Здоровьесберегающая организация урока.
материал

Шамич Инна Ивановна

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИЙ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

На что следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных,  неприятных  звуковых  раздражителей  и  т. д.).

2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4–7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут.

4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех видов.

5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10–15 минут.

6. Наличие и выбор поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Это такие методы:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа  действия,  выбор  способа  взаимодействия,  свобода  творчества и т. д.);

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на каждые 15–20 минут урока по одной минуте из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.

10. Наличие в содержательной части урока следующих позиций:

вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;

демонстрация, прослеживание этих связей;

формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

выработка понимания сущности здорового образа жизни;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

выработка индивидуального способа безопасного поведения;

сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.

11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

12. Психологический климат на уроке.

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок:

шуток;

улыбок;

использование юмористических картинок;

поговорок;

афоризмов с комментариями;

небольших стихотворений;

музыкальных минуток и т. п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее.

14.  Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75–80 %.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Н о р м а:

не ранее чем через 25–30 минут в 1 классе;

35–40 минут в начальной школе;

40 минут в средней и старшей школе;

30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп и особенности окончания урока:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).



Предварительный просмотр:

АНКЕТА НАПРЯЖЕННОСТИ

Может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздают листы с вопросами, а ответы они записывают на ответном бланке. Вопросы могут быть зачитаны вслух проводящим анкетирование психологом (но не учителем данного класса).

Инструкция: возможны 3 варианта ответов на каждый вопрос: «да», «нет», «не знаю».

1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.

2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.

4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.

5. Я захожу в аудиторию, где принимают экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.

6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.

7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.

8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.

9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.

10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что спланировал.

11. Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке.

12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.

13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.

15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».

16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.

18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.

19. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.

20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.

21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.

22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом.

23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала.

24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией.

25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.

26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.

27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом.

29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.

30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

Обработка результатов. Суммируется в баллах (по одному баллу) число ответов «нет» на вопросы 1–10 и число ответов «да» на вопросы 11–30, затем приплюсовывается половина баллов от числа ответов «не знаю».

Интерпретация: до 12 баллов – относительное благополучие; 12–19 баллов – зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста; 20 и более баллов – неблагополучие (повышенный уровень напряженности) – необходима консультация специалиста.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
(
по Кондашу)

Методика самооценки школьных ситуаций (по Кондашу) – для учащихся 7–11 классов.

Инструкция: оценить каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать тревогу:

0 – ситуация не волнует;

1 – ситуация слабо волнует;

2 – ситуация достаточно волнует;

3 – ситуация очень волнует.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого спросить.

4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

5. Выполнение контрольной работы.

6. Учитель называет оценки за контрольную работу.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах.

10. Ответ у доски.

11. Непонимание объяснений учителя.

12. Неожиданный вопрос учителя.

13. Не получается домашнее задание.

14. Принятие важного, ответственного решения.

Оценка результата.

До 20 баллов – низкий уровень тревожности;

20–30 баллов – средний уровень тревожности;

более 30 баллов – высокий уровень тревожности.

(При сумме менее 6  баллов – сомнительная достоверность результатов.)

Важна не столько оценка, полученная данным школьником, сколько динамика его показателей (за год, два и т. д.).



Предварительный просмотр:

ТЕСТ-АНКЕТА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА
НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕГОСЯ

Инструкция: постарайтесь дать оценку данному учащемуся по приведенным ниже позициям по 4-балльной шкале:

0 – признак не выражен (отсутствует);

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется   периодически;

3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.

1. С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.

2. Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.

3. Растет в неблагополучной семье.

4. У семьи материальные трудности.

5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).

6. Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.

7. Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).

8. Низкий интеллектуальный уровень («тупость»).

9. Низкий культурный уровень, узкий круг интересов.

10. Характерна несформированность гигиенических навыков.

11. Беззаботен, проявляет безответственность.

12. Проявляет астенические черты характера, слабую волю.

13. Не проявляет интереса к своему здоровью.

14. Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.

15. Имеет повышенную возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.

16. Плохой контакт с учителями.

