Система педагогической деятельности
материал

Современное общество диктует учителю необходимость постоянного совершенствования путем непрерывного педагогического образования. Опыт работы над собой направляет на сознательную работу по развитию своей личности как профессионала. Неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование. Статья содержит самоценку моей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitema_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

История-сокровищница наших деяний,

свидетельница прошлого,

 пример и поучение для настоящего,

предостережение для будущего.

 (М.Сааведра)

1. Цель и задачи педагогической деятельности

В основе ФГОС среднего (полного) общего образования лежит  системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Цель и результат освоения обучающимися основной образовательной программы составляют результаты освоения программы образования:

Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметные- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования практике, самостоятельность в планировании, построении индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Предметные- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, применение их в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приёмами.

Цель моей педагогической деятельности: развитие и воспитание личности обучающегося,  на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, готовой к саморазвитию и непрерывному образованию.

Задачи:

  • создание условий для активной  учебно-познавательную деятельности обучающихся;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В результате  изучения предметной области «Общественно-научные предметы» (История, Обществознание)  у обучающихся формируются:

  • мировоззренческая, ценностно-смысловая сферы,  личностные основы  российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности.
  •  базовые исторические знания, понимание основных принципов жизни общества, осознание своей роли в быстро изменяющемся глобальном мире; формирование собственной активной позиции в общественной жизни.
  • понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • умение  искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

2. Вклад в обеспечение качества образования

Изучение истории требует от учителей и учащихся систематической творческой работы с историческими исследованиями, источниками, обоюдной заинтересованности в передаче и получении знаний. «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения обучения, взаимоотношения между учителем и учеником».[ Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.//Учитель-№4. 2000 г. - с.52-55.] 

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые.

 Деятельность современного учителя невозможна без использования образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода как в процессе обучения предмету, так  и во внеурочной деятельности. Выбор технологий определяется многими факторами,  в том числе: доминирующими целевыми установками общества и школы, конкретными целями образовательного процесса, особенностями класса, наличием материально-технических, морально-психологических и эргономических условий, личностными особенностями учителя.

 Технологии деятельностного типа – инструмент, позволяющий мне построить образовательное пространство таким образом, чтобы в нем эффективно развивались бы способности учащихся. Какую образовательную технологию назвать наиболее продуктивной?

В современном историческом образовании я бы выделила целый ряд проблем: концентрическая система не соответствует ни возрастным, ни психологическим, ни интеллектуальным особенностям учащихся. Учебный материал в крайней степени насыщен фактологией, труден для освоения, что сказывается на падении интереса к предмету. Трудность для учителей представляет несоответствие планирования тем, параграфов в учебниках с их календарным курсом.

В такой ситуации я определила следующие направления своей работы:

  1. стимулирование познавательного интереса к предмету;
  2. формирование целостной картины прошлого через полноценный анализ обучающимися  ситуаций, проблем, событий, их "вживления" в атмосферу эпохи, развитии исторического мышления (анализа, сопоставления, систематизации, критического подхода к получаемой информации)
  3. становление внутреннего мира человека через воспитание любви, преданности, верности своему Отечеству.

Познавательный интерес - важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях. Это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.

Дискуссионный метод обучения позволяет мне решить поставленные задачи образования:

  • противоречие между мотивацией и стимуляцией;
  • противоречие между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности (дискуссия позволяет включать в диалог каждого ученика);
  • противоречие между психологическим комфортом и дискомфортом (дискуссия создает условия живого, непринужденного общения);
  • противоречие между воспитанием и обучением (через воссоздание проблемных ситуаций ученик соотносит поступки исторических деятелей с собственной позицией);
  • противоречие между стандартом обучения и индивидуальным развитием (учитель управляет рассуждениями учеников, подводит их к желаемому результату, не подавляет других точек зрения).

В соответствии с возрастными особенностями, теоретической подготовкой учащихся на уроках истории и обществознания применяю  элементы дискуссионного метода практически на каждом занятии.

