«Постановка амбушюра саксофониста» Методическая работа
учебно-методический материал

Шайдуров Александр Евгеньевич

При овладении мастерством каждый саксофонист, будучи на любой ступени своего развития, должен иметь ясное представление о процессе формирования того или иного навыка, иметь четкую картину организации двигательного процесса. Исключительно важное значение здесь приобретает умение педагога объяснить и привить ученику правильные и точные физические игровые ощущения в исполнительском аппарате, в частности в амбушюре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rabota-postanovka_ambushyura_saksofonista.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по культуре администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

Музыкально-гуманитарный лицей им.Д.Аюшеева

Методическая работа преподавателя по классу саксофона Шайдурова А.Е.

«Постановка амбушюра саксофониста»

г.Улан-Удэ

2024


   Понятие амбушюра применительно к саксофону можно определить как "положение губ вокруг мундштука и трости вместе с окружающими физическими факторами, которые влияют на извлечение звука" . К этим факторам можно отнести: мускулатуру губ, подбородка, языка, анатомическое строение лица и т.д.

Амбушюр - это центр управления звуком, он воздействует на различные стороны исполнительского процесса, такие как звуковысотность, интонирование, динамика, тембр, объем, вибрато, связь регистров и т.д. Вместе с тем амбушюр служит связующим звеном между исполнителем и инструментом. Управление звукоизвлечением зависит прежде всего от того, насколько правильно вибрирует трость на мундштуке, каким образом собрана нижняя губа, которая должна служить подушкой для этих вибраций и оказывать нужное давление на трость.

При овладении мастерством каждый саксофонист, будучи на любой ступени своего развития, должен иметь ясное представление о процессе формирования того или иного навыка, иметь четкую картину организации двигательного процесса. Исключительно важное значение здесь приобретает умение педагога объяснить и привить ученику правильные и точные физические игровые ощущения в исполнительском аппарате, в частности в амбушюре.

    Сейчас кларнетистами, а также специалистами по другим тростевым инструментам (гобой, фагот) принят прогрессивный способ "формирования" губ, в корне отличающийся от старого, характерного для "старой немецкой школы".

Новизна этого способа в том, что он основывается на глубоком понимании физиологических функций губных и лицевых мышц, при котором сохраняется наиболее естественное состояние губ, исключается ненужная растяжка уголков рта и, что самое важное, излишнее давление нижней челюсти на нижнюю губу. Современный способ формирования губ помогает избежать ненужного напряжения и утомления аппарата в процессе игры .

При формировании амбушюра очень важное значение приобретает знание анатомии лица. Постановка губного аппарата должна осуществляться с учетом особенностей строения челюсти, прикуса, формы и расположения зубов, взаимодействия губных и лицевых мышц.
 

По форме нижние челюсти бывают трех видов: нормальная, острая и квадратная.
Исполнитель с
нормальной челюстью не испытывает осложнений при формировании амбушюра, так как нижние зубы и этом случае удобно располагаются на трости.                                        

 Ученикам с острой челюстью больше подойдет сопрано, либо альт, потому что овал нижних зубов при этом будет служить препятствием формированию амбушюра на саксофонах с большой тростью и мундштуком (тенор, баритон).  

Выбор инструмента для начинающих юных саксофонистов также должен вестись с учетом формы и размеров челюсти. Саксофоны высокого регистра (сопрано, сопранино) можно рекомендовать самым маленьким ученикам, с тем, чтобы затем перейти на альт (основной инструмент при обучении).
        Квадратная челюсть наиболее благоприятно располагается на мундштуках саксофонов тенора, баритона, баса, так как большие трости и мундштуки хорошо контактируют с объемной губой, широкой и ровной линией зубов.  Кроме формы челюсти для постановки амбушюра имеет значение прикус зубов, который зависит от положения челюсти и формы зубов.

Прикус зубов можно разделить на три типа:

1) нормальный,

2) с выдвижением вперед нижних зубов,

3) со значительным выдвижением верхних зубов;

функционирование амбушюра при игре на саксофоне предполагает выровненное положение челюстей таким образом, чтобы зубы верхней и нижней челюстей находились на одной линии при смыкании.

При нормальном прикусе (небольшое выпирание верхних зубов над нижними) амбушюр легко приспособить к принятому нами правильному положению. Очень простые упражнения без инструмента помогут найти правильное ощущение игрового положения челюстей:

а) выдвинуть нижнюю челюсть немного вперед и сомкнуть верхние и нижние зубы на одной линии;

б) подуть на кончик носа, направив воздушную струю с помощью слегка выдвинутой вперед нижней челюсти.

