Главные вкладки

    Обзор методик диагностики отношения к учебным предметам Л.Балабкиной, М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой
    статья

    Ионга Ирина Николаевна

    Любовь БАЛАБКИНА,
    педагог-психолог, г. Тольятти

     

    МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ

    Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов по следующим параметрам:

    — самооценка ученика;
    — оценки учителей-предметников.

    Сравнительный анализ результатов выявляет рейтинг изучаемых предметов в данном классе и трудности, с которыми встречаются ученики в учебной деятельности.

    Этапы методики:

    — анкетирование (анкета для учащегося «Мое отношение к учению»; анкета для учителя-предметника «Отношение учащихся к вашему предмету»);
    — индивидуальное собеседование отдельных учеников с учителями;
    — проведение педагогического консилиума с целью выделения детей «группы риска» и определения основных направлений коррекционной работы с учениками и просветительской — с учителями.

    Анкета для учащегося

    Ученик должен на бланке для ответов под каждым суждением поставить один из баллов (2 — это про меня, 1 — не уверен, 0 — это не так).
    Тип отношения к предмету определяется общим баллом (суммой баллов) по всем суждениям.
    Тип отношения к учению определяется как среднее значение общих баллов по предметам:

    16—14 баллов — активно-положительный (А);
    13—10 баллов — положительный (П);
    9—8 баллов — безразличный (Б);
    7—5 баллов — отрицательный (О);
    4—0 баллов — крайне отрицательный (К).

    Анкета для учителя-предметника

    Заполняется аналогично анкете для учащегося.

    Обработка результатов

    Общий балл по предмету по двум анкетам (ученика и учителя-предметника) заносится в сводную таблицу результатов анкетирования. Уточненный результат выставляется после собеседования учащихся с учителями, они должны прийти к общему мнению.
    После заполнения сводной таблицы можно провести количественный анализ результатов анкетирования учащихся и выявить: тип отношения к учению каждого ученика и класса в целом; тип отношения к изучаемым предметам (рейтинг).
    Качественный анализ результатов выявляет причины трудностей учащихся, их взаимоотношения с учителями, самооценку, интересы, проявление творчества учащихся.
    По результатам исследования выделяются дети «группы риска». В эту группу входят те, кто безразлично или отрицательно относится к учению или имеет проблемы во взаимоотношениях с учителями.

    ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Дата проведения — декабрь, 1999 год.
    Количество учащихся — 13 человек (6-й класс).
    Количество учителей — 7 человек (учителя-предметники, работающие с данными детьми).

    Оценочные шкалы:

    — отношение к учению (5 типов);
    — рейтинг предметов;
    — уровень самооценки учащихся (завышенная, адекватная, заниженная).

    Результаты исследования

    Количественные данные представлены в сводной таблице и графически. В графиках использован уточненный результат, полученный после собеседования учащихся с учителями. (Если учитель и ученик не пришли к общему мнению, то есть уточненный результат не получился, то используются оценки учащихся.)
    Сравнительный анализ оценок учащихся и учителей выявил разные точки зрения на отношение учащихся к учению по отдельным предметам: по типу отношения не совпадают 29 оценок из 91, что составляет 32%.
    После индивидуального собеседования не совпадающих оценок осталось 10.
    Учитель биологии считает, что все дети активны, поднимают руку, отвечают на поставленные вопросы. Учащимся же уроки биологии не интересны, они работают на уроке только потому, что обязаны это делать. Сидят тихо, занимаются посторонними делами.
    У учителя иностранного языка занижены две оценки (№ 3 — предмет нравится, но не дается произношение; № 7 — по стереотипу «как все»).
    Многие учителя признали, что оценивали в основном знания учащихся (хорошо учится — положительное отношение, плохо — отрицательное).
    У двух учащихся завышенная самооценка, у десяти — заниженная
    Рейтинг предметов определялся по уточненным результатам.
    Выделены дети «группы риска»:

    — первая группа (безразличное отношение) — № 8 (Наташа О.);
    — вторая группа (отрицательное и крайне отрицательное отношение): № 7 (Оля Б.), № 9 (Витя С.), № 12 (Юля Н.);
    — третья группа (проблемы во взаимоотношениях с учителем): 8 человек — с учителем биологии; 2 — с учителем иностранного языка.

