных соревнованиях по шахматам «Проходная пешка», «Белая ладья».

В итоге такой деятельности ученики научены самостоятельно добывать знания, у них развито логическое мышление, они умеют составлять устный и письменный ответ на поставленный вопрос, анализировать ситуацию, высказывать свое мнение, моделировать и составлять алгоритмы решения задач, приводить и обосновывать собственные примеры, применять полученные знания при решении задач.

Многие мои ученики поступают и успешно обучаются на различных математических, экономических, технических факультетах МГУ им. Н.П.Огарева.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

С целью активизации познавательной деятельности у обучающихся путем внедрения современных технологий учителю необходимо:

  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке и во внеурочное время условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Трудность опыта в том, что учителю необходимо учитывать все условия непременно и в комплексе, быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.

Сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственнрой жизни, а это предполагает:

  • профессионализм в какой-либо определенной области деятельности;
  • обладание способностью увидеть проблему;
  • умение найти пути решения этой проблемы;
  • умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.

Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего – это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

Я способствую удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. С такими учениками работаю индивидуально, привлекаю к участию в математических олимпиадах, конкурсах, рекомендую им дополнительную литературу.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на заседаниях школьного и районного методического объединения учителей математики, педагогических советах, семинарах. Провожу открытые уроки и мероприятия по предмету математика. Размещаю свой опыт работы на страницах школьного сайта МБОУ «Апраксинская СОШ»   https://aprcham.schoolrm.ru ,   на сайте «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru   https://nsportal.ru/alyakina-elena-ivanovna ,   на сайте Всероссийского образовательного портала «Просвещение»   https://prosveshhenie.ru/napishem/recenzii/zakazat_uslugu ,   на сайте Всероссийское издание «Педразвитие» и др.

Изучаю опыт работы других педагогов района, республики, России, использовав Интернет-ресурсы с представлениями их педагогических опытов.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что активизация познавательной деятельности учащихся играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...