2.3. Участие обучающихся во внеурочной деятельности (приложение 6)
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Скоблякова Елена Витальевна

Участие обучающихся во внеурочной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стодолищенская средняя школа

Починковского района Смоленской области

«Рассмотрена»

протокол №__
от «___» _________ 2022 г.
Руководитель ШМО
__________ Костенкова Е.В.

«Принята»

педагогическим советом
Протокол №____
от «___» _________ 2022 г.

«Утверждена»

приказом
от «___» _________ 2022 г. №____
директор школы
___________ Скобляков В.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История России в лицах»

Составитель:

Скоблякова Е.В.

«Согласована»

Заместитель директора по УР

____________ Костенкова Е.В.

«___» ___________ 2022 г.

 

                                                             2022 – 2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «История России в лицах»

составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СОО, утвержденного  Приказом  Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413(ред. от 29.06.2017), основной образовательной программы СОО МБОУ Стодолищенской СШ, утвержденной приказом по школе № 273а от 01.09.2018г.

Рабочая программа составлена на основе элективного курса «История России. История России в лицах» (составитель Н.И.Чеботарева, изд. «Учитель», 2007 г.), учебного пособия «История России» под редакцией кандидата исторических наук Л.Н.Булдыгеровой, изд. ТОГУ, 2013 г., учебного пособия     «История. Подготовка к ЕГЭ.120 исторических личностей», изд. «Учитель», авт. Р.В.Пазин

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

1) сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

:1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

В рамках школьных ресурсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда  видны личности, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть учебный предмет «История России в лицах». Он является предметно-ориентированным. Учебный предмет рассчитан на учащихся 11 класса и предполагает совершенствование учебных знаний и умений школьников по освоению основных разделов истории, предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей  с XIX по XX век.

Основными целями учебного предмета являются:

•  развитие исторического мышления школьников на базе материала курса:

•  формирование у учеников понимания исторического  прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

• воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

•  восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

•  развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

  • подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории

Задачами учебного предмета являются:

1) повышение интереса к историческим закономерностям:

2) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

3) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

•  анализ и сопоставление фактов;

•  анализ документов;

• выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

• умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении курса:

• исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы);

•  планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

• анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

•  лекции с последующим опросом;

•  лекции с обсуждением документов;

•  анализ альтернативных ситуаций;

•  работа в группах, парах, индивидуально;

•  выполнение работ по заданному алгоритму;

  • составление  схем, таблиц и др.    

•  подготовка сообщений, презентаций.

  •  решение заданий формата ЕГЭ

Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (решение проблемных заданий, таблицы, схемы), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты).

Условия успешного освоения содержания учебного предмета: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час). Актуальность проблемы изучения личностного фактора в контексте отечественной истории.

Раздел I. Выдающиеся личности России XIX века. (15 ч)

Правление Александра I. Воспитание и образование будущего наследника. Либеральное влияние Лагарпа. Отношения с отцом и бабушкой. Женитьба. Гатчинский двор.  Александр – военный губернатор Петербурга.  Сближение с Аракчеевым. Заговор против отца,  грех отцеубийства. Начало правления Александра. Либеральные философствования Негласного комитета. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения.  Отношения с Наполеоном. Победа над французами и участие в послевоенном устройства Европы. Аракчеевщина. Отсутствие детей у императорской семьи. Легенды и мифы о кончине Александра I. Декабризм как реакция на непоследовательность правления Александра I.

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

М.И. Кутузов и Отечественная война 1812 года. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.

   Николай I. Детские годы, перспективы царствования. Воспоминания современников. Женитьба на дочери прусского короля Шарлотте (в православии Александра Федоровна). Отречение от престола брата Константина. Начало правления. Подавление декабристского и польского восстаний. Личный быт и образ жизни. Охранительный характер правления. Преклонение перед порядком во всем. Усиление государственной власти. Воспитание наследника. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Реформы по укреплению государственной системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах».   Восточный вопрос. Военная катастрофа. Уход из жизни. Оценки правления Николая I современниками.

Александр II Освободитель. Русский император, проводник широкомасштабных либеральных реформ. Либеральные реформы Александра II, изменения во внешней политике. Значение реформаторской деятельности Александра II.

