Проектная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время
статья

Дамбаева Галина Ивановна

Материал к аттестации учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx1012.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди других методов обучения. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы.  В настоящее время методологическая проработка и организация учебно-проектных работ осуществляются в соответствии с тематическим подходом. А происходит все так: учитель сам определяет тему очередного проекта – группового или индивидуального, сам подбирает исполнителей из числа наиболее способных учеников и оказывает им методическую поддержку. В результате такие проектировщики создают неплохой учебно-исследовательский продукт, но в конце учебного года выясняется, что одни школьники сумели приобрести немалый опыт учебного проектирования, например по истории, а другие даже не знают, что это такое. Таким образом, тематический подход стимулирует процессы дифференциации учеников на «сильных» и «слабых». Тем не менее данный подход может применяться и впредь, однако, в сочетании с другим подходом – назовем его системным.   (В.Н.Янушевский «Учебный проект по русскому языку: методика и практика») При системном подходе происходит разделение школьных учебных проектов, с одной стороны, на коллективные, а с другой – на индивидуальные и групповые. Коллективный проект реализует весь класс или даже параллель, а каждый ученик (в рамках коллективного) выполняет свой индивидуальный проект; возможны и групповые проекты, выполняемые двумя-тремя учениками. Темой коллективного проекта может стать любая учебная тема программы. При системном подходе, во-первых, все без исключения школьники становятся проектировщиками, а во-вторых, используется преимущество классно-урочной системы обучения. И преимущество это состоит в том, что у школьников появляется возможность коллективно – всем классом! – решать учебные проблемы. Любой современный урок, в том числе и урок русского языка, опирается на системно- деятельностный подход, т.е. на ведущую деятельность детей., для учащихся начальной школы ведущей деятельностью являются познание, учебная деятельность, а для подростков – общение. Под общением понимается не только учебное взаимодействие школьника с учителем и одноклассниками, но и диалог с самим объектом учебного проектирования.

Школьные проекты обычно бывают трех видов: информационные, исследовательские и прикладные. Выполняя информационный проект, ученик просто собирает и структурирует информацию. Проектировщику невозможно будет обойтись без стандартных атрибутов научного исследования – объект, предмет, гипотеза и т.п. Сегментацией большой учебной темы, на этапе подготовки проекта и должен заняться учитель (в старших классах это уже смогут делать сами школьники). Ответ на вопрос о том, сколько маленьких тем может вытекать из одной большой учебной темы может быть таким: если класс состоит, к примеру, из 25 учеников, то должно получиться не менее 30 тем индивидуальных проектов, потому что распределяться такие темы будут на основе свободного выбора детей, и этот выбор должен быть достаточно широким. В итоге обязательно останутся несколько невостребованных тем, которые, впрочем, могут взять себе некоторые страдающие повышенным познавательным азартом  ребята. После того как темы индивидуальных проектов распределены, каждый ученик может начинать самостоятельную работу. Для выполнения качественного проекта информационного типа одного учебника будет недостаточно – понадобятся энциклопедии, справочники, различные словари. А при выполнении тех индивидуальных или групповых проектов, темы которых достаточно далеко выходят за рамки школьной программы, используются поисковые системы Интернета.

         Во время выполнения детьми индивидуальных проектов учитель консультирует учеников: определяет формы итоговой презентации. Одна из форм защиты проектов – ученическая конференция.

Учитель  заранее определяет инвариантную структуру докладов. Она может иметь следующий вид:

 1) тема доклада;

2) мотивация выбора темы;

3) расчетное время продолжительности доклада (фактическое время будет фиксировать специально подготовленный ученик – «хранитель времени»);

 4) краткое указание источников информации;

 5) сам доклад по теме проекта;

6) выводы.

Ученическая конференция – наиболее приемлемая форма целостной презентации коллективного проекта. Такая конференция может быть как распределенной, то есть растянутой на 2–3 урока, так и концентрированной – проходящей в течение нескольких объединенных уроков по принципу «здесь и сейчас. Доклады участников конференции должны быть короткими, эмоциональными, но весьма информативными. Обычно докладчикам разрешается пользоваться конспектами, цитировать по тексту, зачитывать необходимые отрывки из справочной литературы, а вот чтение докладов с листа недопустимо. После устной презентации проектов школьникам полезно будет выполнить их текстовую версию. Сборник таких текстов служит учителю неплохим учебным пособием, которым смогут воспользоваться новые поколения учеников.    

  Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1.        Рефлексивные умения:

                  умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

                  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2.        Поисковые (исследовательские) умения:          

                 умение самостоятельно генерировать идеи

                 умение самостоятельно найти недостающую информацию;

                 умение находить несколько вариантов решения проблемы;

                 умение выдвигать гипотезы;

                 умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.        Навыки оценочной самостоятельности.

4.        Умения работать сотрудничая:

                   умения коллективного планирования;

                   умение взаимодействовать с любым партнером;

                   умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

                   навыки делового партнерского общения;

                   умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.        Менеджерские умения и навыки:

                  умение проектировать процесс (изделие);

                  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

                  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

                  навыки анализа собственной деятельности

6.        Коммуникативные умения:

                    умение инициировать учебное взаимодействие вступать в диалог,

                    умение отстаивать свою точку зрения;

                    умение находить компромисс;

                    навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

7.        Презентационные умения и навыки:

                    навыки монологической речи;

                    умение уверенно держать себя во время выступления;

                   артистические умения.

Мои ученики работали над следующими проектами

«Диалектные слова» ( на основе краеведческого материала.)

Проект был направлен на расширение словарного запаса учащихся, развитие интереса к культуре своего народа. В ходе исследования учащиеся выясняли какие слова, используемые в повседневной речи характерны для нашего села. ( Для исследования было взято слово «браво»: смысл этого слова и предположения. Откуда это слово пришло в лексикон новоселенгинцев. Пример употребления слова: «До чего эта девочка бравенькая!») кроме того, учащиеся выявляли влияние бурятского языка на речь. При помощи которой мы общаемся каждый день. В речи пожилых жителей села проскальзывает слова «харенчи», которое корнями уходит в бурятский язык и происходит от слова hэран (бедный,жалкий)

Цель проекта:

Создать условия для формирования знаний учащихся о диалектных словах, умений находить их и определять лексическое значение.

Задачи:

-создать условия для собственного развития учащихся через учебное исследование, сотрудничество “ученик–ученик”.

- учить работать с различными источниками информации: учебной и  дополнительной литературой по предмету, Интернетом, с живыми носителями информации( родителями, родственниками, соседями).

- научить систематизировать учебный материал с использованием различных средств (построение таблиц, диаграмм) .

 

Проект « Обряды бурят, связанные с рождением ребенка»

 Цель проекта. Выяснить какие обряды проводили буряты и какие сохранились до наших дней, связанные с рождением ребенка.

Задачи.

 Создать условия для  развития учащихся через учебное исследование

Учить работать с различными источниками информации

Учить систематизировать материал, составлять мультимедийную презентацию для  публичной защиты проекта.

Воспитывать уважение к традициям своего народа . стремление сохранять и следовать им.

 В ходе исследования учащиеся выявили несколько обрядов:

 Внесение в жилище люльки для младенца

Обряд, связанный с захоронением пуповины ребенка

Выбор имени

Первая годовщина жизни ребенка(стрижка волос, благопожелания и др) Были представлены интересные презентации и рассказы дедушек и бабушек учащихся.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах

Проект «Туристические маршруты Селенги»

          Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую позицию и позволяет каждому школьнику проявить себя в общественной деятельности.

Учащиеся должны усвоить, что для решения некоторых жизненных задач есть стандартные процедуры и их надо знать. Но, кроме того, есть такие задачи, для которых подобные процедуры отсутствуют, и учащиеся должны уметь выстраивать эти процедуры в соответствии с существующими демократическими установлениями. Это позволит практически подготовить детей и подростков к активному и ответственному общественному участию. Именно школа может и должна готовить граждан, которые способны жить в постоянно меняющемся мире, создавать демократию, защищать свои права и свободы, оставаясь в рамках демократических процедур.

