Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.
опыты и эксперименты

Макарова Нина Васильевна

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании технологии "Языкового портфеля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Макаровой  Нины Васильевны, учителя немецкого языка МБОУ «Гимназия №3» по теме «Фестиваль инновационных практик «Стратегия будущего – 2019»  (25.03.2019)

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.

Тема: Техника формирующего оценивания «Языковое портфолио».

Цели и задачи методики языкового портфолио

При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.

Поэтому сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков.

  Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его использования постоянно расширяется.

Все больше стран включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования: от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий – электронный портфолио – и ориентированных на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций». Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса, – создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом

Европы Европейский языковой портфолио.

Для реализации технологии языкового портфолио я использую УМК «Горизонты» автор: Аверин. Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду.

Технология языкового портфолио (Language Portfolio) - это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда. Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в организации учебного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового портфеля. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, для того чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Для этого необходимо создание у учащихся личной заинтересованности в результате обучения, что, в свою очередь, возможно только за счёт повышения внутренней мотивации в изучении языка. Технология языкового портфеля даёт возможность расширения рамок учебного процесса за счёт включения индивидуального опыта учащегося в межкультурном общении с носителем языка. Речь идёт о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания и возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля, в основу которого положены документы Совета Европы.

Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию. Психологами установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Технология портфолио направлена на то, чтобы сделать процесс обучения осознанным, управляемым, целенаправленным. Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей. Ученики наравне с учителями отвечают за всё происходящее в классе.

При обучении второму иностранному языку возникает ряд проблем, связанных прежде всего с недостаточным пониманием учащимися необходимости изучения ими второго иностранного языка и, как следствие, недостаточной мотивированностью учащихся. Поэтому мы рассматриваем работу с языковым портфелем как важное средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения именно второму языку. В ситуации, когда дети довольно хорошо владеют английским или другим иностранным языком, особенно важно показывать детям их прогресс в обучении, учитывая сложность освоения немецкого языка как второго и при небольшом количестве часов.

  Структура языкового портфолио.

Что же такое языковой портфель? Это личный документ, который позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Языковой портфель (ЯП) включает:

а) языковой паспорт, в котором отражены сведения о владельце ЯП, об изучении им иностранных языков и опыте межкультурного общения;

б) языковую биографию, в которой отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком»; лист целеполагания и рефлексии, в котором ученик констатирует, что он уже умеет делать и ставит перед собой новую цель, определяя сроки ее достижения. По истечении срока, ученик проводит рефлексию; учебный дневник, в котором отражается, что нового узнал и чему научился ученик за прошедший месяц;

в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков, в том числе перечень сертификатов и дипломов.

Начиная работать по этой технологии, учитель должен сам хорошо разобраться в этом вопросе и представить её не только учащимся, но и их родителям. Это первый и необходимый шаг.

Методика работы с языковым портфолио

Следующий шаг — непосредственно заполнение языкового паспорта.

Языковой паспорт — не статичная форма работы. При приобретении нового опыта языкового общения или расширении межкультурной компетенции (поездки, встречи, обучение за рубежом и т. д.) учащиеся фиксируют эти события в паспорте.

Далее работа ведётся в двух направлениях: 1) пополнение досье, 2) накопление и анализ материалов языковой биографии.

Очень часто, говоря о портфолио, имеют в виду исключительно накопление ученических работ, грамот и дипломов. На самом деле это относится только к языковому досье. Дипломы, грамоты за призовые места или участие во всевозможных конкурсах, результаты итоговых работ и любые письменные работы учащегося — это и есть его досье. В нём отражено его творчество как в урочное, так и во внеурочное время: сочинение или комикс на немецком языке, текст роли в школьном спектакле в рамках работы языкового кружка, письмо другу о впечатлениях пребывания в языковом лагере и т. д. Работы всегда интересны и оригинальны независимо от объёма.

Языковая биография — раздел, требующий серьёзной и постоянной работы. Прежде всего учитель сам должен хорошо понимать, к каким умениям идут учащиеся в каждом конкретном задании, главе, виде речевой деятельности. Необходимо проанализировать материал учебника, рабочей тетради, раздаточного материала, рекомендации к урокам.