    На педконсилиум выносится обсуждение следующих вопросов:

    1. Особенности работы с каждым учеником «группы риска» (представления готовят учитель-предметник, классный руководитель, психолог).
    2. Содержание просветительской работы с учителями (готовят — психолог по результатам диагностики; завуч-методист; учителя).

    image

     

    image

     

    image

     

    image

     

    image

    image

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мо материалам интернета

    Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников (методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)

    Данная методика предназначена для экспресс-диагностики ценностных ориентаций старшеклассников как один из ведущих показателей результативности образовательного процесса [10]. Тест включает в себя следующие шкалы.

    Шкала «Познание как ценность» (блок I). Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.

    Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свидетельствует об истинной роли в жизни конкретного подростка учебного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У учащихся, достигших высокого уровня, велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.

    Средний (2) уровень баллов свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков, достигших среднего уровня, не произошло.

    Низкий (3) уровень баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате 0 баллов — 0%). Потребность в познании в этом случае минимальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или освоении новых видов учебной деятельности.

    Шкала «Я-ценностъ» (блок II). Вопросы ориентированы на выявление отношения подростка (позитивного или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера образа Я. Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-цен- ность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть.

    Таким образом, данная шкала определяет характер отношения подростка к себе, степень выраженности у него восприятия себя как личности и индивидуальности, способность ценить свои достоинства, сознание собственной значимости и неповторимости.

    Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свидетельствует о практически сформировавшейся структуре «Я» подростка, высокой степени позитивного самовосприятия, об умении самовыражаться, уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности.

    Средний (2) уровень показывает, что учащийся уделяет собственному Я достаточно много внимания, старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения.

    Низкий (3) уровень баллов означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе. Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самопринятия и самоуважения.

    ADVERTISEMENT

    Шкала «Другой как ценность» (блок III). Указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого.

    Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком индивидуальности другого человека, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные отношения.

    Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, подтверждает наличие у старшеклассников ценности восприятия индивидуальности другого человека. Высокий балл свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии и ориентации на их индивидуальные особенности очевидны.

    Средний (2) уровень баллов свидетельствует, что старшеклассники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.

    Низкий (3) уровень баллов по данной шкале демонстрирует отсутствие восприятия ценности и индивидуальности другого человека, а также уважительного отношения к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.

    Шкала «Общественно полезная деятельность» (блок IV). Показывает, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.

    Таким образом, эта шкала определяет степень выраженности у учащихся сознательного отношения к общественно полезной деятельности или, иными словами, уровень осознания сущности человека как существа общественного.

    Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, подтверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у учащихся такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность.

    Средний (2) уровень баллов свидетельствует о том, что старшеклассники понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности.

    Низкий (3) уровень баллов показывает, что старшеклассник не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности и не представляет своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у учащегося такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность; он не считает общественно полезную деятельность важной личностной ценностью.

    Шкала «Ответственность как ценность» (блок V). Вопросы, адресованные учащимся, выявляют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, обременяет ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.

    Данную шкалу следует признать крайне важной в плане формирования социально-адаптивной личности.

    Высокий (1) уровень баллов, набранных по данной шкале, свидетельствует о наличии у старшеклассников чувства ответственности как особо важной личностной характеристики, а также о признании ответственности в качестве базовой характеристики личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внутренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу.

    Средний (2) уровень баллов свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества,

    0 стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий. Наряду с интернальным, достаточно частым бывает и экстернальный контроль.

    Низкий (3) уровень баллов показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения. В этом случае преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.

    Анкета для учащихся старших классов

    Уважаемый старшеклассник! Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Поставь знак «+» напротив того утверждения, которое в большей степени соответствует твоей точке зрения. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

    Спасибо за ответы!  Благодарим за участие в анкетировании!