17. Характерна повышенная утомляемость.

18. Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.

19. Курит.

20. Предъявляет частые жалобы на здоровье.

Интерпретация результатов. Благополучными можно считать показатели в пределах 20–35 баллов.

Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника в группу риска.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ-АНКЕТА «ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
И СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»

Методика предлагается педагогам, способным выступить в роли экспертов по оценке образа жизни и состояния здоровья учащихся (классным руководителям, социальным педагогам), а также родителям школьников.

Каждый эксперт отвечает только на те вопросы, по которым располагает достаточными сведениями. По каждой из позиций необходимо получить не менее трех оценок, иначе она исключается из общего подсчета ввиду недостоверности.

Выделяется итоговый балл для каждого школьника как среднее арифметическое оценок экспертов. Анализируется динамика изменений.

Инструкция: выберите позиции, по которым вы можете оценить данного учащегося.

Оценивание проводится по 11-балльной шкале:  от –5 (максимально негативные для здоровья учащегося изменения) до +5 (максимально положительные для здоровья изменения); 0 баллов – отсутствие изменений.

1. Как изменилось состояние здоровья данного учащегося за оцениваемый период?

2. Как изменилось отношение к своему здоровью у данного учащегося за оцениваемый период?

3. Как изменился образ жизни учащегося: режим дня, физическая активность, характер питания?

4. Как изменилась ситуация в семье учащегося, его окружение?

5. Как изменилось материальное положение семьи учащегося?

6. Как изменились черты характера и поведение данного учащегося?

7. Как изменился интерес учащегося к учебе, стремление к знаниям?

8. Какова тенденция изменений во внешнем облике учащегося?

9. Как изменились у учащегося проявления утомления (по выраженности, скорости наступления, частоте)? (К –5 – усиление; к +5 – ослабление.)

10. Как изменились у учащегося проявления стресса, фрустрации (по силе, выраженности, частоте)? (К –5 – усиление; к +5 – ослабление.)

11. Как изменилось у учащегося превалирующее настроение? (К –5 – ухудшение настроения; к +5 – улучшение.)

12. Чаще или реже стал учащийся жаловаться на свое здоровье? (К –5 – чаще; к +5 – реже.)

13. Какова динамика вредных привычек у учащегося (включая употребление одурманивающих веществ)?

14. Как изменился контакт (взаимопонимание, сотрудничество) школы с родителями учащегося по вопросам здоровья?



Предварительный просмотр:

ТЕСТ-АНКЕТА ДЛЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА
СКОЛИОЗА, НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Инструкция: постарайтесь дать оценку данному учащемуся по приведенным ниже позициям по 4-балльной шкале:

0 – признак не выражен (отсутствует);

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется  периодически;

3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.

1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

2. Носит сумку, портфель в одной руке.

3. Имеет привычку сутулиться.

4. Ведет неправильный образ жизни, проявляет недостаточную двигательную активность.

5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, посещение  спортивных секций, плавание).

6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Неправильно, нерегулярно питается.

8. Астеническое, диспропорциональное телосложение.

9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.

10. Выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов по этим двум тест-анкетам следующая:

благополучный показатель по каждой из анкет – до 19 баллов.  При  показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ-АНКЕТА ДЛЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА
НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Инструкция. Постарайтесь дать оценку данному учащемуся по приведенным ниже позициям по 4-балльной шкале:

0 – признак не выражен (отсутствует);

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется  периодически;

3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.

1. Много читает.

2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

3. Более часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.

4. Более двух часов (одного часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.

5. Читает, пишет, «уткнувшись носом» в текст.

6. У родителей плохое зрение (носят очки).

7. Неправильно питается (недостаток витамина А).

8. Имеется тенденция к повышенному артериальному  и (или) внутричерепному давлению.

9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ-АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ
ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Заполняется самостоятельно. Для младших школьников возможно проставление баллов учителем во время проведения беседы.

А н к е т а   д л я   м а л ь ч и к о в

На вопросы 1–10 варианты ответа «да» или «нет».

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, посещение спортивных секций, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».

8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.

9. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.

