«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности».
статья

Макарова Елена Витальевна

«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий,  исследовательской и проектной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий,  исследовательской и проектной деятельности».

(Макарова Е. В. - учитель географии МБОУ СОШ № 2 г. Десногорска).

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно критически и творчески мыслить, решать многие жизненно важные вопросы, проявлять социальную активность, осознавать последствия своих поступков, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду. Обществу нужен человек-гражданин, человек-мыслитель, человек-носитель гуманистических ценностей.  Поэтому столь громко звучит сейчас требование организации в школе личностно ориентированной педагогики, способной дать школьнику знания для решения реальных, жизненных проблем.

        География изначально несёт в себе огромный культурологический и гуманистический потенциал, поскольку изучает пространственный аспект человеческой деятельности, требует от каждого члена общества проявления таких качеств, как ответственность за свою деятельность, осмысленное  поведение в географической среде, творческое освоение её пространства. Задача учителя сегодня – содействовать формированию компетентной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям.

Повышение качества географических знаний, необходимость реализации концепций современного географического образования, в частности, его практической направленности, не соответствие профессиональных требований современного рынка труда  уровню географических знаний и умений выпускников – все эти причины  заставили меня задуматься, о необходимости формирования позитивной системы отношений школьников к изучению географии.

Нашему обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнять этот социальный заказ.

Поиск решений данных проблем заставил меня пересмотреть некоторые педагогические аспекты преподавания географии и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения. Считаю, что правильно организованная учебно-воспитательная деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к географической науке, подготовке обучающихся к решению социально-значимых задач.

 Активнодеятельностное развитие должно быть ключевым словом и внутренней сущностью современного педагогического процесса. Формирование познавательного интереса к предмету «география» происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них. В своей практике наиболее часто использую следующие педагогические принципы:

- Принцип свободы выбора: в любом обучающем действии предоставляю ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

- Принцип открытости: не только давать знания – но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.  «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Если не будет любознательности, всякое обучение превратится лишь в воспитание исполнителей.

- Принцип деятельности: освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности. «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», - утверждал Бернард Шоу.

- Принцип обратной связи: регулярный контроль процесса обучения с помощью отслеживания настроения учеников, степени их заинтересованности, уровня понимания, который позволяет учителю чётко сориентироваться в  ходе обучения.

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую новые педагогические технологии на своих уроках. Наибольший интерес у меня вызвали:  исследовательские и проектные методы обучения, технология  интегрированного и модульного обучения. В последние годы широко использую информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют ученикам сформировать ключевые компетенции: информационную, коммуникативную,  кооперативную, проблемную, т. е. такие компетенции, которые можно применять в различных жизненных ситуациях.

Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи, а на профильном уровне – задачи, требующие учёта географической ситуации на конкретной территории. Следовательно,  велика роль краеведческого подхода в получении географических знаний. Краеведение создаёт благоприятную основу для воспитания любви к Родине не на отдельных понятиях, а на конкретных  явлениях, процессах, объектах.  

В настоящее время реформирование системы образования направлено на становление ученика центральной фигурой учебного процесса. Лучше всего для этого подходят нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на моделирование реальной действительности.

  Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.   В своей практике компьютер использую как средство обучения и как средство управления учебным процессом

 В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. В своей работе использую электронные издания для 6-11- го класса. В старших классах для подготовки к ЕГЭ  и проверки знаний использую тестовые Интернет-ресурсы по географии. На уроке закрепления использую программу - контролёр, позволяющую осуществить  контроль  усвоения изученного материала. На уроках географии учащиеся обрабатывают различную информацию и получают ее в виде графиков, диаграмм, все это обогащает содержание уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся. Индивидуальная работа за компьютером, быстрая оценка выполненной работы мотивирует учащихся к осознанному и добросовестному отношению при подготовке к уроку. Такие уроки проходят на высоком научно-теоретическом уровне познавательной активности обучающихся, плохих отметок  не бывает.

  Компьютерную презентацию использую в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например: при проведении урока на тему: «Природные источники углеводородов», использую слайды для изложения нового материала, содержащие текстовый, картографический и схематичный материал. На уроке «Природные уникумы России» учащиеся 6 класса отправились в увлекательное путешествие по маршруту, который они должны разгадать, определив географические координаты. Узнав пункт назначения, в ходе презентации получали о нем важные сведения.

Выполняя учебные проекты, учащиеся  создают  мультимедийные презентации. При  изучении регионального компонента  были предложены темы проектов:  «Имена забытых деревень», «Славяне – быт и традиции», «Лес – кормилец», «Дела давно минувших дней – преданья старины глубокой». Защита проектов проводилась в виде презентаций, отдельных слайдов,  красочных схем,  по мере прохождения материала и  на обобщающих уроках.  Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;  

-формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

 Вижу ряд важных преимуществ использования информационных технологий на уроках:

1. Экономия учебного времени. Учителю не нужно писать на доске, это время можно посвятить более полному объяснению материала.

