Инновационная и экспериментальная деятельность учителя
материал

Петрова Галина Викторовна

Инновационная и экспериментальная деятельность учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в работе учителя физики

В условиях современности, обусловленной ускоряющимся научно-техническим прогрессом, глобализацией в мире, развитием информатизации и телекоммуникаций, в обществе сформировалась острая потребность в подготовке конкурентоспособных выпускников, творчески мыслящих личностях, обладающих исследовательской компетентностью. Развитие интеллектуального потенциала школьников, поиски и отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии- являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Стремительно меняющаяся  жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения    в практике массового образования. Поэтому желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребёнка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучащей декларации в реальную потребность, весьма значительно опредмечиваемую в образовательной практике.

Убеждаюсь, что нельзя ввести в абсолют какой- либо единственный метод, приём или даже целиком технологию, необходимо использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения. В зависимости от типа урока и его цели, комплексно применяю разнообразные методы и приёмы.

Использую в своей работе элементы технологии личностно-ориентированного обучения (педагогика сотрудничества). Эта технология ориентирована на свойства личности, её формирование, развитие в соответствии с природными способностями, в атмосфере любви, сотрудничества. Педагогика сотрудничества является воплощением нового педагогического мышления, идей, входит в структуру других технологий. Данная технология позволяет мне создавать наиболее комфортные условия на уроке и во внеурочной деятельности. Использовать различные методы: проблемный, частично-поисковый, творческий, исследовательский. Но и безусловно в физике не обойтись без объяснительно-иллюстративного метода.

Основой своей работы считаю использование элементов блочно-модульной технологии. Использую блоки В.Ф. Шаталова, Луппова, Т.И. Трофимова, собственные опорные схемы и сигналы. Опорные конспекты - это система опорных сигналов (символов - слово, схема, рисунок) в виде краткого условного конспекта представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Использую в своей работе опорные конспекты абсолютно во всех классах, начиная с 7-го и заканчивая 11-м  классом. Мною разработаны  свои опорные сигналы и тестовые задания, которые входят в учебно-методический комплект по авторской программе, получившие внешнюю рецензию. Как правило, темы изучаются по блокам: сначала изучается отдельный законченный модуль в лекционной форме, который затем разбирается на так называемом семинарском задании, где наиболее «сильные» учащиеся делают сообщения по отдельным темам модуля, готовят доклады. В заключение изучения блока или группы блоков, имеющих общее содержание, проводятся зачетные задания в разных формах: письменная работа, тестирование, билетная система, собеседование, компьютерное тестирование.

  Так среди технологий, (используемые мной) которые обеспечивают полное усвоение содержания образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся можно выделить технологию развивающего обучения, технологию проблемного обучения, ИКТ, проектную технологию, технологию дифференцированного обучения.

Например, развивающее обучение постоянно используется при изучении сложного материала, когда я применяю специальные развивающие задания, карточки, обучающие компьютерные программы.

При изучении многих тем используется проблемное обучение для того, чтобы поднять интерес к изучаемым предметам, научить учащихся анализировать изучаемый материал. Применяя в своей работе различные методы обучения, такие, как проблемный метод обучения, расширяю  возможности включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, которые добывают знания методом «Шаги познания». Обучение стараюсь строить так, чтобы ставились задачи, вызывающие у школьников затруднения, т.е. такие, какие они не в состоянии решить, опираясь только на имеющиеся знания, для решения стараюсь требовать размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверку, обращение к дополнительной литературе.(«Всякое начало трудно - это истина справедлива для каждой науки» Это высказывание Карла Маркса  очень актуально для изучения основ физики - науки, удивительной, трудной, но в то же время интересной и увлекательной. И, начиная с самых основ, азов, с 7 класса стараюсь проводить уроки разнообразными приёмами и методами. Меняю структуры уроков с классических типов на нетрадиционные: Урок-соревнование,  урок-турнир, урок-путешествие.(Интенсификация  процесса обучения физики может быть достигнута посредством оптимизации всех составляющих  его элементов. 

