Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся | 24.33 КБ |
Диагностика по выявлению способностей обучающихся. | 40.2 КБ |
План работы с одаренными детьми | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарубина Л.А.,
учитель химии, биологии и географии
МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся школы является: вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.
Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить обучающегося в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда обучающиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.
В своей работе с обучающимися я придерживаюсь системы, целью которой является развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- выявить одаренных обучающихся, проявляющих интерес к химии, биологии и географии;
- при изучении основного и дополнительного материала по предметам развить творческие способности и гибкость мышления;
- использовать индивидуальный подход в работе с обучающимися на уроках химии, биологии и географии, и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
- применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала обучающихся.
Методы работы с обучающимися:
Анкетирование, опрос, тестирование, творческие работы и др.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- индивидуальные консультации;
- кружковая работа;
- проведение предметных недель, конкурсов;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- экскурсии и походы;
Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.
Урочная форма обучения с использованием системы заданий, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся;
Внеурочная форма обучения: проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными обучающимися по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей приемам и методам анализа теории в сравнении с фактами и гипотезами.
Исходя из этих целей, стараюсь апробировать современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.
1. Дифференцированное обучение
С целью создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей использую метод индивидуального обучения. Например, рабочие тетради, тетради на печатной основе, дифференцированные задания и тесты и т.д.
Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного. Доказательство- 100% успеваемость.
2. Проблемное обучение
Применяю проблемные, частично-поисковые и практические методы; на всех этапах урока решение познавательных задач, опорного конспекта.
Ученики пишут исследовательские работы по различным темам.
3. Игровое обучение
С целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений использую игровые методы, вовлекаю детей в творческую деятельность.
Такие уроки прививают интерес к предметам.
4. Информационно-коммуникационная технология
Способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности. Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными.
Применяю на всех этапах урока:
- показ презентаций, слайдов, видео-фрагментов, таблиц;
- выделение ключевых моментов темы;
- проверочные работы.
Учащиеся самостоятельно создают презентации по различным темам.
5. Здоровьесберегающее обучение
С целью развития здоровой личности при планировании уроков использую различные способы коллективной и групповой работы учащихся. Обеспечивая комфортность детей на уроках.
Считаю необходимым научить ученика мыслить теоретическими категориями.
Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития? В связи с этим считаю, что необходимо шире использовать такие формы работы, которые позволили бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свои знания и умения, побуждали к старательному учению.
Главными приемами считаю:
Приемы критического мышления, решение проблемных задач (химических, биологических, географических), составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование предметных понятий. Использование этих приемов позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельной личности.
Знание предметных терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:
А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.
Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).
В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)
Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)
Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)
Е) задания на выявление общих закономерностей например, аксон - дендриты (отростки нейронов), митохондрии - рибосомы (органоиды клетки), лист - хлорофилл (процесс фотосинтеза).
Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.
З) задания на поиск и исправления ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий ошибки и предлагается их исправить.
Выполняя эти задания, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.
И) задания на определения верного и неверного суждения.
В работе с учащимися на уроке использую проблемно-поисковый метод обучения.
Основой метода является создание проблемных ситуаций, которые включают эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Мышление начинается с проблемы (вопроса, удивления, противоречия), разрешение которой ведет к мыслительному процессу.
Формируя «учебную проблему» на уроке, задаю вопрос, для ответа на который не хватает знаний у учеников. С таким вопросом обращаюсь к классу до объяснения материала и, выслушав гипотезы учеников, мы вместе разрешаем проблемную ситуацию методом проблемного изложения и активного поиска информации учащимися, побуждая при этом учащихся к активной познавательной деятельности. Дети самостоятельно формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответ, ставят цели и задачи урока, прошу ребят поставить собственную цель, имеющую практическую направленность изучаемого материала.
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
- Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А. Крутецкого
Инструкция: ответьте на вопросы теста: не нравится «-», нравится «+», очень нравится «+ +».
Нравится ли вам:
1. Решать логические задачи на сообразительность.
2. Много читать художественной литературы.
3. Петь, заниматься музыкой.
4. Заниматься спортом.
5. Работать в коллективе.
6. Изучать природу.
7. Заниматься хозяйственными делами.
8. Заниматься техникой.
9. Изучать иностранные языки.
10. Заниматься рисованием.
11. Играть в футбол, волейбол, баскетбол.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.
