Протоколы, выступления
материал

Пушкова Ольга Владимировна

Протоколы, выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon scan0426.pdf524.42 КБ
PDF icon scan0427.pdf610 КБ
PDF icon scan0428.pdf619.26 КБ
PDF icon scan0429.pdf223.18 КБ
PDF icon scan0430.pdf556.36 КБ
PDF icon scan0431.pdf703.91 КБ
PDF icon scan0432.pdf467.27 КБ
Файл pushkova_.docx26.66 КБ
Microsoft Office document icon pushkova_o.v._razviv_sreda_na_zanyatiyahizostudiya.doc59 КБ
PDF icon scan0433.pdf436.28 КБ
PDF icon scan0434.pdf425.85 КБ
Файл pushkova_1_vopros.docx22.58 КБ
PDF icon scan0445.pdf558.68 КБ
PDF icon scan0447.pdf453.71 КБ
PDF icon scan0448.pdf639.02 КБ
PDF icon scan0449.pdf673.31 КБ
PDF icon scan0450.pdf160.77 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МКУДО Дом детского творчества г.Сычевки

Выступление

на методическом объединении

педагогов дополнительного образования

на тему:

«Здоровьесберегающие

 технологии

на занятиях Изостудии».

        Подготовила педагог дополнительного образования:

                                        Пушкова О.В.

Март 2019 г.

        

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

На занятиях ТО «Изостудия» используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

  • санитарно-гигиенические -это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете;
  • психолого-педагогические – это психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка;
  • физкультурно-оздоровительные – это организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек, традиционно проводятся на занятиях. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Режим проведения занятий по программе регламентируется расписанием занятий, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02. Сбалансированное регулирование элементов режима улучшает возможности образовательногопроцесса.
При проведении  занятий учитываются:

1) обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха (организуется периодическое проветривание кабинета на переменах), рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая работа и др. Норма – 4-7 видов за занятие.

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения  ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы обучающихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации;

11) психологический климат на занятии;  -  наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

12) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

13) момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

14) темп и особенности окончания занятия: спокойное завершение: обучающиеся имеют возможность задать педагогу вопросы;

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — п.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Упражнение для глаз

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, фиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, фиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

 Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнения для снятия утомления

  • Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, давить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10—15 минут — и стало жарко. Повторить три раза.
  • Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, вытягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно,10-15 секунд.
  • Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем вес ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).
  • «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
  • «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка.Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)
  • «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти:

  • и.п. — сидя, руки подняты вверх;
  • 1 — сжать кисти в кулак;
  • 2 — разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи

педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.)

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).

Расширение поля зрения

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

Часики

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. Поочередно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.

Упражнения для позвоночника

Ходьба:

  • на месте;
  • на носках, руки вверх;
  • на пятках, руки за голову.

«Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.»

Котик

«Лучик котика коснулся.

Котик сладко потянулся.»

Кузнечики

Спина прямая, руки на поясе.

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!»

Аист

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И так же плавно опускают. Следить за спиной.

«Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу»

Аист отвечает:

«Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой»

Зимняя зарядка

Следить за положением туловища и рук.

«Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок»

В лесу

Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.

«Мы шли, шли, шли.

Земляничку мы нашли.

Сели, поели и опять пошли»

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод (черника, голубика, ежевика и т.д.)

«Мы шли, шли, шли,

Наконец, домой пришли»

Гуси шипят

Исходное положение (и.п.) – ноги врозь, руки за спину. 1 – наклон вперед, голову поднять, сказать: «Ш-ш-ш». 2 – и.п. 3 – снова наклон, руки в стороны – назад. 4 - и.п. Упражнение повторить 5 раз.

Оглянись

И.п. – ноги слегка расставить, руки за голову. 1-2 – поворот вправо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать «хлоп». 3-4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 4 раза.