Наблюдения, исследования, консультанты в процессе работы - один из факторов  залога успеха в деятельности учителя. Для развития учеников стараюсь предусмотреть каждому ситуацию успеха. Это значит, что предлагаю такие задачи и задания, с которыми ребёнок наверняка справится и почувствует себя победителем, покорителем трудной вершины. То есть в проведении урока стараюсь использовать 5 «П»: 1) Постановка проблемы. 2) Поиск. 3) Пути решения. 4) Проект защиты проблемы. 5) Победа!   Работа в таких проектах в основном происходит по группам. Творческая атмосфера на уроках - один из обязательных требований моей работы.

Основу личностно-ориентированного обучения составляет проблематизация учебного материала (удивляй, вызывай любопытство). В традиционное изложение материала, я включаю проблемные ситуации (  по Дж.Дьюи), вызывая тем самым активность ребят.

Знания усваиваются с «аппетитом». Проблемное обучение реализуется при помощи следующих методов: частично-поискового или эвристического, проблемного изложения и исследовательского. И.В.Лернер считает, что в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем, их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно. В решении проблемы выделяю следующие этапы: осознание проблемы, формулирование гипотезы, доказательство гипотезы, общий вывод. Для решения проблемы учащиеся пользуются методом установления причинно-следственных связей. Удачным уроком считаю - урок вопросов и сомнений, озарений и открытий  с установкой на осмыслении и понимании. Мышление на уроке главенствует над памятью. При этом учитываю принципы оптимизации (выделение главного с учётом времени), связь теории с практикой, доступности, сознательности, наглядности.

  Личностно-ориентированное обучение подразумевает метод коллективного способа обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Как сказал А. Петровский: « Обучение-это общение человека с человеком». На уроках я применяю различные  виды общения: опосредованное, общение в паре ( один учит другого), общение в парах смешанного состава ( каждый учит каждого), использую форму динамичных (меняющихся ) пар, в которых ребята выступают по очереди, то в роли ученика, то в роли учителя (данный метод наиболее приемлем при закреплении и проверке знаний) т.о. я использую следующие формы общения - коллективные, групповые, индивидуальные, в основе лежит идея взаимного обучения, посильного диалога общения всех детей. Тип управления учебно-воспитательным процессом: «репетитор» + система малых групп + «консультант». Моя задача как учителя    научить   ребенка самостоятельности познания, умению найти необходимый материал и аналитически работать самим, при необходимости оказывать помощь товарищам, решать проблемы, задавать вопросы, делать выводы, учиться размышлять. Данный подход способствует развитию независимости и самостоятельности. Требовательность основанная на доверии, увлечение детей интересным материалом, самостоятельность детей –одни из главных задач на уроке.

Технология саморазвивающего обучения (метод проектов) использую для формирования информационной, коммуникативной компетенции, компетенции самоорганизации

Основу метода проектов составляют следующие положения:

1. Развитие познавательных умений и навыков учащихся;

2. Умение ориентироваться в информационном пространстве;

3. Умение самостоятельно конструировать свои знания;

4. Умение интегрировать свои знания из различных областей наук;

5. Умение критически мыслить;

6. Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по физике;

7. Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

8. Развивает личностные качества ученика;

9. Влияет на выбор будущей профессии учеников. Метод проектов и исследований я применяю в своей работе с 1998г. За это время  были поставлены чёткие цели и задачи, реализованы многие идеи и замыслы.. Стараюсь разбудить в детях интерес к творчеству, к созданию проекта творческого, интересного, неповторимого. Считаю, что эту проектную технологию я внедрила в свою учебную деятельность и реализовала довольно прочно. Благодаря интенсивному и постоянному сотрудничеству между мной и  креативными учащимися, постоянно осуществляются интересные проекты и идеи.

Информационная компетенция предусматривают овладение учениками информационных технологий, умение самостоятельно приобретать и использовать информацию .С нового учебного года я освоила ещё одну форму повышения предметной компетентности педагога и улучшения условий профессиональной деятельности – участие в республиканском образовательном проекте «Формирование ИКТ компетентности учителя физики как одно из условий реализации ФГОС». Это позволило мне разнообразить формы и методы проведения уроков, использовать при организации и проведении уроков цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках курса. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. Осознавая важную роль информатизации образования на уроках, я применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные лабораторные работы и опыты; Составила новую программу по физике для 8 класса «Программа с использованием ЦОР на всех уроках».