    • 1. а. Я думаю, что выражение «век живи — век учись» неверно, б. Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным.
    • 2. а. Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, доставляет мне удовольствие.

    б. Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.

    3. а. Усилия, которых требует процесс познания, слишком велики, б. Усилия, которых требует процесс познания, стоят того, так

    как доставляют удовольствие и приносят пользу.

    4. а. Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.

    б. Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.

    5. а. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес

    ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение,

    б. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

    6. а. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах природы и общества, б. Мне кажется, что без знания основных законов бытия многие люди вполне могут обойтись.

    7. а. На уроках мне чаще всего бывает скучно,

    б. На уроках мне никогда не бывает скучно.

    8. а. Я очень увлечен учебой в школе.

    б. Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.

    9. а. Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все

    получается.

    б. Мне не нравится учиться в школе.

    10. а. Если бы была возможность решать самому, я бы занятия

    в школе посещал по своему выбору, б. Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважительной причине мне приходится пропускать занятия в школе.

    II

    • 1. а. Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты, б. Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.
    • 2. а. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь, б. Я определенно себе нравлюсь.
    • 3. а. Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен справиться с возникшими проблемами, б. Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.
    • 4. а. Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

    б. Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени зависит от моих достижений.

    5. а. Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.

    б. Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.

    6. а. Я всегда уверен в себе.

    б. Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.

    7. а. Самоанализ всегда необходим для человека.

    б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

    8. а. Мне всегда удается руководствоваться в жизни собственными

    чувствами и желаниями.

    б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни собственными чувствами и желаниями.

    9. а. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне

    этого хочется.

    б. Мне всегда удается быть искренним.

    10. а. Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств, б. Мне кажется, что мне нечем гордиться.

    III

    1. а. Я думаю, что большинству людей можно доверять.

    б. Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

    • 2. а. Люди редко раздражают меня, б. Люди часто раздражают меня.
    • 3. а. Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

    б. Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.

    4. а. Зависть свойственна только неудачникам, которые считают,

    что судьба к ним несправедлива, б. Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

    5. а. О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый

    он или злой.

    б. Обычно оценить человека очень легко.

    6. а. По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

    б. Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недостатки.

    7. а. Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу, б. Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают

    окружающих.

    8. а. Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того,

    взаимно ли оно.

    б. Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным в том, что оно взаимно.

    9. а. Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

    б. Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

    10. а. В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.

    б. В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

    IV

    1. а. Главное в жизни — нравиться людям.

    б. Главное в жизни — приносить пользу людям.

    2. а. Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы

    оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.

    б. Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

    3. а. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это

    оценили.

    б. Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю.

    4. а. Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или

    поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием, б. Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

    5. а. Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

    б. Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.

    • 6. а. Я всегда чувствую активность, сильное стремление к деятельности, присутствие значительного запаса энергии, б. Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут повредить человеку.
    • 7. а. Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздражают, б. Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.
    • 8. а. Низкооплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

    б. Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда.

    9. а. Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать

    времени даром».

    б. Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

    10. а. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружающих

    что-нибудь значительное, и переживаю, если это не удается

    , б. Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

    V

    1. а. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем

    своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

    б. У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

    2. а. Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю, б. Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое-то

    дело не очень добросовестно.

    3. а. Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.

    б. Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

    • 4. а. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья, б. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.
    • 5. а. Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удается

    выполнить какие-либо обещания, данные другим людям,

    б. Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по независящим от меня причинам.

    6. а. Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.

    б. Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.

    7. а. Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше,

    если буду знать, что меня контролируют, б. Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.

    8. а. Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отношусь

    ответственно.

    б. Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно.

    9. а. Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

    б. Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

    10. а. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей

    жизни.

    б. Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

    Обработка и интерпретация результатов анкетирования

    Анкета состоит из пяти содержательных блоков (шкал), каждый из которых содержит 10 вопросов. Максимальная оценка каждого из показателей — 10 баллов, так как за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.