10. Бывает, я курю.

Внимание! Далее надо выбрать один из вариантов ответа на вопрос.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?

А) да;

Б) нет;

А) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?

А) безразличие;

Б) заинтересованность;

В) усталость, утомление;

Г) сосредоточенность;

Д) волнение, беспокойство;

Е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

А) заботятся о моем здоровье;

Б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;

В) подают хороший пример;

Г) подают плохой пример;

Д) учат, как беречь здоровье;

Е) им безразлично мое здоровье.

15. Как вся обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?

А) не оказывает заметного влияния;

Б) плохо влияет;

В) хорошо влияет;

Г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов. За каждый положительный ответ на вопросы 1–10 начисляется по одному баллу.

На вопросы 11–12 один балл начисляется за ответ «Б».

На вопрос 13 один балл начисляется за ответы «А», «В», «Д».

На вопрос 14 один балл начисляется за ответы «Б», «Г», «Е».

На вопрос 15 один балл начисляется за ответы «Б», «Г».

Интерпретация результатов. Благополучный результат – при итоговой сумме не более 6 баллов. «Зона риска» – при наборе более 12 баллов.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО
НАПРЯЖЕНИЯ И УСТАЛОСТИ НА УРОКАХ

Перекрестное марширование 

 Шагайте, высоко поднимая колени и попеременно касаясь правой и левой рукой  противоположной ноги. Сделайте 6 пар движений. Затем шагайте, касаясь рукой одноименного колена. Сделайте 6 пар движений. Закончить нужно касаниями противоположной ноги.

Мельница

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения – 1–2 минуты. Дыхание произвольное.

Паровозик

Правую руку положите под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте положение рук и повторите упражнение.

Робот

Встаньте лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигайтесь вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигайтесь так, чтобы левая рука переставлялась одновременно с правой ногой и наоборот.

Маршировка

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.



Предварительный просмотр:

БУРАТИНО

Буратино потянулся  (сидя за партой, руки к плечам, поднимание и опускание локтей),

Раз – нагнулся. Два – нагнулся  (наклоны к левой и правой ноге),

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел  (руки в стороны, повороты направо, налево).

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать  (встают на носки, руки поднимают вверх и медленно садятся за парты. Повторить 23 раза).

ЕЛОЧКА

Елочки зеленые на ветру качаются,

Низко наклоняются  (плавные наклоны вправо, влево, вперед, назад).

Сколько елочек зеленых  (на доске 5 елочек),

Столько сделайте наклонов (наклоны вперед – прогнувшись).

Приседайте столько раз,

Сколько бабочек у нас  (на доске 7 бабочек, дети выполняют приседания).

Сколько беленьких кружков,

Столько сделайте прыжков  (на доске 10 кружков; прыжки на двух ногах вперед, назад, вправо, влево. Повторить 2–3 раза).

ПАУЧОК

Паучок на лавку упал (выполняют упор присев).

Нечаянно лапку сломал (прыгают на одной ноге).

В городскую лавку сходил

И другую лапку купил (маховые движения ногами, руки вперед).

Ты смотри, паучок, не зевай,

Больше лапок себе не ломай (прием «Ковырялочка»: выставление левой ноги вперед на пятку, затем назад на носок, два притопа; то же с правой ноги).

ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа. Повторить 2–3 раза).

МЫ СЧИТАЕМ

Мы считали и устали  (сидя за партой, выполняют  круговые движения плечами вперед, назад).

Дружно все и тихо встали  (встают из-за парт), 

Ручками похлопали, раз, два, три  (хлопают в ладоши).

И еще потопали,

И дружней похлопали (выполняют 2 хлопка над головой и 3 притопа).

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели (приседания, руки вперед).

Мы немножко отдохнем,

И опять считать начнем (сидя за партой, руки поднять вверх, посмотреть на пальцы и медленно опустить).

СОЛНЦЕ СПИТ, НЕБО СПИТ

Солнце спит, небо спит (кладут голову на руки).

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало (встают, поднимают руки вверх с растопыренными пальцами).

Вдруг повеял ветерок (машут руками из стороны в сторону).

