Описание педагогического опыта учителя физической культуры Балашкиной Т.М.
материал

Балашкина Татьяна Михайловна

Описание педагогического опыта учителя физической культуры Балашкиной Т.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_2022.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта
учителя физической культуры

МБОУ «3убово-Полянская гимназия»

Балашкиной Татьяны Михайловны

«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни»

Физические упражнения: ходьба, бег, зарядка, движение  должны

прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность,

здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

     Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия. Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни.  Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).                                                                             

  1. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки.

Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.

Главная цель физического воспитания - содействие всестороннему развитию личности, закрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).

Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья.

  1. Концептуальность опыта

Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создания оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностной.

Образовательный процесс в области физической культуры в школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
  • Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
  • Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
  • Развитие двигательных качеств;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;
  • Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
  • Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Я учу детей сохранять свое здоровье, ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Пожалуй, нет на сегодняшний день учителя, который бы не использовал на своих уроках мультимедийные технологии. Использование данной технологии помогает сделать урок интереснее, насыщеннее. Выбор информационных технологий обусловлен необходимостью обучения учащихся с различными источниками информации, включая электронные носители. Я провожу теоретические уроки, где применяю ИКТ. Считаю эффективным средством использование видеофрагментов на уроках.

В своей работе я применяю личностно - ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.

Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы учеников на уроке:

групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.

Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними - ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому в начале каждого учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке.

Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры я провожу по возможности на открытом воздухе. В январе-феврале дети ходят на лыжах. Главная цель уроков на свежем воздухе - закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся.

На уроке каждый ученик должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя.

  1. Теоретическая база опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровье сбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова, основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология». В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях

Здоровье сберегающие технологии в школе

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.

В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу гимназии.

  1. Педагогическая идея

Основной целью педагогической идеи я считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.

Основной задачей учебной деятельности является:

       -Комплексная реализация базовых компонентов программы.

-Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.

Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:

  • учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
  • беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья;
  • обязательно планирую материал.

Именно в этом вижу создание здоровье сберегающего пространства на уроках физической культуры

  1. Средства и методы

Для достижения целей здоровье сберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления- это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону.

Результативность опыта

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровье сберегающим образовательным технологиям позволило:

  1. Повысить успеваемость по предмету.
  2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
  3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
  4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровье сберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры и ОБЖ Драгунова В.Д.

«Организация учебной и внеклассной работы по физической культуре и  ОБЖ  с использованием авторской  программы «Школа выживания Экстрим»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры  МБОУ "Явасская СОШ" Зубово Полянского муниципального района Республики Мордовия...

Обобщение педагогического опыта учителя физической культуры

Обобщение педагогического опыта учителя физической культуры     ...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича

laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни,  физическому развитию посредствам уроков физической культуры  и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ

1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над  которой  я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Сергеевой И.В. МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова «Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры»

Основной моей  целью  педагогической деятельности по реализации федерального закона является сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие физических способностей, внедрение здоровье...

Тема педагогического опыта учителя физической культуры Тюрина Михаила Михайловича

Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 3 года. С 2015 года  я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих  технологии, которые модернизирую в соответ...