     Александр III. Детские годы. Наставник К.П. Победоносцев. Характер Александра. Участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в качестве наследника престола. Оппозиционность либеральному курсу отца. Женитьба на бывшей невесте старшего брата датской принцессе Дагмаре (Марии Федоровне). Семейная жизнь. «Манифест о незыблемости самодержавия». Контрреформы Александра III. Усиление консерваторов при дворе (И.Д. Делянов, М.Н. Катков, В.П. Мещерский). Строжайшая экономия во всем. Миротворческая деятельность царя. Железнодорожная катастрофа и последующее ухудшение здоровья. Результаты государственного правления Александра III.

Витте С.Ю. - личность и человек. Витте С.Ю. Министр путей сообщения.  Реформы: денежная, “Золотой червонец”, винная монополия, промышленное строительство. Политика России на Дальнем Востоке. Титул графа за подписание Портсмутского мира. Разработка Манифеста 17 октября 1905 года. Попытки Российского парламентаризма. Отставка Витте.

     Николай II. Уровень образования. Становление личности. Подготовка к государственному правлению. Увлечение Аликс (Александра Федоровна). Начало царствования. Ходынка. Отношения в семье. Григорий Распутин. Дневниковые записи как исторический источник.  Николай II как государственный деятель. Общественно-политические идеалы Николая II, его отношение к назревшим реформам в обществе, государстве и экономике.
Отречение. Расправа над царской семьей. Причисление к лику святых. Последствия правления Николая II для страны.

Столыпин П.А. Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Раздел II. Выдающиеся личности России XX века. (18ч)

В.И. Ленин - политический и государственный деятель, революционер, создатель партии РСДРП, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Основатель Советского государства. Неоднозначность оценки деятельности.

Герои и изгои революции: Каменев, Зиновьев, Троцкий - факты биографии, политическая деятельность.

Сталин - человек и политик. От однопартийной диктатуры к диктатуре вождя. Партийные чистки. Убийство С.М. Кирова. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Неоднозначность оценок его личности и роли в российской истории.

Полководцы и солдаты Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в тылу и на фронте. Примеры стойкости советского солдата на фронте, в плену (Космодемьянская, Матросов, Лиза Чайкина, Гастелло). Роль полководцев Великой Отечественной войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников), причины просчётов и неудач. Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Фёдоров.

Н.С. Хрущёв - человек и политик. Борьба за власть. Победа Н.С. Хрущёва. Развенчивание культа личности Сталина, демократические преобразования и массовая реабилитация политических заключённых. Экономические и политические реформы. Экономические проблемы и нарастание недовольства населения. Карибский кризис. Заговор и снятие Хрущёва с руководящих постов. Отношение к нему и его деятельности в обществе и высшем руководстве. Улучшение отношения СССР с капиталистическими странами.

Л.И. Брежнев — Генеральный секретарь КПСС и руководитель государства. Характеристика личности. Роль Леонида Ильич Брежнева в партии. Неосталинизм. Кризис в советской системе и влияние его на духовную жизнь общества. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977г

. Экономические реформы середины 1960-х гг. А.Н.Косыгин. Замедление темпов научно-технического развития в СССР. Развитие «теневой экономики» и коррупции.

Ученые XX века на службе Отечеству: Н.И.Вавилов, А.Д.Сахаров, С.П.Королев, вклад в развитие советской науки. А.Д. Сахаров». Физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.


М.С. Горбачёв. Итоги и исторические уроки перестройки в СССР. Горбачёв как политик нового поколения. Вывод войск из Афганистана. Рост популярности за рубежом. Попытка реформировать КПСС. Разные оценки реформ Горбачёва историками и политологами. Международное положение СССР в результате внешнеполитического курса М.С. Горбачева. Августовские события 1991 года в Москве. Соперничество Б.Н. Ельцина. Отставка М.С. Горбачёва.

В.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик. Реформы и их влияние на жизнь россиян. Время компромиссов. Политические лидеры 1990-х гг. (Е. Гайдар, Е. Примаков, А. Чубайс, В. Черномырдин). Последствия для страны и народа распада СССР.

Политические лидеры России 21 века. В.В. Путин президент России. Основные направления в реформаторской деятельности. Возрождение России. Роль России в мире.

Российские деятели культуры. А.И. Солженицын. Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии.

В.И. Мухина -  советский скульптор, народный художник СССР.