Небо тучей заволок (круговые движения руками).

Дождь по крышам застучал (топают ногами).

Барабанит дождь по крыше (барабанят пальцами по столу).

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик (постепенно садятся и кладут голову на руки.  Упражнение повторяется 1–2 раза).

ПТИЦЫ НА ЮГ УЛЕТАЮТ

Птицы на юг улетают (движение руками от себя): 

Гуси, грачи, журавли (вращательные движения кистями).

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали (движения руками).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО
КРОВООБРАЩЕНИЯ

I.         Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле.

1 – голову наклонить вправо;

2 – и. п.;

3 – голову наклонить влево;

4 – и. п.;

5 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать;

6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.

II.         И. п. – сидя, руки на поясе.

1– поворот головы направо;

2 – и. п.;

3 – поворот головы налево;

4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ
С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

I. И. п. – стоя, руки на поясе.

1 – правую руку вперед, левую вверх;

2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.

II.         И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед;

3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

III. И. п. – сидя, руки вверх.

1 – сжать кисти в кулак;

2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

I. И. п. – стойка  ноги врозь, руки за голову.

1–5 – круговые движения тазом в одну сторону;

4–6 – то же в другую сторону;

7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

II. И. п. – стойка ноги врозь.

1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх;

3–4 – и. п.;

5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.



Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (1)

Каждый человек – уникален. Давай попробуем определить, что особенного можно увидеть в тебе. Как ты менялся(лась) с момента рождения до сегодняшнего дня. Если тебе не хватает данных, спроси у родителей.

  •  Заполни таблицу.

Возраст

Рост

Вес

Размер обуви

Цвет глаз

Цвет волос

1 год

3 года

5 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

Опиши подробнее те изменения во внешности, которые произошли с тобой за последние два года.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Как ты думаешь, эти изменения отразились на твоем здоровье и спортивных достижениях? Если да, то как?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (2)

Выполни упражнение «Глядя в зеркало».

Посмотри на свое отражение в зеркале не менее 5 минут. В парах помогите друг другу ответить на следующие вопросы.

Что во мне самое лучшее?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Представь себе, что ты видишь себя впервые. Каково твое первое впечатление?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Как ты опишешь свою внешность человеку, который никогда не видел тебя?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Похвали свою внешность и внешность партнера в паре.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (3)

Опиши себя:

Внешность

(форма лица, цвет глаз,
цвет волос, рост)

Черты характера

(веселый, добрый,
смелый, озорной,
плаксивый, непоседливый)

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Сделай выводы:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (4)

Рассмотри себя в зеркало. Найди те черты, которые отличают тебя от других, и ощути гордость за то, что природа наделила тебя этими уникальными чертами твоей внешности.

Расскажи об этом своей семье.

Нарисуй свой портрет.



Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (5)

Напиши 15 позитивных качеств своего друга/подруги (или друга, которого хочется иметь).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Расскажи соседу по парте о своих позитивных чувствах к другу и своих ожиданиях к нему.

Какие доводы ты приведешь, если у тебя возникнет необходимость убедить родителей твоего друга пойти вместе на концерт, где будет шумно и много народа.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (6)

Каждый человек в ответе за свое здоровье. Важно знать, как защитить свое здоровье от факторов, вредящих ему.

Где бы ты сел(а)?

Нарисуй себя на выбранном месте.



Предварительный просмотр:

КАРЬЕРА ИЛИ СЕМЬЯ

1. Прочитайте рассказ.  Выскажите  свое  мнение. Что, по-вашему, важнее – карьера или семья? Обоснуйте ответ.

Тамара росла старшим ребенком в многодетной семье. В то время как ее пятнадцатилетние сверстницы проводили время на дискотеках, общаясь с мальчиками, она помогала матери управляться с тремя младшими детьми, обучалась игре на фортепиано и «запоем» читала классиков. Она была далека от интересов одноклассниц, практически не имела подруг, но зато строила серьезные и далеко идущие планы. Она точно знала, что, окончив школу, уедет из своего провинциального города в краевую столицу, чтобы получить там хорошее образование и сделать карьеру. Она знала, что когда-нибудь подумает о создании собственной семьи, но это будет потом, после того, как она добьется независимости и благосостояния.