    Необходимо подсчитать сумму баллов, набранных старшеклассником по каждому содержательному блоку, т.е. установить присутствие каждой названной ценности. Это позволит определить степень выраженности у учащегося той или иной ценностной ориентации, увидеть, какие из пяти базовых ценностей личности проявлены в большей степени, а какие требуют усилий для их развития.

    Для изучения наличия ценностных ориентаций как одного из показателей результативности образовательного процесса предлагается рассматривать три уровня проявления названных ценностей: 1 — высокий; 2 — средний; 3 — низкий (табл. 1).

    По итогам диагностики ценностных ориентаций у старшеклассников можно получить информацию о качестве образовательного процесса и его эффективности в деятельности школы, направленной на формирование у учащихся ценностных ориентаций (табл. 2).

    Количественный анализ показателей указывает на успех образовательного учреждения в деятельности по формированию базовых ценностей, если результаты зафиксированы на 1—2-м уровнях. Определение уровней ценностных ориентаций

    Показатели

    ценностных ориентаций

    Уровни ценностных ориентаций, в баллах

    1

    2

    3

    I. Познание

    8-10

    5-7

    0-4

    II. Я-ценность

    8-10

    4-7

    0-3

    III. Другой-ценность

    8-10

    4-7

    0-3

    IV. Общественно полезная деятельность

    9-10

    4-8

    0-3

    V. Ответственность

    9-10

    6-8

    0-5

    Таблица 2

    Примерные результаты диагностики ценностных ориентаций

    Номер

    вопроса

    Показатели ценностных ориентаций

    I

    Познание

    II

    Я-ценность

    III

    Другой- ценность

    IV

    Общественно

    полезная

    деятельность

    V

    Ответственность

    1

    б

    б

    а

    б

    а

    2

    а

    б

    а

    а

    а

    3

    б

    б

    б

    а

    а

    4

    а

    б

    а

    а

    а

    5

    б

    б

    а

    а

    б

    6

    а

    а

    б

    а

    б

    7

    б

    а

    а

    б

    б

    8

    а

    а

    а

    б

    а

    9

    а

    б

    а

    а

    а

    10

    б

    а

    а

    а

    а

    если на 3-м уровне — на низкую степень развитости ценностных ориентаций.

    Предлагается определенный алгоритм обработки и интерпретации результатов. Необходимо сравнить процентные показатели количества учащихся, имеющих:

    • 1) высокий уровень развития ценностных ориентаций на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности;
    • 2) нормальный уровень развития ценностных ориентаций на всех этапах диагностики по каждому показателю в отдельности;
    • 3) низкий уровень развития ценностных ориентаций на каждом этапе диагностики.

    Для сравнения может быть применен 7-критерий Стьюдента (критерий значимости различий), позволяющий определить статистическую значимость степени приращения в росте конкретного показателя.

    Деятельность образовательного учреждения с точки зрения влияния учебно-воспитательного процесса на формирование ценностных ориентаций учащихся может быть признана эффективной в случае, если от 9-го к 11-му классу происходят существенные изменения процентных показателей — рост количества учащихся, достигающих 1-го (высокого) и 2-го (среднего) уровней развития ценностных ориентаций.

    Проблемы в деятельности образовательного учреждения можно четко обозначить тогда, когда от класса к классу наблюдается обратная тенденция (количество учащихся с высоким уровнем ценностных ориентаций сокращается, а количество учащихся с низким уровнем — увеличивается), или ситуация остается неизменной (нет значимых различий по уровням от класса к классу, отсутствует положительная динамика в развитии базовых ценностей личности).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

    Какие предметы нравятся и почему. Мотивы учёбы....

    Анализ методики «Изучение отношения к учебным предметам» (автор Г.Н. Казанцева)

    Анкетирование проведено  в ноябре 2016 года с целью  изучения вопроса отношения к любимым предметам....

    Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

    Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такойпоказатель мотивации, как личностный смысл обучения.Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II ме...

    Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса ( М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М)

    Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние. Методика изучения мотивации обучения подростков ( для учащихся 6-7 классов). Методика изучения мотивации об...

    Методика диагностики отношения к учебным предметам

    Методика диагностики отношения к учебным предметам...