Протокол Собрания МО
материал

Минина Елена Викторовна

Протокол Собрания МО учителей английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokol_no_4_2021-2022.doc901 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Протокол № 4

заседания методического объединения учителей иностранного языка

29.03.2022 г.

 

Присутствовали:

  • Куимова С.Ю. – руководитель МО учителей иностранного языка;
  • Поздеева О.А. – учитель английского языка;
  • Тишкова Ю.М.  – учитель английского языка;
  • Минина А.В. – учитель английского языка;
  • Чернявка О.В. – учитель английского языка;
  • Бугаева О.В. – учитель английского языка;
  • Приползина Ж.А. – учитель английского языка;
  •  Карепанова И.В.. – учитель английского языка;
  • Габдуллина Л.В. – учитель английского языка.

Отсутствовали:  нет

 Повестка дня:

  1. Работа с одаренными детьми. Представление опыта, накопление лучших практик.
  2. Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: Методики эффективного применения интеллектуальных карт.
  3. Итоги участия обучающихся 11 классов в ВПР по английскому языку. Трудности, с которыми столкнулись обучающиеся.
  4. Конструктор рабочих программ по ФГОС 2021.
  5. Изучение нормативно - правовых и методических материалов по итоговой аттестации.
  6. Обобщение передового опыта педагогов, обучающиеся которых успешно сдали ГИА.

По первому вопросу слушали:

Поздееву О.А., которая познакомила с материалом по теме «Формы и методы работы с одарёнными детьми». (Приложение 1)

Постановили:

принять к сведению информацию.

По второму вопросу слушали:

Минину Е.В., которая познакомила с материалом по теме «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: Методики эффективного применения интеллектуальных карт». (Приложение 2)

Постановили:

принять к сведению информацию.

По третьему вопросу слушали:

Куимову С.Ю., Чернявка О.В., Тишкову Ю.М., которые познакомили с итогами участия обучающихся 11 классов в ВПР по английскому языку.

Всероссийская проверочная работа по английскому языку нацелена на определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Основная цель ВПР по английскому языку - выявить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных языковых задач, соответствующих возрасту обучающихся. ВПР содержит письменную и устную части. Каждый вариант проверочной работы включает 6 заданий.

Письменная часть содержит задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Устная часть включат в себя задания по чтению текста вслух и по говорению (монологическая речь).

Обучающиеся удовлетворительно справились с заданиями письменной части. Трудности вызвали задания по грамматике (видовременные формы глаголов, разные формы местоимений, порядковые числительные), а также задание по говорению в устной части (монологическая речь – описание картинки по выбору), 19 % обучающихся даже не приступили к заданию. Средний балл ВПР в 11а классе – 3,48. 

Куимову С.Ю., которая предложила некоторые полезные рекомендации по подготовке и выполнению заданий устной части ВПР.  Первое задание в устной части ВПР – чтение вслух  текстового отрывка. Задание базового уровня, как ни странно, но ученикам бывает очень сложно набрать возможные 2 балла за чтение текста вслух. В этом задании тестируются следующие умения обучающихся: 1. произносить слова без нарушения норм; 2. соблюдать правильные интонационные контуры и делать соответствующие фразовые ударения; 3. избегать необоснованные паузы в чтении. Время для подготовки 1,5 минуты, время чтения 2 минуты.

Для подготовки чтения  необходимо выделить приемы, которые помогут совершенствовать ранее созданный навык чтения.  Среди таких приемов можно назвать:

1. Чтение вслух на основе эталона.  Эталон может исходить от учителя, он может быть дан в записи. Эталон звучит дважды: выразительно, сплошным текстом, затем с паузами, во время которых учащиеся читают, стараясь подражать эталону («паузированное чтение»). В заключении наступает сплошное чтение текста учащимися, сначала шепотом, затем – вслух. Уместно использовать для этого скрипты текстов для чтения, к которым есть звукозапись.  

2. Чтение под фонограмму может быть также уместно для формирования необходимой скорости чтения и соблюдения интонационного рисунка.

3.Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени. Данный прием можно применять на уроке в парах после прослушивания одного обучающего вслух.  