Стараюсь вовлечь своих учеников в активную познавательную деятельность по физике: в КВН, в различных соревнованиях, интеллектуальных играх,. Это и участие детей в школьных вечерах в физических спектаклях , участие в конкурсах, в смотрах технического творчества.

Литература:

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. - 160с.

Селевко Г.К. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) //Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 220-224.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная и инновационная деятельность учителя Петрова Галина Викторовна– учитель физики МАОУ «СОШ № 46» г. Улан-Удэ

Слайд 2

« Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой ее может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющий убедить в этом учащихся. Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нем прелесть новизны…» В. А. Фабрикант (1907 – 1991)

Слайд 3

Виртуальные лабораторные работы

Слайд 6

Вид модуля перед открытием Модуль «Двигатель внутреннего сгорания»

Слайд 7

Практический модуль с тестовым заданием на поиск соответствия. Решение задачи.

Слайд 8

Интерактивные модели

Слайд 9

Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»

Слайд 10

Информационные ресурсы. http :// fcior.edu.ru – ФЦИОР http :// kurokam.ru/load/predmety/fizika/fizika_7_9_klassy_virtualnye_laboratornye_raboty_po_fizike_cd_rom/45-1-0-3710 - Виртуальные лабораторные работы http :// class-fizika.ru/int8.html - Интерактивные модели http :// physik.ucoz.ru/load/flehsh_animacii/4 - Интерактивные модели



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

«Средняя общеобразовательная школа № 46» г.Улан-Удэ

Инновационный проект

«Развитие исследовательской деятельности учащихся при изучении физики»

                                         

                                      Автор работы: Петрова Галина Викторовна

Занимаемая должность:

учитель физики

первая  квалификационная категория

Место выполнения работы: МАОУ СОШ

№ 46

               

                                                                                   

                                                 Улан-Удэ , 2022 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

       3.1. Предмет исследования

       3.2. Объект исследования

3. Этапы реализации проекта на период 2021-2023 г.г

4. Бюджет проекта

5. Ожидаемые результаты

6. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Я считаю, что данная тема актуальна. Меня, как учителя физики, волнует нынешнее отношение к предмету, пугает снижение заинтересованности и снижение уровня знаний. Но в тоже время я вижу, что сейчас есть возможность дать детям нужные знания, есть творческие ученики. И если правильно организовать обучение физики в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы, по моему мнению, является обучение предмету с использованием исследовательского и проектного методов и инновационных средств обучения.

Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя физики является умение грамотно организовать исследовательскую и проектную работы со школьниками, привлечь их к изучению родного края  с целью развития физического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения к окружающей среде.

Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с выявлением влияния исследовательской и проектной деятельности на формирование творческой активности обучающихся и повышение качества обучения по физике.

Цель проекта: создать условия для развития обучающихся методами и приемами проектно-исследовательской деятельности, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления обучающихся и повышающих качества обучения.

Задачи проекта:

1. Изучение образовательного запроса школьников с целью определения приоритетных направлений исследовательской и проектной деятельности;

2.Разработка системы исследовательской и проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы,

3. Выявление детей особо склонных к научно-исследовательской и творческой работе;

4. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

5.Создание системы критериев оценки исследовательских и проектных работ, награждения победителей;

6. Создание условий для реализации проекта, разработка проектных, методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы проекта;

7. Эффективное внедрение ФГОС ООО в учебно-воспитательный процесс по физике;

Учащихся к исследовательской и проектной деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Задача учителя – обеспечить успех исследовательской и проектной работ.

В основу исследования положена гипотеза: если развить исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, это позволит успешно активизировать познавательную, творческую, поисковую деятельность учащихся и повысить качество обучения.

Предмет исследования: исследовательская и проектная деятельность обучающихся и повышение качества знаний и учебной мотивации по физике.