Равновесие

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение ожжет выполняться как сидя, так и стоя. Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Аэробные упражнения:

  • И.п. – стоя, руки к плечам. 1-2 – подъем на носки, руки вверх, вдох. 3-4 – и.п., выдох При выполнении тянуться вверх.
  • И.п. – стоя, руки на поясе 1-2 – отвести руки назад, соединяя лопатки, вдох. 3-4 – и.п., выдох. При выполнении напрягать мышцы спины.
  • И.п. – стоя, руки в стороны, ладони вверх 1 – поочередное сгибание ног, касаясь локтем противоположного колена, вдох. 2 – и.п., выдох Следить за сохранением прямого положения корпуса, руки не опускать, опорную ногу не сгибать.

Ехали

Упражнение выполняется сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.

«На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: «У-у-у!»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

 Дом детского творчества г. Сычевки

Выступление на тему:

«Создание развивающей образовательной среды

для обучающихся на занятиях творческого объединения «Изостудия» »

        

Подготовила: педагог дополнительного образования

Пушкова Ольга Владимировна

2019 год

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

                  От пальцев, образно говор, идут тончайшие нити- ручейки,

                      которые питают источник творческой мысли.

        Другими словами, чем больше мастерства в детской рук

                     тем умнее ребенок.

                                                                                                  В.А.Сухомлинский

        Современный этап развития общества диктует новые задачи в сфере образования. Характерная черта развития образования сегодня - переход к развивающему образовательному процессу. Создание развивающей образовательной среды для обучающихся - это создание оптимальной творческой среды. Творчество развивает и облагораживает внутренний мир человека. Создавая красивое,  мы учимся видеть мир вокруг нас. Детская душа она чиста, у них свой взгляд  на окружающее. Развивая умение видеть прекрасное, мы развиваем детей во всех направлениях,  На мой взгляд, у человека, который замечает красоту внешнюю, не может быть  «уродливого» внутреннего мира. Ведь наша основная цель - воспитать человека будущего. Дети любят рисовать. Только поощряя  и поддерживая, ребенка мы поможем ему развиваться и расти.

        Опыт работы в творческом объединении «Изостудия» с каждым годом все больше и больше убеждает меня в том, что нет детей, не способных к изобразительной деятельности. К творчеству способен каждый ребенок! Каждый по- своему талантлив, каждый имеет право на самовыражение и успех.

        К сожалению, порой приходится слышать от взрослых фразы: «Мой совершенно не способен к рисованию», «У нас в семье никто не рисует», «Ему это не надо…» и т.д.. Но особенное отчаяние вызывает реакция самих детей на свои неудачи: «Я не умею рисовать, у меня ничего не получается…». Если детей не учить изобразительной грамоте, то, когда они становятся старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У ребят наступает разочарование, неверие в свои силы и многие совсем перестают рисовать. Поэтому я считаю, что очень важно не только использовать интерес детей к изобразительному искусству, но и развивать их творчество, знакомя учащихся с новыми навыками рисования на основе изучения законов реалистического изображения в доступной форме.

        Занятие - это высокий духовный феномен, построенный на вере, надежде в ребенка и любви к нему. 

        На занятиях в творческом объединении «Изостудия» я стараюсь создать максимально комфортную, доброжелательную атмосферу. Можно дать  детям полную свободу в выборе себе рабочего места и пары, с кем им комфортнее сидеть и работать. Разрешить   вставать, ходить по кабинету, наблюдая за работой других и даже иногда помочь корректировать  работы. И вы увидите результаты этой «свободы» - рисунки  детей   станут лучше, интереснее.

        На занятии в творческом объединении «Изостудия» работают все, и работает каждый. Один раз в неделю  проводится просмотр выполненных творческих работ. Обучающиеся сами делают анализ и самоанализ представленных рисунков, распределяя их  по уровню. Таким образом, они видят свои ошибки и учатся на чужих. В данном творческом процессе интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

        Главная задача обучения для меня - это целостное развитие личности обучающегося и готовность личности к дальнейшему развитию, за стенами творческого объединения.