4. Чтение без эталона и предварительной подготовки как проработанных ранее текстов, так и новых. Чтение вслух ранее проработанных текстов направлено, прежде всего, на развитие беглости и выразительности чтения. Его следует проводить периодически в конце работы над темой, когда накапливается несколько текстов. Чтение новых текстов также производится без подготовки во времени. Такое чтение максимально приближается к естественным условиям чтения на проверочной работе.

Для отработки техники чтения отдельных слов рекомендуется:

1. Познакомить обучающихся с 4-мя типами чтения английских гласных (интернет имеет огромное количество сайтов с материалом и практическими заданиями);

 2. Уделять внимание работе с транскрипцией слов на уроке и дома;

 3. Выделять в течение прохождения разделов самые сложные слова из текстов учебника и отрабатывать их чтение регулярно.

 Помимо традиционных таблиц с правилами чтения можно предложить ребятам, для домашней работы,  довольно полезный в изучении английского языка  модуль: «Sound Word».С его помощью можно легко узнать произношение английских слов, их транскрипцию, а также вставить в программу небольшой текст (из варианта ФИПИ), и в режиме онлайн послушать его прочтение.

 Второе задание в устной части ВПР – монологическое высказывание с опорой на картинку и пункты плана. Задание взято из устной части ЕГЭ. Максимально учащийся может получить  7 баллов.

          Приведем несколько примеров удачных упражнений с использованием фотографий и картинок, которые можно использовать на уроках при подготовке к ВПР.

1. «Облако слов». С помощью таких интернет - программ,  как tagul, tagxedo, wordle создаю облако слов, включая в него слова, с помощью которых можно описать выбранную мной для урока фотографию. Не показывая ученикам самой фотографии, демонстрируем на экране свое облако слов, опираясь на которое, класс пытается угадать, что может быть изображено на фото. Выслушав все варианты ответов, показываем картинку, чтобы ее можно было сравнить с предварительными описаниями. Это задание можно использовать так же для определения темы урока и  для отработки умения сравнивать картинки.

2.  «Угадайка». Показываем классу только небольшой фрагмент картинки, глядя на который, ученики должны определить, что на ней изображено. С помощью этого упражнения удобно  повторять слова по пройденной теме, отрабатывать использование фраз “I think”, “to my mind”, “ I believe”, “in my opinion” и т.д.  

3.  Делю учеников на команды. Каждая команда  в течение пяти минут составляет как можно больше словосочетаний «прилагательное + существительное», описывая картину или фотографию. Команда 1 зачитывает одно словосочетание, если у других команд такая фраза есть, они вычеркивают ее из своего списка. Продолжает команда 2. Побеждают составившие самый длинный список.

4. «Веселые рисунки». Просим учеников нарисовать пять любых предметов. Когда все готовы, начинаем задавать вопросы, например, “What is there in your pocket?”, “ What would you like to get for your birthday?” и т. д. Ребята отвечают, выбирая один из нарисованных ими предметов. Смешные ответы приветствуются. Кроме вышеперечисленных упражнений можно предложить ученикам выполнять задания, пользуясь приложением Fotobabble, которое позволяет загрузить свои фото и затем озвучить их, записав свой голос. Выполняя такое задание дома, ученики затем присылают ссылки на электронную почту учителю. Проверить и оценить их работы учитель может с домашнего компьютера, это помогает сэкономить  время на проверку домашнего задания на уроке.

При подготовке к устной части ВПР  можно поработать с тренажером в реальном времени  на сайте  https://english-study-cafe.ru. Тренажер создан на основе презентации. С помощью триггеров и ссылок он имитирует реальный экзамен. Данный тренажёр помогает  попрактиковаться в чтении вслух и уложиться в отведенное время, а также сравнить свое чтение с образцом. Также можно себе представить, как выполняется второе задание, укладываются  ли ученики  во времени. Но правильность устного высказывания нужно будет обсудить с учителем. В подготовке к ВПР рекомендуем также воспользоваться сайтом Writefix, который предлагает любопытную форму работы с описанием фото. Ученик может выбрать одно из предложенных фото и тренироваться в его описании с помощью ключевых предложений, которые высвечиваются на экране при наведении курсора на ту или иную часть картинки.

Постановили:

принять к сведению информацию.

