Главные вкладки

    Представление собственного инновационного педагогического опыта
    материал

    Макаркина Елена Николаевна

    Педагогический опыт учителя музыки Е.Н.Макаркиной

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Презентация опыта86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Публичное представление

    собственного инновационного педагогического опыта

    учителя музыки

    МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»  Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

    Макаркиной Елены Николаевны

     «Развитие  универсальных творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности».

    «Творчество – суть личности:

    смысл жизни и путь совершенствования»

    Ш.А.Амоношвили.

    Общие сведения

    Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

    Должность с указанием преподаваемого предмета

    Стаж работы в должности

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеберезниковская СОШ» Республики Мордовия,  431750 с.Б.Березники,  ул. Ленина, 56

    Учитель музыки

    25 лет

     Актуальность  опыта. 

    Музыка в школе - это одно из средств воспитания. При  правильном использовании, именно музыка обладает огромным воздействием. Она обращена непосредственно к чувству, а через него к мысли и к сознанию. Музыка способна без навязчивости воспитывать определенные взгляды и вкусы. Поэтому, когда на уроке музыки перед учениками раскрывается красота народной или композиторской музыки, главное, чтоб учитель сам был увлечен именно той музыкой, которая помогает, на его взгляд, воспитывать обучающихся в нужном направлении. Вот тогда у детей, конечно же, пробуждается интерес к музыкальному искусству.  

    Имея большой опыт работы, могу утверждать о том, что музыка способна дополнять реальный жизненный опыт учеников. А это значит, что немаловажно, помочь им активнее социализироваться.

    Мой опыт работы считаю актуальным, потому что современные преобразования в обществе, новые образовательные стандарты диктуют необходимость развития творческих способностей каждого человека. Так, например, творчески мыслящий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций. Он способен к самореализации своих возможностей,  к саморазвитию. В соответствии с этим, одной из актуальных проблем,  в том числе и музыкального образования в школе, становится творческое развитие личности обучающегося и является одной из главных целей системы образования. А в контексте ФГОС, когда содержание музыкального образования пересмотрено с позиции системно-деятельностного подхода, я считаю, мой опыт особенно актуален. Ведь универсальные творческие способности – это те индивидуальные особенности, качества, которые определяют успешность выполнения учениками творческой деятельности абсолютно различного рода. А в основе творческих способностей лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в школьном возрасте являются: развитие качеств мышления (на уроке музыке, например, развиваем ассоциативно-образное мышление); развитие творческого воображения (на уроке музыки происходит развитие продуктивного воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность).

    Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то можно и нужно говорить не только о музыкальных творческих способностях, но и о художественных творческих способностях, о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. 

    Поэтому развитие универсальных творческих способностей необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности - независимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

    Основная идея опыта.

    Я уверенна, что, развивая универсальные творческие способности учащихся, можно добиться такого результата, когда обучающийся сможет принимать решение не только в рамках одного учебного предмета, в рамках учебного процесса вообще, но и в жизни, различных жизненных ситуациях.

    Поэтому для себя я так определила цели своей педагогической деятельности: 

    - выявлять  и развивать творческие способности учащихся; 

    -формировать творческую личность, готовую саморазвиваться и приумножать общественную культуру;

    -создать творческую, образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания;

    -приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на  конкретный продукт.

    Теоретическая база опыта.

    Учёные уже давно пытались разгадать загадку творчества. Большинство авторов великих изобретений выделили две стадии творческого процесса: 1) длительное размышление; 2) короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

    Во второй половине двадцатого века стали экспериментально изучать процесс творчества детей и подростков. Разрабатывались первые программы формирования творческих способностей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

    Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина  творческое мышление, например, выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового материала, но и является условием творческого преобразования, имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, в значительной степени определяет эффективность учебно – воспитательной деятельности в школе.

    Творческое мышление теснейшим образом связано с процессом воображения.

    С точки зрения Л. С. Выготского, воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить. Процессы мышления и воображения участвуют в любом творческом процессе. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле всегда противоположно тому, что уже познано.

    Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Ребенку приходится напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных явлений. Все это развивает волю, укрепляет его внимание и память.

    Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем.  Главная задача учителя – мотивировать ученика, развивать интерес к познанию творчества  и создавать все необходимые условия для развития творческих способностей.

    Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

    Немецкий психолог Эрих Фромм подчеркивал, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.  Основными показателями творческих способностей являются беглость (количество идей, возникающих в единицу времени) и гибкость мысли (способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений), любознательность (способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому), точность (способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту) и смелость (способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца).

