Работа по выявлению и развитию способностей
статья

Гуробазарова Дулсан Дамбаевна

Выявление способностей детей к научной, творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_vyyavleniyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

        Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на учителе.

       Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.

Система работы по развитию мотивации и способностей обучающихся состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению математики, определения сущности того, что побуждает ученика учиться.

 2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов: опора на достижения учащегося и зону его развития учебной мотивации (что знает ученик (знания), как он умеет учиться (учебная деятельность), как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели; оптимистическая позиция учителя, состоящая в том, что у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития.

3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика, используя факторы, способствующие развитию учебной мотивации учащихся при изучении математики: средствами задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по решению задачи, определяющиеся отношением между участниками, включенными в деятельность по решению задачи); средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы).

4. Планирование учебного процесса с учетом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока математики, порции материала (теорему, задачу, определение, алгоритм, правило).

5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных и выводов о результативности.

Диагностика мотивов изучения математики

 Цель: определение уровня учебной мотивации каждого ученика и перспектив её развития. Методы диагностики: наблюдение; беседа; анкетирование.

Объекты диагностики: поведение и деятельность учащихся; сформированность мотивов изучения математики.

Результат диагностики подвергается тщательному анализу, служит основой для выработки рекомендаций по коррекции деятельности ученика.

Выявляемые способности: творческие и интеллектуальные

Стартовая диагностика: Анкетирование «Зачем я изучаю математику?»

Цель: выявить отношение к математике, мотивы изучения математики

Содержание:

1.Что для тебя значит школа?

2.Какие предметы тебе больше нравится изучать?

3.По каким предметам ты будешь сдавать экзамены?

4.Твое отношение к математике.

5.Что больше привлекает: алгебра или геометрия?

6.Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?

7.Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?

8.Какие задачи тебе нравится решать (по алгоритму, на смекалку, трудные)?

9.Что спрашиваешь после контрольной работы: как решил или какой ответ?

10.Пытаешься ли повторно решать задания, где допустил ошибки?

11.Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?

12.Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей? 13.Как ты выполняешь домашнее задание?

14.Что, по-твоему, нужно изменить в процессе обучения математике, чтобы результаты были выше?

15.Посещаешь ли кружки и факультативы по математике?

16.Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?

Обработка результатов: 1.Вопросы 1-6 дают представление об отношении к математике (положительном, нейтральном, отрицательном)

2.Ответы на остальные вопросы сопоставляются с таблицей для наблюдения и обрабатываются аналогично.

Направления работы с одаренными детьми

В настоящее время развитие работы с одарёнными школьниками осуществляется по следующим направлениям:

1. обеспечение массовости и непрерывности участия детей в олимпиадном движении (школьные, муниципальные, региональные этапы Всероссийской олимпиады). Одарённый ученик стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне. В олимпиадах изначально заложен сильнейший стимул саморазвития личности. Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня (http://www.rusolymp.ru/) ориентирован на прямую работу с высокомотивированными школьниками для дистанционной подготовки к олимпиадам.

2. участие школьников в различных конкурсах (математическая регата, игра «Кенгуру» и др.;

3. участие в научно-практических конференциях школьников;

4. работа с Интернет-ресурсами, научно-популярной литературой по предметам;


Организация работы с одаренными детьми

Направление работы

Время проведения

1

Организация и проведение Интеллектуального марафона по математике

Ежемесячно

2

Подготовка к школьной олимпиаде по математике

сентябрь, октябрь

3

Предметная неделя

ноябрь

4

Проектная деятельность

1. «Числа правят миром».

2. «Координатная плоскость».

3. «Дроби в жизни человека» и др.

В течении года

5

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

В течении года

6

Участие в олимпиадах и конкурсах

В течении года

7

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах сети Интернет

В течении года

8

Дополнительные занятия с одаренными детьми с различными интерактивными тренажерами

В течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:

формирование склонностей к запоминанию и и воспроизведению мелодий, развитие музыкальных способностейвоспитанников...

Работа по выявлению и развитию способностей студентов

Большую работу по сохранению памяти о воинах-интернационалистах проводят студенты техникума. На протяжении последних пяти лет мы принимаем активное участие в республиканском конкурсе-конференци...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...