Проект "Растения участка детского сада"
проект

Канева Ирина Сергеевна

Детско-родительский совместный  проект для старших дошкольников по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasteniya_uchastka_detskogo_sada.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 133 г. Тверь

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

в старшей логопедической группе

Тема: «Растения участка детского сада»

Канева Ирина Сергеевна, воспитатель

2022г.

Цель: расширение представлений старших дошкольников о многообразии растений прогулочного участка детского сада.

Задачи:

  • Создать условия для реализации проектной деятельности исследовательского типа на основе изучения растений прогулочного участка детского сада.
  • Закреплять представления дошкольников о растениях ближайшего окружения, о лекарственных растениях.
  • Формировать представления о способах размножения растений.
  • Развивать у дошкольников  умения ухаживать за растениями на участке детского сада (обрезка растений, посадка рассады, полив, высадка рассады в открытый грунт и т.д.)
  • Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность - труд людей)
  • Формировать представления о значении солнца, воздуха и воды для жизнедеятельности растений.
  • Формировать у дошкольников умения собирать природный материал, в т.ч. для изготовления гербария, поделок из природного материала.
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать и сравнивать, выделять существенные признаки явлений окружающего мира, устанавливать простейшие связи, делать простейшие обобщения.
  • Формировать экологические представления дошкольников, умения охранять, беречь и защищать природу.
  • Воспитывать умения правильно вести себя в природе, беречь ее многообразие.
  • Обогащать словарный запас дошкольников, совершенствовать навыки связной речи.

Участники проекта: дошкольники старшей логопедической группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный,  март 2022г. – октябрь 2022г.

Предполагаемые результаты проекта.

Для дошкольников: дошкольники имеют представления о многообразии растений ближайшего окружения; имеют представления о размножении растений, умеют высаживать семена на рассаду и в открытый грунт; имеют представления  об условиях, необходимых для роста и развития растений; дошкольники умеют устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делают простейшие обобщения; умеют собирать природный материал; применяют полученные знания и умеют правильно вести себя в природе, берегут ее многообразие; обогатился словарь дошкольников, совершенствуются навыки связной речи.

Для педагогов: повысился профессиональный уровень в создании и реализации познавательно – исследовательской, проектной деятельности; изучены и опробованы новые технологии в работе с детьми и их родителями.

Для родителей: обогатился опыт родителей по экологическому воспитанию своих детей; родители приняли участие в озеленении прогулочного участка детского сада; родители приняли участие в формировании ландшафтного дизайна участка.

Продукт проектной деятельности: картотека растений участка детского сада; создана рукотворная книга «Лекарственные растения на участке детского сада», на прогулочном участке высажены цветочные и лекарственные растения, к каждому создана бирка с описанием; создан гербарий «Растения Тверской области»; праздник День Земли (весна), праздник Русской березки (лето), праздник «Осень в гости к нам пришла», презентации:  «Семена и плоды», «Садовые цветы»,  «Овощи»,  «Ягоды»; лэпбук «Деревья».

I этап – подготовительный этап проекта:

  • Подбор методической, энциклопедической, художественной литературы по исследуемой теме.
  • Подбор иллюстративного материала по теме проекта.
  • Обновление уголка природы в группе.
  • Подбор дидактических игр по данной теме.
  • Подбор материалов для бесед с дошкольниками.
  • Подготовка  информации для родителей: размещение справочной информации по теме проекта.

II этап – Основной этап проекта:

  • Беседы с детьми: «Весенние изменения в природе», «Как посадить рассаду?», «Как ухаживать за рассадой?», «Зачем обрезать весной кусты и деревья?», «Народные приметы весны», «Труд людей на полях», «Высадка рассады в открытый грунт», «Размножение растений», «Значение солнца, воздуха и воды для жизнедеятельности растений», «Летние изменения в природе», «Благоприятные условия для роста растений», «Опыление растений. Роль насекомых, птиц и животных в распространении семян растений», «Народные приметы лета», «День летнего солнцестояния», «Труд людей в садах, огородах», «Осенние изменения в природе», «Цветочные растения», «Лекарственные растения», «Красная книга», «Плоды и семена растений», «Многолетние и однолетние растения», «Уход за растениями осенью», «Труд людей в саду осенью», «Посев озимых культур растений» и др.

  • Непосредственно образовательная деятельность по познавательному и речевому  развитию по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Сад-огород», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья. Лес», «Профессии», «Цветы», «Насекомые» и др.

  • Составление описательных рассказов по вышеуказанным темам.

  • Создание и рассматривание: рукотворная книга  «Лекарственные растения на участке детского сада»; бирки для растений участка с названием растения и описанием его свойств, в т.ч. лекарственных;  презентации:  «Семена и плоды», «Садовые цветы», «Полевые растения», «Деревья и кустарники»,  «Овощи»,  «Ягоды», «Лекарственные растения», «Красная книга – редкие виды растений Тверской области».

  • Прослушивание и разучивание  музыкальных произведений: про растения (экологический праздник День Земли - весна), про березку ( праздник Русской березки - лето), произведений к празднику осени («Осень в гости к нам пришла»).

  • Просмотр видео-сюжетов про посадку семян на рассаду, уход за растениями на участке, сбор семян, про охраняемые и редкие  растения.

  • Художественно-творческая деятельность: гербарий «Растения Тверской области»; лэпбук «Деревья».

  • Создание картотеки: «Растения на участке детского сада».

  • Обновление уголка природы в группе, посадка рассады и наблюдение за ростом растений, уход за ними.

  • Дидактические игры: «Деревья-кусты-трава», «С какого дерева лист», «Овощи-фрукты», «Я знаю 5 названий…», «Где растет?», «Цветочный магазин», «Съедобное - несъедобное», «Что сначала – что потом?», «Когда это бывает?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Один – много», «Есть –  нет»,    « 1-3-5», «Сок-варенье –конфета», «Соберем урожай», «Вершки –корешки», «Выбери нужное», «Весной, летом, осенью», «Узнай и назови», «Назови растение», «Что делает?- Что делают?», «Что было бы , если…», «Береги природу», «Живое-неживое» и др.

  • Индивидуальная работа по закреплению полученных умений и навыков по уходу за растениями на участке, подготовка растений для гербария и т. д.

  • Привлечение родителей к озеленению участка и формированию ландшафтного дизайна участка.

III этап -  Заключительный этап.

  • Презентация проекта на Педагогическом совете.

  • Рефлексия: совместный анализ проведенной дельности. Обсуждение результата, деятельности  каждого участника проекта.

  • Проектирование: в дальнейшем планируется продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников, взяв новую тему для исследования.

Использованная литература:

  1. Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром. - Мозырь, 2010.
  2. Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. - М., 2009.
  3. Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2010.
  4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2009.
  5. Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. М. – 2010.
  6. Комарова И.А., Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.- Мн., 1998.
  7. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. – М., 2005.
  8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
  9.  От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. — М., 2019.
  10. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель. - М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

"Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма"

Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма....

Я иду в детский сад! Адаптация ребенка в детском саду.

Принятию решения отдать ребёнка в дошкольное учреждение, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как ребенок будет привыкать к детскому саду? Как он адаптируется к новым людям, новым у...

Статья "Физическая культура в детском саду - важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении"

laquo;Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здоро...

Инновационный опыт «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством участия в экологической деятельности на опытном участке детского сада».

Актуальность проекта: Овощи имеют первостепенное значение в жизни человека, особенно в детском возрасте. Равноценных источников витаминов пока не найдено. Овощи имеют важное значение в обмене минераль...

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...