Главные вкладки

    Методика «Сфера интересов»
    материал

    Надежда Александровна Ковалева

    Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.

    Методика  направлена  на выявление следующих ценностных ориентаций:

    * активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

    * наличие хороших и верных друзей;

    * познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

    * продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

    * развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

    * развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

    * творчество (возможность творческой деятельности);

    * красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

    * любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sfera_interesov.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика «Сфера интересов»

    (О.И. Мотков)

    Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.

    Методика  направлена  на выявление следующих ценностных ориентаций:

    * активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

    * наличие хороших и верных друзей;

    * познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

    * продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

    * развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

    * развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

    * творчество (возможность творческой деятельности);

    * красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

    * любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

    Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

    1 балл ставится, когда сфера незначима для учащегося.

    2 балла – когда она малозначима.

    3 балла – сфера средней значимости.

    4 балла – когда сфера значима.

    5 баллов – очень значима.

    Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.

    Текст.

    1.Телевидение, радио.

    2. Общение в семье.

    3. Учеба.

    4. Спорт, занятия физической культурой.

    5. Общение с противоположным полом.

    6. Домашний труд.

    7. Общение с педагогом, с руководителем.

    8. Музыка любая.

    9. Бизнес.

    10. Кино.

    11. Коллектив класса, группы.

    12. Одежда.

    13. Самовоспитание личности.

    14. Общение с друзьями.

    15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.

    16. Походы.

    17. Экскурсии, краеведение.

    18. Техническое творчество.

    19. Общение с природой.

    20. Чтение художественной литературы (вне программы).

    21. Изготовление различных предметов своими руками.

    22. Другие виды художественного творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).

    23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.

    Ключ к методике (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы):

    Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

    Интересы к трудоемким, активным видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

    Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)

    Общение – №№ 2, 5, 7, 14,19.

    Развлечения – №№ 1, 8, 10, 12, 20.

    Творческая деятельность – №№ 15, 16, 18, 21, 22.

    Коллектив группы – № 11.

    Организуемый взрослыми труд – №№ 3, 6.

    Самовоспитание – № 13.

    С помощью качественного анализа учитель определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.

    Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».

    Тест

    Варианты ответов

    Не значима 1

    Мало значима 2

    Средне значима 3

    Значима 4

    Очень значима

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    Данные по классу представляются в виде таблицы.

    Класс    _________    Дата _________

    Список учащихся

    Общение

    Трудоемкие, активные виды деятельности

    Развлечения

    Общение с друзьями

    Общение в семье

    Общение с учителями

    Общение с противоположным

    полом

    Общение с природой

    Учеба

    Спорт, занятия ФК

    Домашний труд

    Бизнес

    Живопись, лепка, макраме

    Техническое творчество

    Изготовление своими руками

    Другие виды творческой

    деятельности

    Походы

    Экскурсии, краеведение

    Самовоспитание личности

    Коллектив класса

    T V, радио

    Музыка, любая

    Кино

    Одежда

    Чтение художественной литературы

    ничегонеделание

    Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:

    Уровень

    По широте интересов

    По активным видам деятельности

    По области общения

    5-9классы

    10-11 классы

    Достаточный

    16-22 (75-100%)

    10-11 сфер

    8-11 сфер

    4-5 сфер

    Средний

    11-15

    (50-74%)

    8-9 сфер

    5-7 сфер

    2-3 сферы

    Низкий

    3-10 (11-49%)

    6-7 сфер

    3-4 сферы

    1 сфера

    Неудовлетворительный

    1-2

    (0-10%)

    Менее 5сфер

    1-2 сферы

    0 сфер

                                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика «Карта интересов»

    Методика «Карта интересов»...

    МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

    Тренеру необходимо постоянно расширять  свой  арсенал дидактических  возможностей с учётом индивидуальных особенностей занимающихся. Как  и в любом игровом виде спорта  в...

    Методика карты интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной

    Методика карты интересов А. Голомшток в модификации Г. РезапкинойИнструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говор...

    Методика «Сфера интересов»

    Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.Методика  направлена  на выявление следующих ценностных ориентаций:*...

    Методика «Сфера интересов»

    Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству....

    Методика «Сфера интересов» О.И.Мотков

    Методика "Сфера интересов" О.И. Мотков...

    Методика «Сфера интересов»

    Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.Методика  направлена  на выявление следующих ценностных ориентаций:*...