Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал

Громов Евгений Владимирович


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя иностранного (немецкого) языка МБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

Громова Евгения Владимировича

Тема педагогического опыта: «Проектно-исследовательская деятельность как метод развивающего (личностно-ориентированного) обучения»

Сведения об авторе:

Дата рождения: 07.06.1959г.

Профессиональное образование: в 1985 году окончил  факультет иностранных языков Мордовского ордена Дружбы народов госуниверситета  имени Н.П.Огарева по специальности «Романо-германские языки и литература».

Стаж педагогической работы (по специальности): 26 лет.

Общий трудовой стаж: 43 года.

Стаж работы в данном учреждении: 23 года.

Наличие квалификационной категории: высшая.

Дата последней аттестации: 22.12.2015г.

2020г.

Введение

       Проектная и исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике: программы  школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности; устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.  Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые образовательные компетенции. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных и исследовательских работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

    «Проектно-исследовательская деятельность  как метод развивающего (личностно-ориентированного) обучения» и является основной идеей моей работы.

        Актуальность исследуемой проблемы обусловлена наличием объективно существующих противоречий: между возрастающим разнородным влиянием общества на личность учащихся и готовностью школы эффективно реализовывать социализирующую функцию, обеспечивающую освоение школьниками положительного социального опыта; необходимостью применять данный опыт  в реальных условиях. Мы исходим из того, что проектно-исследовательская деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

Новизна опыта заключается в том, что в нем с позиций гуманистического подхода  обоснована педагогическая модель формирования социального опыта учащихся в труде и общении в процессе реализации проектно-исследовательской деятельности, что проблема создания развивающей образовательной среды решалась на принципиально новой основе педагогического проектирования, направленного на создание условий для интеллектуального роста школьников, расширения их кругозора как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, на возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

        Теоретическую базу исследования составили гуманистические философские положения о личности как важнейшей ценности и субъекте отношений и развития (М. М. Бахтин, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, Л.М.Фридман, Н.Д. Никандров и др.); концепции личностно- ориентированного подхода к образованию (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); средово-ориентированный и личностно-деятельностный подходы (М. А. Викулина, Л. И. Новикова и др.); теории прогнозирования и проектирования образовательных систем (А. П. Беляева, М. В. Кларин, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, А. П. Тряпицина и др.); деятельностный подход к формированию и становлению личности  (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.); аксиологический подход (Н. И. Болдырев, В.А.Караковский, А. И. Шемшурина и др.); личностно-ориентированный подход (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Н. Ф. Виноградова, Н. Ф. Голованова и др.). педагогические работы Б. З. Вульфова, И. С. Кона, И. Я. Лернера, А. В. Мудрика.

        Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Ведущая идея опыта, как актуального  и перспективного, имеющего большое  значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, сформировалась на основе ранее проведенного мной исследования «Профильное образование как фактор социализации выпускника сельской общеобразовательной школы» и является его органичным продолжением  (Опубликовано на сайтеhttp://nsportal.ru/evgeniy-vladimirovich-gromov ).

Технология опыта

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках иностранного языка

     Современный, интеллектуально-развитый, образованный  человек  должен владеть иностранными языками на высоком уровне. Применение проектной технологии на уроках иностранного языка  значительно повышает уровень мотивации, развивает умение общаться на языке,  расширяет возможности для изучения иноязычной  культуры.

     Опыт преподавания иностранных языков в школе показывает, что проектная технология  повышает эффективность и качество учебного процесса, способствует успешному, творческому саморазвитию личности, обучает детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы с привлечением для этой цели метазнаний из различных предметных областей.

    Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно,  метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности.

     Можно отметить то, что проектная технология успешно вписывается в классно-урочную систему занятий, а также органично интегрируется в практику преподавания иностранных языков в школе.

     При подготовке к урокам определяются конкретные и реально достижимые

цели, что помогает  правильно отбирать учебные материалы и упражнения, придерживаться оптимального соотношения в использовании материалов учебника и других учебных материалов, успешно развивающих речевые навыки и умения учащихся.