Л.И. Гайдай -  русский советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, народный артист РСФСР, (1974), Народный артист СССР (1989). Автор популярных кинокомедий. С.Ф. Бондарчук». выдающийся советский актёр и режиссёр. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.

В. А. Высоцкий, Б.Ш.Окуджава» - русские поэты- барды.


Тематическое планирование

11 класс (34 часа)

Наименование раздела

Количество часов

1

Раздел I. Выдающиеся личности России XIXвека.

16

2

Раздел II. Выдающиеся личности России XX века.

17

3

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование рабочей программы

среднего общего образования по  учебному предмету «История России в лицах»

11 класса на 2022-2023 учебный год с учетом рабочей программы воспитания

Учитель: Скоблякова Е.В.

№ урока

Содержание

Сроки проведения

по плану

по факту

Раздел I. Выдающиеся личности России XIX века (16ч)

1.

Введение. Актуальность проблемы изучения личностного фактора в контексте отечественной истории. МШУ: Международный день распространения грамотности

05.09

2.

Александр I. Реформы: замыслы и их реализация.

12.09

3.

Александр I. Реформы: замыслы и их реализация.

19.09

4.

М.М.Сперанский – идеолог реформ.

26.09

5.

М.И.Кутузов и Отечественная война 1812 г. МШУ: Викторина «Недаром помнит вся Россия» - к 210-летию Бородинского сражения

03.10

6.

Николай I. Россия при Николае I.

10.10

7.

Николай I. Россия при Николае I

17.10

8.

Александр II – Освободитель. Эпоха великих реформ.

24.10

9.

Александр II – Освободитель. Эпоха великих реформ.

07.11

10.

Александр III – Миротворец. Реформы и контрреформы.

14.11

11.

Александр III – Миротворец. Реформы и контрреформы.

21.11

12.

С.Ю.Витте. Планы преобразований и их результаты.

28.11

13.

Николай II – последний российский император.

05.12

14.

П.А.Столыпин. «Тихая революция».

12.12

15.

Деятели культуры XIX века

19.12

16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Выдающиеся личности XIX века»

26.12

Раздел II. Выдающиеся личности России XX века (18ч)

17.

В.И.Ленин – основатель советского государства.

16.01

18.

Герои и изгои революции: Каменев, Зиновьев, Троцкий.

23.01

19.

И.В.Сталин – триумф и трагедия.

30.01

20.

И.В.Сталин – триумф и трагедия.

06.02

21.

Полководцы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

13.02

22.

Полководцы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

20.02

23.

Н.С.Хрущев. Противоречивость и ограниченность реформ 50-60-х гг.

27.02

24.

Л.И.Брежнев: от реформ к застою.

06.03

25.

А.Н.Косыгин. Экономическая реформа 1965-1967 гг.: сущность и результаты.

13.03

26.

Ученые XX века на службе Отечеству: Н.И.Вавилов, А.Д.Сахаров, С.П.Королев

20.03

27.

М.С.Горбачев: время перемен

03.04

28.

Б.Н.Ельцин – исторический портрет на фоне эпохи.

10.04

29..

Президент В.В.Путин и его реформы. МШУ: Формирование чувства ответственности за свои поступки на примере поступков исторических личностей.

17.04

30.

Деятели культуры XX века.

24.04

31.

Решение заданий формата ЕГЭ

24.04

32.

Решение заданий формата ЕГЭ

22.05

33.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

15.05

34.

Итоговое повторение «Личность в российской истории»

22.05


Перечень учебно-методических средств:

Литература для учителя:

