Педагогические/образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
статья

Григорьева Оюна Дмитриевна

 Педагогические/образовательные технологии на уроках русского языка и литературы   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогические/образовательные технологии на уроках русского языка и литературы  

            В рамках реализации ФГОС учитель должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения современных педагогических технологий.

          Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

   Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно- коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

        Главная задача учителя русского языка и литературы — не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

        Считаю, что задача учителя — пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Мы, учителя, должны заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.

     Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, то есть к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.

            Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.

           В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- проектная технология;

- дифференцированый подход к обучению.

           Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- самостоятельность учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в

изучении как программного, так и дополнительного материала.

         Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Тем более,  что использование ИКТ со всеми его привилегиями стало возможным со строительством новой школы ( в 2021 году открылось новое здание нашей школы)

        Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов:

- работа с Интернет-ресурсами;

-  компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический. эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- презентации учебного материала;

- презентации учебного материала, разработанного учениками;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

    Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

         С появлением «Конструкторского Бюро» в школе, учащиеся активно начали изучать Нейросети. Искусственный интеллект стремительно входит во все сферы нашего бытия, и образование не станет исключением. Нейросети дают возможность по-новому взглянуть на литературные образы, например.  Самый распространенный и знакомый из всех вариантов - визуализация изображений по текстовому запросу.

         Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход.

      На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического

индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

        На уроках , в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

         На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации).

      Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

     На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты. Например, в работе с учащимся Малофеевым Артёмом в процессе изучения казачьих сказок, пришли к созданию им проекта «Сборника казачьих сказок» (со словником, где дали перевод на современный русский язык многим словам-диалектизмам, устаревшим словам) .

     Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

    Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видео экскурсии.

       Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.

       Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

          К использованию игровой технологии также я отношу и участие обучающихся в школьном анимационном клубе «Феникс», руководителем которого я являюсь. Мы воссоздаем анимационные этюты, связанные с историческим прошлым нашей малой родины. Ребята,  перевоплотившись в «гренадёров», «барышень 19 века», в «купцов», «декабристов» и др. оттачивают актёрское мастерство, ораторское искусство, развивают свои способности.

   Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности.

    Для повышения эффективности урока и решения  вышеперечисленных задач применяются различные ВИДЫ дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний,  разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

    Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий — это доступность домашней работы.

       Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

      Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт хорошие  результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

             Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами

        Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

         Ответ прост - нужен адаптивный урок.

   Адаптивный урок — сочетание элементов различных технологий, создающих  комфортную среду урока. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

     Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни ученик проживает ситуации выбора, то у него формируется самостоятельность, без которой невозможна творческая личность.

      Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Использование педагогических образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В своей педагогической работе я использую различные педагогические технологии....

Педагогические образовательные технологии на уроках русского языка и литературы для работы со слепыми и слабовидящими детьми

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии- проблемное обучение- технология проектного обучения- ИКТб) педагогические технологии на ...

Педагогические образовательные технологии на уроках русского языка и литературы для работы со слепыми и слабовидящими детьми

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии- проблемное обучение- технология проектного обучения- ИКТб) педагогические технологии на ...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...