Такое положение следует перенести на мундштук. Форма прикуса с выдвижением нижних зубов имеет свои преимущества при игре на больших инструментах (тенор, баритон), так как она позволяет придать правильное положение нижней губе, при этом рот широко не открывается. В то же время возникают трудности при постановке верхней губы на инструменте с маленьким мундштуком.
        Прикус со значительным выпиранием верхних зубов может служить тормозом при развитии профессиональных навыков. В данном случае, чтобы придать правильное расположение нижней губе, мундштук необходимо захватить глубже.

Строение и форма зубов также оказывает влияние на формирование амбушюра и работу гyб. Неровные зубы (выпирание одного или нескольких из них) создают сложности в определении правильного положения мундштука (мундштук сдвигается в сторону), мешают приобретению необходимого устойчивого положения верхних зубов на мундштуке. В этом случае можно посоветовать приклеить к верхней части мундштука квадратный кусочек мягкой резины или каучука.

Часто большие неприятности причиняют нижние зубы: возникают травмы и даже прокусывание нижней губы. Главная причина этого - неправильная постановка нижней части амбушюра, зубы которой врезаются в нижнюю губу. Амбушюр в данном случае не обеспечивает достаточной поддержки нижней губе.

Нижняя губа должна обладать собственной упругостью и способностью противодействовать трению при соприкосновении с нижними зубами. Более всего страдают от этого музыканты с неровными, острыми и редкими зубами.

В подобных случаях исполнителю можно посоветовать заказать у зубного врача (протезиста) специальную пластиночку из металла или пластмассы, либо накладывать на нижние зубы кусочек пергаментной (целлофановой) бумаги.

Управление амбушюром с учетом специфики анатомии строения лица производится с помощью системы губных и лицевых мышц. Напомним основную мысль относительно организаций губных действий: "мышечные усилия действуют в двух направлениях: одни мышцы способствуют смыканию губ, другие - растяжению их в стороны.

Именно эта способность является ключевой в понимании специфики работы губного аппарата при регулировке трости . Данное положение полностью относится и к постановке амбушюра на саксофоне. Однако отсутствие точных критериев, четких основополагающих положений, касающихся специфики работы амбушюра саксофониста, привели к большим расхождениям во взглядах на постановку амбушюра, к серьезным ошибкам.

Наиболее типичными, внешне заметными ошибками в постановке амбушюра саксофониста являются:

1) выпячивание нижней губы,

2) чрезмерное раздувание различных участков амбушюра (щек, верхней и нижней губы),

3) сжимание мышц подбородка,

4) излишнее растяжение углов рта. Одной из причин этих и, возможно, других ошибок, является распространенное среди саксофонистов слепое подражание выдающимся исполнителям, не имеющим "школы".

Нередки случаи, когда физиологические особенности строения амбушюра создают проблему при игре на саксофоне. Однако нет необходимости при отборе учеников и выборе инструмента стремиться к некой идеальной форме губ, челюстей, зубов и т.д. Строение челюстей, полнота губ, расположение и размер зубов сказываются на внешней форме амбушюра. И все же можно уловить общие моменты, свойственные «правильному амбушюру». Внешне амбушюр должен выглядеть естественно, без каких-либо искажений на лице, без гримас.

Взаимодействие всех мышечных групп в работе амбушюра должно проходить без лишнего напряжения. Существует заметное отличие в распределении функций между различными факторами амбушюра. Основное внимание нужно уделить постановке нижней губы, так как она непосредственно контактирует с тростью.

Качество амбушюра определяет состояние нижней губы, точнее ее центра "подушки". Все остальные факторы помогают ей в управлении колебаниями трости. Осуществляя постановку амбушюра, необходимо обеспечить нижней губе как самостоятельность, так и взаимосвязь ее с другими участками амбушюра.

Нижняя губа сама по себе должна обладать определенной силой сопротивления к давлению трости, собрана в эластичную "подушку", которая управляет тростью. "Подушка" - центр нижней губы, равномерно собрана, не зажата в отдельных участках. Нижняя губа должна быть чуть приподнята, находиться близко к нижним зубам в слегка подвернутом состоянии.