    В результате проведенного им исследования было установлено, что люди с развитыми творческими способностями обладают следующими качествами:

    -умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

    -умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

    -умение находить и решать проблему.

    Именно эти вышеперечисленные качества, на мой взгляд, и являются достижением цели ФГОС ООО -  развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка. Поэтому главным принципом своей работы считаю раскрытие и развитие в процессе музыкальной деятельности творческого потенциала ученика.

    Новизна опыта.

    Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации уже известных методов, средств, форм, приёмов обучения, направленных на развитее творческих способностей обучающихся.

    В содержании образования произошли существенные изменения. Всё большее распространение приобретает вариативность программ, учебных пособий, средств и форм обучения. Изменилась и роль педагога. Он стал наблюдателем и наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор развития. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать ни система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. От выпускников требуются качества свободной, творческой личности. Сформировать эти качества в процессе обучения возможно при систематической работе по развитию универсальных творческих способностей учащихся, в том числе и в процессе музыкальной деятельности, а также использовании системно-деятельностного подхода.

    Технология опыта.

    Активизация процесса обучения и воспитания через творчество обучающегося обусловлена многими факторами: значительной ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

    В задачи уроков музыки и внеурочной музыкальной деятельности входит создание таких условий, при которых потребность ребенка в творческой деятельности могла наиболее полно реализоваться.

    В своей практике, проводя уроки музыки и организуя внеурочную музыкальную деятельность я, прежде всего опираюсь на личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Потому что считаю, что живое взаимодействие, когда ты можешь помочь ребёнку пробудиться, дать ему толчок и развить его творческие способности в процессе организованной творческой деятельности - это и есть основа формирования творческой личности, способной реализоваться в социуме. Ну, и вообще то, и основная цель при обучении каждого ребёнка.

    Из всего многообразия наиболее эффективной формой работы по развитию творческих способностей учащихся, на мой взгляд, является использование всем известных видов музыкально-практической деятельности школьников:

    -   слушание музыки и размышления о ней (устные и письменные);

    -   вокальная исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение);

    -   игра на музыкальных инструментах (музицирование) – самый любимый вид деятельности;

    -   пластическое интонирование;

    -   импровизация (речевые, звуковые, певческие,двигательные);

    -   музыкально-ритмические движения ;

    - моделирование художественно-творческого процесса  (инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств).

    Стараюсь большое внимание уделять репертуару, главная цель которого нести в себе высокий духовно-нравственный потенциал. Приобщение детей к разнообразию классической, духовной, народной и современной музыки, а также знакомство их с красотой этих музыкальных произведений за весьма ограниченное время (1 час в неделю), считаю одной из самых важных задач уроков музыки.

    Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими  задачами, на уроках использую  различные методы и приёмы обучения.

    - Формирование музыкальных знаний, умений и навыков проходит с помощью метода сравнительного анализа: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира; определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов; осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков; сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

    - Для воспитания нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развития фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром использую метод эмоциональной драматургии;

    - Художественно-творческие устремления учащихся выявляю на основе проблемно-поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, анализа жизненных ситуаций, а также знаний соответствующего типа;

    - Для создания учащимися новых образовательных результатов (идей, произведений, сочинений, исследований, определений) применяю очень, на мой взгляд, методы и приемы эвристического обучения: «вживания в образ», образного видения, придумывания, эвристических вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?);

    - Для мотивации учебной деятельности, для коррекции знаний и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач на уроке для обобщения имеющихся знаний использую приём актуализации знаний и умений.

    - Для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях использую прием работы в малых группах, когда учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.

    - Для преодоления трудностей на уроке, для мотивации уверенности  использую приемы ситуации новизны, неожиданности и успеха.

    - Для младших школьников часто использую игровые методы (театрализация и др.).

    В своей педагогической деятельности внедряю и современные технологии:

    - Технологии развития ассоциативно-образного мышления

    - Технология развития познавательных интересов

    - Технологии диагностики уровня развития

    - Технология диагностики достижений учащихся

    - Технологии арттерапевтического воздействия (здоровьесберегающая)

    -  Информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, видео).

    Например, здоровьесберегающие технологии. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации  движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения).

    Активно использую на уроках ИКТ.  Внедрение этих технологий на уроках музыки помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть музыкальные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютерные технологии обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы. Для меня компьютер на уроке это инструмент, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогического общения в интерактивном режиме. Особенно актуально их использование при дистанционном обучении.

    Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни.

    Результативность опыта.