        Дети разные, и формы педагогической работы не могут быть одинаковыми для всех. Один ребёнок рассуждает и видит мир, как художник,  другой умеет считать только фантики от съеденных конфет?  Всё зависит от того, как он реагирует на окружающий мир. Например, у одного ребенка в большей степени развита мыслительная функция, у другого активны эмоциональные проявления, у третьего доминирует сфера чувств. Он больше других волнуется, тихо переживает неудачи, больше, чем кто- либо, уязвим и нежен. Необходимо ставить перед детьми посильные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Обучающиеся должны работать под  непосредственным руководством педагога и с его помощью. Это стимулирует ребят к более активной работе и снятию напряжения.

        Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма занятия активизирует обучающихся. Создание игровых ситуаций на занятии, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.

        На занятиях в творческом объединении «Изостудия» очень важно применять игровые педагогические технологии, так как  они помогают  в процессе обучения более ярко и глубоко раскрыть внутренний мир каждого ребенка и способствуют приобретению им знаний, умений и навыков в рисовании. Художественные игры способствуют развитию ассоциативно-образного, вариативного мышления детей, таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление и другое, способствуют созданию выразительных образов.

        Игровые педагогические технологии  включают в себя довольно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр. Учитывая специфику предмета,  можно выделить несколько типов игровых технологий на разных этапах обучения.

        Это- игры и упражнения, помогающие понять конструктивную особенность формы предметов, формирующие умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивающие внимание, мышление, воображение. Например, выполнение изображений из готовых геометрических фигур геометрической формы («Оживи кружок», «Волшебный квадрат», «Составь изображения», «Чья композиция лучше» …).

        Игра на закрепление знания форм. Из готовых геометрических фигур предлагается составить натюрморт, композицию. Работа ведется на листе каждым обучающимся самостоятельно. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения (форму, пропорции, конструкцию). Например: «Найди предмет нужной формы», «Соотнеси предмет с формой», «Геометрическая семья»….

        Игры и упражнения по цветоведению («теплый- холодный», «Составьте пары», «Кто больше», «Оформи царство снежной королевы и Жар- птицы», «Напиши  красками грустное и веселое настроение», «Цветная сказка»…) .

        Игры и упражнения, способствующие восприятию произведений искусств. («Войдите в картину», «Сравните впечатления», «Что лишнее?», «Угадай произведение искусства», «Сопоставь название произведений с фамилией художников»…).

        Особенно привлекает обучающихся ассоциативное рисование. Это дидактические игры на чувственное восприятие  каких- то явлений, качеств характера и передачу впечатлений на бумаге. Ассоциативное рисование позволяет за короткий срок раскрыть творческий потенциал личности и с помощью несложных живописных и графических приемов отобразить и вынести на бумагу внутренний мир ребенка, который нуждается в пробуждении и раскрепощении.

        Прежде, чем получить от ребенка творческую работу, познакомим обучающихся с приемами пропедевтики. Это раннее введение в курс рисования, знакомство с линией, пятном, то из чего ребенок будет создавать свою работу. Это как на кухне: прежде, чем приготовить еду, нужно закупить продукты. Опережающее обучение развивает моторику рук, глазомер. Выполнять упражнения можно фломастером, цветными карандашами и конечно красками.

        Следующий этап образный, по большей части не осознаваемый ребёнком, проявляет себя в увлеченности  игрой со средствами изображения.

Можно предложить детям игру «Цветная сказка»- поиграть, пофантазировать с пятнами:

-  демонстрируя на своей работе двумя, тремя мазками, линиями «отгадайку» и предлагая  обучающимся отгадать, «расколдовать» свои рисунки;

- силуэты пятна превратить в фигуру, образ.

        Остановимся на рисунке из пятна. Превратить пятно в рисунок, увидеть в нем образ. Что подскажет воображение, то и рисуем.

Обучающимся  предлагается на основе своих ассоциаций дорисовать образ. Что- то похожее на игру в облака. Вы смотрите на облако и видите в нем свой образ. Так и в рисовании в случайных линиях, пятнах, отпечатках (даже на палитре) зачастую  можно разглядеть интересные образы, немного добавив или удалив.  Получается интересное изображение. Некоторые упражнения могут быть самостоятельными работами или служить началом исходным пятном для другой композиции.