Наблюдаются две крайности в постановке нижней губы:

I) когда губа забирается глубоко на зубы,

2) когда нижняя губа выпячивается наружу во время игры.

 Для достижения середины между двумя этими положениями в практике рекомендуем следующее объяснение для ученика: "губы должны быть слегка напряжены и находиться в естественном положении близко к зубам. Затем, наложив трость с небольшим давлением на нижнюю губу, наблюдаем, что губа, оказывая сопротивление трости, естественно подается вперед и чуть выворачивается. А затем (от напряжения) автоматически заходит на нижние зубы. Это и есть точное положение, в котором должна находиться нижняя губа".

Толщина нижней губы у всех различная. У тех, у кого более толстая, на зубах будет больше массы нижней тубы. Важно отметить, что только в процессе игры сама губа придет в точный контакт с тростью, несмотря на свою толщину.

В практике замечено, что учащиеся, за редким исключением, имеют тенденцию преувеличивать требование "загибать губу". В результате этого в контакт с тростью вступает излишне большая часть нижней губы, что приводит к тусклому, глухому и вялому звуку. Кроме того такой прикус мешает контакту языка с тростью, усложняет и утяжеляет атаку звука и вместе с тем может оказаться - серьезной помехой в гибкости амбушюра.       Необходимо предостеречь учащегося и от другой крайности: излишнее выворачивание нижней губы наружу.

 При таком положении наиболее чуткая и ценная для звукообразования часть губы (красный ее покров) мало соприкасается с тростью, что также отрицательно сказывается на качестве звука. Прикус индивидуален и зависит от толщины нижней губы, формы челюсти, формы нижних зубов.

Для управления амбушюром весьма важное значение имеет то, каким образом происходит взаимодействие зубов нижней челюсти с нижней губой, положение самой челюсти? Зубы не должны врезаться в нижнюю губу; нижняя челюсть несколько опущена, она не должна служить поддержкой нижней губы, мускулатура подбородка поддерживает нижнюю губу при активной помощи, углов рта; подбородок гладкий. Таким образом, нижняя губа, обладая определенной самостоятельностью, вступает в контакт с зубами нижней челюсти.

Этот, наиболее важный момент формирования амбушюра, на практике мы рекомендуем проводить по принципу "отталкивания", который заключается в следующем: нижняя губа под действием сокращающих ее мышц, сохраняя плотный контакт с челюстью, стремится оттолкнуться от нижних зубов. В то же время нижние зубы должны как бы отталкиваться от слегка закругленной на них губы.

Вышеуказанный принцип реализуется посредством активного сознательного импульса исполнителя. Следует предостеречь от некоторых отрицательных явлений в постановке нижней части амбушюра:

I) излишняя растяжка губы,

2) скованность, напряженность в гy6e, и наоборот, пассивность (малая сопротивляемость).

Если амбушюр сложен правильно, то нижняя губа должна быть несколько сморщена. В том случае, если губа гладкая и блестящая, то, возможно, углы рта растянуты от краев мундштука.

Постановка "на улыбке" неправильна, так гак она растягивает нижнею губу, мешает ее гибкости, увеличивает зубное давление и т.д. Верхняя губа, контактируя с нижней, воздействует на ее форму, тем самым участвует в управлении давлением на трость в процессе звукоизвлечения. Надо следить, чтобы верхняя губа, плотно прилегала к верхним зубам, но не втягивалась и не подворачивалась под зубы. Необходимо избегать излишнего ее растяжения. Состояние губы должно быть собранное. В ней не должно быть заметно поддувания. Нельзя допускать, чтобы воздух проходил через губы.

Для этого надо специально следить за тем, чтобы губы плотно смыкались в участках от мундштука к уголкам губ. Верхние зубы лишь слегка опираются на срез мундштука, не вдавливаясь в него. При постановке амбушюра саксофониста следует уделить внимание вопросам, связанным с положением мундштука, трости и самого инструмента. Точное положение мундштука во рту зависит от контуров и размеров самого мундштука, его "пасти", упругости трости, анатомических особенностей строения лица, слухового представления тембра звучания инструмента.

Основы постановки амбушюра остаются действительными для всех видов саксофона с учетом особенностей исполнителя и размеров мундштуков.

