Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
методическая разработка

Эрхеева Ирина Владимировна

В данной статье описывается проводимая мною работа по выявлению и развитию способностей учащихся по английскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач каждого учителя. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Выявление способностей провожу следующими способами:

·         Технологии развивающего обучения на уроках английского языка.

·         Олимпиады, конкурсы, викторины, творческие задания.

·         Научно-практические конференции.

·         Внеурочная деятельность.

·         Творческие предметные недели.

·         Проведение    коллективно    -    творческих    дел.

·         Выступление      на     концертах.

 Цели и задачи:

Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:

·         Выявление способностей и создание системы работы с детьми;

·         Создание условий для оптимального развития;

·         Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

·         Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;

·         Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

·         Стимулирование творческой деятельности;

·         Социальная и психологическая поддержка.

Методы и формы работы:

В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

К урочной деятельности относятся следующие виды:

·         проблемно-развивающее обучение;

·         проектно-исследовательская деятельность;

·         игровые технологии (деловые игры и путешествия);

·         информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации;

·         развитие способностей (разно-уровневые тесты, презентации);

·         творческие и нестандартные задания.

Наиболее эффективным средством включения обучающегося в процесс общения на уроке является     игровая деятельность. На уроках английского языка часто использую игровые технологии при введении и закреплении новой лексики.

Так при изучении темы провожу игры на повторение и закрепление лексического материала, например: "Кто больше?". За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например: revolution, constitution.

"Много слов из одного слова". Называю слово, обучающиеся должны назвать, например, цвета (фрукты, овощи и т.д), названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове;

"Запомни, повтори и добавь слово". Беру любую букву английского алфавита, например, Р, а реn – a pen and a book – a pen, a book and a pencil..

При применении изученной лексики использую ролевую игру применение которой предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Обучающиеся выбирают роли, обыгрывая ситуации.

В ролевой игре обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и обучающиеся – равноправны как речевые партнеры.

Обучающимся нравятся такие ролевые игры, как: «В магазине». Предлагаю разыграть диалог между продавцом и покупателем (используем естественную наглядность –фрукты, овощи, учебные принадлежности; «Другой возраст»
играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с учётом этих возрастных особенностей; 
«Путешествия по городам»
Предлагаю разыграть, к примеру, экскурсию по какому-либо городу , который изучается по программе, где кому-то достается роль экскурсовода, а остальные – туристы.

Ребята с удовольствием выполняют задания по проектной деятельности, например по теме «My family» («Моя семья») такие как сделать подписи к картинкам или семейным фотографиям, или кратко рассказать о своей семье ( как зовут, возраст, профессия) - это на младшей ступени обучения. На средней ступени обучения пишут рассказ о жизни своих родителей, а на старшей проводят исследование по теме « The origin of my name»; «Национальные праздники Великобритании и России». Обучающийся знакомится с культурой изучаемой страны, старается сам выбрать материал, который ему интересен (в данном случае выбирает сам праздник и подбирает интересующий его материал, проводит сравнительную характеристику);

«Достопримечательности Великобритании »

Например, предлагаю обучающимся познакомиться с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square) и выбрать одну для подробного изучения, поиска информации и разработки проекта.

Развитие навыков говорения. Пример рассказа от 1 лица по данной схеме:

My name is Jim. I am 7. I am not agirl, I am a boy. I am rich and happy. I have got a cat. I have got three dogs. I can read. I can swim. I can’t play football. I can’t fly”. Учащимся предлагается запомнить такой рассказ и, пользуясь схемой, пересказать его в 3 лице, пересказать его с противоположным значением.  Учащиеся могут дополнять ответы друг друга.  Это упражнение развивает, помимо предметных навыков говорения, навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля (регулятивные учебные действия).

Для формирования лексико-грамматических навыков весьма эффективным является метод коллективного взаимообучения (метод «учимся вместе»). Изучая новую грамматическую тему в 3 классе глагольная конструкция Present Continuous. Такую же работу провожу с группами средней и старшей школы -предлагаю учащимся задания с соответствующими глагольными формами. Учащиеся находят новые незнакомые им формы, анализируют их и вместе со мной делают выводы о правилах их образования и применения.

Затем класс делится на группы по 4 человека, где учащиеся объясняют друг другу правила образования и использования новой грамматической конструкции, проговаривая свои примеры. После взаимоконтроля сильными учениками слабых, от группы выходит к доске один ученик (как правило слабый) и еще раз объясняет перед классом новую тему.

В этом случае моя роль как преподавателя минимальна, учащиеся получают возможность самостоятельно делать выводы, формулировать свои мысли. Сильные ученики обучают слабых, слабые получают возможность неоднократного повторения и усвоения темы. Важно, что такой прием позволяет развивать личностные, познавательные и коммуникативные УУД.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

К внеурочной деятельности относятся:

·         факультативы;

·         предметные недели;

·         театрализованные праздники;

·         олимпиады и конкурсы по предмету.

Факультативы

Одна из форм работы - использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, я максимально реализую дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.

Предметные недели.

В феврале я обычно провожу неделю английского языка, которая направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся, появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся очень любят участвовать в разных мероприятиях, проводимых в рамках этой недели.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, проявить эрудицию и исследовательские навыки. Такая работа способствует повышению мотивации детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. В прошлом году учащиеся начальных классов провели театрализованный праздник, посвященный празднованию Нового года. Дети играли сценки на английском языке.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Ежегодно я провожу олимпиады во всех классах. Дети с удовольствием участвуют в них. Победители олимпиад участвуют в муниципальном этапе.           

Все эти и другие  применяемые  формы и методы позволяют выявить способности учащихся и  развивать их в дальнейшем. Они принимают участие в разных олимпиадах, конкурсах, конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...