Проектная работа на тему: «Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»
методическая разработка

Митрофанова Елена Александровна
Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют и новые требования к образованию.
Формирование гражданственности, высокой нравственности, уважения к правам и свободам человека и гражданина, любви к Родине, семье, воспитание толерантности - рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, представленной в ФГОС нового поколения.
Поэтому деятельность не только учителей истории и обществознания, но и деятельность учителей всей школы, деятельность всего общества и государства в целом направлена на формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.
Гражданская идентичность есть осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.
Педагогический опыт учителя истории и обществознания направлен в большей степени на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих школьников к осознанному деятельному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны.
Гражданская идентичность человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, национальной и т. д.
Формированию той или иной идентичности способствуют главным образом гуманитарные предметы: особенно история, обществознание и литература. Важной составляющей гражданского образования является, безусловно, реализация регионального компонента на уроках истории.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Цель проекта: выявление оптимальных форм учебной деятельности, способствующих формированию гражданской идентичности.
Задачи проекта: 1.Изучить литературу по данной теме, 2.Обобщить и выявить оптимальные формы учебной деятельности, способствующие формированию гражданской идентичности, 3.Выработать рекомендации по применению данных форм в школе, 4.Апробировать и применить данные формы на уроках истории и обществознания.
Данный проект предусматривает совместную работу всех учителей школы, направленную на выявление ими основных форм и видов деятельности по формированию гражданской идентичности, апробацию и применение данных видов и форм на уроках и во внеурочной деятельности, систематическое воспитание гражданско-правовой ответственности и формирование гражданской идентичности, диагностика и контроль полученных результатов в рамках внедрения ФГОС.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_melnikovoy_i_mitrofanovoy.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа на тему:

«Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»

Выполнили: Мельникова Ю.С.

Митрофанова Е.А.

Проверила: Багаутдинова И.П.

Казань-2016

Введение.

«Дать образование и не внушать

моральных и гражданских качеств,

принципов - значит воспитывать еще

одну угрозу обществу».

Т.Рузвельт.

Актуальность проекта: Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют и новые требования к образованию. Формирование гражданственности, высокой нравственности, уважения к правам и свободам человека и гражданина, любви к Родине, семье, воспитание толерантности - рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, представленной в ФГОС нового поколения.

Поэтому деятельность не только учителей истории и обществознания, но и деятельность учителей всей школы, деятельность всего общества и государства в целом направлена на формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.

Гражданская идентичность есть осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.

Педагогический опыт учителя истории и обществознания направлен в большей степени на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих школьников к осознанному деятельному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны. Гражданская идентичность человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, национальной и т. д. Формированию той или иной идентичности способствуют главным образом гуманитарные предметы: особенно история, обществознание и литература. Важной составляющей гражданского образования является, безусловно, реализация регионального компонента на уроках истории.

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Гражданское воспитание и формирование гражданской идентичности решает следующие ключевые задачи:

  • обеспечение безопасности российского государства и

общества,

  • сохранение государственной независимости России,
  • преодоление мировоззренческого кризиса,
  • преодоление кризиса доверия к государственной

власти,

  • возрождение уважения к государству, обществу,

семье, отечественному историческому и культурному

наследию

  • духовно-нравственное развитие личности на основе

усвоения общечеловеческих нравственных норм и

формирование у школьников правовой культуры и

социально-политической компетентности;

  • формирование активной жизненной позиции,

  самостоятельности и умения действовать в

  соответствии с правовой и общественно-  политической        системой государства;

  • воспитание патриотизма;
  • воспитание толерантного сознания.

Формирование гражданской идентичности (компетенции) – это сфера личностного развития ребенка, воспитание в нем активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, умения соотносить свои интересы с интересами окружающих.

В связи с актуальностью и необходимостью формирования гражданской идентичности мы чтобы усилить работу учителей в данном направлении поставили перед собой следующую цель и задачи.

Цель нашего проекта: выявление оптимальных форм учебной деятельности, способствующих формированию гражданской идентичности.

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по данной теме,

2.Обобщить и выявить оптимальные формы учебной деятельности, способствующие формированию гражданской идентичности,

3.Выработать рекомендации по применению данных форм в школе,

4.Апробировать и применить данные формы на уроках истории и обществознания.