        Используя графические и цветные подмалевки, которые появляются в результате подобных упражнений можно предложить обучающимся завершить композицию, определив тему: «Таинственный вечер», «Грозные сосны» и так далее.

        На более высоком этапе творческого постижения образного языка цвета, обучающимся предлагаются более сложные задания, на ассоциации и обсуждения: «Радость», «Тишина», «Рассвет», «Закат» ... Работа над рисунком ведется сразу кистью, без предварительного рисунка простым карандашом. Это снимает зажим, боязнь выйти за контур, воспитывает чувство материала. Такие  упражнения помогают в дальнейшем  выполнять  более сложные  композиции в технике смятой бумаги, монотипию.

        Помимо игровых технологий практически почти на каждом занятии можно применять интеграцию (музыка и художественное слово).

        Например, занятие «Рисуем куб», казалось бы скучная тема. Для того, чтобы пробудить интерес у детей к рисованию с натуры карандашом, включить воображение, читаем стихотворение  Е.Панина «Квадрат и треугольник»:

Жили два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший был квадратный,

Добродушный и приятный.

Младший- треугольный,

Вечно не довольный

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире;

У меня углов лишь три,

У тебя их все четыре».

Но Квадрат ответил: « Брат,

Я же старше, я- квадрат»

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!».

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратным,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он- нет квадрата…

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

        Прослушав эти строки, обучающиеся   уже смотрят другими глазами на куб заинтересованно, с уважением, им уже хочется выполнять эту работу.

        Затем, предлагается игра «Геометрическая семья»: нарисовать геометрическую семью при помощи геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Интерес к постановке и воображение обучающихся еще больше активизируется и они без проблем  выполняют рисунок сложных пространственных соотношений геометрических тел.

        На занятии «Натюрморт», рассказывая об истории  появления натюрморта, как самостоятельного жанра можно познакомить обучающихся с древнегреческой легендой «Зевксис и Паррасий». Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла. Однако,  в поздний период своей истории древние греки добивались такой техники передачи изображаемого, что порой их творения казались живыми. Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ягоды. Но вскоре он сам был введен в заблуждение Паррасием, когда попытался отдернуть нарисованную тем занавеску. И в процессе работы у детей появляется желание рисовать как можно лучше, чтобы научиться «оживлять» предметы.

        Продолжая тему «Натюрморт», знакомим обучающихся с картинами голландских  художников, натюрмортами Ивана Хруцкого, Андрей Кончаловского. Закончим описание картин стихотворением А.Векселера «Натюрморт»:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож не сломан

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облупленна стена,

И не измены ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Никем не выпито вино

И на салфетку не пролито,

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

        Поэт говорит о том, что художник с помощью своих картин, как волшебник  может придать не изменчивость изменчивому, закрепить нестойкую красоту, остановить ход времени.

        На занятиях изобразительного искусства обучающимся постоянно приходится прибегать к своей фантазии, которая у детей бывает недостаточно разнообразна. Расширить представления  об окружающем пространстве  помогают музыкальные произведения. «Музыка способствует полёту воображения, делает человека счастливым» - утверждал Платон. Ведь с помощью музыки композиторы создавали чудесный мир, полный красоты.

        Лучшие произведения музыкального искусства можно использовать при проведении занятий в соответствии с содержанием.  Например, изображая пейзаж, времена года, явления природы, поведение животных – всё находит своё звуковое выражение, нередко поражающее нас, слушателей, силой своего воздействия.

        На  занятиях в творческом объединении «Изостудия»  звучит разная музыка (музыкальные пьесы П.И Чайковского «Времена года», музыка Вивальди, современная инструментальная музыка или музыка природы (голоса птиц, шум ветра, шорох листвы, журчание воды).  

        Гармонично подобранные музыка, стихи, игры  дают  хороший эмоциональный настрой обучающимся на творческую работу. Они поддерживают у обучающихся  интерес на протяжении всего занятия.

