Урок "Четырехугольники"
методическая разработка
Систематизация и обобщения знаний по теме "Четырехугольники".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chetyrehugolniki.docx | 50.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Николо-Погореловская средняя общеобразовательная школа» Смоленская область Сафоновский район
Открытый урок на тему
«Четырехугольники»
(обобщающий урок), проведенный в 8 классе
Учитель: Корнеева Раиса Николаевна
Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»" 8 класс
Цели урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими:
предметных результатов:
систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Четырехугольники»;
повторить определения прямоугольника, ромба, квадрата, параллелограмма, трапеции и их свойства;
закрепить навыки решения задач по данной теме; определить сферы практического применения знаний.
метапредметных результатов:
регулятивные:
развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
побуждать обучающихся к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний;
развивать пространственное мышление; развивать логическое мышление.
коммуникативные:
прививать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей; прививать интерес к предмету;
стимулировать познавательную активность учащихся.
Тип урока: систематизация и обобщения знаний по теме "Четырехугольники".
Форма урока: общественный смотр знаний
Оборудование урока: ноутбук; видеопроектор; презентация к уроку; раздаточный материал.
Ход урока: 1.Организационный момент. Постановка целей урока.
Мы изучили материал главы «Четырѐхугольники», работая с каждым видом отдельно. В ходе работы научились применять полученные знания на практике. Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим пройденный материал в устной работе и в процессе решения упражнений. В ходе выполнения самостоятельной работы и проверочного тестирования выявим уровень овладения знаниями, умениями, навыками и устраним пробелы.
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия - интересный и нужный предмет.
2. Актуализация знаний.
а) Вспомним определения четырехугольников. В этих загадках используются их свойства. Я читаю загадку, а вы поднимаете карточку с верным ответом (у каждого ученика карточки: параллелограмм, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция).
- Знаете ли вы меня Хочу проверить,
Любую площадь я могу измерить, Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны. И у меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими На части равные разбит я сам.
(Квадрат)
- И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хотя меня не называли,
И хоть я не зовусь квадратом
Он мне приходится родным братом.
(Прямоугольник)
- Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали, Да и углы они не делят пополам
Но все ж, скажи, дружок, кто я?
(Параллелограмм)
- Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли. Ведь под прямым углом они пересекаются, И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам.
(Ромб)
б)Продолжи определения:
Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны называется… Параллелограмм, у которого все углы прямые называется…
Параллелограмм, у которого все стороны равны называется… Прямоугольник, у которого все стороны равны называется… Ромб, у которого все углы прямые называется…
Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны называется …..
в)Математический диктант. (На доске заранее нарисованы фигуры). Cамопроверка.
Кто лишний в этой семье? (даны геометрические фигуры: квадрат, ромб, треугольник, трапеция, прямоугольник, параллелограмм)
Отвечая на вопросы диктанта, пишем ответ – номер фигуры, обладающей данным свойством.
- У какой из фигур диагонали, пересекаясь, делятся пополам?
- У какой из фигур диагонали равны?
- У какой из фигур диагонали делят углы пополам?
- У какой из фигур диагонали перпендикулярны?
- У какой из фигур диагонали равны и перпендикулярны?
- У какой из фигур равны все углы?
- У какой из фигур равны противолежащие углы?
- У какой из фигур равны углы, прилежащие к одной стороне?
- У какой из фигур противолежащие стороны попарно параллельны?
Ответ: 1,2,3,3,4,2,1,2,1
г)Графический диктант с взаимопроверкой:
- Четырехугольник, у которого прямой угол, обязательно прямоугольник.
- Любой ромб является параллелограммом.
- Каждый параллелограмм обязательно прямоугольник.
- Диагонали квадрата делят его на четыре равных части.
- Если две противолежащие стороны четырехугольника равны параллельны и равны, то он параллелограмм.
- Параллелограмм, у которого диагонали перпендикулярны и равны – квадрат.
- Любой параллелограмм обязательно ромб.
- Каждый квадрат обязательно является параллелограммом.
- Если противолежащие стороны четырехугольника попарно равны, то он-параллелограмм.
Ответ: – ^ – ^ ^ ^ – ^ ^
Решение задач.
