Продуктивное использование новых образовательных технологий
материал

Продуктивное использование новых образовательных технологий можно увидеть через участие обучающихся в дистанционных конкурсах по средством сети Интернет, написание и защиту проектов и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnoe_ispolzovanie_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивное использование новых образовательных технологий на занятиях в творческих объединениях

Котелевец  Дарья Александровна, ПДО, 1 кв. категория

     Термин «образовательная технология» как и остальные термины дидактики весьма многозначен  (более трехсот формулировок). Вот несколько примеров определения данной категории:

  • содержательная техника реализации учебного процесса (В.С. Беспалько);
  • описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
  • продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для учащихся и учителя (В.Н. Монахов);
  • системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В условиях реализации требований актуальными становятся технологии:

  • Традиционные технологии
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Игровые технологии
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Групповые технологии
  • Педагогика сотрудничества
  • Технология развития критического мышления
  • Модульная технология
  • Проектная технология
  • Кейс – технология
  • Технология мастерских
  • Здоровьесберегающие технологии

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе необходимо использовать различные современные образовательные технологии, они дают возможность повышать качество образования, они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Рассмотрим некоторые, часто применяемые мной на уроках образовательные технологии.

На своих занятиях чаще всего использую:

  1. Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей возможно через реализацию следующих задач:

  • использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  • формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
  • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  • дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Благодаря использованию ИКТ-технологий становится возможным выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц, кроссвордов), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе. Интернет дает возможность учащимся принимать участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах.

Использование Интернет позволяет организовать дистанционное обучение, это было особенно актуально в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что  дает возможность организовать видео-урок, выдать домашнее задание и проконтролировать его выполнение.

Таким образом, мы видим, что применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

  1. Технология проектного обучения

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы проекта, определение его цели и задач. Обоснование необходимости изготовления продукта.

2.Формулирование требований к проектируемому продукту.

3.Разработка нескольких вариантов продукта и выбор наилучшего.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору темы проекта

Технологический этап

1.Разработка конструкции и технологии изготовления продукта.

2.Подбор материалов и инструментов.

3. Организация рабочего места.

4. Изготовление продукта с соблюдением правил безопасной работы.

5. Подсчёт затрат на изготовление

Регулярное консультирование по содержанию проекта. Помощь в систематизации и обработке материала, консультации по оформлению проекта

Заключительный (аналитический) этап.

Рефлексия.

1. Окончательный контроль готового продукта.

2. Испытание продукта.

3. Анализ того, что получилось, а что нет.

4. Защита проекта.

Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта, оценивание каждого участника.

Таким образом, проектная методика:

1. Характеризуется высокой коммуникативностью;

2. Предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3. Особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке технологии;

4. Основана на цикличной организации учебного процесса.

3. Здоровьесберегающие и игровые технологии

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков.

Обеспечение возможности сохранения здоровья на занятиях, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся: 

  • перегрузка учащихся, снижение двигательной активности;
  • отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;
  • несформированность навыков здорового образа жизни;
  • плохая экология;
  • кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

Так же следует особое внимание уделить профилактике стрессов, для этого необходимо использовать:

  • работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Кроме этого, применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

  1. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения не является новой: она развивалась в 20 – 30 годы, как в советской России, так и за рубежом. А основу её заложил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.

Для осуществления проблемного обучения недостаточно только создать проблемную ситуацию. Поэтому Геббсом и Козелецким были выделены фазы проблемного обучения, в которых и осуществляется педагогический процесс, характеризуемый активностью и самостоятельностью учащихся:

  • I фаза – создание проблемной ситуации;
  • II фаза – формирование гипотез решения;
  • III фаза – проверка решения с систематизацией полученной информации.

Поэтому, проблемное преподавание включает такие фрагменты деятельности учителя и ученика, как организация проблемной ситуации и формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Использование технологии проблемного обучения на уроках позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Эта технология позволяет не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать высокого уровня развития школьников, развития их способностей к самообучению, самообразованию. Позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность ученика, создавать ситуацию успеха.