По четвертому вопросу слушали:

Куимову С.Ю., которая предложила познакомиться с «Конструктором рабочих программ по ФГОС 2021», на сайте https://edsoo.ru/constructor/ 

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Авторы сделали его интуитивно понятным и простым в использовании.

«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя 1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.

Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

Постановили:

принять к сведению информацию.

По пятому вопросу слушали:

Чернявка О.В., Куимову С.Ю., Поздееву О.А., Тишкову Ю.М, Габдуллину Л.В., учителей работающих в выпускных классах, которые подвели итоги работы в соответствии плана эффективной подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку в 2021-2022 учебном году.

С нормативно - правовыми и методическими материалами по итоговой аттестации в 2021-2022 учебном году можно ознакомиться на сайте сети Интернет: www.ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/rosobrnadzor/guidelines/.

Постановили: принять информацию к сведению.

По шестому вопросу слушали:

Чернявка О.В., учителя, чьи учащиеся успешно сдали ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), которые познакомили присутствующих с опытом подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.

Постановили: принять информацию к сведению.

Руководитель МО: ___________/ Куимова С.Ю./

Секретарь: _____________ / Тишкова Ю.М./

Приложение №1

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Одарённость человека - это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей обучающихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одарённый ребенок…. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого обучающегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Одаренность может проявляться:

1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3. как одаренность скрытая, т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа обучающихся.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта,

2. дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности,

4. дети, хорошо обучающиеся в школе,

5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Одаренность бывает:

академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.

интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства

творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

Психомоторной: дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Составим портрет одаренного ребенка.

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонный к рискованным действиям.

5.Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

• индивидуальный подход на уроках;

• дополнительные занятия;

• участие в предметных олимпиадах;

• психологические консультации, тренинги, тестирование;

• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

• использование современных средств информации.

Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:

- своевременное выявление одарённых детей;

- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Методы и формы работы с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

1. Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии (тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование, когда ребенок включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

2. Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Работа в малых группах позволяет осуществить индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.

Предметные недели.

При проведении предметных недель начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад.

ИКТ

Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон

Игровые технологии

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира.

В нашей школе с одаренными детьми ведутся такие виды работы как:

1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5. игры.

Так же проходят:

предметные олимпиады;

интеллектуальные марафоны;

различные конкурсы и викторины;

словесные игры и забавы;

проекты по различной тематике;

ролевые игры;

индивидуальные творческие задания;

Эти методы и формы дают возможность одарённым детям выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности.

Миссия школы – предоставление каждому ребенку сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Ну и конечно же для успешного развития способностей одаренных детей учитель должен быть:

- талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором;

-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

И для того, чтобы достичь этого необходимо постоянно работать и повышать свой уровень знаний.

Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:

1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

4. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.

Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

В своей работе на уроке использую следующие методы:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с«правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

При организации внеурочной деятельности можно использовать развивающие игры:

«И все-таки у них много общего».

Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

Приложение №2

Использование интеллект карт на уроках английского языка.

Многолетняя практика работы в школе  показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.

Учащиеся сегодня сталкиваются с огромным потоком информации, которую невозможно запомнить в полном объеме и переработать за короткое время. Информация, поступающая из разных источников (телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, сеть Интернет) опутывает мозг ребенка и он не в силах справиться с ней. Немногие могут выбирать из этого потока самое необходимое. Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного?

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности приводит к поиску таких методов, которые помогли бы учащимся научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Ни один урок  английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики, грамматики, которые вводятся или объясняется с помощью различных методов. Используется весь арсенал методов и приемов для  изучении нового или повторении старого материала. Это всевозможные карточки, списки, картинки, кубики, презентации, настольные игры и так далее. Но реализация ФГОС потребовало введения в активную практику множество интерактивных методов, среди которых есть один замечательный метод-метод интеллектуальных карт.

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – американский учёный, психолог, специалист в области развития памяти, творчества и организации мышления, автор методики запоминания, в 60-70 годах XX века. Он - автор и соавтор более 100 книг, которому удалось установить рекорд в запоминании больших объемов информации. 