     Во время проведения уроков защиты проектов неоднократно приходилось убеждаться, что данная технология  повышает качество обучения, повышает мотивацию изучения иностранного языка, позволяет учащимся применять речевые навыки и умения на практике.

     На  заседаниях методического объединения учителей иностранных языков нашей школы, неоднократно отмечалось, что технология проектного обучения личностно ориентирована; использует много дидактических подходов; самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения проекта; поддерживает педагогические цели на всех уровнях; позволяет учиться на собственном опыте; приносит радость ученикам, видящим результат своего собственного труда, общая работа обучает детей доводить дело до конца.

     Очень важной стороной рассматриваемого нами вопроса является то, что проектная технология - это также и исследовательский метод, особенно в старших классах (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей), игровой метод (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры), без которых не обходится обучение иностранному языку на младшей и средней ступени. Совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная активность. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, приобретать недостающие знания из разных источников, развивает у себя исследовательские умения и системное мышление.

     На старшей ступени обучения в школе личностно-ориентированное

проектное обучение является особенно актуальным:

- возрастает активизация мыслительной деятельности старшеклассников и

  степень их самостоятельности;

- активно развивается  свое собственное самосознание;

- вырабатывается мировоззрение и жизненная позиция, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

     В старших классах особенно отчетливо просматривается большая значимость обучения учащихся умению держаться перед аудиторией, выступать с подготовленным материалом. При планировании уроков защиты проекта мы учитываем, что цель занятий и способы ее достижения определяются на основе  интересов, индивидуальных особенностей, потребностей и способностей учащегося. Самостоятельная, творческая деятельность учащихся направляется учителем  на определение проблемы и поиск путей ее решения на всех этапах урока.

      Совместно со старшеклассниками продумывается  решение таких типичных задач, как: определение проблемы, намечаются варианты достижения определенных целей, работа с источниками информации, описание результатов деятельности.

     Применение технологии проектного обучения на  уроках иностранного языка предполагает  постановку  творческой проблемы, которая требует:

-исследовательского поиска для ее решения (например, проблема  поколений, охраны окружающей среды, выбора будущей профессии и многое другое);

-прогнозируемый теоретический и практический результат (с отражением как положительных, так и отрицательных моментов проблемы);

-осуществление самостоятельной (в т.ч. и групповой) работы учащихся на уроке или во внеурочное время.

     Учениками нашей школы  в течение учебного года выполняются различные  проекты. По количеству учащихся, это как индивидуальные, так и групповые (парные, звеньевые); по содержанию и привязке к учебным дисциплинам, как правило, это – монопредметные, реже выполняются межпредметные и надпредметные  проекты. По продолжительности чаще всего выполняются среднесрочные (от 1 до 4 недель) проекты,  реже выполняются долгосрочные (от 4 недель до 1 года), очень редко выполняются краткосрочные (мини-проекты от 1-3 уроков – неделя). По доминируещему виду деятельности  учащиеся школы активно выполняют информационные проекты (сбор, обработка и анализ информации по учебной проблеме, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представления в виде реферата, доклада, таблицы, логистической схемы, графиков и видеоматериалов), а так же исследовательские проекты (моделирование ситуаций реального научного поиска; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы). На практике эти типы проектов переплетаются тесно друг с другом. Творческие  проекты (создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, видеофильма, выставки выполняются несколько реже. По характеру контактов  преобладают внутриклассные, несколько реже выполняются  – внутришкольные проекты. По ценностно-ориентированным признакам учащимися школы чаще выполняются экологические, социальные, культурологические; значительно реже – экономические, политические и технологические проекты.

     Рассмотрим алгоритм работы учащихся и педагогов при подготовке проекта. На первом этапе происходит выдвижение идеи проекта (предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта), учащиеся обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем, учитель разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели. Второй этап предполагает составление письменного плана выполнения проекта (происходит определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия), учащиеся вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи, учитель же разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи. На третьем этапе происходит  выполнение проекта (осуществление действий по сбору необходимой информации), учащиеся выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал, учитель на этом этапе наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия). Четвертый этап, это - завершение проекта (предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта), учащиеся  анализирует информацию, выясняют ее недостатки,  оценивают созданный собственным трудом объект, учитель помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник.