        Таким образом создание развивающей образовательной среды для обучающихся творческом объединении «Изостудия» опирается:

- на личный опыт обучающегося, полученный от реальной действительности;

- индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который базируется на знании специфических особенностей обучающихся с учетом уровня развития изобразительных умений и навыков;

- на партнерстве, сотрудничестве педагога и обучающегося.

- необычное начало работы, интересные задания, разнообразие изобразительных материалов.

        Сезанн когда-  то сказал: «Художник не профессия, а состояние души».

Рисунок в жизни ребенка- это еще один язык, с помощью которого ему легче общаться с миром.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. СЫЧЕВКИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Создание «ситуации успеха» в творческом объединении «Изостудия»»

Подготовила педагог дополнительного образования:

Пушкова Ольга Владимировна

март, 2021 г.

Создание «ситуации успеха», комфортной для ребенка образовательной среды в творческом объединении «Изостудия» можно разделить на три этапа.

1 этап – мотивационный.

 Осуществляя набор в группы, я уделяю внимание, психологическому комфорту, формированию сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы.  Усилия педагога на первом этапе  знакомства воспитанника с предстоящей деятельностью в коллективе были направлены на  снятие страха у начинающих. Помощь в преодолении неуверенности в собственных силах, робости, боязни самого дела и оценки друзей. Чтобы помочь  ребенку избежать поражения в самом начале пути, стараюсь с первых же дней определить возможности воспитанников и предложить каждому свой, самый доступный путь достижения успеха где  путем намека, а где и пожелания. "Возможно, лучше всего начать с.....", "Выполняя работу, не забудьте о.....".  именно мотивация, на наш взгляд  и есть тот важный момент, который должен способствовать созданию ситуации успеха Мы показываем  ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после ее  выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...", «Твоя работа обязательно будет представлена на выставке…»…, « ты тем самым поможешь людям узнать о …». Некоторым детям, отличающимся особой неуверенностью в своих силах,  мы обозначаем важность его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы....", "Только тебе я и могу доверить...", "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой….».  При этом важна  объективная оценка и поощрение на каждом этапе большого  творческого пути, оценка педагогом  каждого  отдельного  фрагмента работы или детали."Тебе особенно удался этот элемент… ". "Больше всего мне в твоей работе понравилось..." "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

    Так мы создаем условия для успешности «новичков». Обучающимся первого года обучения предлагается принять участие в ближайшем школьном мероприятии, на котором он сможет продемонстрировать начальный успех.  У ребят появляется возможность для создания атмосферы творчества, самовыражения.  Самое главное для юных художников– это продемонстрировать то, чему они научились, даже за  короткий промежуток времени. Подготовка к демонстрации приобретенных умений и навыков воспитывает в ребятах чувство коллектива, нацеленность на успех. Первые шаги и конечно, первый успех, потому что педагоги, родители, одногрупники– это благодарная публика.  Старшие занимают призовые места на районных и областных конкурсах, тем самым создают ситуацию успеха для начинающих ребят.  У ребят появляется возможность для создания атмосферы творчества, самовыражения и  воплощения своих идей.

  Перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха.

 Принято говорить о нескольких основных типах ситуаций успехов:

1.      Неожиданная радость.

2.      Общая радость.

3.      Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности воспитанника  превзошли его же ожидания.

Наверно у опытных педагогов это получается спонтанно. А молодому специалисту приходится подготавливать данные ситуации.

Я бы хотела рассказать вам о некоторых приемах так называемой, “неожиданной” радости, которые я использую на своих занятиях,

-    прием “Лестница”.

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет обучающегося поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

-    прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог  может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

-    прием “Исповедь” – это мой любимый прием.

Этот прием я применяю в тех случаях, когда есть надежда, что мое искренне обращение к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик.

Следующий тип ситуации успеха это общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы каждый ребенок  достиг нужной для себя реакции коллектива. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик всего коллектива на успех каждого воспитанника.

