Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
материал

Елбонова Нина Аркадьевна

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.  При осуществлении общих закономерностей каждому ребёнку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший «инструментарием» диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx69.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2»

Диагностический мониторинг

изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

                       

 

Пояснительная записка

        Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.  При осуществлении общих закономерностей каждому ребёнку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший «инструментарием» диагностики.

        Опираясь на учение Л.С. Выготского об «Актуальном уровне развития» и «О потенциальных возможностях ребёнка» целесообразно предложить методику, которая выступает с одной стороны, в качестве диагностического инструмента, с другой – является обучающей основой для саморазвития и самообучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме того, предлагаемая методика развивает систему навыков и умений воспитателей, при которой становится реальными систематические наблюдения за достижениями, успехами и неудачами воспитанников коррекционных школ. Работа по данной методике позволит воспитателям создать портрет каждого воспитанника в отдельности и группы в целом.

        В качестве системы контроля  воспитателям предлагается заполнить мониторинг воспитанности детей (в 1 и 2 полугодиях). Параметры мониторингов подобраны с позиции «качества жизни» воспитанников, их социальной компетентности

Как использовать мониторинг?

Первоначально в предложенных таблицах воспитатель выставляет оценки (согласно уровням, формирующихся качеств, по пятибальной системе) каждому воспитаннику группы.

Затем, по каждому из указанных параметров выводится средняя оценка, показатель которой заносится в график в соответствующей точке. На основании серии показателей рисуется профиль-график и делаются конкретные методические рекомендации для планирования коррекционного сопровождения воспитательного процесса.

Данная методика предложена Аналитическим научно-методическим  центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д. Худенко.

Параметры мониторинга

по выявлению уровня развития личности воспитанников:

Ведущие черты личности

Признаки и уровни, формирующихся качеств

Отношение к учебе

5. Учится охотно, стремится получать прочные знания, способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает товарищам;

4. Учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам, помогает товарищам лишь по поручению или просьбе;

3. Учится не в полную меру сил, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей;

2. Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу усваивает слабо;

1. Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует.

Отношение к труду

5. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, побуждает к труду товарищей;

4. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, но не  побуждает к труду товарищей;

3. Участвует в трудовых операциях без особого желания;

2. Трудится при наличии соревнования или контроля со стороны педагогов;

1. Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля.

Отношение к самообслуживанию

5. Владеет высокими навыками самообслуживания, не требующие контроля со стороны педагогов, постоянно соблюдает правила личной гигиены и активизирует товарищей на их освоение;

4. Владеет  навыками самообслуживания, готов к выполнению навыков самообслуживания по требованию педагога, правила личной гигиены соблюдает выборочно ;

3. Навыки самообслуживания развиты слабо, к их развитию не стремится, соблюдает правила личной гигиены неохотно;

2. Навыки самообслуживания развиты крайне слабо, соблюдает правила личной гигиены только под контролем педагогов;

1. Не владеет навыками самообслуживания, не соблюдает правила личной гигиены.

Отношение к правилам внутреннего распорядка

5. Самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, педагогам) в их соблюдении;

4.Выполняет Правила внутреннего распорядка, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка другими по просьбе взрослых;

3. Выполняет Правила внутреннего распорядка лишь по указанию педагогов;

2. Не всегда выполняет Правила внутреннего распорядка;

1.Почти всегда нарушает Правила внутреннего распорядка.

Отношение к кружковой работе

5.Проявляет постоянный интерес к посещению кружка, стремится выполнить работу творчески, аккуратно, привлекает товарищей к полезному проведению свободного времени;

4. С желанием посещает кружок, проявляет старание при выполнении работы, но не проявляет своего творчества;

3. Посещает кружок только при побуждении со стороны педагога, выполняет работу нехотя, не всегда аккуратно;

2. Интереса к посещению кружка не проявляет, выдвигает различные оправдательные причины, по которым не выполняет задания, не проявляет желания к творческому росту и совершенствованию;

1. Отказывается посещать кружок, уклоняется от выполнения работы.

Отношение к старшим

5. С уважением относится к старшим, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других;

4. С уважением относится к старшим, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания;

3. С уважением относится к старшим лишь при наличии требований со стороны педагогов и товарищей;

2. К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

1. Не уважает старших, допускает грубость.

Отношение к сверстникам

5. Отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

4. Отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

3. Сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен;

2. Проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых;

1. Груб и эгоистичен.

Отношение к младшим

5. Добрый, заботливый, охотно помогает, кто нуждается в его помощи, отзывается на просьбы младших товарищей, организует полезные дела;

4. Добрый, заботливый, отзывается на просьбы младших товарищей, но самостоятельно не  организует полезные дела;

3. Помогает младшим товарищам, если поручает педагог;

2. Не всегда уважительно относится к младшим, требует контроля со стороны педагогов, посильную помощь  оказывает неохотно;

1. Недоброжелателен, груб с младшими товарищами,  посильную помощь не оказывает.

Отношение к своим проступкам

5. Чувствует ответственность за свои проступки, соблюдает общепринятые нормы поведения, побуждает к этому товарищей;

4. Чувствует ответственность за свои проступки, но не требует этого от других;

3. Чувствует ответственность за свои проступки лишь под давлением взрослых и только после специального разъяснения;

2. Чувства ответственности за свои проступки не имеет, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задумывается над необходимостью работы над собой;

1. Не отвечает за свои поступки, неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и несдержан в выборе средств самовыражения.

Отношение к проступкам товарищей

5. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, разъясняет необходимость соблюдения норм поведения среди товарищей;

4. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, но инициатором соблюдения общепринятых норм поведения сверстниками не выступает;

3. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, только после специального разъяснения и по требованию взрослых;

2. Часто равнодушен к поступкам своих товарищей;

1. Не чувствует ответственности за проступки своих товарищей, сам нарушает общепринятые нормы поведения.