     Для успешной работы нал проектом, учащиеся знакомятся с методическими рекомендациями и последовательностью работы:

  - определение проблемы (задачи);

- формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);

- подбор методов и средств решения проблемы;

- проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;

-получение и анализ данных;

- оформление данных в виде текста (схемы, рисунка);

- обсуждение и корректировка данных;

- выражение ожидаемого результата.

    Как правило, мы знакомим учащихся  с проектами прошлых лет, это наглядно показывает им, что проектная технология предполагает:

1) формирование личностно значимых способов учебной работы;

2) овладение способами самообразования;
3) обеспечение перевода обучающегося в режим   саморазвития;
4) стимулирование  самостоятельной работы   учащихся;
5) приобретение опыта социального взаимодействия;
6) развитие коммуникативных способностей
   учащихся;

7) приобретение инициативности.

     Оценивание проектных работ учащихся происходит с учетом критериев, утвержденных на заседании методического объединения учителей иностранных языков:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (умение определить проблему и наметить варианты её решения, пути поиска информации, обоснование выводов и т. п.).

2. Сформированность предметных знаний и способов действий (использование имеющихся знаний и навыков для грамотного и аргументированного раскрытия содержания работы).

3. Сформированность регулятивных действий (умение использовать знания по предмету и полученные навыки для достижения целей, осуществлять выбор деятельности в нестандартных ситуациях).

 4. Сформированность коммуникативных действий (умение представить результаты проектной работы, аргументировано ответить на вопросы).

       При работе над проектами у учащихся активно развиваются ключевые образовательные компетенции. Целью обучения на основе компетенций является приобретение учащимся определенного набора ключевых (общих для всех видов деятельности)  и  профессиональных компетенций, где под компетенцией, в самом общем смысле, понимают готовность выполнять определенные функции, готовность действовать.

В чём причины такого интереса к компетенциям  сегодня?

·         изменения, которые произошли в мире в последнее десятилетие;

·        «информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий;

·        быстрое внедрение научных разработок, которое привело к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей;

·        требования к сотрудникам претерпели серьёзные изменения.

     Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Возрастающую роль проектной технологии  здесь трудно переоценить. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов  деятельности  ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную  деятельность  по отношению к объектам реальной действительности. Ключевые компетенции – это важные  компетенции, которые используются в повседневной жизни, они развиваются у учащихся при работе над проектом.

            Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

         Как же выполнение проектов способствует достижению планируемых результатов в начальной школе в условиях  ФГОС? Главной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, развитие личности учащегося ставится его основной целью. Неотъемлемой частью основы нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД мы понимаем «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Разработана отдельная программа для УУД – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются, учитывая содержание учебных предметов. Функционирование данной программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования предусматривает деятельностный подход в учебном процессе начального звена обучения. Реализация программы  формирования УУД в начальной школе является основной задачей нового образовательного стандарта.  Так, например, работая на уроках иностранного языка над проектом, учащиеся  обучаются самостоятельно составлять план текста, озаглавливать его, преподносить созданный проект аудитории, отвечать на вопросы.

       В проектной технологии используются самые актуальные для учащихся жизненные ситуации. Со 2 по 5 классы подбор проблемных ситуаций осуществляется в рамках пройденного учебного материала в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, а с 6 по 11 классы — используются ситуации в рамках тем, обсуждавшихся в предыдущих классах, а также новых тем, таким образом, происходит расширение тематики и проблематики, увеличивается самостоятельность учащихся.

      Можно сказать, что работу над проектом мы начинаем уже со 2-го класса, и продолжаем далее – в 3-м и 4-м классах. Это -  «Праздник алфавита»,  подготовка материалов по таким  разделам, как: Я и моя семья. Мои любимые сказки. Мое любимое домашнее животное. Моя классная комната. Весенние праздники. У меня дома. Мое свободное время. и т. д.

     В 5 классе на завершающем этапе изучения цикла уроков по теме

«Город» ученики выполняют индивидуально ряд мини-проектов «Старый

немецкий город», результатами которых являются фотоальбомы, коллажи.

Многие темы проектов имеют социальную направленность и представляют интерес для обсуждения их учащимися:

Школа моей мечты (6 класс);

Мы продолжаем писать «Книгу обо мне», хронику школьной жизни(6 класс);

Моя Родина (7 класс);

Автомобиль будущего (7 класс);

На селе также много интересного (7 класс);

Охрана окружающей среды (7 класс);

Школа будущего (8 класс);

Беседы при посещении города, при осмотре его достопримечательностей (8 класс);

Мы работаем над сборником пословиц и афоризмов (9 класс);

Проблемы молодёжи (9 класс);

Перспективные профессии (9 класс);

 Мой лучший друг (10 класс);

Музыка – это язык, который понимает каждый (10 класс);

Школа нашей мечты (11 класс);

Научно-технический прогресс и его последствия (11 класс).

     Рассматриваемые темы переходят из одной в другую,  во многом пересекаются друг с другом. Реализуется повторяемость материала, создаются предпосылки для его усвоения, происходит обучение всем видам речевой деятельности. Чем разнообразнее перечень проблем, тем больше объем различных знаний актуализируется в сознании учащихся, тем больше личного опыта включается в общение.

     Уроки  проектного обучения позволяют учителям вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества, создавать исследовательскую атмосферу.  На уроках иностранного языка применение  проектной технологии  позволяет учителю формировать потребность в речевом общении учащихся, способствует духовно-нравственному развитию учеников.

      Сегодня, когда  постоянно увеличивается поток информации в обществе,  знания, которые школьники получают на уроках, являются недостаточными. Необходимо находиться в процессе непрерывного самообразования, самостоятельного добывания знаний.   Учителю предстоит решать задачу формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Успешно решаются задачи  образования и развития личности в современном обществе в ходе организации  исследовательской деятельности обучающихся, которая является одной из современных образовательных технологий. Ключевой деятельностью школьников  становится информационно-коммуникативная деятельность.

      Исследовательская и проектная деятельность успешно вошли в учебный процесс российской школы и являются результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

       Практика работы в школе показывает, что собственная исследовательская практика и создание своих проектов - один из самых эффективных способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

      Использование исследовательского и проектного методов в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, позволяют использовать на уроках иностранного языка элементы дискуссии, где обучающиеся высказывают свои мнения с учетом особенностей культур стран изучаемого языка.

             Организация исследовательской и проектной деятельности по иностранным языкам проводится в нашей школе на различных уровнях и  в различных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий  школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание мини сочинений, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п.

   В качестве примеров урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся выступают проблемные уроки; уроки-проекты; уроки-дискуссии. 
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности - это проектная работа по интересам, подготовка и участие в олимпиадах разных направлений, конференциях. 

      Мы выделяем следующие виды исследовательской деятельности: 
1. Групповую  работу, т.е. подготовку групповых сообщений по темам. Все обучающиеся  имеют возможность  составить свое небольшое высказывание. 

2. Лабораторные работы. Рассматриваем, например, порядок слов в различных типах  предложения, или как правильно составить вопрос на иностранном языке

3. Обучение на примере конкретных случаев (Кейс-технологии).  Школьникам предлагаются конкретные ситуации, которые  служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. 

Формы представления исследования:

1.     Доклад - развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей, зрителей.

2.     Тезисы - текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения работы.

3.     Научная или популярная статья.

4.     Стендовый доклад, включающий основную информацию о проделанном исследовании и иллюстративный материал.

5.     Компьютерная презентация.

6.     Видеофильм.

Роль научного руководителя.

Он должен находиться рядом с учащимся на всех этапах деятельности:

- при выборе темы исследования;

- при отборе литературы и источников по проблеме;

- при анализе выявленных фактов (не всегда школьник сам может понять, что нового и интересного в этом явлении, т.к. для него все ново);

- при отборе доступных и, главное, достоверных методик;

- при планировании эксперимента и совместном обсуждении полученных результатов;

- консультирование на всех этапах работы, коррекция деятельности;

- помощь в грамотном оформлении работы, выборе наиболее выигрышной формы презентации результатов;

При оценке успешности обучающегося в проекте мы понимаем, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

 Можно оценивать:

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации;
  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

    Педагогический опыт показывает, что именно использование проблемных, интерактивных методов обучения с применением различных современных образовательных технологий, создаёт оптимальные условия для развития коммуникативной компетенции учащихся и для их становления как языковой личности, способной решать современные задачи в языковой области знаний.

Результативность опыта

1.Положительная динамика учебных достижений - главный результат инновационных преобразований.

2. Участие   в форуме учителей иностранных  языков  на сайте http://multiurok.ru/zukunft/ и применение ресурсов сайта для реализации педагогического опыта.  

3. Повышение мотивации обучения.

     Практика показала, что благодаря использованию метода проекта в процессе обучения иностранному языку у учащихся повысился интерес к изучению немецкого языка. Применение проблемных или интерактивных методов, в частности метода проекта, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции, способствующей развитию теоретического мышления, языковой интуиции и творческих способностей учащихся, при овладении культурой речевого поведения и общения, формируется и учебно-познавательная компетенция, интерес к предмету, что позволяет учащимся выступать на школьных и муниципальных научно-практических конференциях, участвовать в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету.

   

 В качестве показателей эффективности урока и практической значимости можно отметить следующее:

  • повышение уровня учебной мотивации, а также интереса к научно-исследовательской и поисково-творческой деятельности;
  • повышение качества знаний;
  • увеличение роли самостоятельной работы учащихся;
  • снижение уровня тревожности, создание благоприятной для обучения обстановки на уроке;

     Учителя иностранных языков нашей школы систематически используют проектную методику на своих уроках. Выбор этого метода позволяет обучающимся наиболее полно реализовать свои способности и интересы, то есть реализуется личностно-ориентированный подход в обучении. Среди учащихся нашей школы немало способных детей с высокой мотивацией к учебе, к исследовательской деятельности. Мы стараемся не растерять этот интеллектуальный потенциал, а всемерно его развивать.

      Количество школьников,  вовлеченных в исследовательскую деятельность, увеличивается с каждым годом. Ребята активно участвуют в конкурсах, интернет - проектах,  викторинах, олимпиадах.  Увеличивается число ребят - участников научно-практической конференции, которая ежегодно проводится в нашей школе. Они  поднимают в своих исследованиях самые актуальные проблемы, а значит, работа идет в правильном направлении.

    За последнее время учащиеся нашей школы выступали с исследовательскими работами по немецкому языку на муниципальном и региональном уровнях, результаты показаны в таблице:

Название мероприятия

Ф.И.О. участника, класс

Где проходило мероприятие, дата проведения  

Уровень проведения

Результат, чем награжден

1

Школьный конкурс  научно-исследовательских работ «Шаг в будущее», секция «Иностранные языки»

Французов Алексей Николаевич, 7Б класс

МБОУ «Большеигнатовская СОШ», апрель, 2017г.

образовательная организация, муниципальный

3-е место, грамота

2

Школьный конкурс  научно-исследовательских работ «Шаг в будущее», секция «Филология»

Галанова Олеся Павловна, 10А класс

МБОУ «Большеигнатовская СОШ», апрель, 2018г.

образовательная организация, муниципальный

1-е место, грамота

3

Школьный конкурс  научно-исследовательских работ «Шаг в будущее», секция «Филология»

Галанова Олеся Павловна, 11А класс

МБОУ «Большеигнатовская СОШ», ноябрь 2018г.

образовательная организация, муниципальный

2 место,

диплом

4

Школьный конкурс  научно-исследовательских работ «Шаг в будущее», секция «Филология»

Фролов Сергей Николаевич, 4б класс

МБОУ «Большеигнатовская СОШ», ноябрь 2018г.

образовательная организация, муниципальный

3 место,

диплом

5

2-я Республиканская исследовательская конференция школьников «Мир открытий»

Галанова Олеся Павловна

11а класс

г.Ардатов, 28.03.2019г.

республиканский

участник, сертификат

6

2-я Республиканская исследовательская конференция школьников «Мир открытий»

Фролов Сергей Николаевич, 4б класс

г.Ардатов, 28.03.2019г.

республиканский

призер,

грамота

7

Научно-исследовательского форума школьников РМ «Шаг в будущее»  (секция «Занимательная лингвистика»)

Галанова Олеся Павловна, 10А класс

г.Саранск, ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарева», 14 марта 2018г.

республиканский

приглашение на очный тур

8

Научно-исследовательского форума школьников РМ «Шаг в будущее»  (секция «Занимательная лингвистика»)

Галанова Олеся Павловна, 11А класс

  г.Саранск, ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарева», 28 марта 2019г

республиканский

приглашение на очный тур

9

Научно-образовательный форум обучающихся РМ (секция «Занимательная лингвистика»)

Вдовина Ольга Валерьевна, 10Б класс

г.Саранск, ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарева», 17 марта 2020 г

республиканский

участник, сертификат

 (Некоторые работы учащихся размещены  на сайте http://nsportal.ru/evgeniy-vladimirovich-gromov).

     Работа над исследовательским проектом помогает школьникам успешно справляться с проблемными заданиями на уроках,  уверенно чувствовать себя на конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

     Очевидно, что научно-исследовательская работа в школе - это одна из самых позитивных форм работы со школьниками, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Знания, приобретенные школьниками в ходе проектно-исследовательской деятельности, являются максимально осознанными и более прочными.

     Навыки, полученные в работе над исследовательскими проектами, пригодились выпускникам школы в дальнейшей учебе в высших учебных заведениях, например, на факультетах иностранных языков МГУ им.Н.П.Огарева и МГПИ им. М.Е.Евсевьева,  некоторые из них успешно работали и работают в странах изучаемого языка.

Опытом работы я делюсь со своими коллегами на школьных и районных заседаниях методического объединения учителей иностранных языков, на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях. Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия, участвую в семинарах и конференциях.

  Материалы из опыта работы размещены на личных сайтах  

http://nsportal.ru/evgeniy-vladimirovich-gromov

     http://multiurok.ru/zukunft/

     Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 

Хотелось бы сказать о том, как мы  решаем проблемы, возникающие в процессе организации исследовательской деятельности.

1.  Так как учебная нагрузка учащихся и учителей оставляет недостаточно времени на занятие исследовательской деятельностью, то нам приходится заниматься в выходные дни и  во время каникул.

2.  Так как  учащиеся не всегда могут правильно работать с  научной литературой и электронными носителями информации, особое внимание мы уделяем работе в  Интернете, очень важным является  оптимальное использование ресурсного обеспечения исследовательских работ.

3.  Для того, чтобы школьники  умели правильно представить результаты своего исследования аудитории, мы  обучаем их грамотному оформлению результатов исследовательской деятельности, умению выделять главное во время выступления на конференции. 

     Стремление педагогов объединить учебную деятельность с познавательной практически становится реальностью при помощи  исследовательских методов. «В исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом»[1,81].

     Исследовательская деятельность школьников – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Данная  деятельность дает возможность ученикам приобрести  знания и умения, которые понадобятся в жизни, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.

Список используемой литературы:

 1.Белоусова Т.Н., Мазниченко М.А. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию // Народное образование.-2010.-№8.-С.169-175.

2.Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Исследовательская работа в профильном обучении //Народное образование.-2010.-№7.-С.192-196.

 3.Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Пособие для учителей. Под ред. Асмолова А. Г. М.:Просвещение.2010. с.151.

5.Лебедева Г. Н.  «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий» М.: Планета, 2011.- 240с.

 6. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа, И. Л. Бим,   М.Высшая школа, 2013 г

      7.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение,         2011-192с.

8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 317 с.- (Стандарты второго поколения)..

9.  Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011. -192 с.- (Работаем по новым стандартам).

10. Интернет ресурсы:

www.researcher.ru  Открытый образовательный ресурс поддержки исследовательской деятельности учащихся. Портал выполняет функцию освещения и объединения различных организаций и учреждений.

http://www.zanimatika.ru   Занимательная педагогика - игры, упражнения, рекомендации учителям, родителям и учащимся. Обучение, воспитание и развитие способностей.

http://pedsovet.org  Фестиваль сетевых сообществ; форумы, доклады, консультационные линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...