Что такое mind map? Интеллект-карты - это графический способ представить идеи, понятия, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей. Интеллект-карты предназначены для эффективного хранения информации. А эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации мы усваиваем таким способом, тем сильнее становятся наша память и интеллект. Интеллект-карты представляет собой эффективный способ для систематизации и обработки информации.  

Такие карты еще называют интеллект-картами, ментальными картами, картами памяти, ассоциативными картами и используют термин - майндмэп (mind map). 

Карты памяти используют на уроках английского языка в ходе организации работы с лексикой и грамматикой (помогают собрать весь материал по определенной теме на одной информационной панели, окинуть его взглядом), при чтении текстов (при формировании навыков чтения дети учатся прогнозировать содержание текста, выстраивать логическую последовательность, выделять основную мысль и главные факты), при формировании навыков аудирования (карты памяти – это отличный способ фиксации услышанной информации) .составлении устных и письменных высказываний (При формировании навыков монологической и диалогической речи школьники учатся планировать свое речевое поведение, общаться и сотрудничать в парах и группах), при подготовке к письменной речи (учащиеся могут используют майндмэп в качестве плана будущего речевого произведения, учатся логически рассуждать и делать выводы)

Цели использования интеллект-карт

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

1. запоминания (подготовка к экзаменам, запоминание лексического и грамматического материала, происходит непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке) Устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей. Интеллект-карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва. (А мы знаем, что то, что не употребляется активно, переходит из активной формы в пассивную). Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать в памяти и подтолкнуть к употреблению ЛЕ;

2. обучения (упорядочивания и систематизации информации, создание ясных и понятных конспектов, максимальная отдача от прочтения книг/учебников, эффективно обрабатывать и структурировать информацию);

3. планирования деятельности (управление временем, разработка проектов);

4. подготовки к выступлениям-презентации (за меньшее время больше информации, лучше понимают и запоминают материал);

5. поиска решений в сложной ситуации - мозговой штурм (генерация новых идей, творчество, анализ, коллективное решение сложных задач, написание эссе, подготовка докладов) Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей, которые в последствии можно улучшать для дальнейшего использования;

6. рассмотрению различных вариантов решения задач - принятие решений (четкое видение всех «за» и «против», более взвешенное и продуманное решение).

 7. создания полной картину изучаемой темы, путем максимально широкого охвата и увязывания ее составляющих в единое целое, т.к. позволяет охватить взглядом множество предметов и явлений, содержит большое количество данных, радует глаз, привлекает к себе глаза и мозг ребенка.

Правила составления интеллект карты

Что нужно для создания ИК: чистый лист бумаги, цветные ручки, мозг.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт, которые подробно описаны Тони Бьюзеном в  книге “How to Mind Map”, а именно:

  1. Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, слова. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.
  3. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. Записываем ключевые слова, образы. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
  4. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций, которые по мере изучения темы можно дополнять и расширять.
  5. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  6. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  7. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  8. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (мысль, понятие).
  9. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Алгоритм создания ментальной карты. При создании необходимо учитывать

- бумагу (формат, цвет, расположение)

- структуру (понятная, логичная, ассоциативная)

- стиль (запоминающийся)

- использование цвета, картинок (для запоминания)

- слова (ключевые, ассоциативные, печатные)

- линии, стрелки - для передачи связей,

- разнообразие (размера, толщины, масштаба)

- если заканчивается свободное место, не надо начинать всё заново на новом листе, просто приклеить к краю карты дополнительный лист.

Структура интеллект-карт: в центре главная тема, от нее отходят толстые стрелки (линии), обозначающие темы, от каждой темы- идут ответвления, обозначающие подтемы.

Полезные свойства карт памяти: наглядность- позволяет окинуть взглядом весь материал, привлекательность- рассматривать ее не только интересно, но и приятно; запоминаемость – благодаря образам и цвету; своевременность - помогает выявить  какой информации не хватает; творчество- стимулирует творчество; возможность пересмотра- можно переделать                                                 

Преимущества Карты памяти помогают задействовать оба полушария человеческого мозга: левое, которое отвечает за мышление и правое, которое отвечает за творчество.