В УМК «Горизонты» существует стройная система работы по портфолио:

1. В начале темы проведите ознакомление с предстоящей работой, поставьте перед учащимися конкретные задачи: «Чему они научатся в этой главе? Что будут уметь?». Используйте титульную страницу главы.

2. В начале каждого урока отведите несколько минут для постановки задачи по формированию конкретных умений: «Чему мы научимся на этом уроке? Что будем уметь?».

3. В конце урока и главы подведите итоги итоги: «Что мы теперь умеем?».

4. Почти каждый урок предоставляет учащимся в учебнике или рабочей тетради задания по портфолио, помеченные значком . Учащиеся выполняют их самостоятельно в классе или дома.

Это приучает их к саморефлексии. Задания не могут обсуждаться в классе, их результаты — это сугубо личное дело каждого ребёнка. Учитель может корректировать их индивидуально. Учитель обсуждает и даёт свои рекомендации по заданиям наедине с учеником, на консультациях или при работе всей остальной группы, например над письменным заданием. Свои задания по портфолио ученик может вырезать или копировать и вкладывать в своё досье.

В конце каждой главы в рабочей тетради есть рубрика портфолио Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt? Она относится к языковой биографии каждого учащегося. Перед работой учащиеся повторяют весь материал по пройденной главе и выполняют задания по портфолио сначала дома, а в последующих главах только в классе. Эти задания тоже не оцениваются учителем, так как они направлены исключительно на развитие навыков самоанализа у самих учащихся. Учитель обсуждает результаты этой работы также только в индивидуальном порядке.

Проводите уроки по пополнению папок и анализа успехов. Приглашайте родителей, чтобы продемонстрировать им, что уже умеют их дети. Воспитание чувства успешности — один из принципов портфолио.

Завершая какой-либо этап обучения, учащийся должен хорошо себе представлять, чему он научился и какие умения он должен продемонстрировать в конце темы, четверти, года. С этой целью в авторской программе есть описание умений и навыков, требуемых при выполнении заданий итогового контроля, их можно предоставить учащимся заранее, чтобы они могли оценить себя сами и быть уже психологически готовыми к плановым проверочным работам.

  Эффективность использования технологии ЯП

Я применяю технологию языкового портфолио в 5 б классе.  Эта новинка принесла в образовательный процесс нечто новое и интересное. Применение методики дало следующие рузультаты:

1)Учебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной динамикой. Успеваемость участников проекта составляет 100 %. Качество знаний растет.

Сравнительный анализ качества знаний
1-ой , 4 –ой и 5-ой контрольных работ по немецкому языку в 5б классе

Первая контрольная работа

четвертая контрольная работа

Пятая контрольная работа

35%

50%

53%

Успеваемость по четвертям

класс

Период

Кол-во уч-ся

% качества знаний

% успеваемости

1 четверть

17

76,5

100

2 четверть

16

50,0

100

3 четверть

16

62,5

100

Данные результаты показывают личную заинтересованность каждого учащегося.

2) учащиеся расширили рамки учебного процесса за счет посещения  внеурочных занятий;

3)   Правильно подобранные учебные  задания  формируют  способность к объективной самооценке, рефлексии.

4) Листы самооценки помогают школьникам сформировать шкалу ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности.

5) В процессе обучения есть возможность  выстроить к ученику собственную образовательную стратегию. Задания имеют дифференцированный и разноплановый характер;

6) Учащиеся, благодаря портфолио, имеют возможность  самостоятельно сравнивать полученные результаты с предыдущими, анализировать их.

Подведя итоги, можно сказать, что языковой портфолио - это инновационная технология, позволяющая обеспечить информацией о динамике уровня владения иностранным языком, материалами об опыте коммуникативной и учебной деятельности учащегося в области иностранного языка.

25.03. 2019.

Учитель немецкого языка        Макарова Н.В.