После окончания школы Тамара приехала во Владивосток и поступила в музыкальное училище. Это была первая ступень ее дальнейшей жизни.

К моменту окончания училища девушка познакомилась с иностранным бизнесменом. Постепенно завязались близкие отношения, и вскоре они вместе поселились в приобретенной им двухкомнатной квартире. Попытка поступить в университет в первый раз не увенчалась успехом. Следующий год Тамара посещала подготовительные курсы, затем выдержала конкурс и стала студенткой. Через два года ее друг завершил свой бизнес в Приморье и решил вернуться на родину. На его многократные предложения поехать с ним Тамара отвечала отказом: она хотела быть самостоятельной и независимой. Жизнь в чужой далекой стране «под крылом» мужчины не привлекала ее. После трогательного прощания он уехал, оставив ей квартиру.

Следующие три года пролетели в изучении английских авторов, английской географии и в заучивании английских слов. Получив диплом, Тамара после продолжительных поисков работы устроилась в крупную перспективную компанию, имеющую деловые связи со странами Европы. Вот теперь она оказалась в прямом тоннеле, ведущем к успеху. Рьяно взявшись за работу, сутками делая переводы, оформляя контракты, встречая иностранных партнеров руководителя, совершенствуясь в английском и немецком языках, она с головой ушла в «делание» карьеры. Практически прекратила общение с подругами, так как поднималась все выше и выше по карьерной лестнице. В перспективе ей могли предложить работу в Германии.

Это, однако, не значило, что девушка совсем не думала о создании семьи. Думала, конечно. Если ей повезет и она встретит мужчину щедрого, солидного и любящего, то выйдет за него замуж, а потом, когда посчитает себя готовой, родит ребенка. Если же такой человек не встретится на ее пути, то она ребенка для себя, вложив, будучи бизнес-леди, все приобретенные средства в его блестящее воспитание и образование.

Возможно, все сложилось бы именно так, если бы однажды в компании не разразился кризис, и дорога в светлое будущее, вымощенная трудом и амбициями, не стала разваливаться.

И только тогда, когда планы, лелеянные годами, осуществляемые собственными усилиями и титаническими стараниями, вдруг стали рушиться по не зависящим от нее причинам, Тамара задумалась: а действительно ли ей нужно то, к чему она стремилась и шла несколько лет? Она сделала вывод, что бессонные ночи, проводимые над переводами, отсутствие рядом любящего человека и отречение от подруг не стоят всей этой безумной гонки за карьерой. Придя к такому решению, Тамара составила свое резюме и отправила в одно из высших учебных заведений Владивостока. Ее приняли на должность преподавателя английского языка.

Вскоре, на свадьбе двоюродной сестры, Тамара встретила человека, солидного, щедрого и любящего. Одновременно с ним она обрела десятилетнюю приемную дочь. К моменту нашей с ней встречи они прожили вместе два года. Тамара сказала мне, что она уже не надеялась быть такой счастливой и что даже не догадывалась, что быть такой счастливой вообще возможно.

Валентина Серебрякова



Предварительный просмотр:

МОИ ПОТРЕБНОСТИ

Определи, к какому виду относятся следующие потребности:

потребность в самосохранении;

  •  потребность самоутверждения и достижения;
  •  потребность поиска смысла жизни;
  •  потребность органического удовольствия;
  •  потребность в общении и любви окружающих;
  •  потребность в продуктивной самореализации;



Предварительный просмотр:

МОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

1.Заполни таблицу и определи тип темперамента по характеристикам нервных процессов возбуждения и торможения :

Типы высшей
нервной
деятельности

Характеристика нервных процессов

Вид темперамента

сила

уравновешенность

подвижность

Сильный

сильный

уравновешенный

подвижный

Безудержный

сильный

неуравновешенный

подвижный

Инертный

сильный

уравновешенный

малоподвижный

Слабый

слабый

неуравновешенный

малоподвижный

2. Инструкция: прочитай темпераментные особенности личности. Каждая из особенностей обозначена номером. Напротив каждой из них, если она имеется у тебя, и проявление которой ты не однажды у себя замечал, поставь знак «+». Если ты считаешь, что эта особенность у тебя отсутствует, то никакого знака не ставь.

