Лэпбук "Чудо-дерево"
методическая разработка

Варвара Александровна Вотякова

В данном материале представлена моя разработка - лэпбук из фетра "Чудо-дерево" для детей 4-7 лет.

"Лэп" - колено, "бук" - книга, дословно "наколенная книга". Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которые помещены материалы по какой-то определенной теме. Данная форма очень удобна, ею можно пользоваться где угодно (за столом, на полу, на кровати, можно вынести ее на улицу, взять с собой в дорогу) за счет ее размеров, небольшого веса. А в данном случае, книга еще и приятна при тактильном контакте, так как сделана из мягкого материала - фетр.  Работа с лэпбуком учит детей обрабатывать и систематизировать  уже известну информацию. Открывать для себя еще не известные детали, которыми можно будет дополнить книгу.

Наше "Чудо-дерево"  поможет детям дошкольного возраста в  изучении, обобщении и закреплении по темам "Времена года. Отличия и признаки", "Весна-красна", "Яркое лето - зеленая трава", "Осень, осень, в гости просим", "Зима. Холодно, но весело".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_chudo-derevo.docx76.03 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук «Чудо-дерево» разработан и изготовлен для детей дошкольного возраста. Такое дидактическое пособие может заинтересовать детей в процессе обучения, поможет разнообразить скучную тему, обогатить активный словарь и уточнить имеющийся предметный, поможет структурировать сложную информацию, развить креативность и творческое мышление.

C:\Users\HPcore5\Downloads\C:\Users\HPcore5\Downloads\20-51-58(5).jpgC:\Users\HPcore5\Downloads\20-51-58(6).jpg

Лэпбук может создаваться в процессе изучения определенной темы взрослыми и детьми совместно. А может быть предложен уже готовый вариант, но доступный к пополнению по желанию и интересам детей.

Также создаваемый лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к организации предметной-пространственной развивающей среды:

- информативность;

- полифункциональность, способствовать развитию творчества и воображения;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе и при участии взрослого);

- обладать дидактическими свойствами;

- являться средством художественно-эстетического развития, приобщать к миру искусства;

- вариативность (есть несколько вариантов использования его частей);

- структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.

Цель, задачи дидактического пособия лэпбук «Чудо-дерево»

Основная цель - выявление, закрепление и обогащение знаний детей о временах года, формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- активизировать словарь детей дошкольного возраста по теме «Времена года»;

- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;

- формировать знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.;

- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;

- формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Времена года»;

- развивать речевое внимание;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать фантазию, речевое творчество;

- стимулировать творческую активность детей.

Описание дидактического пособия

Данный лэпбук представляет собой тематическую папку из фетра, в которой на одной странице изображен ствол дерева с ветвями, а на второй странице 2 обьемных кармана, в которых хранятся мелкие элементы (листья, трава, цветы, ягоды, снежинки, облака, капли дождя, звери и т.д.), записки с загадками, стихотворениями о временах года.

Основные направления работы

Главное правило игры заключается в умении классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о разных временах года: признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года.

Данное правило игры способствует решению речевых и познавательных задач.

Данное пособие можно использовать для мониторинга представлений дошкольников о временах года. Так например, мы рассуждаем, что характерно для определенного времени года в природе (что происходить с деревьями, с землей, и на небе).

С целью развития у детей фантазии, речевого творчества, чувства юмора можно предложить детям составить небылицы, фантастические рассказы. Для этого правила игры нужно изменять. Педагог нарушает логическую цепочку.

Работа с пособием предполагает несколько вариантов участия педагога:

- на обучающем этапе педагог непосредственно участвует в игре (предлагает ее, рассказывает (напоминает)правила, распределяет участие, непосредственно играет с детьми);

- на этапе закрепления педагог косвенно воздействует на игру (находится рядом), при необходимости исправляет ошибки детей, подсказывает;

- на этапе полного освоения правил педагог только наблюдает и делает для себя определенные выводы о знаниях детей.

Варианты игр, упражнений, заданий пособия «Времена года»

Игра № 1 «Деревья»

Задачи: расширять кругозор и словарный запас детей по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».

Ход игры. Педагог знакомит ребёнка с временами года. Рассказывает о том, что они отличаются не только названиями, но и определёнными погодными условиями. Предлагает выбрать из имеющихся материалов те, что характерны для определенного времени года. Например осенью в лесу можно собирать грибы, на деревьях желтеют и опадают листья. Звери начинаю готовить запасы на зиму.

Игра № 2 «Четвёртый - лишний»

Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о временах года (признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года).

Ход игры. Педагог предлагает ребёнку заранее заполненную страницу, на которой необходимо выделить «лишний» предмет и убрать его в кармашек обратно.

Игра № 3 «Когда это бывает»

Задачи: расширять преставления детей о временах года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях, развивать память, логик, устную речь, наблюдательность, формировать умение определять время года по характерным признакам. Педагог предлагает детям самостоятельно вытащить листочки с загадками, стихотворениями, сезонными приметами. Зачитывает их детям, выслушивает ответы и мнения.

Ожидаемые результаты.

Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Практические рекомендации

Представленные в дидактическом пособии «Времена года» игровые правила, игры и задания можно видоизменять, дополнять, варьировать.

Перспективы дальнейшей разработки темы

К пособию можно подбирать новые игры и задания, в пособие можно добавить картинки.