Исследовательская деятельность учащихся.

Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе по физике посвящены многие труды по методике преподавания физики.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Принципы проектно-исследовательской деятельности.

 Для того чтобы педагог мог успешно управлять проектно-исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе принципы организации данного процесса. Исследовательская деятельность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах: доступности, естественности, осмысленности, культуросообразности, самодеятельности.

Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность.

Основные требования к использованию исследовательской деятельности обучения:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей, исследовательского поиска для ее решения);
  • Практическая значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • Использование исследовательских методов:

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- анализ и объяснение полученных результатов;

- оформление конечных результатов.

Продукт реализации этой программы – творческие, исследовательские работы учащихся, выполненные в рамках общеобразовательных предметов.

Я считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на районных, городских, всероссийских конференциях.

Методика работы над исследовательским проектом

Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования. 1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка  темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи.

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования.

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по физике сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные  обычно на большой выборке и с большим числом повторений.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов.

Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

Ожидаемые результаты:

- приобретение учащимися функционального навыка исследования и создания проектов;

- обеспечение активной учебной работы школьников через формирование ключевых компетенций;

- повышение качества знаний учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- использование индивидуализации и активных методов обучения;

- развитие навыков и получение результатов проектной деятельности учащихся по биологии во внеклассной деятельности.

Современная школа живёт и развивается в изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости учеников и таком же интересе к предмету. Как повысить учебную мотивацию к своему предмету?

Одним из методов повышения интереса к учебным предметам, и как следствие повышение качества образования является вовлечённость учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски и отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед школой.

И исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, умению планировать, формирует стремление - двигаться к намеченной цели.

Повышение качества знаний обучающихся в результате исследовательской и проектной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

1.проектно-исследовательская деятельность должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

2.исследовательская и проектная деятельность должна строиться на добровольной основе; учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

3.занятость исследовательской и проектной деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения времени учащегося.

Обоснование актуальности разработки основной проблемы.

1.Объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской, проектной деятельности учащихся, полученные при выполнении проектно-исследовательских и творческих работ, используются на уроках биологии и содействуют повышению успеваемости и качеству знаний учащихся.

2. Создание научного общества учащихся. Ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на неё свободное время.

3 Исследовательская и проектная деятельность учащихся предполагает глубокое систематизированное знание по биологии.

Таким образом, проект по развитию исследовательской и проектной деятельности на современном этапе развития школы совершенствует качество образования, способствует развитию методов и приемов проектно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии, развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Происходит развитие критического и творческого мышления, умение увидеть проблему, поставить цель, найти методы и средства решения, достичь результата.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • компьютерный класс – 1 класс,
  • мобильный компьютерный класс на базе компьютеров МАС – 48 шт.
  • специализированный учебный кабинет, лаборатория
  • специализированные помещения – библиотека, методический кабинет.

Информационное сопровождение проекта

  • наличие Интернета,
  • сайт школы,
  • наличие библиотеки, компьютерных программ по  информатике.
  • обеспеченность научно-методической литературой.


Содержание проекта

Инновационный проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по физике» создан на основе теоретических знаний и практического опыта работы с обучающимися 7-11 классов.

Проект долгосрочный, занимает 2021-2023 учебный год.

В проекте отражены четыре основных этапа работы.

Сроки, этапы и мероприятия по реализации проекта

1. Подготовительный этап - Сентябрь-декабрь 2021г.

Цель: создание предпосылок исследовательской и проектной деятельности обучающихся по физике и их апробация на уровне ОУ.

  1. Создание и реализация плана исследовательской и проектной работы.
  2. Систематизация существующего опыта исследовательской и проектной работы.
  3. Анализ материально-технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской и проектной деятельности.
  4. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности.
  5. Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся (анкетирование учеников и родителей, проведение диагностических работ на уроках, индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих интерес к изучению физики).
  6. Составление списка учеников, способных к исследовательской и проектной работе по различным учебным предметам.
  7. Определение тем исследования и проектов по физике.
  8. Создание научного общества учащихся.
  9. Составление графика проведения предметной недели, научно-практических конференций в текущем учебном году.
  10. Определение формы и места представления проектов и результатов исследований.