Большое значение при формировании амбушюра придается углу наклона мундштука по отношению к корпусу играющего. Именно в этом вопросе режим работы амбушюра саксофониста резко отличаеся от амбушюра кларнетиста. Если кларнет обычно держат под углом 45°, то мундштук саксофона располагается под углом примерно 60° и более. Такое положение мундштука предполагает более ровное положение нижней челюсти по отношению к верхней. Поэтому при постановке амбушюра саксофониста следует обеспечить прямую линию прикуса верхней и нижней челюсти.

Часто саксофонисты специально поднимают инструмент. От этого звук становится резким и распущенным, так как происходит излишнее давление мундштука на верхнюю челюсть, а усилие нижней губы ослабевает, понижается интонация звуков, особенно в верхнем регистре. Бывают случаи, когда инструмент уводят назад. В результате угол наклона мундштука уменьшается, нарушается контакт с тростью. В этом случае давление нижней губы на трость будет увеличиваться, а верхняя губа потеряет свою активность, нарушится деятельность круговой мышцы. Подобные действия сопровождаются повышением интонации, приводят к жесткому звучанию.

Чтобы не допускать этих нарушений, необходимо следить за состоянием амбушюра, для чего можно использовать зеркало, стараться сохранить одинаковое положение инструмента (нижняя часть инструмента слегка отведена вправо, ощущая его опору на корпус играющего, шею и подбородок держать естественно, то есть прямо).

 Важным для овладения техникой игры на саксофоне является определение центра положения мундштука. Трость должна колебаться равномерно с обеих сторон, что возможно, если нижняя губа обеспечивает одинаковое (в поперечном направлении) давление на трость. Мундштук должен находиться в центре амбушюра и, что особенно важно, без уклона в какую-либо сторону.

Следует тщательно установить мундштук и "эс", чтобы они были правильно отцентрированы относительно корпуса и головы, твердо закреплены и не смещались во время игры. Необходимо правильно отрегулировать шнурок на шее: вставьте мундштук в рот так, чтобы он слегка касался верхних зубов, а голова была немного наклонена вперед. Не допускайте, чтобы голова запрокидывалась назад, либо низко опускалась вперед. Вес инструмента должен находиться на шнурке, а не на нижней губе. Руки играющего располагаются таким образом, чтобы не создавалось давления инструмента на амбушюр.

Глубина захвата мундштука постоянна, верхние зубы находятся примерно на 1,5 см от края мундштука. Следует избегать скольжения зубов по мундштуку.

Только опыт может подсказать необходимый, точный захват мундштука с учетом физических особенностей строения губного аппарата и слуховых представлений музыканта.
  Трость располагается на плоской части мундштука (площадке) и зажимается машинкой.

При этом на краю мундштука должен оставаться паз, составляющий примерно I мм для малых саксофонов (сопранино, сопрано) и 2 мм для всех остальных.
  Форма и упругость трости должны соответствовать силе губ и давлению выдыхаемого воздуха. Необходимо, чтобы трость колебалась послушно и свободно. Все вышеперечисленное (положение губ, характер прикуса, угол наклона, глубина захвата и т.д.) должно находиться под контролем и решаться с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Главное - найти устойчивое (неизменное) положение амбушюра, что составило бы основу взаимосвязи играющего с инструментом.
  В основе обучения саксофонному амбушюру должен быть положен принцип "давления губ", исключающий "зубное давление" (давление, оказываемое нижней" челюстью на нижнюю губу).

Амбушюр саксофониста должен целиком состоять из губного давления.
 

 Для выработки правильных ощущений амбушюра мы предлагаем некоторые практические советы и рекомендации:

  1. Опустите нижнюю челюсть, не размыкая и не напрягая губ.
  2. Не раскрывая рта, слегка напрягите мышцы подбородка и нижней челюсти, затем раскройте губы и еле заметно прикройте нижней губой кромку нижних зубов.
  3. Вставьте мундштук так, чтобы верхние зубы слегка упирались на него. Нижнюю челюсть придвиньте вверх так, чтобы нижняя губа слегка касалась трости.
  4. Подберите углы рта к краям мундштука. Вышеописанное состояние губ можно легко прочувствовать, если потребовать от ученика как можно ниже посвистеть.
      Выполняя это, ученик приобретает правильное ощущение в амбушюре: естественно опускается нижняя челюсть, непроизвольно приподнимается нижняя губа, собираются углы рта и, что очень важно для хорошего звучания, свободно открывается горло. Все эти общие рекомендации относительно приобретения самых первых ощущений амбушюра, как показала практика, весьма эффективно проводить в начале только лишь на одном мундштуке с тростью. В данном случае внимание ученика свободно от усилий, затраченных на контроль за положением инструмента, пальцев, рук, объемом дыхания и т.д. Оно полностью сосредоточено на важнейших моментах постановки амбушюра: определение губного давления на мундштук и трость, уточнение глубины губного захвата мундштука, характере прикуса и др. Необходимым условием выполнения этого задания является: воспроизведение на мундштуке звука заданной высоты, соответственно звучанию на фортепиано: на альтовом мундштуке нота ЛЯ 2окт.,на теноровом СОЛЬ 2окт.,на баритоновом МИ 2окт., на сопрановом ДО 3окт. Губы держать плотно и устойчиво. Не забыть выдержать правильный (саксофонный) наклон мундштука.
    Подстройку интонации производить только за счет изменения направления струи воздуха
  5. если звучит выше, то исправить интонацию можно за счет струи воздуха, посылая ее ниже;
  6. если интонация звука занижена -направлять струю выше.

   Ни в коем случае при подстройке не изменять напряжение губ! Играть громко на FF , ясно, с чёткой атакой, продолжительно, на полном дыхании. Добиться, чтобы звук не менял интонацию особенно к окончанию дыхания. Этому упражнению можно посвятить несколько дней, а затем переходить к занятиям на инструменте.
  Если педагог в этом упражнении добился от ученика глубокого полного вдоха, интенсивного выдоха, устойчивого протяжного звука, то звукоизвлечение на инструменте не представит сложностей для ученика. Его внимание можно направить на другие проблемы постановки. При переходе на инструмент важно сразу обратить внимание учащегося на то, что надо сохранять единое, устойчивое положение губ.
  Вначале интонировать звук только за счет изменения интенсивности и направления воздушной струи. Но вместе с тем обратить внимание на очень тонкие корректирующие действия губ "внутри амбушюра", вызываемые изменением высоты и силы звучания. Устойчивость и гибкость - вот два взаимосвязанные действия в работе губного аппарата.
  Формирование амбушюра - это очень тонкий, трудный и довольно длительный процесс. Он протекает по принципу отбора наиболее рациональных ощущений и, как правило, сопровождается наличием отрицательных явлений, которые сами по себе являются следствием неправильного формирования амбушюра. Педагог должен научить учащегося "чувствовать амбушюр", замечать и исправлять недостатки как можно раньше. Прежде всего надо учесть, что самые минимальные перегрузки на губы могут послужить причиной возникновения, незаметного для ученика, "зубного давления". Когда губы устают, учащийся начинает сильнее прижимать зубы к трости. В этих ситуациях необходимо прекращать занятия, давая отдых губам. Если амбушюр формируется правильно, то в первые недели звук будет неустойчивым, будет не хватать дыхания, будут болеть мускулы щёк. При неправильном амбушюре начинает болеть нижняя губа.

Это означает, что нижние зубы давят на неё, что может привести к травме губы. Такое явление должно быть срочно ликвидировано.В данном случае предлагаем упражнение на то,чтобы придать упругость нижней губе, приподнять её.

1)На расслабленную и пассивную нижнюю часть амбушюра поместить мундштук так, чтобы вес саксофона приходился на нижнюю часть амбушюра.

2) Напрягать и расслаблять нижнюю губу, как бы, поднимая и опуская саксофон. Делая это,последите за устойчивостью нижней челюсти. Проделывать это упражнение по несколько раз перед занятиями.

Чтобы устранить недостаток, связанный с прохождением воздуха вокруг мундштука, следует посоветовать ученику «прижать верхнюю губу», так как замечено «собрать губы», «сжать амбушюр» в этом случае обычно приводят к увеличению давления зубов. Часто следствием неправильной организации амбушюра являются различные призвуки: хрипы, свисты, киксы и т.д. Если звук грубый, "бочковатый", сопровождается хрипами и срывами, надо попробовать уменьшить глубину захвата мундштука. Если, наоборот, звук слабый и тонкий, слегка подсвистывает, то это значит, что мундштук взят мало.

В этом случае, если амбушюр чисто внешне сложен правильно, но призвуки и киксы продолжают сопровождать звучание - это результат того, что ученик не может избавиться от "зубного давления".

Исправить амбушюр в данном положении может помочь следующее:

1. На максимально громком нюансе FF возьмите самую удобную ноту (возможно это будет нота СИ 1окт.).