На уроках с дискуссионным действиям каждый ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики, а также навыками источниковедческой работы. Все дискуссионные уроки на исторические темы подразделяют на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их поведения, задач и направленности обсуждения.

  • Структурированная (регламентированная)  дискуссия –  имеет  четкий план, структуру, регламент обсуждения, где “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.
  • Дискуссия с элементами игрового моделирования – где ставится проблема не просто с позицией современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.

Дискуссии классифицируются и   по формам проведения: парная дискуссия, командная дискуссия, групповая дискуссия.

  • Парная дискуссия (модель “вертушка” автор М.С. Ерохина) направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.
  • Командная дискуссия (модель “дебаты” автор М.С. Ерохина) построена на основе соперничающих команд.
  •  Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и “аудитории”. К ним относятся уроки по типу “круглого стола”, “заседание экспертной группы”, “пресс-конференция”, “симпозиум”, “диспут” и так  далее.
  • Проектная дискуссия – дискуссия, основанная на методе подготовки и защиты проекта, определенной темы.

   

Выполнение больших индивидуальных проектов, вполне доступно практически всем ученикам средней общеобразовательной школы, а так же и студентам БРИТ, где я сейчас работаю. Обучающиеся показывают отличные результаты на олимпиадах и конкурсах различных уровней.(см. Приложение)

Для меня  метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках истории и обществознания он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника, до создания газеты, журнала, кроссворда. Методические приемы проектной технологии актуальны для меня, как учителя,  ищущего  новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником и позволяет мне эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать творческую деятельность, развивать медиакомпетентность обучающихся.

В чем положительные особенности проектного обучения?

  • Это – конструктивистский подход к обучению.
  • Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.
  • Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.
  • В центре обучения – ученик, учитель – фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. [ Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С., Социологический словарь./ Экономика, 2004]
  • Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.
  • В то время как проекты могут  включать решение проблем, они не всегда сфокусированы на проблеме.
  • Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом  – те, что востребованы сегодня работодателями:

  • способность работать с другими,
  • принимать продуманные решения,
  • проявлять инициативу,
  • решать комплексные проблемы.

Совместная работа обучающихся, основанная на принципах сотрудничества и сотворчества, выступает условием развития инициативы, способности отстаивать свою точку зрения, находить решение в определенных ситуациях. А это значит, что проектная технология позволяет мне  решить одну из  актуальных задач современного образования - воспитание социально адаптированных людей.

В трудах М.Д.Виноградова, В.К. Дьяченко, Э.Мейер, Х.С. Розенбуш, Г.-Г. Херманн, И. Швердфегер доказана значительная роль групповой работы в повышении качества усвоения знаний учащимися. Кроме того исследователи подчеркивают влияние групповой учебной работы на формирование дружественной, доброжелательной обстановки в классе, на повышение самооценки и развитие коммуникативных умений учащихся и, в конечном итоге, поддержание психического здоровья учащихся.

Роль меня, как преподавателя в процессе дискуссионного занятия, основанная на принципах гуманизаии, сводится к роли “главного ведущего”, который добивается всесторонности и глубины обсуждения проблемы классом. Ученики  в ходе дискуссии выступают в роли активных участников: зрителей, экспертов, наблюдателей, очевидцев, журналистов, свидетелей, аналитиков.

По мнению М.В. Кларина: «Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Отражала ли цель действительные интересы представителей им социальной группы? Были ли возможны альтернативные действия?» [Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). / Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.]  А  все альтернативы разделяют на два типа. Первый касается самого хода событий и исторического развития. Второй – выбора и аргументации оценок событий, личностей, процессов. Такой точки зрения в частности придерживаются В.Г. Громозда и Н.Н. Лазукова. Как уже было сказано выше, роль учителя в проведении дискуссии является основной, ведущей. Он держит в поле зрения сам ход дискуссии и оценивает участников. При этом, по мнению Х.Й. Лийметса: «Особое значение придается на этом этапе работе в группах, поэтому учитель должен равномерно по силам разделить учеников и равнозначно им помогать в дискуссии». [Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке Текст. / Лийметс, Х.И. -М.: Знание, 1975.-64 с.]

Процесс общения в ходе учебной дискуссии направлен, так или иначе, на достижение учебных целей:

  • ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление  и даже контроль усвоения знаний
  • обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности
  • освоение мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умения перерабатывать информацию для изложения). [«Образовательные технологии. Из опыта развития глобального мышления» ,под  ред. Кулюткина Ю.Н., Спасской Е.Б. /Спб. Издательство «Каро», 2002г.]

Важным принципом моей педагогической  системы является принцип дифференциации и индивидуализации  обучения, направленный на достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых. Осуществление этого принципа органически связано с выявлением и всесторонним использованием индивидуальных особенностей и склонности каждого ученика, что требует постоянного наблюдения за детьми, пристального внимания к каждому ребенку, выявления и анализа его сильных и слабых сторон.

Для повышения интереса обучающихся  как к предмету, так и к обучению в целом использую нетрадиционные  уроки. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: Урок – семинар, Урок – лекция, Урок – беседа, Урок – практикум, Урок – игра, Урок – КВН,  Урок - защита проекта, Урок – конференция,  Урок – диспут, Урок – исследование и др.  

Практически все они позволяют решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления и формированию УУД. Например, Урок https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2023/04/16/politicheskaya-elita-i-politicheskoe-liderstvo-konspekt 

Сегодня профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования - повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Эффективность использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе непосредственно зависит от того, насколько тщательно я продумаю организацию этого процесса, какие цели поставлю, какой подход изберу. Урок с применением ИКТ рассматриваю  не только как деятельность педагога, т.е. как форма обучения, но и как деятельность самого обучающегося, т.е. как форму  учения. 

Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к отечественной и зарубежной истории.

Так же использую в своей работе следующие Информационно-образовательные ресурсы России:

 Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru. История России, всемирная история: http://www.istorya.ru/hronos.php; Преподавание истории в школе: http://www.pish.ru.

Программы предмета история и обществознание направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС.

Диагностические мероприятия позволяют выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить педагогическую стратегию достижения каждым обучающимся  метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

Учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся обеспечивает организация внеурочной деятельности.

Технология оценивания учебных действий, применяемая мной, соответствует системе оценивания ФГОС и строится на основе следующих общих принципов:

Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ соблюдаю принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В новых условиях развития образования появляются новые формы и методы оценки. Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь, вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации), продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки - метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития. Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

3. Общие выводы

Систематическое проведение уроков истории и обществознания с использованием технологий системно - деятельностного подхода даёт возможность сделать вывод о том, задачи создания условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся успешно решаются. Проведённая диагностика результатов освоения образовательных программ учащихся свидетельствует о формировании у учащихся ключевой компетенции как «умение учиться».

Одним из главных достижений своей педагогической деятельности в данном направлении считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет стимулировать проявление самостоятельности, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

Уроки, проведённые в интерактивном режиме, с использованием ИКТ, позволяют включить всех обучающихся в активную работу, обеспечить каждому посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. В процессе работы у обучающихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, формируется учебная самостоятельность. Таким образом, творчество учителя и обучающегося безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями. Пополнение арсенала педагогических приемов очень важно для современного учителя. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд.

В дальнейшем, предметом моего педагогического опыта будет являться развитие инновационной практики по обеспечению качества образования и реализации требований ФГОС средствами современных образовательных педагогических технология, а так же собственными методическими разработками, ведущих к прогрессивным изменениям качества воспитания и развития личностных характеристик обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация системы педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Евдокии Васильевны

Презентация системы педагогической деятельности учителя математики Дондововой Евдокии Васильевны...

Защита системы педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Е.В.

12.12 2012 г. прошла аттестацию на высшую категорию. Защитила систему педагогической деятельсти...

Система педагогической деятельности учителя физкультуры

Современные требования при прохождении аттестации требуют от учителя умения демонстрировать, анализировать, делиться своим опытом работы....

Защита системы педагогической деятельности "Горизонты Успеха"

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Т...

Система педагогической деятельности учителя

система педагогической деятельности учителя с 2012-2018 учебный год...