Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
статья

Аксентьева Вера Павловна

Доклад подготовлен на заседание районного МО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Доклад

      «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем благополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Что же в этом направлении может сделать учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

На протяжении многих лет работы, наблюдая за здоровьем учащихся, выявила факторы риска:

  1. Стрессовые жизненные ситуации;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Получается, что организационная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я использую:

  • медико-гигиенические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • экологические здоровьесберегающие технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.

здоровье                                    образование

                             здоровьесберегающие технологии в школе

санитарно-гигиенические        педагогические         медико-профилактические

организационно-педагогические                      физкультурно-оздоровительные

                           информационные

                                         психолого-педагогические

           Большое значение имеет организация урока. Стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником  (устно, письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Особое внимание уделяю созданию оздоровительной среды:

  1. внедряю в учебный процесс преодоление факторов ограниченного пространства, т.е. провожу уроки развития речи в библиотеке, на улице или у окна; привлечение в учебный процесс слуховых, зрительных, осязательных анализаторов;
  2. преодоление воздействия информационно-психогенных факторов: использую элементы релаксации, для детей с ослабленным зрением – подачу информации в щадящем режиме, устраняю перегрузку на уроке и строго дозирую домашнее задание; использую элементы музыкальной терапии;
  3. преодоление комплекса моторной закрепощенности: работа стоя, сидя в кругу, сидя напротив (дискуссия), работаю по системе разноуровневого обучения, провожу нестандарстные уроки: урок-суд, урок-диспуд, интегрированные уроки, применяю коллективные формы обучения, на 20 минуте урока провожу динамические физминутки-специальные упражнения для мышц, рук, ног, глаз.
  4. использую рекомендации В.Ф.Базарного о создании коррекционной среды для зрения в виде цветных линий в форме восьмерки (водим восьмерку по синей, красной, зеленой стрелке);
  5. слежу за питанием в школьной столовой.

         В рамках работы по реализации здоровьесберегающих технологий сотрудничаю с родителями, нацеливая их на саморегуляцию детей: «Помоги себе сам!», которая помогает освоению способов осмысленной заботы о своем здоровье. В своих сочинениях они выражают понимание значимости ЗОЖ: «Хочешь быть здоровым – занимайся спортом!», «Здоровый человек – счастливчик!», «Я за здоровый образ жизни, а ты?».

        Во внеурочной деятельности не оставляю без внимания работу по здоровому образу жизни.

       Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остается урок, на котором должно использоваться все умение учителя и другие резервы. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии, необходимо включать их и во внеклассную деятельность. Именно здесь открывается простор для педагогического творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)

Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...