Это подтверждают результаты диагностического контроля. Учащиеся лучше справляются с решением качественных задач в контрольных работах; уровень общеучебных умений и навыков становиться выше, развивается речь учащихся. Даже слабые ученики при постепенном повышении требований начинают участвовать в обсуждении проблем, учатся думать, не боятся высказывать свои мысли.

Несмотря на то, что в последнее время контингент учащихся в нашей школе меняется не в лучшую сторону, применение технологии проблемного обучения позволяет поддерживать у учащихся интерес к урокам, сохранить качество знаний.

Технология проблемного обучения, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения любого предмета. Оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения дисциплины позволяет получить хороший результат, а значит и удовлетворение от педагогической деятельности и как же как и другие технологии, имеет преимущества, которые способствуют не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения, и недостатки - это большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

  1. Информационно-коммуникационные технологии и технологии проектного обучения на уроках технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов образования. Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя, те из них, кто умело использует новейшие технологии.  Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию обучающихся к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

ИКТ - это качество действий педагога, обеспечивающих:

  • эффективный поиск и структурирование информации;
  • адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
  • ведение документации на электронных носителях;
  • квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
  • использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом;
  • активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);
  • Из этого следует вывод, что области применения ИКТ педагогами являются:
  • документооборот (ведение документации на электронных носителях);
  • методическая работа, включая повышение квалификации педагога и самообразование;
  • воспитательно-образовательный процесс;
  • взаимодействие с родителями.

Главным приоритетом работы выступает не только результат, но и условия. Условия – это социальная ситуация развития школьников. Мы живем в век новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, поэтому вопрос об ИКТ в образовательном процессе очень актуальным. Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне, это и: демонстрация фотоматериала, видеофильмов; возможность совершить виртуальную экскурсию в историческое прошлое; познакомится с традициями, бытом предков, традиционными видами народного творчества; посетить музей, и пр.

Компьютер и интернет-ресурсы на уроках технологии могут быть использованы на таких типах и этапах урока:

  • наглядное объяснение материала;
  • выборочное использование дополнительного материала;
  • использование диагностических материалов,
  • самостоятельная работа с самопроверкой;
  • на этапе закрепления и контроля знаний;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • организация работы в группах, внеклассной работы и работы с родителями;
  • использование систем контроля и мониторинга качества знаний.

В образовательной деятельности можно активно использовать мультимедийную аппаратуру, ведь создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении обучающихся с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.

Активное пользование сети Интернет дает возможность принимать участие школьников в заочных конкурсах, олимпиадах различного уровня по различным направлениям развития.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь школы.

В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами, поэтому официальный сайт школы становится всё более актуальным. Его создание позволяет родителям быть в курсе успеваемости обучающегося, контролировать домашнее задание. Школьники могут общаться с одноклассниками и учителями.

Современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

Использование ИКТ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности ребенка, взаимодействии с родителями обучающихся, организации деятельности учителя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

2.4. Технология мастерских

Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Здесь на помощь приходит технология мастерских - необычная система обучения, предоставляющая каждому ребенку, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании.

Сущность данной технологии выражалась в следующих основных положениях:

1. Воспитывать личности с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Помнить, что все дети способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Использовать современные методы обучения и развития личности.

Для технологии мастерских характерны следующие принципы:

а) отношение взрослого к ребенку, как к равному себе;

б) самостоятельное решения творческих задач ребенком;

в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту каждого ребенка.

4. Новый тип педагога. Это педагог, который не подавляет природу ребёнка, а развивает его творческие способности.

Используя данную технологию, педагог ведет работу с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями.

Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение воспитанников в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

Обобщение опыта работы технологии мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

1. Педагог создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий педагог обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Педагог работает вместе с детьми, он равен воспитанникам в поиске знания.

4. Педагог не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у воспитанников.

6. Педагог исключает официальное оценивание работы воспитанника

(не ругает и не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки воспитанника, её изменения, самокоррекция.

цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение второстепенного от главного, ответственность за свою работу. Особенно, если они заканчиваются рефлексией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТАна тему: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»...

Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке

Использование активных методов и приѐмов на уроках технологии способствует повышению уровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активности личности....

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...