    В результате вышеописанных подходов в обучении «музыке», учащиеся, конечно же, используют все приобретенные на уроке и внеурочной музыкальной деятельности знания, навыки, умения в практической жизнедеятельности, участвуя в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях и добиваются определенных результатов.

    Вот каких результатов мы добились за последние пять лет совместной творческой деятельности.

    Так, в 2016 году ученица 7 класса Леухина Надежда была награждена Дипломом за 1 место в Республиканской  предметной олимпиаде по музыке, а ученик 6 класса Илюшов Артем стал призером этой олимпиады, заняв 2 место. В 2017 году призерами Республиканской  предметной олимпиаде по музыке, стали ученицы Шачинова Анастасия (Диплом 1 степени) и Трошкина Вера (Диплом Лауреата 3 степени).  

    Призером Республиканского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» в 2017 г. стал созданный мною вокальный ансамбль «Весняночка». А в 2015 и 2016 гг. ансамбль становился Лауреатом фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» в номинации «Вокал». В 2020 году ансамбль стал Лауреатом 3 степени Республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа!»

    Не раз добивались успехов Трошкина Вера, Леухина Надежда, Дурнайкина Кристина, и более юные исполнители - Белоглазов Илья, Аношкина Софья, Тюрюшкина Ангелина.  Все они являются победителями  муниципальных этапов республиканского конкурса «Серебряная музыка», «Живи, народная душа!», районного конкурса «Веселые нотки».

    Также учащиеся активно участвуют в районной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся, в номинациях  «Культура народов мира» и «Напевы родной стороны».

    Все эти замечательные дети ведут активную исполнительскую деятельность, выступая в различных тематических мероприятиях, концертах, праздниках. Радуют своих родителей, учителей, сверстников и других учащихся школы. Эта деятельность помогает им становиться очень коммуникабельными людьми, расширяет их круг общения и интересов.

    Настоящим талантом, с которым мне посчастливилось поработать за последние 5 лет, и развивать его, стала  Дурнайкина Диана, которая в своей копилке имеет очень много творческих достижений. Она многократно становилась победителем различных муниципальных конкурсов. Выступала на разных творческих площадках, радуя зрителей своим прекрасным исполнением. Диана стала победительницей Открытого Республиканского отборочного тура Московского Международного форума «Одаренные дети-2018» в  номинации «Конкурс музыкальный» (вокальное искусство), а так же  в 2017 году она стала победителем Республиканского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», и призером Республиканского конкурса эстрадной песни «Серебряная музыка». Становилась Лауреатом XX фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» в номинации «Вокал».

    За время работы в школе учителем музыки, к счастью, мне удалось раскрыть и развивать творческие способности многих ребят, которым удавалось иметь успех у многочисленной аудитории слушателей. А самое главное, что свои творческие способности они демонстрировали не только на сцене, но и в учебе, и, конечно же, активно использовали в различных жизненных ситуациях.  

    Передо мной, как  учителем, никогда не стояла задача - сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное, оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать  личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную.

    И очень отрадно, когда опыт творчества, полученный вокалистами за время школьных уроков и репетиций, помогает им и в дальнейшей профессиональной деятельности, т.к. некоторые выпускники связали будущую свою деятельность с музыкой. Являясь студентами вокального отделения ИНК МГУ, параллельно ведут активную концертную деятельность, пропагандируя нашу национальную культуру за пределами РФ. Некоторые из выпускников, несмотря на очень молодой возраст, занимают руководящие должности в учреждениях культуры РМ. Надеюсь, это показатель успешного достижения моей цели в развитии универсальных творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности.

    Список литературы

    1.  Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.- М., 2002.

    2.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997.

    3.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М.,1989г.

    4.  Как воспитать в ребенке творческую личность. Ростов–на -Дону, 2004.

    5.  Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985.

    6. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

    7. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 368 с.

    8. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях /  Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – 3-е изд. - М.: Академия, 2009. – 416 с.

    9. Жуков, С.В. Организация активной учебно-познавательной деятельности на уроках музыки [Электр. ресурс] / С.В. Жуков. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601038/ 

    10. Маравьева, Н.А. Урок музыки – форма организации музыкальной деятельности детей в школе. Урок музыки - урок искусства [Электр. ресурс] / Н.А. Маравьева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/530382/

    11. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя – [Электр. ресурс] / Ю.Б. Зотов. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/633416/. 

     12. ФГОС Основного общего образования посл.редакция 2018г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

    В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

    Представление собственного инновационного педагогического опыта

    Интеграция на уроках истории и обществознания....

    1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

    Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

    Представление собственного инновационного педагогического опыта

    Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...