2. Творческий  этап - январь - май 2022г.

Цель: формирование проектно-исследовательской среды среди обучающихся при изучении физики, экологии, химии, биологии  межпредметная интеграция исследовательской и проектной деятельности.

1. Анализ работы за 1 полугодие текущего учебного года.

2. Индивидуальная и дифференцированная работа с одарёнными и способными учащимися.

3. Проведение интеллектуальной игры для членов научного общества учащихся.

4. Выявление и развитие у вновь прибывших учеников способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности.

5. Отработка тем программного материала по физике (7-9 классы, 10-11 классы), при изучении которых можно вовлечь большее количество учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

6. Составление презентаций по результатам исследований, отработка навыков оформления проектов.

7. Научно-практическая конференция исследовательских проектов, творческих работ в школе.

8. Организация и проведение отчётной работы среди учащихся о промежуточных  итогах исследовательской и проектной работы по физике.

9.Представление опыта исследовательской и проектной работы по биологии в системе образования Советского муниципального района.

10.Анкетирование, собеседование с детьми, участвующими в  научно – исследовательской и проектной работе с целью выявления проблем и перспектив обучения этим технологиям.

11. Мониторинг влияния исследовательской и проектной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся.

3. Развивающий этап - Сентябрь-декабрь  2022г.

Цель: переход системы исследовательской и проектной деятельности учащихся в режим функционирования.

  1. Анализ работы за прошедший учебный год.
  2. Выявление и развитие у вновь прибывших учеников способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности
  3. Определение тем исследования и проектов по физике.
  4. Участие в научно-практических конференциях естественно - научного направления.
  5. Мониторинг влияния исследовательской и проектной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся.
  6. Расширение спектра участия в научно-практических конкурсах и конференциях различного уровня, где учащиеся могут выступить со своими работами.
  7. Вовлечение в научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

4. Аналитический этап – январь-май 2023г.

  1. Обобщение и систематизация результатов Проекта.
  2. Развитие и обобщение опыта, публикация методических разработок, статей, участие в семинарах, конкурсах.
  3. Выявление проблем
  4. Мониторинг влияния проектно-исследовательской деятельности на результативность работы учителя, учащихся (аттестация педагогических работников, результаты ЕГЭ, качество обучения)

Таким образом, в результате проведённой в течение учебного года систематической работы, включающей комплекс мероприятий, направленных на развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии, повысилось качество обучения по физике.

Результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся по физике за 2022-2023 уч.г.

  1. Участник НПК – 2023
  2. Диплом Всероссийский творческий конкурс "Горизонты педагогики" http://pedgorizont.ru Номинация: "Детские исследовательские работы и проекты" Работа: "Секрет термоса

Вывод: созданная система работы по развитию исследовательской деятельности обучающихся по физике доказала свою эффективность. Уверена, что применяя в свой педагогической деятельности данную систему можно значительно повысить мотивацию учащихся к изучению предмета физика, а значит  поднять качество образования.

Выводы:

1. Исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

3. Исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Создавая условия для полного проявления самостоятельности учащихся, наблюдались изменения в них самих. Ребята становились способными к изменению обстоятельств своей деятельности, изменению себя, своего субъективного пространства саморазвития. Собственные наблюдения за учащимися позволяют сделать вывод о том, что исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления ребенка. Учащиеся, включенные в исследовательскую деятельность, внимательнее слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и формулируют их, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, четче составляют план ответа, конспект, реферат, рациональнее располагают свои записи в тетрадях, культурнее и общительнее с окружающими.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной целью разработанной модели, представленной в данном проекте, является развитие свободной, организованной, культурной, личности, готовой к свободному самоопределению и дальнейшему самосовершенствованию.

Образование сегодня-главный капитал, которым располагает человек на рынке труда. Поэтому сегодня, как никогда раньше, оно является основой развития личности, гарантией социальной мобильности и устойчивости выпускника школы.