14. Ходить в магазины за продуктами.
15. Читать книги о технике, машинах.
16. Играть в игры с отгадыванием слов.
17. Сочинять истории, рассказы, стихи.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку.
19. Общаться с незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашними животными.
21. Убирать в квартире.
22. Конструировать модели самолетов, кораблей.
23. Интересоваться историей и изучать ее.
24. Заниматься художественным творчеством.
25. Интересоваться по книгам и телепередачам спортом.
Итоги тестирования на выявление одаренности в той или иной области
по методике В.А. Крутецкого
№ | Вопросы | 5 кл. | 6кл | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||||
«+» | «-» | «+» | «-» | «+» | «-» | «+» | «-» | «+» | «-» | ||
1 | Решать логические задачи на сообразительность. | 5 | 5 | 7 | 10 | 7 | 8 | 2 | 8 | 4 | 3 |
2 | Много читать художественной литературы. | 6 | 4 | 7 | 10 | 7 | 8 | 3 | 7 | 3 | 4 |
3 | Петь, заниматься музыкой. | 7 | 3 | 8 | 9 | 6 | 9 | 4 | 6 | 2 | 5 |
4 | Заниматься спортом. | 3 | 7 | 9 | 8 | 11 | 4 | 4 | 6 | 5 | 2 |
5 | Работать в коллективе. | 10 | - | 15 | 2 | 11 | 4 | 8 | 2 | 7 | 0 |
6 | Изучать природу. | 6 | 4 | 13 | 4 | 7 | 8 | 3 | 7 | 2 | 5 |
7 | Заниматься хозяйственными делами. | 3 | 7 | 9 | 8 | 7 | 8 | 4 | 6 | 3 | 4 |
8 | .Заниматься техникой. | 2 | 8 | 6 | 11 | 6 | 9 | 3 | 7 | 4 | 3 |
9 | Изучать иностранные языки | 4 | 6 | 7 | 10 | 7 | 8 | 2 | 8 | 3 | 4 |
10 | Заниматься рисованием. | 2 | 8 | 8 | 9 | 6 | 9 | 3 | 7 | 2 | 5 |
11 | Играть в футбол, волейбол, баскетбол. | 4 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 4 | 5 | 2 |
12 | Руководить играми детей. | 5 | 5 | 10 | 7 | 8 | 7 | 3 | 7 | 3 | 4 |
13 | Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения. | 3 | 7 | 10 | 7 | 7 | 8 | 3 | 7 | 2 | 5 |
14 | Ходить в магазины за продуктами. | 8 | 2 | 12 | 5 | 11 | 4 | 6 | 4 | 4 | 3 |
15 | Читать книги о технике, машинах. | 3 | 7 | 4 | 13 | 6 | 9 | 2 | 8 | 3 | 4 |
16 | Играть в игры с отгадыванием слов. | 4 | 6 | 8 | 9 | 8 | 7 | 5 | 5 | 5 | 2 |
17 | Сочинять истории, рассказы, стихи. | 5 | 5 | 6 | 11 | 8 | 7 | 5 | 5 | 1 | 6 |
18 | Соблюдать режим дня, делать зарядку. | 3 | 7 | 10 | 7 | 8 | 7 | 4 | 6 | 4 | 3 |
19 | Общаться с незнакомыми людьми. | 4 | 6 | 10 | 7 | 6 | 9 | 6 | 4 | 5 | 1 |
20 | Ухаживать за домашними животными. | 3 | 7 | 8 | 9 | 5 | 10 | 4 | 6 | 2 | 5 |
21 | Убирать в квартире. | 6 | 4 | 6 | 11 | 10 | 5 | 4 | 6 | 2 | 5 |
22 | Конструировать модели самолетов, кораблей. | 2 | 8 | 2 | 15 | 2 | 13 | 0 | 10 | 0 | 7 |
23 | Интересоваться историей и изучать ее. | 4 | 6 | 6 | 11 | 11 | 4 | 5 | 5 | 2 | 5 |
24 | Заниматься художественным творчеством. | 5 | 5 | 7 | 10 | 8 | 7 | 5 | 5 | 2 | 5 |
25 | Интересоваться по книгам и телепередачам спортом. | 6 | 4 | 8 | 9 | 9 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 |
Доминирование там, где больше плюсов.
№ 1,8,15,22- математики и техника.