  1. Авторханов А. Загадка смерти Сталина. М., 2010.
  2. Александров-Агентов А.М. От Коллонтай до Горбачева. М., 2013.
  3. Аджубей А. Те самые десять лет. М., 2014.
  4. Антонов-Овсеенко А. Лаврентий Берия. Краснодар. 2012.
  5. Антонов-Овсеенко А. Портрет тирана. М., 2011.
  6. Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина. М., 2008.
  7. Артемов В.А., Колмаков В.Б. Три века истории в лицах. Книга 1. Воронеж. Издательство «Инфа», 2013.
  8. Берия: конец карьеры / Сост. В.Ф. Некрасов. М., 2014.
  9. Берия С. Мой отец Лаврентий Берия. М., 2013.
  10. Брежнев Л.И. Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. М., 2013.
  11. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 2010.
  12. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М., 2010.
  13. Горбачев М.С. Августовский путч (причины и следствия). М., 2014.
  14. Горбачев М.С. Декабрь -91. Моя позиция. М.2015.
  15. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 2013.
  16. Режим личной власти Сталина: к истории формирования. М., 2010.
  17. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 2010.
  18. Ельцин Б.Н. «Иного не дано»: перестройка, гласность, демократия, социализм. М., 2013.
  19. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Рига, 2014.
  20. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 2015.
  21. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 2016.
  22. Исторические силуэты. М., «Наука», 2013.
  23. Медведев В.А.В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 2014.
  24. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 2014.
  25. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.
  26. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М., 2012.
  27. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биография. М., 2014.
  28. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 2014.
  29. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 2010. Кн. 1.
  30. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 2014.
  31. Некрасов В. Тринадцать железных наркомов. М., «Версты», 2014.
  32. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 2009.
  33. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 2010.
  34. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 2016.
  35. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., Воениздат, 2008.
  36. Россия на рубеже веков. М., Издательство политической литературы, 2010.
  37. Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.
  38. Сахаров А.Д. Воспоминания. М., 2015.
  39. Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 2012.
  40. Третьяков В. Горбачев, Лигачев, Ельцин… М.,2011.
  41. Троцкий Л.Д. Сталин. Т. 1-2. М., 2012.
  42. Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 2014.
  43. Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М., 2001.
  44. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2-х тт. М., 2008.
  45. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 2011.
  46. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 2015.
  47. Якупов Н.М. Трагедия полководцев. М., 2016.

Литература для учащихся:

  1. Авторханов А. Загадка смерти Сталина. М., 2010.
  2. Александров-Агентов А.М. От Коллонтай до Горбачева. М., 2013.
  3. Аджубей А. Те самые десять лет. М., 2014.
  4. Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина. М., 2008.
  5. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М., 2010.
  6. Горбачев М.С. Августовский путч (причины и следствия). М., 2014.
  7. Режим личной власти Сталина: к истории формирования. М., 2010.
  8. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 2010.
  9. Ельцин Б.Н. «Иного не дано»: перестройка, гласность, демократия, социализм. М., 2013.
  10. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Рига, 2014.
  11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 2015.
  12. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 2016.
  13. Медведев В.А.В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 2014.
  14. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 2014.
  15. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.
  16. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М., 2012.
  17. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биография. М., 2014.
  18. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 2014.
  19. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 2014.
  20. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 2016.
  21. Россия на рубеже веков. М., Издательство политической литературы, 2010.
  22. 100 лет со дня рождения Маршала Советского Союза Говорова Леонида Александровича (материалы военно-исторической, научно-технической конференции). СПб., 2007.
  23. Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.
  24. Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М., 2001.
  25. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2-х тт. М., 2008.
  26. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стодолищенская средняя школа

Починковского района Смоленской области

«Рассмотрена»

протокол №__
от «___» _________ 2021 г.
Руководитель ШМО
__________ Костенкова Е.В.

«Принята»

педагогическим советом
Протокол №____
от «___» _________ 2021 г.

«Утверждена»

приказом
от «___» _________ 2021 г. №____
директор школы
___________ Скобляков В.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Роль личности в истории»

Составитель:

Скоблякова Е.В.

«Согласована»

Заместитель директора по УР

____________ Костенкова Е.В.

«___» ___________ 2021 г.

 

2021 год

Рабочая программа учебного предмета «Роль личности в истории»

составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СОО, утвержденного  Приказом  Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413(ред. от 29.06.2017), основной образовательной программы СОО МБОУ Стодолищенской СШ, утвержденной приказом по школе № 273а от 01.09.2018г.

Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Личность и история России» (составитель Н.И.Чеботарева, - Волгоград : Учитель, 2007 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

1) сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

:1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

В рамках школьных ресурсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда  видны личности, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть учебный предмет «Роль личности в истории». Он является предметно-ориентированным. Учебный предмет рассчитан на учащихся 10 класса и предполагает совершенствование учебных знаний и умений школьников по освоению основных разделов истории, предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей  с IX по XVIII век.