Данный проект предусматривает совместную работу всех учителей школы, направленную на выявление ими основных форм и видов деятельности по формированию гражданской идентичности, апробацию и применение данных видов и форм на уроках и во внеурочной деятельности, систематическое воспитание гражданско-правовой ответственности и формирование гражданской идентичности, диагностика и контроль полученных результатов в рамках внедрения ФГОС.

При разработке данного проекта была изучена следующая литература и нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон №273  «Об образовании РФ» (ФЗ № 273 От 29.12.2012г)
  • «Стратегия Развития и воспитания в Российской федерации на период до 2025 года»

              (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015    г. № 996) и др.

  • Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В.Байбородовой, А.В. Репиной. -Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. –268
  • Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века// Преподавание истории и обществознания в школе.-2006
  • Степанова Е. А. Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 107-110.
  • Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи: опыт и инновации.
  • - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Из-во «Яз»,2014.-296с.

Деятельность учителя истории и обществознания направленная на формирование гражданской идентичности. Формы и виды деятельности, применяемые на уроках.

Для достижения цели – формирования гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; необходимо решить следующие задачи:

1. создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся

2. использование в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность

3. развитие умения осмысления информации из разных источников, решения практических задач

4.  формирование собственных оценочных суждений обучающихся на основе сопоставления фактов для формирования позитивного опыта применения полученных знаний.

Эти задачи решаются при использовании системно - деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся как на уроках истории и обществознания, включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

1.Духовно-нравственное ценностное воспитание - формирование приоритетных ценностей гражданственности; уважения к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Историческое воспитание на основе героической истории России, Смоленской области, своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом. Понимание политических, экономических, культурных особенностей и проблем региона способствует становлению гражданской позиции. Необходимо привлекать внимание не только к воинским подвигам, но и труду на благо страны.

3.Политико-правовое воспитание – знание  Конституции РФ, законов; понимание форм участия в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Патриотическое воспитание – воспитание гражданственности и любви к Родине, осознание культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).

Становление гражданской идентичности школьника должно пройти несколько этапов: получение знаний → формирование позитивного отношения к изученному → принятие на эмоциональном уровне → формирование поведенческих привычек. Основными этапами являются те, где важны личностные качества школьника, его желание   принять и осознать полученные знания и сделать их частью своей жизни. 

При формировании гражданской идентичности на уроках принято и часто используются следующие формы  и виды деятельности:

  • Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. Для этого проводятся уроки экскурсии по родному краю, посещение музеев, сбор краеведческой информации, поисковая работа и т.д.

 Так происходит формирование содержания понятия «Отечество» (личность, семья, родная земля – край отцов, страна, народ, государство, язык, история, культура, религия)

  • Создание проблемных ситуаций,  решение проблемных задач в которых учащиеся переживали бы чувство любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации;

Решение этих задач возможно через самого учителя, через исторический материал, через форму подачи материала.

Технологии используемые на уроках для формирования гражданской идентичности:

  • технология оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;
  • технология переноса в изучаемую эпоху или событие;
  • технология «Имя в истории»– обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
  • технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;

Для решения этих задач используются как традиционные методы обучения, так и инновационные (интерактивные).

  • исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний,
  • проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта,
  • технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности,
  • технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся,

На уроках где происходит формирование гражданской идентичности, осуществляются следующие виды деятельности учащихся:

  • Познавательная деятельность;
  • Экскурсионно-краеведческая деятельность как комплексное средство воспитания гражданской идентичности школьников;
  • Проектная деятельность  как средство воспитания гражданской идентичности;
  • Исследовательская деятельность как комплексное средство

воспитания гражданской идентичности учащихся

Так же широко используются следующие формы занятий:

  • Самостоятельные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой);
  • Уроки-практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);
  • Ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно-дискуссионные);
  • Характеристика исторических альтернатив;
  • Моделирование хода событий;
  • Диспуты;
  • Круглые столы;
  • Дискуссии (структурированные, командные, проекты, групповые).

Рекомендации при применении данных форм, технологий и видов деятельности, направленных на формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания.

