Программа "Основы здоровья"
рабочая программа

Абдурахманова Гьурият Абдулзагировна

Программа воспитательной работы "Основы здоровья" (Здоровье человека: физическая, социальная составляющая здоровья)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_zdorovya.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                                                 УТВЕРЖДЕНА

                                                                                     Приказом № __ от  «__» 2019 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

(Здоровье человека: физическая, социальная составляющая здоровья)

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )

(редакция 2019 года)

                                                                                             Группа:1,2,3

                                                                                             Объем – 34 часа

                                                                                             Воспитатель: Абдурахманова Г.А.

.

г. Нефтеюганск-2019

Название раздела

Стр.

I

Пояснительная записка

3

1.1

Краткая психолого-педагогическая характеристика воспитанников

3

1.2

Цель и задачи программы

3

1.3

Нормативное обоснование программы

4

1.4

Условия реализации программы

4

II

Общая характеристика воспитательной программы

4

2.1.

Содержание программы

4

2.2.

Основные виды деятельности, используемые в работе

4

2.3.

Использование различных типов взаимодействия воспитателя и воспитанника для формирования БУД

5

2.4.

Основные требования к результатам реализации программы

6

2.3.1.

Личностные результаты освоения программы

2.3.2.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

III

Планирование программы

3.1

Тематическое планирование программы «Основы здоровья»

IV

Материально – технические условия реализации программы

4.1

Материально-техническое обеспечение программы

4.2

Учебно-методический комплекс

I.  Пояснительная записка

1.1.   Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

В интернате КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» проживает 23 воспитанника, из них – 17 мальчиков и 6 девочек.

У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков самообслуживания, слабые знания об окружающем мире, в т.ч. о составляющих здоровья.

Учитывая разный возраст воспитанников интерната программа подразумевает проведение занятий по подгруппам

Дети в возрасте

от 9 до 13 лет

(I группа)

Дети в возрасте

от 13 до 16 лет

(II группа)

Дети в возрасте

от 16 до 21 лет

(III группа)

Ленара Л.

Данил П.

Алексей Н.

Александр П.

Евгений М.

Ислам А.

Люция А.

Вячеслав П.

Александр А.

Данил В.

Максим П.

Николай М.

Эдуард И.

Александр Ч.

Иван М.

Елена П.

Виктор Г.

Ирина Г.

Радмир Н.

Владислав Ш.

Айгуль И.

1.2. Цель и задачи программы

Программа работы воспитателя направлена на реализацию цели и задач образовательной программы школы-интерната на 2019-2020 учебный год.

Тема: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы учащихся.

Цель программы: Программа воспитательных занятий направлена на достижение воспитанниками личностных результатов (усвоение и умелое использование информации о факторах, влияющих на здоровье).

Личностные результаты обеспечивают овладение воспитанниками комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач в формировании здорового образа жизни.  

Изучив психолого-педагогические характеристики воспитанников были определены следующие задачи: 

-Способствовать формированию представлений о здоровье человека, физических и социальных составляющих здоровья.

-Формировать представления о полезных привычках, способствующих сохранению здоровья. Учить следовать им в повседневной жизни.

-Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации

1.3. Нормативное обеспечение программы

Программа составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.

1.4. Условия реализации программы

Программа реализуется в течение 1 года, включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач. Продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Так же программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, практических занятий, мероприятий.

Эффективное усвоение воспитанниками материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

II. Общая характеристика воспитательной программы

2.1. Содержание программы по направлению «Основы здоровья»

     В программу включены три раздела:

1. Здоровье человека (8 часов). Раздел включает в себя информацию о ценности и неповторимости  жизни и здоровья человека; о составляющих здоровья, о факторах влияющих на здоровье человека.

2. Физическая составляющая здоровья (13 часов). Раздел знакомит с информацией о составе продуктов питания; о двигательной активности и принципа закаливания; о том как сохранить зрение и слух; об осанке и плоскостопии, о гигиене полости рта; о значении воздуха и поддержании чистоты жилья;

3. Социальная составляющая здоровья (13 часов). Раздел формирует знания о традициях сохранения здоровья в семье; о полезны и вредных привычках; о здоровьесберегающих правилах пользования гаджетами; о социальных болезнях (туберкулез, Спид); об охране здоровья детей, о правилах поведения при ЧС.

   

2.2. Основные виды деятельности используемые в процессе работы

Вид деятельности

Формы работы

Двигательная

Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Народные подвижные игры (игры народов Севера)

Игровая

Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры: ролевые диалоги на основе текста.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований

Продуктивная

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика); аппликация(бумага, ткань, природные материалы)по замыслу, на заданную тему.

Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Коммуникативная

Свободное общение на разные темы.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью»,

Трудовая

Хозяйственно-бытовой труд (дежурства в комнате, столовой).

Ручной труд (поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):изготовление атрибутов для игры.

Познавательно-исследовательская

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет.

Музыкально-художественная

Разнообразная интегративная деятельность: музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.

Чтение (восприятие) художественной литературы

Восприятие литературных произведений с последующими: свободным общением на  тему литературного произведения, решением проблемных ситуаций, дидактическими играми по литературному произведению.

2.3. Использование различных типов взаимодействия воспитателя и воспитанника для формирования БУД

Форма сотрудничества

Основные составляющие сотрудничества

Формируемый вид

Совместная деятельность

Совместная постановка целей работы.

