Исследование учебной мотивации
материал
Исследование учебной мотивации ( к таблице 7)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.96 КБ |
![]() | 31.96 КБ |
![]() | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к таблице 7
Исследование учебной мотивации обучающихся.
Цельисследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
А -не очень
Б -нравится
В -не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А -чаще хочется остаться дома
Б -бывает по-разному
В -иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
А - не знаю
Б - остался бы дома
В - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А - не нравится
Б - бывают по-разному
В - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А - хотел бы
Б - не хотел бы
В - не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А - не знаю
Б - не хотел бы
В - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А - часто
Б - редко
В - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А - точно не знаю
Б - хотел бы
В - не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А - мало
Б - много
В - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А - да
Б - не очень
В - нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса | Оценка за 1 ответ А | Оценка за 2 ответ Б | Оценка за 3 ответ В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Средний уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2018/2019 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2019/2020 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2020/2021 уч.год |
1 | Маша Б. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь С. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Сергей С. | Высокий/высокий | 25/25 | Высокий/высокий | 25/25 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2017/2018 учебный год
Высокая мотивация: 0%
Средняя мотивация: 33%
Низкая мотивация: 66%
2018/2019 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 33 %
Низкая мотивация: 33%
№ п /п | Фамилия и имя Обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | ||
1 | Мария М. | Средний/средний | 20/22 | ||
2 | Сергей С | Высокий/высокий | 25/25 | ||
3 | Игорь Щ. | Низкий/средний | 12/16 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2019/2020 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 66%
Низкая мотивация: 0%
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2018/2019 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2020/2021 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2021/2022 уч.год |
1 | Сергей С. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь Щ. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Марина М. | Средний/средний | 18/20 | Средний/средний | 20/22 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2020/2021учебный год
Высокий уровень:33%
Средний уровень:66%
Низкий уровень:0%
В анкетировании принимали участие 2 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2021/2022 учебный год
Высокий уровень:50%
Средний уровень:50%
Низкий уровень:0%
Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно, значимо
3 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к опроснику "Учебная мотивация"
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
- Познавательные мотивы …………………………………….2 9 15
- Коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16
- Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21
- Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19
- Позиция школьника…………………………………………..7 14 20
- Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18
- Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17
При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
Уч. год | Кол-во детей | Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий) В С Н |
2017/2018уч.год | 3 | 0% 33% 66% |
2018/2019уч.год | 3 | 33% 33% 33% |
2019/2020уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2020/2021уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2021/2022уч.год | 2 | 50% 50% 0% |
Итого: 33% 66% 0%
Уровни:
Высокий: 33%
Средний: 66%
Низкий: 0%
Заключение:
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
- Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.
- Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
Вывод:
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Предварительный просмотр:
Материал к таблице 7
Исследование учебной мотивации обучающихся.
Цельисследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
А -не очень
Б -нравится
В -не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А -чаще хочется остаться дома
Б -бывает по-разному
В -иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
А - не знаю
Б - остался бы дома
В - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А - не нравится
Б - бывают по-разному
В - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А - хотел бы
Б - не хотел бы
В - не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А - не знаю
Б - не хотел бы
В - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А - часто
Б - редко
В - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А - точно не знаю
Б - хотел бы
В - не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А - мало
Б - много
В - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А - да
Б - не очень
В - нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса | Оценка за 1 ответ А | Оценка за 2 ответ Б | Оценка за 3 ответ В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Средний уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2018/2019 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2019/2020 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2020/2021 уч.год |
1 | Маша Б. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь С. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Сергей С. | Высокий/высокий | 25/25 | Высокий/высокий | 25/25 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2017/2018 учебный год
Высокая мотивация: 0%
Средняя мотивация: 33%
Низкая мотивация: 66%
2018/2019 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 33 %
Низкая мотивация: 33%
№ п /п | Фамилия и имя Обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | ||
1 | Мария М. | Средний/средний | 20/22 | ||
2 | Сергей С | Высокий/высокий | 25/25 | ||
3 | Игорь Щ. | Низкий/средний | 12/16 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2019/2020 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 66%
Низкая мотивация: 0%
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2018/2019 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2020/2021 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2021/2022 уч.год |
1 | Сергей С. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь Щ. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Марина М. | Средний/средний | 18/20 | Средний/средний | 20/22 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2020/2021учебный год
Высокий уровень:33%
Средний уровень:66%
Низкий уровень:0%
В анкетировании принимали участие 2 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2021/2022 учебный год
Высокий уровень:50%
Средний уровень:50%
Низкий уровень:0%
Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно, значимо
3 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к опроснику "Учебная мотивация"
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
- Познавательные мотивы …………………………………….2 9 15
- Коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16
- Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21
- Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19
- Позиция школьника…………………………………………..7 14 20
- Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18
- Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17
При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
Уч. год | Кол-во детей | Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий) В С Н |
2017/2018уч.год | 3 | 0% 33% 66% |
2018/2019уч.год | 3 | 33% 33% 33% |
2019/2020уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2020/2021уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2021/2022уч.год | 2 | 50% 50% 0% |
Итого: 33% 66% 0%
Уровни:
Высокий: 33%
Средний: 66%
Низкий: 0%
Заключение:
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
- Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.
- Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
Вывод:
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Предварительный просмотр:
Материал к таблице 7
Исследование учебной мотивации обучающихся.
Цельисследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
А -не очень
Б -нравится
В -не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А -чаще хочется остаться дома
Б -бывает по-разному
В -иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
А - не знаю
Б - остался бы дома
В - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А - не нравится
Б - бывают по-разному
В - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А - хотел бы
Б - не хотел бы
В - не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А - не знаю
Б - не хотел бы
В - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А - часто
Б - редко
В - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А - точно не знаю
Б - хотел бы
В - не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А - мало
Б - много
В - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А - да
Б - не очень
В - нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса | Оценка за 1 ответ А | Оценка за 2 ответ Б | Оценка за 3 ответ В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Средний уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2018/2019 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2019/2020 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2020/2021 уч.год |
1 | Маша Б. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь С. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Сергей С. | Высокий/высокий | 25/25 | Высокий/высокий | 25/25 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2017/2018 учебный год
Высокая мотивация: 0%
Средняя мотивация: 33%
Низкая мотивация: 66%
2018/2019 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 33 %
Низкая мотивация: 33%
№ п /п | Фамилия и имя Обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | ||
1 | Мария М. | Средний/средний | 20/22 | ||
2 | Сергей С | Высокий/высокий | 25/25 | ||
3 | Игорь Щ. | Низкий/средний | 12/16 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2019/2020 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 66%
Низкая мотивация: 0%
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2018/2019 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2020/2021 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2021/2022 уч.год |
1 | Сергей С. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь Щ. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Марина М. | Средний/средний | 18/20 | Средний/средний | 20/22 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2020/2021учебный год
Высокий уровень:33%
Средний уровень:66%
Низкий уровень:0%
В анкетировании принимали участие 2 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2021/2022 учебный год
Высокий уровень:50%
Средний уровень:50%
Низкий уровень:0%
Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно, значимо
3 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к опроснику "Учебная мотивация"
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
- Познавательные мотивы …………………………………….2 9 15
- Коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16
- Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21
- Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19
- Позиция школьника…………………………………………..7 14 20
- Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18
- Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17
При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
Уч. год | Кол-во детей | Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий) В С Н |
2017/2018уч.год | 3 | 0% 33% 66% |
2018/2019уч.год | 3 | 33% 33% 33% |
2019/2020уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2020/2021уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2021/2022уч.год | 2 | 50% 50% 0% |
Итого: 33% 66% 0%
Уровни:
Высокий: 33%
Средний: 66%
Низкий: 0%
Заключение:
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
- Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.
- Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
Вывод:
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-114188-1362487998.jpg)
результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-157809-1396184084.jpg)
Инновационный проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пол женский
В условиях внедрения ФГОС в начальной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают т...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-748687-1455035277.jpg)
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-1181544-1572350245.jpg)
Сводная таблица исследования учебной мотивации (по Н.Г. Лускановой)
Опросник, позволяющий выявить осознаваемые обучающимися мотивы учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-71215-1634116334.jpg)
Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-1481909-1692862925.jpg)
Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))
Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))...