Психологический
паспорт холерика

Психологический
паспорт сангвиника

Психологический
паспорт флегматика

Психологический
паспорт меланхолика

1

2

3

4

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы, реактивны.

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Энергичны.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Незлопамятны и необидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью.

1. Веселы и жизнерадостны.

2. Деловиты.

3. Часто не доводите дело до конца.

4. Склонны переоценивать себя и свои возможности.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. С увлеченностью беретесь за любое дело.

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Не любите попусту болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций.

7. Сдержанны и терпеливы.

8. Как правило, доводите начатое дело до конца.

9. Не тратите попусту сил.

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.


Окончание табл.

1

2

3

4

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Агрессивны.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Способны быстро действовать и решать жизненные задачи.

16. Неустанно стремитесь к новому.

17. Обладаете выразительной мимикой.

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким сменам настроений

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, кропотливой работой.

13. Общительны и отзывчивы.

14. Работаете быстро, нуждаетесь в перерывах реже других.

15. Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете всегда бодрым настроением.

17. Сохранаяете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

18. Быстро засыпаете и просыпаетесь.

19. Часто не собранны.

20. Проявляете поспешность в решении

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете свои желания.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ладить с другими.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь от одного дела на другое.

16. Ровны в отношении со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны и малоподвижны, вялы.

20. Обладаете выдержкой

9. Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.

14. Склонны к подозрительности.

15. Болезненно чувствительны и ранимы.

16. Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительны.

18. Малоактивны в работе.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих

А теперь посчитай, в каком столбце твоих характеристик оказалось больше всего. Очевидно, именно этот темперамент проглядывает в твоих делах и поступках. Не стоит с ним бороться, постарайся сделать его своим союзником.



Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕСТВА

1. Семья – неотъемлемый структурный элемент общества, и невозможно умалить  ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1. Почему люди живут семьями?

2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

4. Всегда ли существовала семья?

5. Сохранится ли семья в будущем?

6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?



Предварительный просмотр:

ТЫ В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ

К кому из изображенных людей ты обратишься, если у тебя возникнут проблемы?

Дорисуй в пустой клеточке недостающий персонаж.



Предварительный просмотр:

ТЫ И ТВОЕ МНЕНИЕ

Приведи  примеры, когда человеку трудно отстоять свое мнение.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Существуют различные способы повлиять на твое мнение – убеждение, лесть, соблазн, подкуп, угроза и т. д. Также существуют три  вида поведения в ситуации давления: агрессивное, пассивное, уверенное (ассертивное).

Приведи примеры отстаивания своего мнения в случае, когда один участник противостоит двум другим во мнении, что, предположим, допоздна гулять по незнакомым улицам опасно (можешь предложить свою тему).

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ТЫ И ТВОИ ОШИБКИ

Каждый человек (и ребенок и взрослый) совершает ошибки. Ошибки могут быть очень полезны – ведь люди часто учатся на них (своих или чужих).

Приведи примеры ошибок (твоих или чьих то еще), на которых можно учиться.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Вспомни о какой-нибудь своей ошибке и напиши, какой урок ты можешь из нее извлечь.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ТЫ И ТВОЯ СЕМЬЯ

Прочитайте выдержки из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля. Охарактеризуйте связь предлагаемых понятий.