2. Можно показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимаций, карт, схем, сменяя их на экране. На таком уроке и учитель, и дети меньше отвлекаются, происходит погружение в тему, информация без лишних задержек воздействует на зрение и слух, ученики лучше запоминают,  что позволяет уменьшить количество задаваемого на дом материала и немного разгрузить учеников.

Вывод:  при организации и проведении современного урока, внеурочных предметных, внеклассных мероприятий   необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно развивать интеллектуальные, творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Проектно - исследовательская деятельность. 

Исследование я рассматриваю как один из эффективных способов познания. В исследовательской деятельности реализуется познавательный интерес школьников, они учатся творчески осваивать и решать интересующие их социально-значимые проблемы. Считаю, что к  числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который помогает мне обеспечивать формирование исследовательской деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.  Активность учащихся в создании тех или иных проектов даёт возможность освоить им  новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.  Элементы проектной деятельности использую на всех ступенях обучения географии, но наиболее творчески, продуктивно, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работа выполняется старшеклассниками. Для организации и проведения проектирования выявляю учащихся, которые хотят углубленно изучать географию, самостоятельно ставить и решать проблемы и задачи по решению конкретных вопросов. Эффективность, результативность и успех проекта проверяю защитой работы. Презентация проекта завершает, подытоживает работу. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: учащиеся учатся аргументировано излагать свои мысли, анализировать свою деятельность, тренируют умение отвечать на вопросы. Чаще всего технологию проектной деятельности применяю на основе краеведческой работы. Например, учащимися разработаны проекты: «Исследования окружающей среды города Десногорска»», «Живой воды ключи».

 Использование проектно-исследовательской технологии дает следующие результаты:

  1. Воспитание заинтересованности в достижении цели.
  2. Развитие навыков, которые нужны для успешной последующей работы, самореализации личности, решения социально-значимых задач современного общества.

 Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы.

Интегрированное обучение. Преподаю кроме географии - биологию, поэтому провожу интегрированные уроки: география и биология, география и химия, география и экология. Примерами таких уроков являются: «Экологический калейдоскоп», «Живые организмы в суровых условиях Антарктики». Провожу интегрированные внеурочные мероприятия, которые чаще проходят в игровой форме. В ходе  проведения предметной недели ЕНЦ ежегодно проходит игра: «Путешествие в страну: «Естествознание». Ребята с большим интересом путешествуют по станциям естественных наук, выполняют занимательные задания, что способствует развитию их творческого потенциала. Для активизации учебного процесса, развития знаний учащихся применяю интегрированные дидактические карточки, которые способствуют единству обучения, комплексному подходу в обучении, развитию творчества учителя и учеников.  

Модульное обучение. Одной из наиболее эффективных технологий, которые использую в своей практике, считаю модульную технологию. Для проведения уроков разработала специальную инструкцию для самостоятельной работы учеников, где четко указываю:

- Цель усвоения модуля.

- Точные рекомендации к использованию источников информации.

- Разъясняю способы овладения информацией (составить конспект, решить задачу и т.д.).

- Проверка правильности выполненной задачи.

Использование модульного обучения дает следующие результаты:

  1. Развитие познавательной активности учащихся.
  2. Обучение учащихся навыкам самостоятельной работы.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Проблемное обучение. Основным условием проблемного обучения является создание учителем проблемной ситуации, которая побуждает школьника к активному поиску её решения. Моя задача – пробудить у школьников интерес к поиску,  самостоятельной деятельности, открытию.  А для того, чтобы ученик осмыслил сущность правила или закономерности, нужны не только яркие описания, доказательства учителя, но и самостоятельная деятельность учеников, дающая наиболее глубокие и прочные знания. В своей работе использую следующие методы реализации проблемного обучения: частично-поисковый, проблемный и исследовательский.

      По мере сформированности навыков самостоятельной деятельности организую целые  проблемные уроки. Примером такого урока может служить урок географии на тему: «Северный Ледовитый океан: особенности природы. Из истории освоения Северного морского пути», на котором учащиеся знакомятся с особенностями природы океана для того, чтобы ответить на вопрос: «Имеет ли Северный Ледовитый океан хозяйственное значение? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами? Использование технологии проблемного обучения дает следующие результаты:

  1. Развитие логического мышления;
  2. Развитие творческих способностей учащихся.

Вывод: использование перечисленных форм, средств и методов проведения урока позволяет достичь положительных результатов   обучения, высокой мотивации обучающихся к изучению географии.

Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний («физические сказки», кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона.

Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу.