Преимущества: легко учиться, запоминать, писать меньше и быстрее, хорошо видно, Данная техника помогает логически выстраивать последовательность своих мыслей, учит выделять главное и второстепенное. Учит планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Формирует проектные умения. В процессе построения интеллект-карты ребенок учится осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, рефлексию своей деятельности и своих знаний. А главное учит ребенка работать с информацией.

        Интеллект карты позволяют получать знания, способствую качеству обучения, концентрации внимания, мотивации, учат выделять главное, обобщать, систематизировать, развивают речь, память, мышление.  Интеллектуальные карты упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию того потока, который он получает. Они учат раскладывать информацию по степени важности, отделяя главное от второстепенного. Интеллект-карты это  в буквальном смысле карта ума, создании которых задействованы память, воображение, творческое, ассоциативное и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

       Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

- Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

- Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

- Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

- Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

- Организовывать самостоятельную работу учащихся.

- Организовывать проектную деятельность учащихся.

- Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.

- Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память.

-  Экономить  от 50 до 70 % времени, потраченных на записывание.

Описание опыта работы учителя по составлению интеллект карт

Диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:

1) Работа с фонетическим материалом. Способствуют усвоению фонетических навыков, правильному произнесению и дифференциации звуков, усвоению правил чтения.

2)Работа с лексическим материалом. В своей работе я наиболее часто использую Mind Maps при работе с лексикой.  Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме, а также для введения новой лексики, закрепления, контроля лексики. Интеллект-карты помогают сделать процесс расширения словарного запаса более интересным и увлекательным. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, сделанная в вИДЕ аппликации она способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой.

http://ext.spb.ru/images/zakaryan/Appearance.png http://ext.spb.ru/images/zakaryan/Art.png

3) Работа с грамматическим материалом. Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. С помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент.

4) Обучение устному монологическому высказыванию. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) Работа с текстовым материалом. Составление плана пересказа текста в виде мыслительных карт и т. д. Карты памяти помогают структурировать, анализировать текст, выделять главное. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой и наглядно логикой для пересказа. Способствуют речемыслительной деятельности.

6) Представление результатов проектной деятельности. Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

7 Проведение дискуссии, дебатов. Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.

        Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом. При изучении и закреплении новой лексики применяю следующие способы работы с картами:

- Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.

- Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.

- Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.

- Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

По заранее приготовленной учителем карте следует работать только на уроке, учащиеся не должны перерисовывают её к себе на листы, такое составление карты является бессмысленным!

Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А 4, а для работы в классе большим форматом.

Использование на разных ступенях обучения

       Майндмэппинг использую на разных ступенях обучения, с учащимися практически любого возраста. В начальной школе дети представляют интеллект-карты в виде рисунков. Рисование является одним из любимых занятий у детей 6-10 лет и очень трудно переоценить достоинства этого вида деятельности. Оно развивает мелкую моторику, эстетический вкус, творческие способности ребенка, запоминанию образов.

Нередко у учащихся на средней ступени обучения снижается общий интерес к учению. Школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Актуальной потребностью возраста становится потребность в самоутверждении. Интеллект-карты – это отличный способ самовыражения, формирования собственной индивидуальности, способ найти свое «Я». Этот способ может разнообразить ежедневные уроки, которые кажутся детям в этом возрасте скучными и неинтересными.

В старшей школе, где у детей уже практически сформированы информационно-коммуникативные умения рекомендуют применять электронный способ построения интеллект-карт. Сегодня существует огромный выбор компьютерных программ для построения карт наших мыслей. Ресурсы: Самая простая программа – FreeMind. Бесплатный веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма – SpiderScribe.net и др. Для более продвинутых в компьютерных технологиях учеников можно порекомендовать создание интеллект-карт с помощью:  Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Это отличные программы с множеством символов и рисунков.

Составление интеллект-карт веду как индивидуально, так и в парах, группах. Мы можем создавать карты на любую тему. В своей работе я использовала мыслительные карты при изучении следующих тем:

  • Твоё идеальное будущее.
  • Моя будущая профессия.
  • Здоровый образ жизни.
  • Планирование выходных.
  • Планирование путешествия.
  • Покупка подарков
  • Спорт
  • Одежда
  • Экология (переработка отходов)
  • Фрукты и овощи
  • Животные
  • Современные изобретения
  • Литература, писатели
  • Средства массовой информации
  • Праздники в Росси, Великобритании, США
  • Города и страны
  • Семья
  • Друзья
  • Хобби
  • Школа
  • Книги
  • Фильмы
  • Искусство
  • Времена английского глагола и т.д.

Интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных перед учениками. Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока, а также дома. И делать это интересно и приятно, в отличие от линейной формы записи информации.

Интеллект-карты – это наглядный способ представления информации. Эти схемы очень похожи на солнце, поэтому учащиеся так и называют их «солнышко». «Солнышко» звучит намного позитивнее и вдохновляющее, чем spidergram (как называют такого рода схемы в англоязычной методической литературе). Вообще, на практике получается, что информация может быть в виде солнышка, нейрона, в виде «реки», или дерева, в виде той же таблицы — главное, чтобы была зрительно видна логика группировки информации и чтобы к «созданию» этого нечто был привлечён учащийся.

Виды интеллект-карт. На своих уроках я использую различные виды интеллект-карт, мы создаем разные виды интеллект-карт в зависимости от темы, целей и задач.

          1. Мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрёл глагол.  Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

2. Лексические карты по определённой теме. Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей. У кого-то они больше похожи на деревья, на осьминогов.  Правильность составления и внешняя привлекательность интеллект-карт приходят с опытом, так как стоит задача — собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить её по группам (если возможно), показать эти связи графически (у многих это вызывает затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по темам. Под каждым словом или словосочетанием ручкой или карандашом другого цвета пишется перевод.

3. Карты-опоры для пересказа текста. В центре записывается название текста или его основная мысль, далее лучами выписываются ключевые словосочетания, логически раскрывающие эту мысль и с помощью стрелочек и линий между ними строится определённая последовательность.

4. Карты-повторения в  качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики, грамматики. Если интеллект-карта рисуется дома, то вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, то есть требуется внести личностный компонент.

Рекомендации по работе с интеллект-картами на уроке из собственного опыта:

1. Сложный грамматический материал можно объяснять по заранее построенной учителем карте.

2. Для работы с лексикой на этапе повторения заранее продумывает логику карты (какие ветви откуда отходят, в каком цвете должно быть подписано, ее название и ключевые слова (темы), подтемы учащиеся дорисовывают, дописывают сами, т.е.учитель выкладывает перед учениками заготовку без картинок (но, например, с продуманными подписями).

3. Можно раздать карты памяти с чёрнобелыми картинками, а ученик, может, например, раскрасить позже дома например.

4. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать ассоциативные рисунки, картинки,

5 Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями,

6 Писать разборчиво и печатными буквами,

7 Использовать стрелки, чтобы показать связь между различными элементами, можно значки (сердечки, чтобы показать связи между мужем и женой при изучении т. «Семья»

Чем с большей лёгкостью и удовольствием ребята создают карты, тем быстрее им в голову приходят новые мысли и тем легче происходит процесс запоминания.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом

- соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;

- правильности написания английских слов и выражений;

- соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;

- наличия оригинальных идей, оформительских решений;

- проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития среднего образования в России, применение интеллект-карт в обучении, и в частности, на уроках иностранного языка, может дать положительные результаты, поскольку обучающиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание учащихся, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол собрания

Протокол собрания...

протокол собрания 04.02.16

протокол собрания 04.02.2016...

Протокол собрания

Протокол собрания...

Протокол собрания в 11 "Б" классе по сдаче ЕГЭ

Протокол собрания в 11 "Б" классе по сдаче ЕГЭ в 2018 году...

Протокол собрания с родителями младшей группы

Существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Статья рассматривает различные аспекты развития малышей, которые посещают занятия хореографией. Каждый родитель хочет, чтобы их...

Протокол собрания с родителями старшей группы

Организационное родительское собрание по теме:«Эстетическое и  физическое развитие ребёнка средствами танцевального творчества. Организация учебного процесса в творческом объединении&r...

Протокол собрания членов профсоюза (избрание Андреева председателем профсоюзной организации)

Протокол собрания, подтверждающий выбор Андреева А.Л. председателем первичной профсоюзной организации СОГКОУ "Открытая (сменная) школа №3"...