При формировании гражданской идентичности на уроках истории и обществознания учитывается:

  • Ориентация на использование активных и

интерактивных методов преподавания.

  • Богатый  иллюстративный ряд (работа с историческими источниками, документальные фильмы и т.д.)
  • Разно уровневый характер вопросов и заданий, позволяющий использовать дифференцированный подход в преподавании.
  • Приоритет в изучении и истории и обществознания  состоит в создании позитивного образа России.
  • Данная работа должна быть систематичной и целенаправленной и учитывать возрастные и психологические особенности детей.

На уроках истории и обществознании должна происходить:

  • Выработка сознательного оценочного отношения к историческим событиям, деятелям, процессам и явлениям, а также навыков критического мышления, как одной из необходимых способностей современной личности.
  • Воспитание патриотизма и гражданственности через обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян.

Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.

В процессе разнообразной и содержательной работы у школьников формируются яркие представления о человеке-патриоте, рождается стремление стать достойным гражданином своей страны,  осознающим свою сопричастность с судьбой Родины.

Основные принципы данной работы в рамках ФГОС:

  • Ставим перед учениками общую (стратегическую) задачу и описываем тип и характеристики желаемого результата на перспективу (ученик и учитель взаимодействуют как равные и интересные друг для  друга субъекты);
  • Вычленяем значимую для решения проблемы информацию, и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией, как это бывает при решении жизненных проблем;
  • Побуждаем обучающихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе;
  • Предоставляем обучающимся возможность самостоятельно планировать,  пробовать, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты;
  • Сравниваем разные точки зрения и привлекаем необходимые факты из различных источников.
  • Процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
  • Самое важное в нашей педагогической деятельности – любовь и уважение личности каждого ребенка!

Организационно-педагогические задачи:

  • создание условий для гражданской идентификации;
  • ознакомление школьников с культурно-историческим наследием страны и малой родины;
  • стимулирование ценностного осмысления и осознания личной значимости событий истории, в том числе и истории родного края;
  • включение в социально значимую, в том числе, проектную деятельность, способствующую воспитанию гражданского долга, социальной ответственности, толерантности;
  • стимулирование и педагогическая поддержка гражданской активности  школьников в соответствующих возрасту видах деятельности

Подходы к воспитанию гражданской идентичности:

Прежде всего следует опираться на подходы, указанные в документах ФГОС общего образования, где указываются следующие подходы:

  • Индивидуально-ориентированный;
  • системно-деятельностный;
  • интегративный
  •  развивающий;
  • вариативный.
  • Гендерный подход
  • Социокультурный подход
  • Субъектно-ориентированный подход
  • Рефлексивно-деятельностный подход

Апробация и применение данных форм на уроках истории и обществознания.

  • Применение данных форм и видов деятельности

планируется на уроках истории, обществознания, а также уроках литературы, окружающий мир, ОБЖ, ОРКСЭ и др.

  • Применение данных форм возможно и на классных часах, кружках и другой внеурочной деятельности.
  • В данном направлении должна вестись совместная работа всей школы и она должна носить систематичный и целенаправленный характер.
  • Во время работы с учащимися в данном направлении должны учитываться возрастные и психологические особенности учащихся.

Итогом данного проекта и его ожидаемым результатом является:

  • Формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
  • Развитие личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации и позитивной социализации;
  • Воспитание настоящего патриота и гражданина своей страны.

Осуществление данного проекта целенаправленно предполагается начать с этого учебного года и систематически вести данную работу и апробацию выявленных форм, технологий и видов деятельности каждый учебный год совместно со всем коллективом школы как в учебное так и во внеурочное время, соблюдая выработанные рекомендации, учитывая индивидуальные и психологические особенности каждого учащегося, проводя работу в каждой параллели и ведя необходимую диагностику сформированной  гражданской идентичности у учащихся. В данной работе предусматривается помощь психолога школы и родителей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.

Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.Из личного опыта.

Формирование гражданской идентичности.Из личного опыта....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и внеурочное время

    Разработка Федеральных образовательных стандартов предполагает внедрение программы формирования гражданской идентичности в образовательную школу,которая позволит обеспечить реализ...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Более сотни народов проживает на территории Великой державы – России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве пото...