Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья

Ледяйкина Василиса Георгиевна

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_23.docx275.29 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя истории и обществознания   МБОУ «Ромодановская СОШ №2»

 Ромодановского муниципального района Республики Мордовия

Ледяйкиной Василисы Георгиевны

Стаж педагогической работы 23 года. В 2018 году прошла аттестацию и подтвердила высшую квалификационную категорию.

Работаю над темой:  «Использование современных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития личности учащихся в условиях ФГОС». 

Актуальность и перспективность опыта.

Сегодня время настойчиво диктует учителю механизмы, методы, приемы, которыми он обязан владеть, чтобы не остаться на обочине современного мира, основными отличительными чертами которого, с одной стороны,  стал стремительный рост объема знаний, а с другой – такое же стремительное устаревание профессиональных навыков.  Все это сводит на нет привычный способ передачи собственных моделей поведения и знаний в виде готовых утверждений. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. Ученик в процессе обучения должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобятся ему и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.  В этих условиях на помощь учителю приходят современные технологии.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.

Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках истории и обществознания. Они становятся основой современного образования, средством повышения заинтересованности в обучении, способного во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям,  в том числе информационно-коммуникационным, личностно-ориентированным, проектной деятельности школьников, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни выпускников.                                                              В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, а также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых,  позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.       

В ХХI  веке возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.

Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика»  невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. При таком подходе целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является применение современных образовательных технологий в условиях введения  ФГОС нового поколения с целью развития интереса учащихся к истории и обществознанию. Необходимыми условиями, содействующими раскрытию потенциальных возможностей каждого обучающегося  на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и воспитания являются:

-  развитие индивидуальности обучающихся;

- стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности обучающихся;

- учет психофизиологических особенностей обучающихся;

- сотрудничество;

- личностно- ориентированная позиция педагога;

- создание максимально благоприятных условий  для развития познавательной активности учеников;

-  формирование у учащихся способности  к самостоятельному поиску нужных знаний, воспитание у них потребности к постоянному самообразованию и творчеству;

- создание ситуации успеха на основе доброжелательных деловых отношений;

- уважение личности ученика, внимание к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов;

- использование в урочной и во внеурочной деятельности ИКТ и других современных педагогических технологий.

Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Теоретическая база опыта

В книге «Теория и методика преподавания истории» автор Вяземский Е.Е. особое внимание уделяет мировому опыту преподавания и изучению истории в школе.

Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий.

В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» Короткова М.В. описывает два ведущих интерактивных метода - обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор представляет различные сценарии игр и дискуссий. Эти нововведения можно использовать в нетрадиционных уроках, которые способствуют улучшению знаний учащихся.

В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе.

Теоретической базой  опыта явились  и курсы повышения квалификации  в ГБОУ ДПО (повышение квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования». 

Технология опыта. Содержание, методы, приемы.

Современные педагогические технологии помогают реализовать системно-деятельностный и личностно – ориентированный подходы в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей. На мой взгляд, обучение истории и обществознанию происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного, проблемного, проектно-исследовательского, личностно-ориентированного обучения, использования ИКТ, технологии создания интеллект-карт и др. 

Технология использования игровых методовНа уроках среди школьников младшего подросткового возраста  я применяю дидактические игры, тренинги. Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной, психологически приемлемой формой общения. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно-значимыми. Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у ребенка. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания. Учащиеся по-новому рассматривают уже известные факты и явления, устанавливают связи, сходства и различия между отдельными событиями. В игре тренируется память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают графический и иллюстративный материал. Ежегодно в нашей школе проходят предметные недели. Учащиеся  принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме. К 9 классу игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми,  уроками – практикумами.

Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие учащихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не всегда эффективно.  Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. 

Так, например, при изучении темы «В афинских школах и гимнасиях» в 5 классе, ученикам предлагается ролевая игра «В древнегреческой школе». Обучающиеся, опираясь на образец древнегреческого алфавита, записывают свои имена, читают  слова, составляют и записывают примеры. Дети с удовольствием выполняют данные задания, что  позволяет повысить интерес к изучаемой теме.

При изучении темы «Социальные статусы и роли» в 8 классе учащимся предлагается игра «Найди место». (Например: хирург, режиссер, президент – достигаемый статус; брат, сын – предписанный статус).

При изучении темы «Собственность», для подведения восьмиклассников к формированию темы урока, предлагается отгадать загадки, ознакомиться с пословицами и поговорками на данную тематику. «Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся…залог». «Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других – нет.. деньги». «Своя шапка: как хочу, так и надену». «На чужой каравай рот не розевай».

Все это позволяет активизировать внимание учащихся на уроке, повышает их мотивацию, расширяет кругозор.

   На мой взгляд,  дискуссию лучше начинать с конкретной проблемной ситуации. Также толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы, как источники мудрости и вариантов мнений.

   Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков умение правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.   К сожалению, при реализации      данной технологии в полном объеме сталкиваешься с недостаточной информированностью обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читаю газет, редко смотрят новостные передачи, а  субъективного опыта у них еще мало.

Введение школьника в живую ткань социума было и остается важнейшей задачей историко-обществоведческого образования. Положительное решение данной задачи возможно через использование личностно-ориентированных технологий, в том числе включающих элементы исследовательской и проектной деятельности школьников.

На мой взгляд, работа, связанная с технологиями исследовательско-проектной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности – одна из самых эффективных форм по изучению обществознания, истории России, и, несомненно, истории родного края. Данная форма в той или иной степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие проектной деятельностью, так или иначе, предполагает самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. По сути, исследовательская деятельность способствует саморазвитию школьников, а в конечном итоге и их самореализации как личности.

Исследовательско-проектная деятельность способствует развитию чувства патриотизма, сопричастности к историческим событиям нашей Родины.

 Для успешности реализации исследовательских проектов важно на это мотивировать учащихся. Сформулированная мной тема работы должна быть актуальной и вызывать интерес.

Наибольший отклик вызывают такие темы как «Генеалогическое древо моей семьи», «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..» и др.
   Технология исследовательской деятельности предполагает значительное участие детей в процессе выполнения работы. Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Задача же учителя заключается в организации, корректировке деятельности юных исследователей. Использование проектно-исследовательских технологий возможно в течение всего урока, или на каком-то отдельном этапе. Проведение исследования вполне эффективно при изучении нового материала. Совместно с учениками намечаются цели и задачи, вырабатывается необходимый алгоритм работы. В дальнейшем эти наработки используются самими учащимися более широко на разных этапах урока. 

На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели. Здесь моя основная задача – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также, осуществление ненавязчивого контроля за деятельностью учащихся. Собственно, сам этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Особенно хочется отметить в данном контексте работу с краеведческим материалом.  Это и фотографирование изучаемых объектов, и поиск и анализ литературных источников, и работа с музейным архивом, и, пожалуй, самое главное – беседы с местными жителями. Собранный материал мы редактируем  вместе. Завершающими являются выполнение отчёта и презентация результата или продукта исследовательской деятельности. В данном случае – это исследование, проведённое учащимися под руководством учителя. 

Успешное формирование исследовательских способностей школьников невозможно без информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках истории и обществознания позволили мне повысить темп урока, сделать его более ярким и увлекательным. ИКТ позволяют погрузиться в другой мир, увидеть исторические процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала, что  использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить презентацию,  дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА.

 Интернет рассматриваю как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета использую для поиска исторических источников, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей и др. Мною  составлен свой каталог информационных ресурсов, что позволяет  быстро осуществлять  поиск информации. Имею разработки уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера. Тем не менее, несмотря на все достоинства данной технологии, она не может заменить живое слово учителя. Что наглядно продемонстрировала  практика во время дистанционного обучения, вызванная эпидемией ковид-19.

 В условиях современной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и формы контроляНевозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую тестирование в формате ГИА, по его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Тестовая технология обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

Проблемно-поисковое обучение помогает мне на уроках поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением новой темы ребятам задаётся вопрос, для ответа на который требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую (творческую) работу, в ходе выполнения которой, они находят ответ на поставленный вопрос. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность.

Так, при изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» в 10 классе, учащимся предлагается провести исследование и  ответить на один из злободневных вопросов современности о виновности СССР в развязывании Великой Отечественной войны.

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

«Нет никаких серьезных аргументов и фактов, способных доказать готовность СССР к наступательной войне летом 1941 г.» В.П. Наумов

«…в июле 1941 г. Сталин собирался напасть на Гитлера. 22 июня Гитлер нанес превентивный (упреждающий) удар».  (В. Суворов-Резун)

Перед вами две точки зрения. Опираясь на материалы представленных документов, подтвердите или опровергните их. Для этого обратите внимание на планы и соотношение сил сторон накануне войны.

Особенно результативно походят уроки, на которых удается объединить проблемно-поисковое обучение  с технологией составление интеллект - карт, составлением синквейна или кластера. 

Правила создания интеллект - карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. п.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 

                                                   ВОЙНАC:\Users\Админ\Desktop\фото для семинара\IMG_20210308_193258.jpg

ЖЕСТОКАЯ    РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ

СРЕЛЯЮТ   УБИВАЮТ    НЕ ЩАДЯТ

УНЕСЛА ЖИЗНИ 27 МЛН. ЧЕЛОВЕК

ГОРЕ

Очень важно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии обучения, особенно среди младшего подросткового возраста. Дети в этот период быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, провожу физкультминутки. Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкультминутки кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.  Физкультминутки обеспечивают адекватное восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждают перегрузки и преждевременное утомление.

5. Анализ результативности опыта.