№ 2,9,16,23- гуманитарная сфера.
№ 3,10,17,24- художественная деятельность.
№ 4,11,18,25- спорт.
№ 5,12,19- коммуникативные интересы.
№6, 13, 20- природа, естествознание.
№7, 14,21- труд.
- Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1].
Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
- Тебе нравится в школе или не очень?
-не очень €; - нравится€; - не нравится€;
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома€; - бывает по-разному€; - иду с радостью€;
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
- не знаю€; - остался (осталась) бы дома€; - пошёл (пошла) бы в школу€;
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится€; - бывает по-разному€; - нравится€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€; - не знаю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю€; - не хотел (а) бы€; - хотел (а) бы€;
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто€; - редко€; - не рассказываю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю€; - хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€;
- У тебя в классе много друзей?
- мало€; - много€; - нет друзей€;
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся€; - не очень€; - не нравятся€.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
№ вопроса | Оценка | ||
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ | |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
- 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
- ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты анкетирования по методике Лускановой Н.Г.
Классы | Количество учащихся | |||
25-30 баллов | 20-24 балла | 15-19 баллов | 10-14 баллов | |
5 кл. | 2 | 5 | 2 | 1 |
6 кл | 5 | 7 | 4 | 1 |
7 кл. | 4 | 5 | 4 | 2 |
8 кл. | 2 | 6 | 1 | 1 |
9 кл. | 1 | 3 | 2 | 1 |
- Характеристика ученика по А.И. Савенкову
Общая характеристика методики: Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.
Ученик____________________ дата _____ класс ____
Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.
Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».
Учебные характеристики:
1. Имеет необычно большой запас слов .
2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы .
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей .
4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие .
5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе .
6. Показал быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решения задания .
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела .
3. Обычно прерывает других .
4. Прилагает усилия для завершения действия .
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей .
6. Упорный в отстаивании своего мнения .
7. Чувствителен к мнениям других .
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи .
9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.
Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) .
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...) .
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению .
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден) .
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) .
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства .
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
Лидерские характеристики:
1. Берет на себя ответственность .
2. Его любят одноклассники .
3. Лидер в нескольких видах деятельности.
Обработка результатов:
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа.
Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).
[1] Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Т.В. Янжимаева «____»______________2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ» _____________ Т. Ю. Дансарунова от «____»______________2021 г. |
ПЛАН
работы с одаренными учащимися
по химии, биологии и географии
Зарубиной Ларисы Александровны,
срок реализации: 2021-2022 учебный год
с. Верхняя Иволга
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
- Цель работы с одаренными детьми
- развитие кругозора учащихся в области химии, биологии и географии, развитие творческих способностей, создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
- Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
- Использование на уроках дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;
- Создание максимально благоприятных условий для интеллектуально-творческого развития детей.
Принципы работы с одарёнными детьми:
- Индивидуализация обучения, принцип опережающего обучения;
- Принцип комфортности в любой деятельности;
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
- Возрастание роли внеурочной деятельности;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип добровольности.
Формы работы:
- Индивидуальная работа с учащимися на уроках химии, биологии и географии;
- Проведение дополнительных занятий;
- Привлечение учащихся к написанию докладов, рефератов, творческих работ;
- Участие в научно-практических конференциях;
- Участие в олимпиадах и конкурсах;
- Проведение конкурсов и интеллектуального марафона;
- Индивидуальные развивающие занятия;
- Работа с дополнительной литературой.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
- Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
2. Формы работы с одаренными учащимися.
-занятия с сильными учащимися;
-факультативы;
-конкурсы;
-интеллектуальный марафон;
-участие в олимпиадах и НПК;
-работа по индивидуальным планам.
3. Ресурсное обеспечение программы:
- библиотечный фонд – наличие литературы.
- ИКТ.
4. Критерии эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предметам;
2. Увеличение количества обучающихся, выбирающих химию, биологию, географию как экзамен с успешной сдачей его;
3. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Формирование банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности. | Сентябрь |
2 | Выявление одаренных детей. Проведение тест методик, тестов- опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся. | Октябрь |
3 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | В течение года |
4 | Участие школьников в школьном и муниципальном этапах всероссийской олимпиады школьников, конкурсах, НПК | В течение года |
5 | Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся | Регулярно |
6 | Разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов работы; - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. | Еженедельно |
7 | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...