В теме « Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения И.И. Ландо «Будь милосерден человек», в результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы и т.д. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных или исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

  В развитии способностей и удовлетворении всесторонних интересов школьников большую роль отвожу внеклассной работе. Организация внеклассной работы способствует расширению навыков практической деятельности учащихся. Она позволяет связывать теоретические основы знаний с их практическим применением и формированием социально-значимых задач для адаптации учащихся в динамичном современном обществе, предполагает большое количество форм исследовательской деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Используя в процессе внеклассной работы самые разнообразные методы, развивая и направляя инициативу учащихся, стремлюсь сделать изучение отдельных вопросов экологии не только более глубоким и занимательным, но и  сочетать его с отдыхом, трудовой и общественной деятельностью школьников, прививать им навыки научно-исследовательской работы. Внеклассную работу организую в форме кружка, факультатива, элективных курсов, работы школьного научно-исследовательского общества.

Природоохранная тематика занимает важное место на занятиях географической секции научного общества. Активное экологическое убеждение формируется у школьников тогда, когда они сами участвуют в исследовательской работе на местности.  Остроактуальной стала охрана отдельных природных объектов и целых природных комплексов. Чтобы правильно оценивать необходимость их охраны, нужна кропотливая исследовательская природоохранная краеведческая работа, которая ведёт учащихся к непосредственному решению социально-значимых задач сегодняшнего дня.

   Важно научить школьников извлекать необходимую информацию из специальных карт, из отчётов различных учреждений, вести наблюдения непосредственно в природе. Лабораторией для научного поиска становится окружающий школу ландшафт, микрорайон города и сам город с его окрестностями. Провожу экскурсии в места распространения оврагов, оползней, обнажений горных пород, на водоёмы, родники, в лес и т. д. Результатом таких экскурсий являются собранные образцы пород,  окаменелости, гербарий растений, фотографии изучаемых объектов.

Школьники изучают и отрицательные, и положительные изменения окружающей среды. С интересом учащиеся выполняют задания по исследованию местных водоёмов.  Они изучают степень загрязнённости водоёма, причины, вызывающие его засорение и загрязнение.  На основе исследований делают выводы и предложения по очистке водоёма, выступают в местной прессе, перед младшими школьниками, выпускают «Экологический бюллетень».  Регулярно ведутся наблюдения и исследования за состоянием Деснинского водохранилища, и выясняется его влияние на климат окружающей территории, растительный и животный мир.

    По результатам исследования,  была организована  акция: «Поможем нашим водоёмам!». Школьники  очищали родники, берега реки Десны  и её притоки  от мусора, наносов ила и камней. Регулярно ребята,  составляют список источников загрязнения окружающей среды.

На занятиях географической секции учащиеся проявляют свои творческие способности, создают первые исследовательские проекты, которые представляют на уроках географии Смоленщины. Так на уроке по теме: «Внутренние воды Смоленской области» были представлены результаты мониторинга о состоянии вод Деснинского водохранилища, реки Десны и её притоков. На уроке: «Энергетика – отрасль специализации Смоленской области» учащиеся, пользуясь собственными измерениями радиации в городе и результатами лаборатории внешнего радиационного контроля, убедительно доказали, что её уровень не превышает допустимых норм. При изучении темы: «Экологические проблемы Смоленщины» представили фотообвинения, где рассказывали о несанкционированных свалках в черте города, мойке машин на берегу водохранилища, закустаренности городского парка, большой разрежённости растительного покрова в микрорайонах нашего города.

Связь с природным окружением придаёт практическую направленность исследовательской деятельности: у школьников вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к решению экологических и экономических проблем нашего города.                                        

  Исследовательская работа должна быть целенаправленной.  Учащиеся должны чётко знать, для чего они проводят исследования, где будет использован результат их работы (на уроках, в школьном краеведческом уголке, на фотовыставках и др.) и видеть неравнодушное отношение к их исследованиям хозяйственных организаций и властей города.

Какую бы педтехнологию мы не применяли  в учебном процессе, все же реализуется она   через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Здесь было бы уместным напомнить о  процентном  усвоении  информации:

 Лекция – не более 20-30%

самостоятельная работа с литературой – до 50%

проговаривание – до 70%

личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра и др.)  – до 90%

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. А раз мы говорим о микроклимате в классе, то я как учитель географии, позволю себе обратиться к Вам на своем профессиональном языке.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «Пусть пожелания»:

1.Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

2.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

3.Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

4.Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

5.Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

6.Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

7.Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

8.Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.

9.Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

10.Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

11.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии  творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь своим педагогическим опытом работы с олипиадниками и одарёнными детьми. Статья представляет собой несколько  разделов:  условия возникновения опыта, актуальность,теъническа...

«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...

Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В данном материале представлен опыт работы по подготовке учащихся к олимпиале по русскому языку и литературе. Методы работы и приемы посредствам которых достигаются результаты результаты как на ...

Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...

Статья: «Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»

В статье описывается опыт работы с одаренными детьми через реализацию творческих проектов и исследований по выбранной теме. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развить творческую активно...

Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и химико-биоло...