Основными целями учебного предмета являются:

•  развитие исторического мышления школьников на базе материала курса:

•  формирование у учеников понимания исторического  прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

• воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

•  восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

•  развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Задачами учебного предмета являются:

1) повышение интереса к историческим закономерностям:

2) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

3) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

•  анализ и сопоставление фактов;

•  анализ документов;

• выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

• умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении курса:

• исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы);

•  планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

• анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

•  лекции с последующим опросом;

•  лекции с обсуждением документов;

• практические занятия;

•  анализ альтернативных ситуаций;

•  работа в группах, парах, индивидуально;

•  выполнение работ по заданному алгоритму;

  • составление  планов, таблиц и др.    

•  защита проектов.

Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (историческое сочинение, решение проблемных заданий, таблицы), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты).

Условия успешного освоения содержания учебного предмета: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час). Актуальность проблемы изучения личностного фактора в контексте отечественной истории.

Раздел I.        Великие Рюриковичи ( 17 часов)

Киевская Русь         Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория. (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.

Олег Вещий. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.

Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав.

Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Уроки и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат.

Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий.

Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.

Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...»

Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.

Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.

Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».

Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха.

«Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».

Юрий Долгорукий.

Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.

Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».

      Святой Александр Невский.

Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.

Дмитрий Иванович Донской.

Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.

Написание исторического сочинения «Первые русские князья»» ( 1час)

Раздел II. Русь неделимая, единая, долговечная... (6 часов).

        Самодержцы земли Русской.

Самодержавная власть. Условия создания Московского государства.

Иван III.        Иван Васильевич, князь и самодержец.

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с Софьей Палеолог.

Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».

                Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный.

Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность.

        Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов.

Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.

        Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского.

Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I. К.Минин и  Дм. Пожарский

        Алексей Михайлович Тишайший - «царь-Солнце». Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество в истории России.  

Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное

уложение, Новоторговый устав. С Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.

Написание исторического сочинения по разделу II «Русь неделимая, единая, долговечная…» (1ч)

Раздел III. Императорская Россия (11 часов)

        Царь Петр Алексеевич - Великий.

Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова.

Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук. Влияние личных качеств Петра на ход модернизации страны. Оценка личности Петра.

        Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоановны.

Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны  Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести».

        Елизавета Петровна и Петр III.

«Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский).

Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской».

        Екатерина II. Происхождение, черты характера, приглашение в Россию. Адаптация к российской жизни. Взаимоотношения с Петром III. Фаворитизм. Судьба сына Павла I. Государственный переворот.  «Наказ» Уложенной комиссии.  «Просвещенный абсолютизм». Восстание Пугачева.  «Золотой век» российского дворянства. Екатерина – личность творческая, ее литературная деятельность. Неприязненные отношения с сыном. Итоги правления

Ф Ушаков. Ранние годы Русско-турецкая война 1787—1791 гг. Награды Память об адмирале Ушакове

А. Суворов  Происхождение. Юность Суворова Начало военной карьеры Русско-турецкая война Военная карьера при Павле I.

Семинар «Человек в истории» (1ч)


Тематическое планирование

10 класс (34 часа)

Наименование раздела

Количество часов

1

Раздел I. Великие Рюриковичи.

17

2

Раздел II. Русь неделимая, единая, долговечная…

6

3

 Раздел  III. Императорская Россия.

10

4

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование рабочей программы

среднего общего образования по  учебному предмету «Роль личности в истории»

10 класса на 2021-2022 учебный год с учетом рабочей программы воспитания

Учитель: Скоблякова Е.В.

№ урока

Содержание

Сроки проведения

по плану

по факту

Раздел I. Великие Рюриковичи (17 ч)

1.

Введение. Актуальность проблемы изучения личностного фактора в контексте отечественной истории. МШУ: Международный день распространения грамотности

07.09

2..

Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги. Норманнская теория. Споры об образовании Древнерусского государства.

14.09

3.

Древнерусские князья: Олег Вещий, Игорь.

21.09

4.

Княгиня Ольга.

28.09

5.

Святослав – полководец и дипломат.

05.10

6.

Княжение  Владимира Святославича.

12.10

7.

Княжение  Владимира Святославича. МШУ:  исторический экскурс «Значение принятия христианства».

19.10

8.

Правление Ярослава Мудрого.

26.10

9.

Княжение  Владимира Мономаха.

09.11

10.

Раздробленность как форма государственности. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

16.11

11.

Раздробленность как форма государственности. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

23.11

12

Монголо-татарское нашествие и его влияние на древнерусскую цивилизацию. Линия поведения по отношению к завоевателям (Даниил Галицкий, Александр Невский).

30.11

13.

