программа "Фантазия"
рабочая программа

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация.            

        Аппликация— эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-fantaziya.docx58.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Иволгинский районный центр дополнительного образования»

РАССМОТРЕНО

 на методическом совете

протокол №____ от «___»______2021 года

Председатель заместитель по УМР

________________Базарова С.Д.

УТВЕРЖДАЮ____________

Директор МУ ДО «ИРЦДО»  

Астраханцев С.В.

«_____»____________2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Фантазия»

Направленность: художественная

Возраст: 5 - 7 лет

                                                                                            Срок реализации: 2 года

                                                                                            Автор – разработчик: Астраханцева Н.Я.,

                                                                                             педагог дополнительного образования,

 

с. Иволгинск

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Фантазия» относится к социально гуманитарной направленности.

Содержательная часть Программы соответствует основным положениям:

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Устав МУ ДО «ИРЦДО»

- Положение о дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе педагога муниципального учреждения дополнительного образования «Иволгинский районный центр дополнительного образования».

         В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация.            

        Аппликация— эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

         Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Весь материал доступен для обучающихся и соответствует их уровню развития, т.к. включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для познавательной деятельности.

Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для адаптации к новым условиям и приобщения детей к художественной деятельности и творчеству. Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью раскрытия у детей творческих навыков.

 Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

     Отличительные особенности.

Системно - деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого дошкольника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ребёнок всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Фантазия» должна помочь стимулировать развитие дошкольника путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого ребёнка, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Принцип компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных проблемных ситуациях:

  • Учебно-познавательные компетенции учат умению ставить цель и задачи, выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность, анализировать и делать вывод.
  • Информационные компетенции способствуют овладению навыкам самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, умению преобразовывать, сохранять и передавать её.
  • Проблемная компетенция включает моделирование деятельности в аспектной или иной реальной ситуации, готовность к решению проблемы
  • Компетенция личностного совершенствования направлена на освоение способов интеллектуального, духовного, физического саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоуправления, самоисследования
  • Коммуникативная компетенция развивает:
  • умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями,
  • приобретение навыков работы в группе,
  • владение социальной ролью в коллективе.

В формах и методах обучения:

  • групповое обучение;
  • индивидуальная деятельность.

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет (старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет). Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания воспитанников работать. Используются:

Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.

Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.

Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов.

Эвристический метод: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия, творческие работы, проводят поиск новых решений.

Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.

Игровые методы: занятие-путешествиеигра, соревнование.

Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы – 2 года, 72 часа, 36 часов в год. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начинается с первого года обучения.

Формы обучения и режим занятий

Форма обучения по программе очная на протяжении двух лет. Формы и режим занятий, предусмотренные программой, согласуются с нормами СанПиН и включает в себя теоретическую и практическую часть, а также экскурсии.

Количество занятий в неделю – 1 час.

 Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

    Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Сформировать ответственное отношение к выполняемой работе.

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,

цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение

выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • формировать умения и навыки работы нужными инструментами и

приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в

порядке рабочее место;

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание;

  • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

  • учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о

совместной работе;

  • радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного

       искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству

 художника, дизайнера;

  • развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность,

 активность, аккуратность;

  • обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать

      устным инструкциям.

  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное

       отношение к действительности;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Планируемые результаты

После первого года обучения, обучающиеся будут

Знать:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  •  о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, пластилинография, оригами и. т.п.);
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага), сочетание аппликации с вышивкой;
  • о проектной деятельности.  

Уметь:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента);
  • лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
  • создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными инструментами;
  • умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;

После второго года обучения, обучающиеся будут

Знать:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;

  •  расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

  • об объемном конструировании из бумаги (оригами), о работе с гофрокартоном;

  • о хохломской росписи и ее отличительных особенностях;

  •  о работе с соленым тестом;

Уметь:

  • умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении работы;

  • создавать образы предметов, декоративные композиции используя готовые формы

и нетрадиционные материалы;

  • проявлять познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как

одному из видов изобразительного искусства;

  • владеть навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания

образов посредством различных технологий;

  • овладение новым способом техники оригами, складыванием бумаги в разных

направлениях.

Механизм оценки результатов

В структуре программы выделяются два основных компонента - теоретический и практический. Последний включает в себя отработку практических навыков. В связи с этим механизм оценки получаемых результатов может быть различным.

Текущий контроль за усвоением теоретического материала носит характер опроса. Текущий контроль освоения практической части программы осуществляется в процессе выполнения этапов самостоятельных работ.

 - Тематические выставки в ДОУ.

 - Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

 - Творческий отчет руководителя кружка.

      - Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Формой итогового контроля, в данном случае, является участие обучающегося в различных выставках районного, республиканского уровня.

Средствами реализации программы курса является:

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы путем вовлечения его в учебную деятельность;
  • Использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего обучающимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
  •  Личностное общение педагога с ребенком.
  •   Наличие специально оборудованного зала.
  • Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).
  •  Атрибуты, наглядные пособия.

        С целью всестороннего развития воспитанника в программу включены воспитательные мероприятия (Приложение №1).


Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

Что такое аппликация? Виды аппликаций? Правила безопасного обращения при использовании различных инструментов.

1

1

2.

Аппликация

16

16

Сюжетная аппликация с элементами дизайна

1

1

Аппликация «Поздравительная открытка ко дню пожилого человека»

1

1

Аппликация из природного материала «Осенний букет»

1

1

Аппликация декоративная. Коллективная композиция «Наша клумба»

1

1

Аппликация из природного материала «Осенний букет»

1

1

Аппликация  «Красивая елочка»

1

1

Аппликация  «Елочные игрушки»,

1

1

Аппликация «Открытка папе»

1

1

Аппликация «Открытка для мамы»

1

1

Аппликация        Жар-птица

1

1

Аппликация и рисование. Фантазирование.Домик с трубой и сказочный домик

1

1

Аппликация        Рыбка

1

1

Аппликация. Фантазирование.       Наш космодром

1

1

Аппликация  «Открытка к празднику»

1

1

Аппликация «Божья коровка»

1

1

Педагогическая диагностика. Аппликация «Бабочки»

1

1

3.

Рисование

10

10

Рисование акварельными красками «Грибы» , «Фрукты», «Овощи»

1

1

Рисование по замыслу. Незаконченные картинки

1

1

Рисование акварельными красками  «Снежинки»

1

1

Рисование акварельными красками «Зимняя сказка»

1

1

Декоративное рисование.        Щит для богатыря

1

1

Рисование по представлению «Мы с мамой улыбаемся»

1

1

Рисование по клеткам        Медведь

1

1

Рисование   «Заюшкина избушка»

1

1

Рисование акварельными красками «Весна на дворе»

1

1

Сюжетное рисование         «На прогулке»

1

1

4.

Лепка

7

7

Лепка «Осеннее дерево»

1

1

Лепка из пластилина.        Птичка

1

1

Пластилиновый рельеф.        Барашек

1

1

Пластилинография «Цветок для мамы»

1

1

Лепка «Лепим доброго снеговика»

1

1

Лепим любимую игрушку

1

1

Пластилинография «Танк»

1

1

5.

Оригами

2

2

Оригами  «Самолетики»

1

1

Оригами «Снежинки на ёлочку»

1

1

ИТОГО:

36

36


Содержание программы первого года обучения

Тема 1. Введение

Вводное занятие – знакомство с детьми, инструктаж по технике безопасности при пользовании инструментами, материалами и т.д.

Тема 2. Аппликация

Теория

Правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.

Практическая работа

 Использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги, сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки

 Умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.

Тема 3. Рисование

Теория

Рассматривание работ, выполненных в разных техниках.

Практическая работа

Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.
Умения и навыки

 Умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения.

Тема 4. Лепка

 Теория

Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.

Практическая работа

Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Умения и навыки

 Умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции.

Тема 5. Оригами

Теория

Познакомить детей с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя)

Практическая работа

Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.

Умения и навыки

Умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

Организационное занятие. Виды аппликаций? Правила безопасного обращения при использовании различных инструментов.

1

2.

Работа с бумагой и картоном

15

1

14

Почему самолеты не падают. Аэродинамика.

3

2

1

Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей.

3

1

2

Испытание собственных моделей. Конкурс «Летающий змей»

3

1

2

Атмосферные осадки. Дождь.

3

1

2

Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице. Оформление метеоуголка.

3

1

2

Самостоятельные исследования

3

3

3.

Работа с бросовым и природным материалом

15

5

10

Плотность. Практическая работа «Определение плотности природных материалов». (картофеля)

3

1

2

Вес. Невесомость. Мы космонавты.

3

1

2

Почему звезды не падают? Явление тяготения.

3

1

2

Сила трения. Польза и вред.

3

1

2

Сила упругости. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

3

1

2

4.

Работа с пластилином и соленым тестом.

21

6

15

Давление твердых тел. Определение давления, производимого при ходьбе и стоя на месте.

3

1

2

Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине жидкости

3

1

2

Давление на дно морей и океанов. Исследование морских глубин.

3

1

2

Сообщающиеся сосуды.

3

1

2

Фонтан. Изготовление модели фонтана.

3

1

2

Испытание собственных моделей фонтана.

3

3

Определение тематики проектных работ

3

1

2

5.

Работа с тканью и нитками

9

3

6

Можно ли изучать природу зимой? Прогулка на зимнюю природу. Создание презентации «Физика зимой»

3

1

2

Снег, лед и метель.

3

1

2

Измерение количества выпавшего снега.

3

1

2

ИТОГО:

108

34

74


Содержание программы второго года обучения

Тема 1. Введение

Знакомство с группой. Техника безопасности. Цели и задачи программы.

Тема 2. Работа с бумагой и картоном

Теория

Правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.

Практическая работа

 Использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги, сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки

 Умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.

Тема 3. Работа с бросовым и природным материалом

Теория

Знакомство с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.

Практические занятия

 Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.

Тема 4. Работа с пластилином и соленым тестом.

 Теория

Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.

Практические занятия

Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

Тема 5. Работа с тканью и нитками

 Теория

Учить пользоваться иголкой. Научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.

 Практические занятия

Вырабатывается умение владеть иголкой

Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации Программы необходимы следующие условия:

  • наличие учебного помещения со столами и стульями, доской, техническим оборудованием для демонстрации наглядного материала, видео- и аудиоматериалов;
  • наличие наглядного и дидактического материала);
  • наличие компьютера, интерактивных компьютерных программ, скоростного доступа в Интернет, для осуществления подборки информации и литературы по темам.

 

Практическая часть Программы реализуется с использованием различных приборов и инструментов:

  • Канцелярские принадлежности
  • Бумага, картон, гофрокартон
  • Пластилин, соленое тесто
  • Художественный инвентарь
  • Природные материалы
  • Бросовый материал

Список литературы

Для педагога

1. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2015. - 144 c. Творчество детей в работе с различными материалами. – М, Педагогическое общество России 1998 г.  150 с.

2.   Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - М.: АСТ, 2016. - 409 c. Дмитриев, А. Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности / А.Е. Дмитриев. - М.: "Издательство Прометей", 2016. - 336 c.

3. Резцова, С. В. Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет / С.В. Резцова. - М.: Учитель, 2016. - 276 c.

4.   Бабенкова Е.А. Знакомим дошкольников с произведениями изобразительного искусства / Е.А. Бабенкова, Г.В. Курдюмова // Воспитатель ДОУ : практ. журн. для воспитателей ДОУ. - 2010. - № 1. - C. 70-72.

5.  Волынкин В.И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2007. - 448 с.М. Н.  Величко Н. К.

6.  Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми в ДОУ». М: Мозаика-Синтез, 2012г.

7. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

8.  Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». Изд.: Мир книги, 2008. 

 

Интернет ресурсы

     Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru

 http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/

http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm

http://stranamasterov.ru

Для обучающихся

  1. Аппликации и поделки из бумаги для детей - М: Стрекоза,2010.

  2. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009.

Приложение №1

План воспитательной работы на 2021 – 2022 уч.г.

Цель воспитательной работы:

Направление воспитательной деятельности

Название мероприятия

Сроки проведения

Участники

Нравственно-эстетическое воспитание

День воспитателя 27 сентября

Сентябрь

Воспитанники кружка ДПИ

Экологическое воспитание

Районный конкурс ДПИ «Школьные годы чудесные»

октябрь

Воспитанники кружка ДПИ

Экологическое воспитание

Золотая осень

октябрь

Воспитанники кружка ДПИ

Семейное воспитание

День матери «Открытки ко дню матери»

ноябрь

Воспитанники кружка ДПИ

Самоуправление в группах

Новогодние мероприятия для детей

декабрь

Воспитанники кружкаДПИ

Самоуправление в группах

Проведение районного конкурса «Сувениры Бурятии»

декабрь

Воспитанники кружкаДПИ

Самоуправление в группах

Проведение районного конкурса художественного слова Чудесный клад Бурятии»

январь

Воспитанники кружкаДПИ

Самоуправление в группах

Сагаалган

февраль

Воспитанники кружка ДПИ

Нравственно-эстетическое воспитание

Районный конкурс «Дети,техника,творчество»

февраль

Воспитанники кружка ДПИ

Нравственно-эстетическое воспитание

Поздравление к женскому дню

март

Воспитанники кружка ДПИ

Нравственно-эстетическое воспитание

Конкурс рисунков ко дню космонавтики

апрель

Воспитанники кружка ДПИ

Нравственно-эстетическое воспитание

Районный конкурс  рисунков посвященный празднованию годовщины в Великой Отечественной войне 1941-1945годов

май

Воспитанники кружка ДПИ

Календарно- тематический план

Месяц

Тема

занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

сентябрь

Введение

3

Презентация объединения. Игра- путешествие

Анкетирование, опрос по     инструктажу, рефлексия

сентябрь

Измерения и измерительные приборы.

Масса.

3

Объяснение, просмотр видеоматериала, беседа

Рефлексия

октябрь

Измерение линейных размеров.

Практическая работа «Измерение длин малых тел».

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа. Работа в группах

Рефлексия

октябрь

Измерение площади и объёма тел. Измерительный цилиндр (мензурка).

3

Рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, Индивидуальная работа

Тест по теме «Измерения. Измерительные приборы»

октябрь

Форма, объем, цвет, запах.

3

Объяснение, иллюстрация, дискуссия, опросно-  ответный метод, частично-поисковый метод

Рефлексия

октябрь

Что внутри вещества? От чего тела разбухают? Модель молекулы.

3

Рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, дискуссия, практическая работа.

Практическое задание

октябрь

Состояния вещества.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа

Практическое задание

ноябрь

Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие частиц вещества.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа

Тест по теме «Строение вещества»

ноябрь

Инерция.

3

Рассказ, объяснение, решение ситуационных задач, практическая работа

Коллективная рефлексия, практическое задание.

ноябрь

Взаимодействие тел.

3

Рассказ, объяснение, решение ситуационных задач, практическая работа

Коллективная рефлексия, практическое задание

ноябрь

Силы. Измерение сил.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа

Рефлексия

декабрь

Почему заостренные предметы колючи? Давление твёрдых тел.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах

Коллективная рефлексия, практическое задание

декабрь

Архимедова сила. Море, в котором нельзя утонуть?

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах

Игра «Взаимодействие тел»

декабрь

Определение тематики проектных работ

3

Индивидуальная работа

Рефлексия

декабрь

В мире движущихся тел. Наблюдение относительности движения. А движется ли тело?

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа

Коллективная рефлексия, практическое задание

январь

Траектория. Пройденный путь. Скорость.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Рефлексия, тестирование

январь

В мире звука.

Что такое звук и как его создать?

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах

Рефлексия

январь

В мире теплоты. Температура. Измерение температуры воды, воздуха.

3

Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради

Практическое задание

январь

В мире света. Как образуются тени? От чего бывает радуга?

3

Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради

Практическое задание

февраль

В мире магнетизма: магнитные танцы.

3

Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради

Практическое задание

февраль

В мире электричества: электризация.

3

Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради

Тест «Физические явления»

февраль

Экскурсия: Физика вокруг нас

3

Практическая работа

Викторина

февраль

Самостоятельное исследование

3

Индивидуальная работа

Практическое задание

март

Простые механизмы.

3

Рассказ, беседа, презентация, решение ситуативных задач

Практическое задание

март

Энергия. Виды энергии. Альтернативны е источники энергии.

3

Рассказ, беседа, презентация, работа в мини-группах

Тест «Энергия»

март

Как устроена Земля? Строение Земли.

3

Рассказ, беседа, презентация

Рефлексия

март

Атмосфера – что это? Может ли воздух давить?

3

Дискуссия, опросно- ответный метод, частично- поисковый метод

Практическое задание

апрель

Самостоятельное исследование: Загрязнение атмосферы и гидросферы.

3

Индивидуальная работа

Исследование

апрель

Введение в астрономию. Что изучает астрономия?

3

Дискуссия, опросно- ответный метод, просмотр видеофильма

Рефлексия

апрель

Звездное небо и созвездия.

3

Рассказ, беседа, презентация, просмотр видеофильма

Мифы и легенды о созвездиях

апрель

Экскурсия

«Наблюдение звездного неба».

3

Индивидуальная работа

Викторина

апрель

Планеты земной группы. Все о планетах.

3

Рассказ, беседа, презентация, просмотр видеофильма

Тестирование

май

Планеты гиганты. Все о планетах.

3

Рассказ, беседа, презентация, просмотр видеофильма

Викторина

май

Определение названия проекта

3

Индивидуальная работа

май

Оформление результатов проектной деятельности.

3

Индивидуальная работа

май

Защита проекта

3

Индивидуальная работа

Зачет

сентябрь

Введение

3

Презентация объединения Игра- путешествие

Анкетирование, опрос по     инструктажу, рефлексия

сентябрь

Почему самолеты не падают.

Аэродинамика.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Рефлексия

сентябрь

Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей.

3

Индивидуальная работа

Практическое задание

сентябрь

Испытание собственных моделей.

3

Индивидуальная работа

Конкурс «Летающий змей»

октябрь

Атмосферные осадки. Дождь.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах

Практическое задание

октябрь

Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах

Оформление метеоуголка

октябрь

Самостоятельные исследования

3

Индивидуальная работа

Практическое задание

октябрь

Плотность. Практическая работа «Определение плотности природных материалов». (картофеля)

3

Презентация, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Практическое задание

октябрь

Вес. Невесомость.

Мы космонавты.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Тестирование

ноябрь

Почему звезды не падают? Явление тяготения.

3

Дискуссия, опросно- ответный метод, просмотр видеофильма индивидуальная работа

Тестирование

ноябрь

Сила трения. Польза и вред.

3

Дискуссия, опросно-ответный метод, частично-  поисковый метод, просмотр видеофильма

Практическое задание

ноябрь

Сила упругости. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Практическое задание

ноябрь

Давление твердых тел. Определение давления, производимого при ходьбе и стоя на месте.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Практическое задание

декабрь

Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине жидкости

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в рабочей тетради

Практическое задание

декабрь

Давление на дно морей и океанов. Исследование морских глубин.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Тестирование

декабрь

Сообщающиеся сосуды.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Рефлексия

декабрь

Фонтан. Изготовление модели фонтана.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Практическое задание

январь

Испытание собственных моделей фонтана.

3

Индивидуальная работа

Практическое задание

январь

Определение тематики проектных работ

3

Индивидуальная работа

январь

Можно ли изучать природу зимой? Прогулка на зимнюю природу.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Создание презентации «Физика зимой»

февраль

Снег, лед и метель.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах

Тестирование

февраль

Измерение количества выпавшего снега.

3

Презентация, индивидуальная работа

Практическое задание

февраль

Звездное небо. Созвездия. Карта звездного неба. Повторение знаний первого года обучения.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Тестирование

февраль

Практическая работа: Созвездия звездного неба (работа по карте)

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

март

Программа Stellarium. Созвездия в с.Хойтобэе.

3

Индивидуальная работа

Викторина, ребусы, создание своей карты звездного неба

март

Программа Stellarium. Наблюдение за звездным небом. (Вечерняя экскурсия).

3

Рассказ, объяснение, индивидуальная работа

Викторина

март

Планеты Солнечной системы.

Программа Celestia.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах

Тестирование

март

Луна– естественный спутник Земли. Наблюдение Луны.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Тестирование

март

Космические путешествия на Марс. Тайны Марса.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Рефлексия

апрель

Сатурн. Спутники и кольца Сатурна.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Рефлексия

апрель

Астероиды. Кометы. «Звездопады».

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах

Викторина

апрель

Таяние льда. Процесс плавления.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа

Практическое задание

апрель

Туман.

3

Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа,

Тестирование

май

Определение названия проекта

3

Индивидуальная работа

май

Оформление результатов проектной деятельности.

3

Индивидуальная работа

май

Защита проекта

3

Индивидуальная работа

Зачет