Отношение к имуществу школы

5. Бережет школьное имущество, всегда старается привести его в порядок, побуждает к этому других;

4. Бережет школьное имущество, помогает приводить в порядок школьное имущество (мебель, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности, не побуждает к этому других;

3. Не портит школьное имущество,  равнодушен по отношению к тем, кто портит школьное имущество;

2. Не бережет школьное имущество, наблюдаются случаи порчи школьного имущества;

1. Не бережет школьное имущество, при случае, не задумываясь портит его.

Отношение к личному имуществу

5. Бережлив, аккуратен,  всегда содержит свои личные вещи в порядке, способствует развитию этих качеств в товарищах;

4. Бережлив, аккуратен,  содержит свои личные вещи в порядке, по просьбе педагога побуждает к этому других;

3.  Не всегда аккуратен,  бережно относится к личному имуществу,

если чувствует контроль со стороны педагога;

2. Неаккуратен, небережлив, требует контроля со стороны педагога;

1. Неаккуратен, небережлив, допускает порчу личного имущества.

Дисциплинированность

5. Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в повседневной и учебной ситуации, требует этих качеств от других;

4. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других;

3. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей;

2. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, слабо реагирует на внешние воздействия;

1. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, не реагирует на внешние воздействия;

Коллективизм

5. В коллективе явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых;

4. В коллективе лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников;

3. Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников;

2. Конфликтен, часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически не пользуется;

1. Часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуаций, уважением в коллективе не пользуется.

Активность

5. Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению одноклассников в общественно значимые мероприятия;

4. Ответственно относится к порученным заданиям, но безынициативен, не старается проявлять организаторские способности;

3. Активность в делах коллектива ситуативна, организаторские способности развиты слабо, не стремится довести начатое дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях;

2.Пассивен. Характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель», «зритель»;

1.Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает выполнению поставленных задач.

Организованность

5. Самоорганизован, всегда правильно распределяет свою работу по времени и выполняет её согласно плану;

4. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;

3. Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться;

2. Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени;

1. Не умеет распределять свою работу по времени, тратит время зря.

Настойчивость

5. Умеет ставить перед собой цель и всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями;

4. Может поставить перед собой цель, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности;

3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий, доводит начатое дело до конца  под контролем взрослых;

2. Не способен ставить перед собой цели, очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;

1. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Честность

5. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, признаётся в своих поступках, говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно, требует честности от других;

4. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, может признаться в своих поступках, но не требует этого от других;

3. Выполняет данное обещание при наличии требований со стороны педагогов и товарищей;

2. Часто говорит неправду ради собственной выгоды, не всегда выполняет обещания, не сразу признаёт свои ошибки;

1. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно, нечестен, обманывает старших.

Скромность

5. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг;

4. Иногда, по просьбе, рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах;

3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах;

2. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения;

1. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

Справедливость

5. Активно борется с тем, что считает несправедливым;

4. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым;

3. Редко выступает против того, что считает несправедливым;

2. Не добивается справедливости;

1. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Вежливость

5. Все поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;

4. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;

3. Часто бывает невежлив и нетактичен;

2. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры;

1. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и в общении со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.

Аккуратность

5. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда одет опрятно, подтянут;

4. Содержит в надлежащем порядке свои вещи, следит за своим внешним видом;

3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым;

2. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей;

1. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив.

Общительность

5. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;

4. Как правило, с удовольствием общается с людьми;

3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей;

2. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;

1. Замкнут, необщителен.

Воздержание от вредных привычек

5. Вредных привычек не имеет, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, внимательно прислушивается к советам взрослых;

4. Вредных привычек не имеет, но безразличен к имеющимся вредным привычкам товарищей, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, прислушивается к советам взрослых;

3. Имеет вредные привычки, но может преодолеть свои негативные наклонности, прислушивается к советам взрослых;

2. . Имеет вредные привычки, пассивен в работе над собой, редко прислушивается к советам взрослых;

1. Имеет стойкую зависимость к вредным привычкам, не понимает последствий вредных привычек, не прислушивается к советам взрослых.

         

Ведущие черты личности

ФИ ребенка

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Отношение к учебе

2

Отношение к труду

3

Отношение к самообслуживанию

4

Отношение к правилам внутреннего распорядка

5

Отношение к кружковой работе

6

Отношение к старшим

7

Отношение к сверстникам

8

Отношение к младшим

9

Отношение к своим проступкам

10

Отношение к проступкам товарищей

11

Отношение к имуществу школы

12

Отношение к личному имуществу

13

Дисциплинированность

14

Коллективизм

15

Активность

16

Организованность

17

Настойчивость

18

Честность

19

Скромность

20

Справедливость

21

Вежливость

22

Аккуратность

23

Общительность

                         

                            

                                                 

Наблюдается положительная динамика (+ 2,2%) в освоении учащимися воспитательных программ по итогам мониторинга.

Наблюдается положительная динамика (+ 10,8%) в освоении учащимися воспитательных программ по итогам мониторинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Предложенные методики педагогической диагностики помогут  воспитателям и классным руководителям школы-интерната выявить уровень сформированных умений и навыков с целью планирования коррекционного...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.  При осуществлении общих закономерностей каждому...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ОВЗ

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ОВЗ...

Диагностическая программа изучения проявления уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.  При осуществлении общих закономерностей каждому...

Диагностика изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.  При осуществлении общих закономерностей каждому...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

1. Здоровье.Мониторинг выявляет:Общее физическое развитие ребёнка;Качество заботы ребёнка о своём здоровье;Знания о ЗОЖ и их выполнение;Двигательную и физическую активность. 2. Безопасность.Монит...