МБОУ «Гимназия №3»

Руководитель ММО                                                     Минаева Г. В., заместитель                                                    

                                                           директора по УВР МБОУ «Гимназия №3»

                     

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку. Подготовила учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №3» Макарова Нина Васильевна

Слайд 5

Технология языкового портфолио (Language Portfolio) - это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда.

Слайд 6

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, для того чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Слайд 7

Задачи: 1. создать у учащихся личную заинтересованность в результате обучения; 2. расширить рамки учебного процесса за счёт включения индивидуального опыта учащегося в межкультурном общении; 3. сформировать способность к объективной самооценке, рефлексии;

Слайд 8

4. сформировать шкалу ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности; 5. индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию; 6. установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помочь провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей.

Слайд 9

Языковой портфель Это личный документ, который позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Языковой портфель (ЯП) включает: а) языковой паспорт, в котором отражены сведения о владельце ЯП, об изучении им иностранных языков и опыте межкультурного общения;

Слайд 10

б ) языковую биографию, в которой отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком»; лист целеполагания и рефлексии, в котором ученик констатирует, что он уже умеет делать и ставит перед собой новую цель, определяя сроки ее достижения. По истечении срока, ученик проводит рефлексию; учебный дневник, в котором отражается, что нового узнал и чему научился ученик за прошедший месяц;

Слайд 11

в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков, в том числе перечень сертификатов и дипломов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку. Подготовила учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №3» Макарова Нина Васильевна

Слайд 3

В УМК «Горизонты» существует стройная система работы по портфолио: 1. В начале темы проведите ознакомление с предстоящей работой, поставьте перед учащимися конкретные задачи: «Чему они научатся в этой главе? Что будут уметь?». Используйте титульную страницу главы. 2. В начале каждого урока отведите несколько минут для постановки задачи по формированию конкретных умений: «Чему мы научимся на этом уроке? Что будем уметь?». 3. В конце урока и главы подведите итоги итоги: «Что мы теперь умеем?». 4. Почти каждый урок предоставляет учащимся в учебнике или рабочей тетради задания по портфолио, помеченные значком


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку. Подготовила учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №3» Макарова Нина Васильевна

Слайд 4

ВЫВОДЫ: 1. Сравнительный анализ качества знаний 1-ой , 4 –ой и 5-ой контрольных работ по немецкому языку в 5б классе Первая контрольная работа Четвертая контрольная работа Пятая контрольная работа 35 % 50 % 53 %

Слайд 5

Успеваемость по четвертям класс Период Кол-во уч-ся % качества знаний % успеваемости 5б 1 четверть 17 76,5 100 2 четверть 16 50,0 100 3 четверть 16 62,5 100 Данные результаты показывают личную заинтересованность каждого учащегося. Данные результаты показывают личную заинтересованность каждого учащегося. Данные результаты показывают личную заинтересованность каждого учащегося.

Слайд 6

2) учащиеся расширили рамки учебного процесса за счет посещения внеурочных занятий;

Слайд 7

3) Правильно подобранные учебные задания формируют способность к объективной самооценке, рефлексии.

Слайд 8

4) Листы самооценки помогают школьникам сформировать шкалу ценностей, с которой они сверяют собственные достижения в различных сферах деятельности.

Слайд 9

5) В процессе обучения есть возможность выстроить к ученику собственную образовательную стратегию. Задания имеют дифференцированный и разноплановый характер; 6) Учащиеся, благодаря портфолио, имеют возможность самостоятельно сравнивать полученные результаты с предыдущими, анализировать их.

Слайд 10

Языковой портфолио - это инновационная технология, позволяющая обеспечить информацией о динамике уровня владения иностранным языком, материалами об опыте коммуникативной и учебной деятельности учащегося в области иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Данная посвящена методам и приёмам обучения в сотрудничестве....

«Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»

доклад на тему «Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»...

Использование современных образовательных платформ как средство повышения качества обучения на уроках русского языка.

С появлением Интернета все сложнее   заинтересовать ребенка, недостаточно просто провести урок по учебнику. Приходится находить современные инновационные средства, для того чтобы интерес шко...

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в изучении иностранного языка

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом...