Методическая разработка на тему "Изучение весенних хороводов села Стропицы Рыльского района Курской области
учебно-методический материал

затолокина антонина николаевна
 
         Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. 
Сейчас повсеместно мы видим постепенное возникновение  интереса  к  изучению традиционной народной культуры.  В докладе речь пойдет о весенних хороводах  села Стропицы рыльского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip12.93 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

« Рыльская детская школа искусств»

Курской области.

Методическая разработка

 на тему:

"Изучение весенних хороводов села Стропицы Рыльского района Курской области

Преподавателя первой категории

           по классу "музыкальный фольклор"

           ОБОУ ДО «Рыльская ДШИ"

           Затолокиной А.Н.

           

 2021 г.


Введение

         Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Сейчас повсеместно мы видим постепенное возникновение  интереса  к  изучению традиционной народной культуры.  Этому также способствует популяризация фольклора. Музыкальный фольклор является той областью, в которой личность отдельного человека   и «личность народа» представляет  единым  целым  явлением.  Поэтому так важно в наши дни не только возродить преемственность поколений, но и передать подрастающему поколению нравственные  устои,   которые  пока  ещё  живы  в людях  старшего поколения, и  в которых преобладает  чувство любви к Отечеству и к своему народу.

Курская область является для нас не только родным краем,  но и одной из самых ярких областей России, в которой смогли сохраниться народные традиции в их самобытной форме, в особенности народные песни. Их разнообразие и красота привлекали внимание не только писателей, но и известных этнографов, фольклористов и филологов. Уникальность музыкального фольклора Курской области заключается в возможности познакомиться с подлинными распевами песен, более глубоко проникнуть в стиль народной песни, познать богатство и самобытность родной культуры в кажущейся простоте.

Интересна курская песня своим разнообразием приемов изложения, и, конечно же, особенностями местного говора.  В курских песнях привлекает внимание все: и их жанровое разнообразие, и музыкальность звучания текстов. Благодаря музыкальному фольклору Курской области можно познакомиться с особенностями музыкально-поэтического текста нашего края, который ярко выражен в свадебных, календарных и приуроченных к календарным датам песнях. А плясовые и хороводные песни, в частности величально-плясовые, очень интересны по ритмике и строфической структуре.

Встречаются так же в музыкальном фольклоре Курской области протяжные песни, которые называются покосными,  беседными,  масленскими,  качельными, в зависимости от того, в какой обстановке и в какой среде они исполняются.

Как мы видим, музыкальный фольклор Курского края очень разнообразный и интересный, а еще достаточно простой и доступный в изучении детьми и взрослыми, что делает его неотъемлемой частью рабочих программ по изучению народного вокала в детских школах искусств нашей области.

Хороводы стали излюбленным видом народных развлечений с конца XVII в. В Курской области «хоровод» бытует в народной транскрипции «каравод», «карагод», но с несколько иным смыслом против общепринятого: это пляска парами и тройками по кругу. Употребляют также «танок» (от слова «танцевать»), что объясняется соседством с Украиной: от украинцев, у которых «танок» означает танец и место, где собирается молодёжь потанцевать, слово перешло и в Курскую область.

Танки – это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия – игрового начала.

Карагоды – род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясуна, плясуньи или пары солистов от других пляшущих.

Существенное различие между танками и карагодами отражается и в музыке. Танки исполняются только под песни самих участников, а карагоды – часто под игру музыкантов. В Курской губернии существовало несколько разновидностей танков, имеющих в быту различное значение.

Изучение весенних хороводов села Стропицы Рыльского района Курской области

Деревня Стропицы Рыльского района Курской области расположена в среднем течении реки Сейм, на землях, заселенных в глубокой древности, еще в эпоху Киевской Руси. Фольклорная традиция этих мест имеет черты коренной восточнославянской музыкальной культуры.

В деревне Стропицы еще недавно бытовал цикл весенних хороводов-игр — «танкóв», которые водила молодежь на пасхальной неделе. Это круговые хороводы, внутри которых разыгрывался в лицах сюжет песни. Репертуар и музыкальный стиль записанных в Стропицах песен типичен не столько для южнорусских земель, сколько для средней полосы России, и известен по публикациям русского фольклора, начиная с середины XIX века. Пасхальные хороводы заканчивали водить на Красную горку «продольным танкóм», который и по типу хореографического движения, и по музыкальному стилю отличался от круговых «танкóв».

Западные территории Курской области, расположенные в среднем течении реки Сейм (в старину — Семь), называются Курским Посемьем. По комплексу традиционной культуры, включающему в себя развитый цикл календарных обрядов, типам говора и костюма исследователи относят эту территорию к региональной традиции Восточного Полесья, которая является одной из коренных для восточных славян.

В древнерусский период земли Посемья входили в Новгород-Северское княжество, а когда оно распалось — в Курское и Рыльское княжества. Последовавшее затем татаро-монгольское нашествие опустошило Курские и Рыльские земли, хотя полностью славянское население не покинуло этих мест — древние города Путивль и Рыльск продолжали существовать. До XVI века эта территория находилась в подчинении Великого княжества Литовского, а потом в числе 19 других городов Рыльск и его земли были уступлены Литвой Москве. В XVII веке укрепляющееся Московское государство стало активно укреплять свои южные границы и заселять пустующие земли, в результате к коренному населению стали добавляться переселенцы из разных мест. Вторичная колонизация шла различными путями: административным (государство направляло на южные окраины служилых людей для защиты от татарских набегов), вольным (из малоземельного Центра крестьяне переходили на Юг в поисках свободных земель, бежали в пределы Московского государства выходцы «из-за польского рубежа», притесняемые за православие). Немалую роль в освоении края играли и монастыри, которые являлись крупными землевладельцами. В Рыльске самым богатым и древним был Свято-Николаевский монастырь, которому принадлежало около десятка населенных пунктов нынешнего Рыльского района, в том числе Пригородная слободка под Рыльском и деревня Стропицы, расположенная в 3 км от Рыльска вверх по Сейму.

В календарно-обрядовой системе деревни Стропицы важное место занимали весенние хороводы, которые здесь называют «танкáми». Танки водили в строго отведенный период календаря: на Пасхальной неделе, особенно в первые три дня.

Молодые девушки и парни, а также молодожены, состоящие первый год в браке, в самых лучших нарядах собирались в центре села или на лугу, возле реки, и, взявшись за руки, образовывали круг. Под пение песен танок ходил по кругу, а в его середине сюжет песни разыгрывался одним или несколькими участниками. Разыгрывание представляло собой своеобразную пантомиму и требовало от участников настоящего актерского мастерства. Рассказывает Прасковья Гавриловна Велюханова (1913 г.р.): «А мы, бывало, Пасху гуляем… как услышим — девки танки водють: бегим — сломя голову! — к танкам глядеть, что там будет. У меня был брат двоюродный, он был как артист. Он, бывало, так представляет у том у кругу, что все хохочуть, смеются… Как спектакль!».

Основным содержанием таночных песен в Стропицах являются сюжеты о выборе пары, а также о семейных отношениях. Тему брака как основную для танков осознают и сами исполнители: «Выходил какой-нибудь парень у круг и выбирал себе невесту — смотря какую песню поют, а то и два-три парня «женюца»». Одни из таких сюжетов о женитьбе и наборе «семьи» характерен для песни с зачином «Хожу я гуляю», известной во многих регионах России. В Стропицах ее поют с рефреном «Заинька беленький»:

В таночной песне «Из-за лесику» разыгрывается спор двух молодцев за девушку. В середине танка ходят два парня, «белый» и «черный»:

                                       

Главной целью вождения танкóв был выбор девушки, которая нравится парню — момент признания ее достоинств перед всей группой молодежи. Как отмечают исполнители, «Ну, выбирает, конечно, девку уже видную — не то что… на выбóр!» — «Девку уже выберет себе, какую хочет».

В другой песне, «Верный наш был колодезь», парень выбирает нескольких девушек. В первой части песни парень ходит по кругу:

По многочисленным описаниям этой игровой песни, в конце парень ложился на постеленную из платочков «постель» и звал последнюю «умницу» (она должна быть «из своего села»): «ложись спать со мною». В других вариантах игры последняя «умница» целовала «молодого хозяина». Налицо построение некой иерархии девушек внутри сельского сообщества — та, которую выберут в качестве последней «умницы», будет занимать привилегированное положение. В памяти исполнительниц из села Стропицы остался вариант разыгрывания, при котором в конце песни парень забирал все платочки: «Он пять платочков соскребеть — и пошёл… А они потом за им бегають: «Отдай платок!», а он дразнить их, не отдаёть». Похожие наблюдения о поведении парней в подобном хороводе приводит Н.М. Бачинская, описывая экспедиционный выезд в Калужскую область, где она наблюдала разыгрывание танков на Троицу [См. Библиографияю 2, с. 159]. Видимо, такое поведение отражает некую мужскую стратегию «сбора трофеев» с понравившихся девушек.

Другая часть танкóв посвящена описанию семейных отношений. Особая роль уделяется положению женщины в патриархальной семье. Это песни с сюжетами «А в саду-саду», «Малёшенек у матушки, а я уродился», «Высокий наш был курган». Тема подчиненного положения женщины в замужестве становится центральной и в широко известной песне «Вдоль по морю». В варианте из Стропиц из ее сюжета выпадает образная часть, рисующая «лебедь с лебедятами», на которую нападает «млад сизой орёл» — сюжет сразу переходит к описанию взаимоотношений девицы и молодца.

Развитие театрализации в исполнении танкóв иногда приводит даже к использованию своеобразного «реквизита». Например, под песню «А в саду-саду», где повествуется о непокорной жене, парень-«муж» ходит в кругу «с хлыстиком». Девушка, изображающая непокорную жену, ходит по кругу и в соответствии с сюжетом кланяется участникам танка — «свёкру», «свекрови» (это должны быть «взрослые» или женатые участники танóчных гуляний):

Сюжеты танóчных песен не только укрепляли в молодежном сообществе патриархальные устои семейного уклада. Исполняемые в молодежной среде, танóчные песни часто содержали зарисовки свободолюбивого характера женщины, являлись насмешкой над патриархальными нравами. Например, осуждению и осмеянию подвергается в песне обычай отдавать девушек замуж за малолетних мальчиков-«недоростков» (это часто делалось с целью приобретения в семью лишних рабочих рук), о чем поется в песне «Малёшенек у матушки а я уродился»:

Несмотря на поздний по происхождению способ вождения танкá, с инсценировкой сюжета, тематика танóчных песен села Стропицы закономерна для раннего слоя восточнославянской культуры. Пасхальный период в календарном цикле земледельца ассоциировался с переходом от ранней весны, времени пробуждения земли, таяния снега и прилета птиц, к поздней весне, времени прорастания и развития зелени, прежде всего, хлебных злаков. В соответствии с мифологическими представлениями упоминание и инсценировка «женитьбы» в это ритуальное время стимулировали силы природы и рост растений. Вождение танкóв было одним из видов такого ритуального воздействия на природу.

Магическое значение придавалось и формам хореографического движения — например, движение танкá-шествия сквозь пространство деревни ассоциировалось с прорастанием зелени (в этих краях глагол «виться» применяется и к петляющему движению, и к развивающемуся растению). В Стропицах танóк, который передвигался вдоль улицы, назывался «продольным». Его водили в первое воскресенье после Пасхи, на Красную горку, которую здесь еще называют «Артусное воскресенье» (в этот день священник раздавал «áртос» — всецелую просфору, которая всю Светлую седмицу хранится в храме на аналое).

«Продольный» танóк водили под песню «Высокий наш был курган». Ее содержание можно назвать типичным для танóчных песен, она описывает сам процесс вождения танкóв и восхваляет его участниц — девушек и «молодок»:

«Продольный» танóк водили по принципу «ручейка»: участники — «молодые бабы, девки, ребята» — вставали друг за другом парами, держась за руки или платки, последняя пара проходила под поднятыми руками впереди стоящих и становилась первой — «и так без конца». Танóк перемещался по улице села по направлению к лугу, к реке.

Учитывая, что круговые танки с разыгрыванием сюжетов водились в течение пасхальной недели, а «продольный» танóк — только один раз, на Красную горку, можно сказать, что он закрывал период вождения танкóв в традиции села Стропицы. Характерно противопоставление форм движения: кругового — в танках с разыгрыванием и движения-шествия — в «продольном» танке. Подобное противопоставление типов вождения танкóв характерно и для других южнорусских традиций. Исследователи усматривают в типе движения танка-шествия, идущего из села за его пределы и завершающего весенний сезон, черты так называемого «проводного» ритуала, когда шествием сопровождаются ритуальные «проводы» персонажа, символизирующего уходящий сезон (например, Масленицы). Танóк, исполняемый на Красную горку, завершал ранневесенний период календаря, был его «проводами» и сигналом наступления поздневесеннего сезона, пик которого в Курском Посемье приходился на праздник Вознесения.

Танóчные песни в селе Стропицы исполняются в темпе спокойного шага, не предполагают активной пляски. Музыкальные строфы строятся на принципе «симметрии повтора» — раздел напева, соответствующий строке основного текста, повторяется и с припевными словами. Симметричны и строфы песен «Вдоль по морю», «Хожу я гуляю». Единственное исключение — это песня под «продольный» танок «Высокий наш был курган»: ее строфа состоит из комбинации построений, построенных по принципу зеркальной симметрии, поэтическая строфа состоит из трёх строк, последняя из которых представляет собой рефрен. Возможно, эта песня является более ранней по своему происхождению.

Мелодика песен-игр села Стропицы демонстрирует достаточно поздние черты: в их напевах порой ощутимо влияние тонально-гармонической системы мышления, характерной для авторской музыки XIX века. Голоса поющих соединяются в простом двухголосии в терцию (так называемая «втора»). Эти черты характерны для стиля средней полосы России, где они сформировались под воздействием городской культуры.

Песни, бытующие в Стропицах, известны по нотным сборникам, где они определены как «игровые хороводные», начиная с XIX века. Их варианты были опубликованы еще в таких классических сборниках русских народных песен, как сборник Балакирева («Винный наш колодезь», «Вдоль по морю») и Римского-Корсакова («Из-за лесику»). Их отмечают в качестве широко распространенных и исследователи хороводных песен XX века, но основная территория их бытования — средняя полоса России, Владимирская область, южное Подмосковье, верховья Оки. Некоторые сюжеты (например, «Хожу я, гуляю») распространены на Севере и Северо-Востоке европейской части России. Для этих же регионов характерен и стиль исполнения хороводных песен с разыгрыванием сюжета в лицах, что в целом не свойственно южнорусским традициям. То, что драматическая форма представления песни была типичной для рыльских сел, упоминает А.В. Руднева в своем исследовании «Курские танки и карагоды»: «Танки-игры были любимым времяпровождением в селениях Рыльского района» [См. Библиографияю 7, с. 89]. Об их распространенности пишет и Е.А. Дорохова: «К ранневесеннему периоду во всех селах Посемья были приурочены игровые и хороводные песни» [См. Библиографияю 4, с. 48]. Появление такого репертуара и типа исполнения в Рыльском районе может быть следствием переселенческих процессов, которые протекали на южных рубежах Московского государства, начиная с XVII века, когда сюда переводили служилых людей из городов, близких к Москве, в частности, с Тульской засечной черты. Примечательно, что и текст, и напев песни «Из-за лесику», записанный в Стропицах, очень близок к образцу из сборника Римского-Корсакова, к которому дано пояснение: «Тульской губернии Венёвского уезда».

В то же время, все вышеназванные песни в Стропицах, как и во всем Рыльском районе, именуют «танкáми», а не «хороводами», что типично для территории восточнославянского Запада, в частности, Восточного Полесья, окраиной которого является культура Курского Посемья. Сложные процессы ее формирования привели к тому, что музыкальная традиция этих мест неоднородна: древние обрядовые жанры, календарные и свадебные, объединены своими музыкально-стилевыми признаками и имеют архаическое происхождение, а хороводные песни обладают чертами поздней стилистики, демонстрируют принадлежность к фонду «общерегиональных и даже общенациональных форм народной музыкальной культуры» [См. Библиографияю 4, с. 65].

Особенностью традиции села Стропицы является то, что весенние танки зафиксированы здесь целым циклом, объединенным сюжетной тематикой, музыкальной стилистикой, календарной приуроченностью.

Поколение жителей 1913-1914 годов рождения было последним, от которого в 2000 году были записаны танóчные песни села Стропицы. Как показывает опыт экспедиционного обследования Курского Посемья, более молодое поколение уже не застало живого бытования местного фольклора, не знает традиционного пласта песен, не видело обрядов. Резкое изменение жизненного уклада деревни привело к прерыванию коллективной памяти. Губительными для традиции оказались и события Великой Отечественной войны, во время которой по Рыльскому району проходила центральная часть «Курской дуги», а многие призванные на фронт жители рыльских деревень погибли в боях или пропали без вести.

Заключение.

К сожалению, сегодня в естественной среде карагоды не востребованы. Представление об их бытовании в этнографическом контексте мы можем составить по сведениям информаторов. Зато, как форма досуга, карагоды используются во время районных и местных праздников. В настоящее время традиционные весенние хороводы этих мест — танки, — которые в течение нескольких веков были живым достоянием фольклорной традиции, сохранились только в архивных записях.

Список литературы:

1. Руднева А. В. Отчёт об экспедиции в Курскую область в 1940г. Материалы Кабинета народной музыки МГК рукопись.

2.  Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М.,  Советский композитор, 1988 г.

3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1977 г.

4. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Просвещение, 1978 г.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб. Детство-Пресс, 2008 г.

6. Руднева А. В. Курские танки и карагоды. – М., 1975 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя математики МОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области

Некоторые личные профессиональные данные. Материалы по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе с обучающимися, повышению квалификации, моим достжениям и достижениям моих учеников....

Бугаева Т.С., учитель истории и обществознания МКОУ " Коммунаровская СОШ"Беловского района Курской области. Всероссийский урок : " Моя будущая профессия."

Урок на тему : " Моя будущая профессия"проведен 1 сентября 2016 года в 10-11 классах. Цель урока: • оказание помощи учащимся 10-11 классов в осознанном выборе профессионального пути; • расширит...

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №2» Касторенского района Курской области на 2016-2017 учебный год.

Значение математического образованияМатематика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знан...

Итоговые результаты районных соревнований по огневой подготовке среди юнармейских отрядов «ЮНАРМИЯ» и военно-патриотических клубов Большесолдатского района Курской области

Итоговые результаты районных соревнований по огневой подготовке среди юнармейских отрядов «ЮНАРМИЯ» и военно-патриотических клубов Большесолдатского района Курской области...