Например прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”,   прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

Главная роль отведена педагогу. Колоссальный интеллектуальный, физический и творческий потенциал скрывается в каждом обучающемся, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на дело и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя какое -либо задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, ребенок может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

    В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор мощного источника заражения. “Заразить” коллектив радостью познания  можно в том случае, если успех отдельного  ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы ребенок понимал, что его радость– это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

Деятельность творческого объединения «Изостудия» насыщена всевозможными выставками, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя, каждому ребенку. Далеко не все они отличены высокими наградами, грамотами. Иногда это вообще и не конкурс, а просто акция. Пусть ребёнок изготовил открытку для мамы- это уже его маленький успех, это награда и одобрение его одногруппников. Часто ребятам необходима оценка родителя. Мы предоставляем и  такие возможности. А как приятно видеть информацию о результатах участиях в мероприятиях на сайте ДДТ, переполняет гордость, когда на стенде достижений вывешены благодарности и поздравления. Вариантов масса и мы стараемся использовать все, чтобы еще и еще раз создать ситуацию успеха, повысить мотивацию ребят.  

2 этап - организационный

Ситуация успеха на следующем, организационном  этапе работы создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для обучающегося.

Детям предлагается  «раздвинуть» горизонты, сравнить свою деятельность с тем, что делают ребята из ОУ района. В сотрудничестве с родителями педагоги вдохновляют своих обучающихся к участию в различных выставках и конкурсах, получая истинное удовольствие от их побед.

Благо, в районе проводятся мероприятия по различным направлениям. Наши ребята стараются принимать участия во всех предложенных мероприятиях, каждая маленькая победа заставляет их еще больше трудиться, стремиться на пьедестал.

3 этап – Результативный.

На результативном этапе, ситуация успеха усиливает активное отношение к обучению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение. На этом этапе нужно быть готовым столкнуться с разными видами ситуаций успеха.

Предвосхищаемый успех. 
В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, не бывает. На пустом месте успех родиться не может. Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного педагога заметит и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит.

Констатируемый успех. 
Педагог фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он создал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. 
Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, - это благо, потому что состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха.

Залог успеха коллектива и ТО в целом зависит от каждого участника образовательного процесса. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать ребенка  на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него. В жизни каждому из нас следует ориентироваться не на других, а на уровень развития своих способностей. Всегда найдется человек, который в чём-то превосходит нас. Он или умнее, или бескорыстнее. Что тогда? Чувство неполноценности, зависть или злоба? Но зачем портить себе жизнь? Мы стараемся  делать акцент на том, чтобы дети поняли, что лучше радоваться тем изменениям, которые происходят в нас самих, праздновать очередное собственное личностное достижение.

Подводя итог, хочется еще раз обратить внимание на некоторые постулаты Успеха.

Если после занятия у воспитанника возникли вопросы, которые он хотел бы обсудить, поспорить, значит, занятие не оставило детей равнодушными.

Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Стремитесь видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.

Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.

Залогом успеха является благоприятный психологический климат, обстановка жизнерадостности, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов при организации деятельности воспитанников на занятии.

Педагог должен уметь удивлять детей.

Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, высказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.

Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.

Не забывайте о рефлексии занятия.

Я уверена, что секрет  и залог успеха кроится в преданной любви к детям и к делу, которому ты призван служить.

А если творческое кредо педагога - дарить  воспитанникам радость познания и самореализации, то  результат такой деятельности непременно обернется определенным успехом, и конечно,  благодарностью поверившего в себя обучающегося и его родителей,

     А это именно то, к чему я стремлюсь в своей повседневной, достаточно хлопотной, но очень нужной и  интересной работе. Чего и всем присутствующим желаю сейчас, сегодня, завтра.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка из протокола о выступлении на ГМО

Выписка из протокола о распространении пед опыта...

Протоколы выступления на РМО

Протоколы выступления на РМО...

Протоколы выступлений

Протоколы выступлений...

Протоколы, выступления МО

Протоколы, выступления...

Протоколы выступления на родительских собраниях

Протоколы выступления на родительских собраниях...

Протокол выступления на педагогическом совете

Протокол выступления на педагогическом совете на тему предстоящей школьной предметной неделе по английскому языку....