Реализация данного проекта позволит на конкретных примерах своей исследовательской деятельности:

1. Активизировать интерес к знаниям;

2. Развить представления о межпредметных связях;

3. Создать установку на престижность знаний;

4. Развить коммуникативную направленность;

5. Развить научное мышление;

6. Развить творческий подход к собственной исследовательской деятельности.

Реализация данного проекта позволит значительно повысить качество как образования, так и воспитания.

«Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его привычкой метода научного знания, научит его ставить научно вопросы и направлять на путь, ведущий к их решению». (Гессен).


Список использованной литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Наука, 2007
  2. Волкова Л.А. Учебное исследование в школе: виды, алгоритмы, принципы \Л.А. Волкова\\ Школьные технологии.- 2009.-№4.-С.94-96
  3. Гилаева Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования / Е.А.Галиев, Ю.С.Егоров // Школа. – М.: «Школа». – 2001. -№2. – С.69-74.
  4. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Форум: Инфра – М, 2004. \Пофессиональное образование\.
  5. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении \В.В. Гузеева \\Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
  6. Гузеева В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы \ В.В. Гузеева \\Школьные технологии.- 2010.-№5.-С.49-52
  7. Жильцова О.А. Возможности организации проектно- исследовательской деятельности учащихся в средней школе /О.А. Жильцова \\Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.100-103
  8. Зильберг Н.И. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность \Н.И. Зильберг \\Школьные технологии.- 2008.-№5.-С.76-81
  9. Леонтович А. Модель организации исследовательской деятельности учащихся \А. Леонтович \\Директор школы.- 2008.-№7.-С.69-74
  10. Лукина В. Исследовательская деятельность в практике \В. Лукина \\Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№15.-С.5-7
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008
  12. Психологические тесты. В 2т./под ред. А.А. Карелина. – М:Владос – Пресс, 2007- Т.1 . С. 10-12, С.25-36.
  13. Рогова И.А. Исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования /И.А. Рогова //Профильная школа.- 2008.-№5.-С.14-19
  14. Савенков А. Принципы исследовательского обучения \А. Савенков \\Директор школы.- 2008.-№9.-С.50-55
  15. Савенкова А. Развитие исследовательских умений школьников \А. Савенкова \\Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№18.-С.20-30
  16. Фахретдинова Ф.Р. Исследовательская деятельность – основа развития   одаренной личности \Ф.Р. Фахретдинова \\ Одаренный ребенок.- 2010.-№1.-С.122-127
  17. Шмелькова Л.В. Цель – проективно-технологическая компетентность педагога / Л.В.Шмелькова // Школьные технологии. – 2002. - №4. –С.36-48.



Предварительный просмотр:

Инновационная/экспериментальная  деятельность

Наша современность стремительно меняется, поэтому педагог находится в постоянном поиске, стремится в свою работу привносить что-то новое, постигать неизведанное, изучать то, что вчера казалось далеким. Я не остаюсь в стороне, работаю над собой, расширяю поле своей деятельности.

   Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Мною накоплен богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: 

1. Творческие задания. Это  задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. А это помогает получить метапредметные результаты при обучении физике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Например, в 7 классе: при изучении темы плотность вещества учащиеся определяют, самостоятельно, плотность своего тела, что в дальнейшем, при изучении темы плавание тел, поможет им дать ответ на вопрос: почему человек плавает?

2. Работа в малых группах.   Это  одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся  возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). 

   В своей практике, работу в группах я использую следующих ситуациях: (на протяжении всего курса физики)  при выполнении лабораторных, практических работ, экспериментальных заданий; задаю групповые творческие домашние задания (например, создать модель фонтана (7 кл.)). Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу, интернет, умения применять теоретические знания предмета на практике.

3. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное. В данном случае, можно привести следующие проводимые мною игры: суд над трением, ядерной энергетикой, «Своя игра».

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии). Это важный прием не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, но и вызывающий заинтересованность учащихся. К сожалению, данный подход в своей практике я использую редко, но, тем не менее, он имеет место. Например, экскурсия в планетарий( изучение состава Вселенной), «Южные электросети»(передача электроэнергии на расстоянии).