Монголо-татарское нашествие и его влияние на древнерусскую цивилизацию. Линия поведения по отношению к завоевателям (Даниил Галицкий, Александр Невский).

07.12

14.

Москва – центр объединения и борьбы за независимость. Иван Калита. Дмитрий Донской. МШУ: Воспитание патриотизма на примере защитников нашей Родины.

14.12

15.

Москва – центр объединения и борьбы за независимость. Иван Калита. Дмитрий Донской.

21.12

16.

Написание исторического сочинения. Особенности написания, требования, алгоритм основных этапов работы над сочинением.   Критерии оценивания.

28.12

17.

Написание исторического сочинения «Первые русские князья»

11.01

Раздел II. Русь неделимая, единая, долговечная…(6 ч)

18.

Иван III: личность и деяния.

18.01

19.

Иван Грозный. Выбор пути развития страны.

25.01

20

Иван Грозный. Выбор пути развития страны. МШУ: Формирование чувства ответственности за свои поступки на примере поступков исторических личностей.

01.02

21.

Исторические личности в период Смуты: самозванцы и авантюристы. Защитники земли Русской: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин.

08.02

22.

Исторические личности в период Смуты: самозванцы и авантюристы. Защитники земли Русской: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин. МШУ: Формирование чувства ответственности за свои поступки на примере поступков исторических личностей.

15.02

23.

Написание исторического сочинения по разделу II «Русь неделимая, единая, долговечная…»

22.02

Раздел  III. Императорская Россия. (11 ч )

24.

Первые Романовы. МШУ: Предметная неделя просмотр видеофильма

01.03

25.

Первые Романовы.

15.03

26.

Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество в истории России.

22.03

27.

Петр I – великий реформатор России.  «Птенцы гнезда Петрова»

05.04

28

Петр I – великий реформатор России.  «Птенцы гнезда Петрова»

12.04

29.

Проблемы престолонаследия. Дворцовые перевороты.

19.04

30.

Проблемы престолонаследия. Дворцовые перевороты.

26.04

31.

Личность и судьба Екатерины II.

10.05

32.

Великие полководцы и флотоводцы XVIII века  (Ф.Ф.Ушаков, А.В.Суворов)

17.05

33.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

24.05

34

Семинар «Человек в истории»

31.05


Перечень учебно-методических средств:

Литература для учителя:

      1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России 18-19 веков. Часть 2.-М., Просвещение,2006.

  1. Валькова В., Валькова О. Правители России: Энциклопедия.- М., Айрис Пресс Рольф, 1999.
  2. Карамзин Н.М. Предание веков: Сказания, легенды, рассказы из « Истории государства Российского»- М., 1988.
  3. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-ХV вв.- М., МИРОС, 1993.
  4. Книга для чтения по истории Отечества- М., Просвещение, 1995.
  5. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли.- М., 1990.
  6. Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским – Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1990.
  7. Кольцов П.С. Дипломат Федор Раскольников.- М., Политиздат, 1990.  
  8. Неизвестная Россия- М., Историческое наследие, 1992.
  9. Пособие по истории Отечества для поступающих в Вузы- М.,!996.
  10. Реформы Патриарха Никона- Христианство. Православие: Энциклопедия для детей. Том 6, часть 2.- М.,1997.
  11. Россия и мир: учебная книга по истории. Часть 2- М., Владос, 1994.
  12. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. Часть 1.- М., Просвещение, 2006.
  13. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России ХVI-ХVIII вв.- М., МИРОС РОСТ, 1997.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие обучающихся во внеурочной деятельности.

Результаты участников Всероссийских олимпиад  учащихся МБОУ Верховской ОШ; Олимпиады ФГОС тест. 2017 Всероссийский конкурс "Россия. Знаменитые поэты и писатели". 2017г. Сертификаты...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности

Результаты участия обучающихся во внеурочной деятельности...

Бланк мониторинга участия обучающихся во внеурочной деятельности

Вызывает трудность у педагогов  отслеживание результатав внеурочной деятельности  детей, её мониторинг. Перед Вами- изобретение педагогов нашей ОО...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности.

Участие обучающихся в городских фестивалях и конкурсах....

2.3. Участие обучающихся во внеурочной деятельности. Приложение 6.

Рабочая программа факультативного курса История нашего края 8кл.Рабочая программа факультативного курса История нашего края 9кл....

Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога

Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...