Задача 1: В параллелограмме АВСD проведена биссектриса угла АВС, которая пересекает сторону AD в точке Е, угол ВЕА равен 62°. Найдите углы параллелограмма.
Задача 2: В трапеции АВСD угол ВАD равен 21°, а угол ВСD равен 110°. Найдите углы трапеции.
Задача 3: Периметр параллелограмма равен 26. Одна сторона параллелограмма на 5 больше другой. Найдите меньшую сторону параллелограмма.
Задача 4: Найдите меньшую диагональ ромба, стороны которого равны 19, а острый угол равен 60°.
Решение тестовых заданий (самопроверка)
Вариант 1
- Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке О, ∠АВО = 500 . Найдите ∠AOD . а) 700; б) 800; в) 900; г) 1000.
- Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30см. Найдите стороны
параллелограмма.
а) 10см и 20см; б) 5см и 10см; в) 12см и 18см; г) 15см и 5см.
- В равнобедренной трапеции сумма двух углов равна 1500. Найдите углы трапеции.
а) 700 ,700 , 800 и 800; б) 750 ,750 , 1050 и 1050; в) 1000 ,1000 , 500 и 500; г) 1050 ,1050 , 450 и 450.
- В квадрате ABCD проведена диагональ АС. Определите вид треугольника АСD.
По сторонам
а) разносторонний; б) равносторонний; в) равнобедренный
По углам.
а) остроугольный; б) прямоугольный; в) тупоугольный
Вариант 2
- Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке О, ∠СOD = 800 . Найдите ∠OBC . а) 300; б) 400; в) 500; г) 600.
- Стороны параллелограмма относятся как 3:1, а его периметр равен 40см. Найдите стороны параллелограмма
а) 10см и 30см; б) 5см и 10см; в) 12см и 18см; г) 15см и 5см.
- Найдите углы равнобедренной трапеции, если один из еѐ углов на 300 больше другого.
а) 700 ,700 , 400 и 400; б) 750 ,750 , 1050 и 1050; в) 1000 ,1000 , 700 и 700; г) 1150 ,1150 , 450 и 450.
- В ромбе ABCD проведены диагонали BD и АС, которые пересекаются в точке О. Определите вид треугольника ВОС.
По сторонам
а) разносторонний; б) равносторонний; в) равнобедренный
По углам.
а) остроугольный; б) прямоугольный; в) тупоугольный.
Проверка тестирования
Учащиеся сдают ответы учителю в таблице. На доске таблица с правильными ответами. Учащиеся проверяют свои карточки, ставят себе оценки, в зависимости от количества правильных ответов.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Вопросы | Ответы | Вопросы | Ответы |
№ 1 | г | № 1 | б |
№ 2 | б | № 2 | г |
№ 3 | б | № 3 | б |
№ 4 По сторонам | в | № 4 По сторонам | а |
№ 4По углам. | б | № 4По углам. | б |
Подведение итогов (рефлексия):
Наш урок подходит к концу и наступает момент творчества. Мы создадим картину «Радуга настроения». И пусть она соединит в себе ваше настроение, ваши чувства и эмоции от урока.
«Радуга настроения»
- Урок понравился и было интересно (красный цвет)
- Урок заставил задуматься (зеленый цвет)
- Ты изменил свой взгляд на геометрию (синий цвет)
- Урок оставил тебя равнодушным (серый цвет)
Пожалуйста, выберите деталь любого цвета - значения цветов записаны на доске, подойдите к доске (за доской на белом цвете) и наклейте еѐ.
Что же у нас получилось? Очень яркая радуга говорит о том, что вы с интересом работали на уроке, узнали много нового, что заставило вас задуматься и изменить свое отношение к геометрии.
- Домашнее задание – творческая работа: разгадать кроссворд
Время урока ограничено, а мир геометрии красив и безграничен, и много интересного осталось за рамками нашего урока. Наша совместная работа доставила мне истинное удовольствие. Вы хорошо отвечали и внимательно слушали.
Спасибо за урок. Удачи вам!
Приложение 1
Кроссворд «Четырёхугольники» 5 6 7 1 2 8 9 3 4 |
1. Сумма длин всех сторон.
|
Кроссворд «Четырёхугольники» 5 6 7 1 2 8 9 3 4 |
1. Сумма длин всех сторон.
|