Совместное определение способов выполнения работы.

Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы.

Понимание и учет позиции других участников выполнения работы.

Личностные

Регулятивные

Разновозрастное сотрудничество

Работа с позиции воспитателя по отношению к другому.

Опробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов воспитательной действий.

Коммуникативные

Проектная деятельность

(как форма сотрудничества)

Распределение обязанностей.

Оценка ответа товарища.

Следование правилам работы в группе.

Переход с позиции обучаемого на обучающего себя.

Выработка индивидуальных стилей сотрудничества

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Дискуссия

Формирование собственной точки зрения.

Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода.

Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи.

Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Рефлексия

Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными.

Анализ наличия способов и средств выполнения задачи.

Оценка своей готовности к решению проблемы.

Самостоятельный поиск недостающей информации.

Самостоятельное изобретение недостающего способа действия.

Все виды

2.4. Основные требования к результатам реализации программы

2.4.1. Личностные результаты освоения программы

Программа определяет два уровня освоения программы: достаточный и минимальный (Таблица 2).

Воспитанник освоивший программу на достаточном уровне имеет представление о правилах здорового образа жизни, в том числе о физических и социальных составляющих здоровья. Соблюдает правила здорового образа жизни в быту.

Воспитанник освоивший программу на минимальном уровне имеет представление о элементарных правилах соблюдения здоровья, соблюдает эти правила под контролем взрослого.

Таблица 2

Уровни освоения программы

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

- имеет представление о ценности здоровья и факторах влияющих на него;

- может назвать полезные и вредные привычки, влияющие на здоровье;

-самостоятельно соблюдает правила здорового образа жизни в быту: гигиенические процедуры, режим дня, правильное питание, режим двигательной активности, правила обращения с гаджетами, отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и т.д.)

      - имеет представление о правилах здорового образа жизни;

- может назвать физические и социальные составляющие здоровья с направляющей помощью взрослого;        

-соблюдает правила здорового образа жизни в быту с контролирующей помощью взрослого.

2.4.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем педагогического наблюдения за поведением воспитанников и демонстрируемыми ими знаниями по разделам программы. Уровни достижения планируемых результатов программы можно определить следующие:

Достаточный уровень – Более 70% наблюдаемых параметров положительны.

Минимальный уровень – 69% и менее положительных наблюдаемых параметров.

III. Планирование программы

3.1. Тематическое планирование программы «Основы здоровья»

Раздел

Тема

Организация воспитательного процесса

Воспитательное занятие

Режимные моменты

Мероприятие

Здоровье человека               (8 часов)

Здоровье – источник жизни

+

Факторы здоровья

+

Гигиена – основа здоровья

+

+

Болезни «грязных рук»

+

+

Инфекционные болезни и их профилактика

+

Физкультура и здоровье

+

Разучивание комплекса утренней гимнастики

+

Подвижные игры на воздухе (игры народов Севера)

+

+

Физическая составляющая здоровья

(13 часов)

Питание и здоровье. Особенности питания в Северном регионе.

+

+

Вода – это жизнь

+

Движение и здоровье. Принципы закаливания

+

+

Папа, мама, я – спортивная семья

+

Как сохранить зрение

+

Разучивание комплекса упражнений для глаз

+

Как сохранить слух

+

Игра «Угадай звук»

+

Что такое правильная осанка?

+

Разучивание упражнений для профилактики плоскостопия.

+

Гигиена полости рта

+

+

Микроклимат и здоровье

+

Как поддерживать чистый воздух в жилом помещении

+

Социальная составляющая здоровья (13 часов)

Традиции сохранения здоровья в семье.

+

Вредные привычки – разрушители здоровья

+

Сюжетно-ролевая игра «Телефон доверия» (как правильно отказаться если тебе предлагают алкоголь, сигарету, наркотик)

+

Правила пользования телевизором, компьютером и мобильным телефоном

+

Игра «Да или нет» (Правила пользования гаджетами)

+

Социально значимые болезни (туберкулёз, Спид)

+

Охрана здоровья детей

+

Помощь людям с особыми потребностями (слепыми, с ДЦП и т.д.)

+

Как сохранить здоровье в ситуации ЧС (пожар, наводнение и т.д.)

+

Безопасность дорожного движения

+

Сюжетно-ролевая игра «Перекресток»

+

Правила поведения на природе

+

Конкурс рисунков «Твоё здоровье в твоих руках»

+

IV. Материально – технические условия реализации программы

4.1. Материально-техническое обеспечение программы

Направление работы

Материально-техническое обеспечение программы

Здоровье человека              

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, принтер. Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши цветные, маркеры, бумага А1, бумага А4, пластилин, клей и т.д.,

Физическая составляющая здоровья

Социальная составляющая здоровья

4.2. Учебно-методический комплекс

Специальными условиями для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются использование специальных учебных пособий и дидактических материалов.

  1. Елена Евтушенко. Нравственное воспитание умственно отсталых детей с помощью театра. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
  2. Людмила Васильева-Гангнус, Азбука вежливости, М.:НИГМА, 2014. – 184 с.
  3. Шалаева Г.П. Новые правила поведения для воспитанных детей – М.:АСТ, 2015 – 160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...