          Решающую роль в становлении будущего гражданина демократического правового государства и гражданского общества призвано сыграть участие детей и подростков в организации своей жизни и учебы, в самостоятельном решении проблем школьной жизни.

Ученическое самоуправление МБОУ Новоселенгинская СОШ  – школьная республика  со своими президентом и органами власти. Ученическое самоуправление расширяет возможности гражданского и личностного самоопределения, личный опыт демократических отношений, которые они проявляют в ходе деятельности школьного парламента.

         Новоселенгинск- земля, где каждый уголок дышит историей. Традиционно, в начале учебного года, мы совместно с учащимися отправляемся в поход в окрестности нашего села. Интересные находки нередко становятся предметом исследований и темой научно- практических, краеведческих конференций.

  « Сторожевой пост меркитов»

 В окрестностях нашего села ребятами нашего класса был обнаружен камень, находящийся на возвышенности с характерным углублением внутри. Посоветовавшись с нашими краеведами  и историками, мы пришли к выводу, здесь на берегу реки Селенги находился сторожевой пост  меркитов. Меркитская крепость. Расположена она на юге Бурятии, в Мухоршибирском районе в 110 км от Улан-Удэ на правобережье устья р. Тугнуй. Согласно легенде, именно в этой местности проходили первые сражения Темуджина (Чингисхана).

На территории современной южной Бурятии находилось государство меркитов, которые разделялись на удуит-меркитов, увас-меркитов и асахан-меркитов. Меркиты были одним из сильнейших народов Центральной Азии, были воинственны и многочисленны. Меркиты часто воевали со своими соседями – кэрэитами, татарами, монголами. Между вождями меркитов и будущим Темуджином (Чингисханом) возникла непримиримая вражда, которая привела к длительной войне и, в конце концов, которая привела к почти полному уничтожению племени.

На вершинах  утесов  находятся наблюдательные площадки с обзором на десятки километров. На каждой из высоких точек горы археологами были найдены углубления для сигнальных костров, которые по цепочке загорались при приближении враг. Совместно с  школьной туристической компанией «Novoselenga.ru» был создан  новый маршрут .

 Цель проекта . Создать новый туристический проект «Сторожевой пункт меркитов»

 Задачи:

1.Исследовать объект многоаспектно, соотнести его с объектами      меркитской крепости.

2.Сделать его исторической достопримечательностью.

3.Привлечь внимание историков с целью анализа объекта и выяснения его исторической достоверности.

Ожидаемые результаты:    

Возникновение интереса к изучению малоизвестных страниц истории села.

Возникновение нового туристического маршрута.

DSCN0579

Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, следует отметить, что, сочетание современных технологий с традиционными, применение технологий личностно-ориентированного подхода позволяют добиваться положительных результатов в реализации компетентностного подхода к содержанию образования обучающихся.

Значительную роль в улучшении качества образовательного процесса играют и правильно выбранные программы и учебники, соответствующие уровню развития обучающихся, методы и формы,  методические, наглядные, дидактические материалы и технические средства обучения.

Однако несмотря на положительные результаты в процессе формирования образовательных компетенций обучающихся, проявляющиеся в повышении их заинтересованности в улучшении знаний, умений и навыков, некоторые задачи остаются нерешёнными.

Наиболее серьёзной проблемой остаётся проблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения, повышению собственной информационно-компьютерной компетентности, созданию собственных дистанционных курсов.

Предстоит ещё большая работа, направленная на повышение качества образования, формирование  ключевых образовательных компетенций обучающихся на основе компетентностного подхода и социального опыта путём   повышения эффективности каждого урока; работа по формированию у детей теоретического мышления на основе анализа и рефлексии, по созданию условий для установления новых партнёрских отношений (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - учитель - ученик) в учебной и внеучебной деятельности, по формированию мотивации учения в процессе овладения способами получения знаний; работа по совершенствованию собственной педагогической деятельности и самообразованию. В русле такого подхода надеюсь добиться бóльших успехов не только в своей педагогической деятельности, но и в обученности учеников по предметам русский язык и литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....

Иccледовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.

Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...

Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».

Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время»....