2. Сохраняя силу выдоха и не меняя аппликатуру, медленно и нежно понизьте звук на 0,5 тона. Делайте это при помощи опускания челюсти и легкого выдвижения нижней губы чуть вперед.

3. Не прерывая процедуры, задержите пониженный звук. Это упражнение потребует резкого увеличения объема дыхания и силы выдоха. Его надо проделывать по всему диапазону инструмента до тех пор, пока вместе с понижением и наполнением основного тона звук прекратит срываться и киксовать. Чтобы устранить недостаток, связанный с раздуванием щек, можно посоветовать исполнителю делать противоположные действия, а именно, втягивать щеки внутрь полости рта так, чтобы чувствовать задние (коренные) зубы. Бывает другая крайность, когда щеки излишне напряжены, аппарат крайне зажат, неуправляем.

В этом случае, чтобы исправить положение, посоветуем следующую систему упражнений:

1. Играя звук в среднем регистре, поддуть воздух сначала в одну щеку, затем в другую. Подержать таким образом звук. Сохранить звуковую устойчивость.

2. Взять звук на естественном амбушюре, но с несколько раздутыми щеками. Затем "собрать аппарат", оставив полученные опущения в нижней губе.

В случае необходимости, применять эти упражнения на всем диапазоне саксофона. До сих пор мы рассматривали вопросы, касающиеся в основном статического состояния амбушюра. В процессе игры перед исполнителем возникает проблема, связанная с управлением губ в зависимости от высоты, громкости, регистров, тембра и др. Поведение трости в процессе игры требует постоянной регулировки.

Поэтому встает вопрос о развитии гибкости, выносливости, сознательном контроле за действиями амбушюра. Важнейшим качеством в работе амбушюра является свободное действие губ. Свобода должна восприниматься не как полное расслабление, а как устранение излишних напряжений и зажатий, как согласованность мышечных действий в исполнительском аппарате. Легкость звукоизвлечения заложена в самой конструкции саксофона.

Для обеспечения свободы амбушюра большое значение имеют такие факторы, как состояние полости рта, гортани, щек, отчасти языка. Гортань должна находиться в открытом положении, как при произнесении шепотом долгого "а". Открытое положение гортани способствует необходимому расслаблению мышц полости рта и свободе прохождения воздушного потока, развитию гибкости в амбушюре. Боковые стенки полости рта должны находиться в нормальном положении, не раздуваться.

Раздутие происходит в связи с давлением воздуха в полости рта и слабостью мышц щек, не способных сохранить свое нормальное положение. Исполнителям, которые надувают щеки, трудно воспроизвести собранный, тембристый звук, в связи с изменением внутреннего состояния гортани. В этом случае исполнитель ощущает затруднение при изменении динамики, в воспроизведении чистой и ясной атаки. Язык должен находиться в естественном положении на дне полости рта.

Необходимо, чтобы работа языка при атаке звука затрагивала минимальную часть языка, устраняя напряжение в основании. Если атака производится с большей массой языка или она (масса) увеличивается при игре, то это может препятствовать прохождению воздушного потока, воспроизведению звука, мешать управлению мышцами губного аппарата. Выработке свободы действий в амбушюре способствует умение правильно настроить инструмент.

Специфика интонирования на саксофоне заключается в более широком диапазоне интонационных отклонений, чем у других деревянных инструментов (то есть саксофон имеет значительно большие возможности изменять высоту одного звука). Выработке свободы действия в аыбушюре способствует несколько завышенное (задвинутое) положение мундштука на "эсе". Нужно предостеречь от двух крайностей: I) излишнее выдвижение мундштука приводит к зажатой, "высокой" позиции губ; 2) излишне высокая настройка вынуждает ученика искусственно расслаблять губной аппарат. Это приводит к вялому управлению мышцами, "распущенному" звучанию.

Педагог должен помочь учащемуся научиться правильно настраивать инструмент. Первое время сам настраивать его инструмент. Учащийся должен как можно чаще контролировать высоту звуков с фортепиано, следить, чтобы аппарат не зажимался и "не съезжал". Большую роль для выработки правильных ощущений в процессе формирования гибких навыков, по нашему мнению, играет фонетический метод организации работы амбушюра, а именно использование слога «Д-Ю-О». Формообразование губ и языка при воспроизведении этих букв наиболее соответствует рациональной постановке амбушюра саксофониста, позволяет уже в самом начале почувствовать гибкость и управляемость в губах. Объясняя этот прием ученику, необходимо чтобы он представил свои губы как "резиновую ленту", которая окружает мундштук и трость с легким давлением, которое направлено к центру.