Осознанный интерес и желание изучать историю и обществознание чаще всего проявляется в старшем школьном возрасте, когда учащиеся начинают задумываться о своей будущей профессии, ставят перед собой цель – совершенствовать свои знания по данным предметам. С такими учениками проводятся дополнительные занятия, даётся материал  для самостоятельного изучения, идёт подготовка к различным конкурсам и предметным олимпиадам, стимулируется их интерес к выбору истории или обществознания для сдачи экзамена. Систематическая работа с такими учащимися даёт неплохие результаты. Ежегодно ученики нашей школы участвуют в муниципальных предметных олимпиадах по обществознанию, праву, истории и занимают там призовые места.

Участие в предметных олимпиадах и конкурсах повышает уровень владения основами истории или обществознания у учащихся. Нацеливает их на самостоятельную работу, на работу с различными источниками информации, обогащает их жизненный опыт.

Результативность в цифрах:

Участие детей в предметных олимпиадах:

Учебный год

Класс

Предмет

Список учащихся

Муниципальный уровень

Республиканский уровень

2020-2021

11

обществознание

Трускова Ольга

призер

10

история

Каштанов Иван

победитель

10

право

Каштанов Иван

призер

2021-2022

11

право

Каштанов Иван

победитель

участник

11

обществознание

Каштанов Иван

призер

9

право

Матяева Виолетта

призер

2022-2023

11

право

Миняев Артем

победитель

участник

11

право

Калявина Татьяна

призер

9

право

Макеев Константин

призер

11

обществознание

Миняев Артем

призер

9

история

Макеев Константин

призер

Результаты внеурочной деятельности:

Учеб-ный год

Класс

Список учащихся

Название конкурса

Муниципальный уровень

Республиканский уровень

2018-2019

7

Тюрина Е.

Краеведческая олимпиада

2 место

участие

2019-2020

7

Аксенова Е.

«На знание гос. символики РФ»

1 место

11

Сучканцева Д.

Олимпиада по граждановедческим дисциплинам

призер

2020-2021

10

Каштанов И.

«Я – будущий избиратель»

2 место

2021-2022

11

Гробушкин Е.

«Письмо в прошлое»

1 место

7

Табачников В.

«Письмо в прошлое»

3 место

10

Калявина Т.

«Я – будущий избиратель»

2 место

11

Каштанов И.

«Я – будущий избиратель»

3 место

11

Гробушкин Е.

«Если бы я был депутатом»

2 место

11

Гробушкин Е.

Олимпиада по граждановедческим дисциплинам

призер

11

Гробушкин Е.

Каштанов И.

Яфуняев Т.

(команда 11 кл)

Межрегиональная олимпиада по вопросам избирательного права

3 место

11

Команда

 11 класса

3 место

2022-2023

9

Косолапова Е.

«Без срока давности»

1 место

участие

8

Табачников В.

«Без срока давности»

1 место

участие

Для многих моих учеников история и обществознание стали важной составляющей в их профессии, среди них есть юристы, судебные приставы, учителя истории.  

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

1. Трудность использования данного опыта заключается в индивидуальном подходе к обучающимся, задания должны быть рассчитаны и на обучающихся с ОВЗ, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы.

2. Недостаточная степень оборудования школы:

- не все классы имеют доступ в Интернет;

- в классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

3. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, особенно при большой нагрузке.

4. Отрицательное влияние длительного применения компьютера на здоровье человека.

5. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда.

6. Часть учебного материала в учебниках изложена так, что  учащимся сложно вычленить проблему, для решения поставленной задачи не всегда четко изложен материал,  не хватает фактов.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт может быть востребован учителями обществоведческих дисциплин.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на районных семинарах, заседаниях РМО учителей истории и обществознания.

С публикацией о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте школы.

Школьный сайт:  https://shkola2romodanovo-r13.gosweb.gosuslugi.ru/

     

     Адрес личного сайта: https://nsportal.ru/ledyaykina-vasilisa

Список использованной литературы:

1 Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории.- М.: Владос, 2003.

 2. Даринская Л.А. «Технология педагогического мастерства» Санкт-Петербург, учебно-методическое пособие 2010г.

3. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

 4. Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории.- М.: Владос- Пресс, 2001.

5. Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.

 6. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.

7. Пометун О.С., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения [Текст]: научно методический сборник / О.С. Пометун, Л.В. Пироженко. - М.: А. С.К. - 2004г. - 192с.

8.  Савельев А.Я. «Традиционные и инновационные технологии. Школьные технологии». - 2008г. - №5 - С.25

9. Суворова Н. "Интерактивное обучение: Новые подходы" М., Учитель. - 2006г. - №1. - 57 с. 10. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.

Интернет-ресурсы:

1. Фестиваль «Открытый урок» (http://festival.1september/ 

2. Российский общеобразовательный портал (http:/www school.edu.ru.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...