Наставничесвто
материал

Программа по работе наставника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 им. В. Овсянникова-Заярского»

Программа

 «Школа наставничества»

Разработчик:

учитель английского языка

Юркевич Валерия Валериевна

Нижневартовск

 2020

Пояснительная записка

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике  роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

 

Цель программ: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Задачи  программы:

  • помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе.
  • формировать устойчивую  и осознанную  мотивацию быть учителем; в процессе адаптации поддерживать  эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
  • планировать методическую работу дифференцированно и целенаправленно на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
  • организация наставничества с молодым учителем по различным направлениям;
  • развивать потребность  у молодого  учителя   к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;

Решающим  периодом  в профессиональном становлении учителей являются первый и  второй годы работы в школе. Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер.   Наставник может  выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных     актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
  • участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
  • наличие портфолио у каждого молодого педагога;
  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:

  • консультирование;
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников и другие).

 

ПЛАН РАБОТЫ

по организации наставничества

2020-2021 учебный год

Планирование и организация работы по предмету

Планирование и организация воспитательной работы

Работа со школьной документацией

Контроль за деятельностью молодого специалиста

СЕНТЯБРЬ

Час общения «Расскажи о себе». Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, Уставом образовательного учреждения. Изучение нормативно-правовой документации по правам и льготам молодых специалистов. Изучение содержания учебных программ, нормативных документов  по организации учебно-воспитательного процесса.

1.Изучение документов по ФГОС НОО;

2 Изучение рабочих программ по предмету «Английский язык»;

3. Изучение методических рекомендаций и пособий;

4. Составление рабочих программ по предметам 5 Индивидуальные консультации.

.6. Системно-деятельнос- тный метод обучения.

1.Собеседование по теме: «Особенности составления плана воспитательной работы».

2.Планирование воспитательной работы с классом и родителями на 2020-2021 учебный год.

3.Определение тематики родительских собраний на год.

1.Оформление учебных программ по предмету «Английский язык»

2.Работа с личными делами учащихся класса;

3.Консультация по  ведению электронного журнала класса.

  1. 1.Проверка составления рабочих программ по учебным предметам,
  2. 2. Проверка составления  планирования  воспитательной работы класса;
  3. 2.Взаимопосещение уроков. занятий внеурочной деятельности.

ОКТЯБРЬ

Час общения «Основные проблемы молодого учителя»

1.Консультация « Современный урок: структура и конструирование»

2. Составление планирования с учётом межпредметной связи.

3.Подбор методического материала.

1.Методика проведения родительских собраний.

2.Организация индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний.

3.Составление социального паспорта семей учащихся.

1.Практикум «Как работать с рабочими тетрадями учащихся.». Выполнение единых требований к ведению тетрадей.

2.Блокнот для личных сведений учащихся и вербального общения.

1.Посещение уроков.

2.Проверка ведение тетрадей, соблюдение норм оценок за письменные работы.

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Час общения  «Как быстрее адаптироваться в школе»

1.Самоанализ урока.

2. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей

3.Организация индивидуальной работы с учащимися.

4.Особенности в структуре урока по УМК по предмету «Английский язык»;

4.Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.

1.Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса

2.Особенности проведения внеклассных мероприятий, праздников, конкурсов с привлечением родителей.

3.Экскурсии.

4.Участие в конкурсах.

1.Как вести протоколы родительских собраний.

2.Подготовка документов для организации экскурсий.

1.Технологические карты уроков по предметам.

2.Проверка выполнения программы.

ЯНВАРЬ

1. Консультация «Эффективность урока- результат активной деятельности учащихся»

2.Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах.

1.Предупреждение педагогической запущенности учащихся;

2.О школьном Совете профилактики.

1.Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы.

2.Изучение документов по ФГОС СОО.

3.Мониторинг процесса формирования УУД у школьников в урочной деятельности.

1.Ведение тетрадей и «дневников вербального оценивания» учащихся.

 

 

ФЕВРАЛЬ

1.Методы активизации познавательной деятельности учащихся;

2.Практическое занятие «Анализ урока. Виды анализа»

3. Видеоуроки.

1.Индивидуальные беседы с родителями.

2.Дневник взаимосвязи с родителями.

1.Самообразование педагога: сетевое взаимодействие, сообщества учителей.

2.Изучение документов по ФГОС.

3.Мониторинг процесса формирования УУД у школьников во внеурочной деятельности.

1.Посещение уроков наставника и их структурный анализ

МАРТ

1.Консультация «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

2.Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время.

3. Практикум Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»

1.Методика проведения внеклассных  занятий и праздников.

2.Вовлечение ощественности, социальных партнеров в воспитательную деятельность с классом.

1.Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы

2. Обзор периодической печати.

1.Проверка выполнения теоретической и практической части программы.

2.. Посещение уроков у молодого специалиста.

3. Взаимопосещение внеклассных мероприятий.

АПРЕЛЬ

1 Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учащимися»

2. Организация повторения на уроках английского языка.

3.Подготовка к итоговой промежуточной аттестации.

1 Час психологии «Проблемы дисциплины на уроке»

2. Практикум по решению педагогических ситуаций.

3.Подготовка отчета по воспитательной работе за год.

4.Составление характеристики классного коллектива.

1.Составление КИМов к итоговым контрольным работам.

2.Анализ контрольных работ.

1.Посещение уроков.

МАЙ

1.Анализ сформированости УУД у обучающихся.

2.Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год.

1.Индивидуальные беседы с родителями.

2.Итоговое родительское собрание.

3.Итоги воспитательной работы за год.

4.Практикум «Содержание, формы и методы работы учителя с родителями»

1.Отчёт по выполнению теоретической и практической части программ

2.Заполнение журнала на конец учебного года..

3.Анализ общей и качественной успеваемости учащихся.

4. Составление годового отчета по движению обучающихся.

5.Работа с личными делами учащихся класса.

1.Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы).

2.Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя.

3. Заполнение портфолио учителя.

Учитель – наставник ____________________  

Молодой специалист, учитель английского языка _____________________  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка  профессиональной деятельности молодого  учителя

(оценивание по пятибалльной системе)

п/п

Аспекты профессиональной деятельности

Самооценка

учителя

Оценка

наставника

администрации

1

Формирование  общеобразовательных умений, навыков

2

Осуществление межпредметных связей

3

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода

4

Развитие  познавательных способностей

5

Организация самостоятельной работы учащихся

6

Системность и перспектива образования

7

Использование краеведческого материала

8

Использование элементов инновационных технологий

9

Выбор оптимальных методов обучения

10

Выбор оптимальных форм проведения уроков

11

Умение эффективно использовать способы обучения

12

Ведение тематического учёта знаний

13

Реализация воспитательной направленности урока

14

Реализация принципов развивающего обучения

15

Изучение уровня учебных достижений учащихся

16

Организация рабочего места учителя, ученика

17

Организация внеклассной работы по предмету

18

Умение работоспособности и дисциплину на уроке

19

Умение рационально использовать время на уроке

20

соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку

21

Умение  проводить анализ, самоанализ урока

22

Развитие умений и навыков само- и взаимоконтроля

23

Методика организации работы с учениками, которым тяжело учиться

24

Методика организации работы с учениками, мотивированными на учёбу

25

Методика проведения уроков разного типа