При этом губы должны принять форму воспроизведения комбинированного звука, состоящего из двух гласных, звучащих одновременно: «Ю» и «О». Для такого формообразования губ надо принять ощущение долгого «Ю-Ю-Ю», а при его воспроизведении добавить положение еще одной гласной "0-0-0". Необходимо проследить, чтобы губы находились в естественном положении, близко к зубам и не выпячивать наружу. Рассматриваемая постановка предполагает равномерный по окружности обхват мундштука, она позволяет контролировать общий прижим амбушюра, дает возможность ликвидировать чрезмерное давление в губах, избежать нареза на нижней губе, и т.д. Важным моментом в «Ю-0»-образной постановке является то, что при ней активизируется работа вертикальных мышц в углах рта, которые дают возможность учащемуся контролировать сумму давления, находящегося на трости и на мундштуке. Эти мышцы направлены вглубь толщины губ, они объединяют в единое целое "гибкий замкнутый круг" все группы мышц амбушюра. В случае ослабления деятельности боковых мышц образуется излишнее давление на верхнюю часть мундштука, что ведет к резко отрицательным последствиям в управлении амбушюром. Фонетический метод «Д юо» возможно применить к более взрослым ученикам.

Правильно сформированный амбушюр нуждается в укреплении и развитии. Для достижения мастерства он должен развиваться в двух направлениях:

 I) воспитание силы и выносливости;

2) приобретение гибкости и подвижности.

Основными участками амбушюра, определяющими его устойчивость и крепость, являются группы мышц в углах рта и подбородка. Специальные упражнения, которые надо проводить без инструмента, помогут укрепить амбушюр:

1. Упражнение на углы рта. Сложите губы как при свисте. Обратите внимание, что углы рта автоматически направлены к центру. Теперь .улыбнитесь так широко, насколько сможете, растянув губы как можно шире. Вы почувствуете напряжение в углах губ. Меняйте положение губ "при свисте" и улыбке сначала медленно, затем быстрее. Делайте это ритмично. После 50 раз эти мышцы могут устать, что свидетельствует об их слабости и необходимости такого рода упражнений. Повторяйте это упражнение три раза в день и вскоре вы почувствуете, что мышцы углов рта становятся сильнее. Эти упражнения нужно делать постоянно, чтобы держать мускулы в норме

 2. Упражнения, способствующие укреплению мышц подбородка. а. Прижмите нижнюю губу к верхней. Держите прямо линию губ, не вдавливая нижнюю губу, но сжимая как можно сильнее. Вы заметите, что мышцы подбородка как бы подобрались в букетик - нормальное положение для данного упражнения. Лучше пользоваться зеркалом, чтобы вы могли контролировать правильное положение губ. Держите так губы 10 сек , повторите не менее 25 раз. б. Сохраняя это положение, опустите нижнюю челюсть, не разжимая губ. Теперь немного приоткройте рот (примерно на I см). Положите указательный палец на нижнюю губу к надавите вниз с усилием. Нижняя губа будет сопротивляться давлению пальца без помощи нижней челюсти. Если вы почувствуете нижние зубы под губой, значит мускулы подбородка еще недостаточно развиты. Все эти упражнения надо проделывать регулярно. Они могут предшествовать занятиям на саксофоне, либо проводиться параллельно. Ежедневные занятия в течение нескольких месяцев укрепят мышцы, в конечном итоге приведут к автоматизму в их действиях.

Для проверки состояния амбушюра, наличия свободы и гибкости можно рекомендовать упражнение с использованием октавного тремоло: Задача упражнения: найти единое состояние амбушюра, при котором соединение звуков в октаву будет происходить без какой-либо корректировки губ. Если в тремоло будет превалировать верхний звук, то, следовательно, губы излишне напряжены. Если, напротив - будет звучать нижний звук - значит, в амбушюре слишком слабое напряжение. Ни в коем случае не корректировать октаву с помощью нижней челюсти!

Необходимо прикус нижней губы оставлять в одном положении. После того, как учащийся освоит основы постановки, приобретет уверенность и устойчивость звучания, можно перейти к изложению круга вопросов о том, каким образом практиковать гибкость челюсти.