СЕМЕЙСТВО ср. семья ж. вообще: совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесн. знач. родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. Хороша семейка! Семья воюет, а один горюет. Семьей и горох молотить. В семье не без урода. В большой семье не без урода. – В естеств. истории: разряд подобных и сродных, схожих; семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников. Иногда семья есть подразделенье разряда. Семейный, к семье относящийся. Семейный человек, у кого своя семья. Семейные казаки, донцы, давно переселенные семьями на Кавказ. Семейное согласие всего дороже. Семейный горшок всегда кипит. Семейная каша погуще кипит. В семье и каша гуще. Семейские, забайкальские раскольники, семейно переселенные. Семейно, всей семьей; в кругу своей семьи; – людно, многолюдно. Семейно ли было на вечеринке? вят. Семейственые связи, семейные, родственные. Семьянин, семейный человек; член семьи; у кого своя семья, человек с женою и с детьми, арх. семьяк; противопол. холостой, одинокий. Без друга, сирота: с другом, семьянин. Семейник новг. односемьянин, член своей семьи. Семейщина ж. совокупность всего семейного быта. Семьянистый, семьистый, у кого большая семья. Семьиться арх. – обзаводиться семьею или жениться и водить детей. – стар. скопляться, сходиться для заговоров, крамол.

ГРАЖДАНИН м. гражданка ж. городской житель, горожанин, посадский. || Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового. Именитый гражданин, стар. звание богатейших и почетнейших купцов. Почетный гражданин, нынешнее звание, даруемое купцам и недворянам за заслуги и выслугу, также военным и гражданским чиновникам, не выслужившим ни потомственного, ни личного дворянства. Степенный гражданин, отличие, жалуемое за службу по городским выборам. Гражданский, относящийся к гражданам, к государственному или народному управлению, к подданству. Гражданские обязанности двояки: к правительству и к ближнему. || Противополагается иногда государственному или правительственному, и тогда значит: частный, домашний, общинный; || противопол. военному: штатский, относящийся до службы по управлению; || духовному или церковному, означая: мирской, обиходный, житейский. Гражданское право, гражданская служба, – мундир. Гражданская печать. Гражданские доблести, мирные и миротворные, честь, любовь и правда. Гражданский венец, корона, употребительная в древности награда или прославление за гражданскую доблесть. Гражданская палата, палата гражданского суда, высшее в губернии место или средняя степень суда и расправы по тяжебным или спорным делам. Гражданская смерть человека, состояние лишенного, по приговору суда, гражданских прав. Гражданство ср. состояние гражданина; звание, права и обязанности его. || Сословие граждан, граждане. Гражданственный, ко гражданству относящийся. Гражданственность ж. состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества.

2. Объясните смысл высказывания В. А. Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Как это выражение характеризует взаимосвязь понятий семьянин – гражданин?



Предварительный просмотр:

УМЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ

Вспомни короткий эпизод из книги, кино, телепередачи, когда один человек отказался от предложения сразу многих уговаривающих наиболее удачным образом.

Вспомни и проанализируй ситуацию из своего опыта, когда удавалось противостоять давлению сверстников, взрослых.

Каким образом это происходило?

Как ты действовал?

Как еще можно реагировать?

Опиши и обсуди с родителями.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Я И МОЕ ПОВЕДЕНИЕ

А теперь давай попытаемся изучить твое поведение в группе (классе) в процессе общения и описать 6 основных тенденций: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.

Перед тобой – список из 60 высказываний, касающихся поведения человека в группе. Прочти последовательно каждое из них и ответь «да», если оно соответствует твоему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.


п/п

Высказывание

Ответ

1

2

3

1

Я критичен к товарищам

2

У меня возникает тревога, когда в группе возникает конфликт

3

Я склонен следовать советам лидера

4

Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами

5

Мне нравится дружественность в группе

6

Я склонен противоречить лидеру

7

Испытываю симпатию к одному-двум ребятам из нашего класса

8

Избегаю общих встреч и собраний в классе

9

Мне нравится похвала лидера

10

Я независим в суждениях и манере поведения

11

Я готов встать на чью-либо сторону в споре

12

Я склонен руководить другими

13

Радуюсь общению с одним-двумя ребятами в классе

14

При появлении враждебности со стороны одноклассников я внешне спокоен

15

Я склонен поддерживать настроение всей группы

16

Не придаю значения личным качествам одноклассников

17

Я склонен отвлекать класс от общих целей

18

Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру класса

19

Хотел бы сблизиться с некоторыми ребятами из класса

20

Предпочитаю оставаться нейтральным в споре

21

Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит


Продолжение табл.