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (газеты, фильмы). Данный прием я широко использую во внеурочной деятельности по предмету, участвуя со школьниками в различных конкурсах («Энергия и среда обитания», акция «Речная лента» и др)

 Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео, мультимедиа материалами, «ученик в роли учителя», использование вопросов). Данный подход, наверное, наиболее широко распространен в моей практике, из всех интерактивных методов. На уроках я использую как интерактивную лекция, так и работу с наглядными пособиями, мультимедиа материалами (которые иногда выполнят сами учащиеся), на данный момент мною накоплена большая мультимедиатека, которая постоянно пополняется новыми материалами. 

Иногда, при изучении достаточно не сложной темы, ученик выступает в роли учителя. Например, по теме в 8 кл. «Примеры теплопередачи в природе и технике»; 5 учащимся за раннее дается задание, я помогаю выстроить урок каждому. На следующее занятие,  дети пытаются войти в роль учителя, объясняя материал, при этом происходит постоянный контроль со стороны учителя; кроме того, на День дублера, традиционно, дети ведут уроки физики. При изучении нового материала, я постоянно использую вопросы, для более глубокого усвоения изучаемого. 

Кроме того, на своих уроках, для осуществления метапредметного подхода, я часто использую презентации созданные учащимися об известных ученых-физиках, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников,  но и создает убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества. Развивает отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, прививает уважение к творцам науки и техники, ведь школьники должны захотеть соизмерять свои поступки и мысли с поступками и мыслями ученых, «тянуться» к ним. 

7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. При изучении предмета встает необходимость обсуждения некоторых тем и выяснения отношения учащихся к данной проблеме. Например, ядерная энергетика, обсуждаем с детьми  все за и против ее использования. Дискуссионные обсуждения вызывают и экологические вопросы, например, при изучении тепловых двигателей обсуждаются пути уменьшения выбросов в атмосферу СО2, рассматриваются наиболее экологически чистые двигатели, развиваются умения устанавливать связь между изменениями физических параметров и глобальными природными процессами (разрушение "озонного экрана", усиление "парникового эффекта"), укрепляется способность анализировать современные технические ситуации, вызванные нарушением управлением техническими процессами (аварии на ТЭС, трубопроводах, заводах и др.); создаются возможности прогнозирования способов их предупреждения. 

На мой взгляд, в таких условиях созданного для школьников "мира”, ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. Поэтому интерес к  физике, как к предмету, постоянно растет у наших школьников, и свидетельством этого является увеличение числа учащихся готовых сотрудничать с учителем, т.к. с каждым годом возрастает количество учеников, активно участвующих в  конкурсах,  конференциях. Обучающиеся не только учатся, создают проекты, ведут исследовательскую деятельность, но и успешно защищают свои работы на конференциях, уроках, создают мультимедийные продукты. И в этом огромная заслуга, использования мной в своей педагогической деятельности, интерактивных технологий и метапредметного обучения.

   Кроме того, о результативности использования современных образовательных технологий можно судить и по успешной сдаче экзаменов по предмету ЕГЭ и ГИА, на протяжении нескольких лет учащиеся выбирают для итоговой аттестации физику и успешно ее сдают. Что, впоследствии, им дает возможность получить бюджетные места в ряде технических вузов РФ.  А готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями - это один из личностных результатов обучения физике в основной школе.

Таким образом, интерактивный метод и метапредметное обучение повышают эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и являются средством инновационного развития школы будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная и экспериментальная деятельность

     Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложне...

Инновационная и экспериментальная деятельность в образовании. Эффективность проектов.

Статья об эффективности проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе...

Инновационная и экспериментальная деятельность.

Представлен опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ....

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инновационной и экспериментальной деятельности, в апробации новых оценочных моделей....

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие в инновационной деятельности....

Инновационная/экспериментальная деятельность учителя

Инновационная/экспериментальная деятельность (на высшую категорию)*:-Реализация проекта НОУ «ОМУ» г. Томска  на основе информационных технологий, которые позволяют участвовать в самых...