Этот вид подвижности нужен как для контроля за высотой звука, так и для вибрато. Прежде всего надо представить работу вертикальных мышц углов рта "как шарниры". Взять ноту в среднем регистре. Во время звучания опускайте челюсть вниз. Нота опустится очень низко. Держите ноту на одной высоте некоторое время. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не приобретете уверенности в физических действиях, чтобы сохранилась стабильность извлечения звука.

В результате звук начинает звучать с небольшой разницей от натурального (несколько распущенно, гудкообразно). Это ощущение, которое очень важно. Затем примите первоначальное положение челюсти, звук повысится. После того, как учащийся выполнил эту ступень, можно перейти к расширению диапазона.

Особую специфику и сложность представляет освоение крайних регистров. Правильно поставленный амбушюр должен обеспечивать единое состояние губ при игре во всех регистрах с учетом внутренней корректировки амбушюра и регистровых взаимосвязях. Эта корректировка не должна сопровождаться заметными внешними изменениями губного аппарата. Часто саксофонисты сопровождают игру интервалов, особенно в нижнем регистре, преднамеренными изменениями в положении челюсти. Результат этого - различный амбушюр для каждого звука.

Такой серьезный недостаток поддается исправлению с большим трудом. Он связан прежде всего с психологическим настроем исполнителя на то, что в крайних регистрах игра обязательно должна сопровождаться корректировкой челюстью. Мерой в исполнительских движениях амбушюра должен служить слуховой контроль качества звучания, который в свою очередь обусловлен выработкой слуховых представлений эталона звучания.

В этой связи коротко затронем проблему связи исполнительских движений со слуховыми представлениями. Развитие слуховых представлений находится в тесной связи с постановкой амбушюра. С приобретением навыков его владения (необходимое напряжение, обеспечивающее исполнение звука) саксофонист воздействует на трость для получения лучшего качества тембра и интонации. Очень важно, чтобы исполнитель предслышал звук внутренним слухом, развивал мышечные ощущения в губном аппарате звучания каждого звука.
 

Работа над амбушюром - постоянный процесс, связанный с развитием мышечной памяти, выработкой автоматизма при работе губ. Главная задача для педагога - развить умение в ученике связывать технические действия (работа губ, пальцев, языка) с музыкальными представлениями. Очень полезно на первых порах давать ученику различные упражнения на слух в изучаемом диапазоне.

Например: нахождение отдельных звуков на саксофоне, последовательностей звуков, мотивов, простейших мелодий, знакомых песенок, позже составление заданных мелодий от разных звуков. Постепенно приобщать ученика к игре по нотам.
      После того, как ученик привыкнет к инструменту, запомнит наиболее важные моменты правильной постановки, можно переходить к более сложным упражнениям на выдержанных звуках. Необходимо предостеречь учащихся от преждевременного развития пальцевой беглости в начальный период обучения, так как приобретая скорость исполнения пассажей, может нарушиться взаимосвязь пальцев с амбушюром. Подобного рода нарушения восстанавливаются с большими трудностями.
     

Не стоит на первых порах излишне увлекаться тонкой нюансировкой. Игра в нюансах mf и mp наиболее удобная среда для получения первоначальных навыков управления амбушюром. Итак, мы затронули некоторые, наиболее существенные, на наш взгляд, вопросы постановки и формирования амбушюра на первоначальном этапе обучения.

Только на базе поставленного, четко зафиксированного в своем положении, гибкого и свободного губного аппарата можно постигнуть дальнейшие особенности работы губ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Система работы над постановкой пьесы на примере работы над пьесой «Все мальчишки - дураки! Или вот однажды» К. Драгунской

В материале раскрыта моя система наботы над постановкой пьесы в детском театральном коллективе на примере работы над пьесой "Все мальчишки - дураги! Или вот однажды..."...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Сценарий рождественской постановки "Frohe Weihnachten" творческая работа учащихся по немецкому языку (6 класс)

Небольшая театрализованная постановка на немецком языке, которая может быть продемонстрирована как родителям на открытом мероприятии, так и другим учащихся в рамках учебного заведения. Данный сценарий...

Методическая Работа "Формирование штриховой культуры саксофонистов на начальном этапе обучения в музыкальной школе"

Работа посвещена описанию школ игры на саксофоне , а также важности формирования культуры саксофонистов на начальном этапе обучения в музыкальной школе....