1

2

3

22

Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия

23

Я недостаточно сдержан в выражении чувств

24

Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников

25

Недоволен слишком формальным (деловым) отношением в классе

26

Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу

27

Предпочитаю соглашаться с мнением большинства в классе

28

Я привязан к классу в целом больше, чем к определенным ребятам

29

Я склонен затягивать и обострять спор

30

Стремлюсь быть в центре внимания

31

Я хотел бы быть членом более узкой группы

32

Я склонен к компромиссам

33

Я испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям

34

Болезненно отношусь к замечаниям других

35

Могу быть коварным и вкрадчивым

36

Я склонен принять на себя лидерские полномочия в классе

37

Я откровенен с ребятами в классе

38

У меня возникает нервное беспокойство во время разногласий в классе

39

Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ

40

Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия

41

Я часто сержусь на одноклассников

42

Я пытаюсь вести других против лидера

43

Легко нахожу знакомства за пределами класса

44

Стараюсь избегать споров

45

Легко соглашаюсь с предложениями других ребят в классе

46

Оказываю сопротивление образованию группировок в классе

47

Когда раздражен, я насмешлив и ироничен

48

У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться

50

В классе пытаюсь не показывать свои истинные чувства

51

Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях

52

Я инициативен в установлении контактов в общении


Окончание табл.

1

2

3

53

Избегаю критиковать товарищей

54

Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем другие

55

Мне не нравится, что отношения в классе слишком фамильярны

56

Люблю затевать споры

57

Стремлюсь удержать свое высокое положение в классе

58

Мне нравится вмешиваться в отношения одноклассников и нарушать их

59

Я склонен к перепалкам, задиристый

60

Я склонен выражать недовольство лидером

А теперь посчитаем. В таблице перечислены номера вопросов, характеризующие одну из тенденций:

I

Зависимость

3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54

II

Независимость

6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

III

Общительность

5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

IV

Необщительность

4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58  

V

Принятие «борьбы»

1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59

VI

Избегание «борьбы»

2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

Количество ответов «да» по характеристике I сложи с ответами «нет» по характеристике II; ответы «да» по характеристике III сложи с ответами «нет» по характеристике IV; ответы «да» по характеристике V сложи с ответами «нет» по характеристике VI.

Если полученное от сложений число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей тебе и проявляющейся не только в классе, но и за его пределами.

В случае если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций  

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление человека к принятию групповых норм, стандартов и ценностей, которые преобладают в вашем классе. Тенденция к общительности свидетельствует об открытости человека к контактам, к окружающим людям.

Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление личности участвовать в жизни класса. Противоположная тенденция – уклонение от борьбы – свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, о склонности к компромиссным решениям.

Каждая из этих тенденций может быть внутренней, присущей тебе как личности, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.



Предварительный просмотр:

Я И МОЙ ХАРАКТЕР

На основе оценки своих свойств личности попробуй составить психологический автопортрет. В него нужно включить описание:

темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);

характера (отношение к миру, к окружающим людям, к делу, к самому себе);

способностей (перечисли те, которые ты уже нашел у себя);

направленности личности (деловая, личностная, коммуникативная);

интеллектуальности (степень развития интеллекта);

эмоциональности (уровень тревожности, устойчивость к неблагоприятным условиям);

волевых качеств (умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели);

общительности (высокая или низкая);

самооценки (заниженная, адекватная, завышенная);

уровня самоконтроля;

умения общаться.

Обсуди получившийся автопортрет с другом, возможно, он расскажет о тебе много нового, того, что сам ты в себе не заметил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЕСЕЛЫЕ МИНУТКИ, КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Одна из основных задач образовательного процесса в нашей школе, как и в любой другой коррекционной школе,  состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые ...

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, позволяющие организовать современный урок...

Организация урока английского языка с учётом здоровьесберегающих технологий

В статье рассказывается о технологиях здоровьесбережения, применяемых на уроках английского языка...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

рекомендации учителям ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА...

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии

Выступление по теме: "Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии"В ФГОС  нового поколения впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА...