Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья

Морозкина Светлана Ивановна

Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса становится развитие, развитие интеллектуальное, творческое, нравственное. Такого подхода к обучению от нас требует время, т.к. выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, а именно: самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно критически творчески мыслить; грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Добиться означенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagagicheskogo_opyta_morozkinoy_s.i_1.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического  опыта

учителя русского языка и литературы Морозкиной Светланы Ивановны

МБОУ «Большеберезниковская СОШ» Большеберезниковского района РМ

           Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса становится развитие, развитие интеллектуальное, творческое, нравственное. Такого подхода к обучению от нас требует время, т.к. выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, а именно: самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно критически творчески мыслить; грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Добиться означенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии.

Тема  инновационного педагогического опыта:

Практическая направленность преподавания уроков русского языка и литературы с применением новых педагогических технологий.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в  системе образования, современными требованиями к школьному обучению.  

  Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.   Мы, учителя, рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения  заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования. Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.

            Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Наличие теоретической базы опыта.

 В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. Активно использую цифровые предметно-методические материалы, работаю в сети Интернет, создаю интерактивные тестовые и контрольные работы.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

 В настоящее время на уроках русского языка и литературы использую мультимедийные презентации, которые позволяют донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации применяю для:

 - объяснения новой темы;

- контроля знаний;

 - как средство подачи информации;

- создания проблемной ситуации.

 На уроках и внеурочных занятиях использую такие Интернет-ресурсы как:

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://muzei-mira.com – виртуальные экскурсии по музеям мира

 http://urokirus.com – уроки русского языка в режиме on-line

 http://www.all-library.com -электронная библиотека пособий по русскому языку и литературе. 

 
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

                  Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)

Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:

 - гуманизация образования и личностно ориентированный подход;

 - интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;

 - доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; - внимание к индивидуальности человека, его личности;

 - чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

 Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.

 На своих уроках, наряду с традиционными методами, я применяю элементы современных образовательных технологий. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, когда субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Компьютер для меня является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

 Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

 Мною получены следующие результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

 - применяется индивидуальный подход;

 - повышается степень наглядности при изложении учебного материала;

 - развивается творческий потенциал детей;

 - появляются возможности для моделирования учебного процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

 - сокращается время на опрос.

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

 Я активно использует элементы технологии проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.

 Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

В результате использования элементов данной технологии наблюдалось:

 - совершенствование умений учащихся обосновывать свою позицию;

 - воспитание уважения к чужой точке зрения;

 - активизация познавательной деятельности учащихся;

 - увеличение количества творческих работ;

- «открытие» новых знаний самим учеником.

 Элементы тестовых технологий помогают определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ОГЭ, ЕГЭ.

 На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка  и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.  

 Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.  

 Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения.

Элементы здоровьесберегающих технологий применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы, в качестве релаксации на уроке активно использую музыку, создаю благоприятный психологический климат на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся.

          Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков. Ведущая педагогическая идея Ведущей педагогической идеей является применение элементов современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.

Анализ результативности.

               Я убедилась, что использование элементов современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт эффективные результаты:

 - развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

 - способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

 - помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

 - развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

              Применение элементов современных образовательных технологий позволяет мне:

 - наполнить уроки новым содержанием;

 - развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

 - формировать элементы информационной культуры;

 - прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

 - поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

 - идти в ногу со временем.

             Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным,  закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.  

 Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

 Однако хотелось бы отметить, что внедрение элементов современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.

 Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности.

 Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.    

 Таким образом, элементы современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


Адресные рекомендации по использованию опыта.

Материалы педагогической деятельности учителя русского языка и литературы представлены:

на сайте школы:htt:// - scber.schoolrm.ru

личном сайте: :  nsportal/ru simorozkina


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...