РП 6"А" класса
рабочая программа (6 класс)

Черных Лариса Дармаевна

Программа по сопровождению учащихся 6 "А" класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tyutora_chld._6a_2.docx928.1 КБ

Предварительный просмотр:

D:\IMG_4446.jpg

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по тьюторскому сопровождению составлена в соответствии с Адаптированной  Основной Общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)  ГБОУ СКОШИ -2 на 2023-2024 учебный год и на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.    
  3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1)

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.

  1. Учебного плана АООП (вариант 1), на 2023-2024 учебный год ГБОУ СКОШИ -2.
  2. СанПин 2.4 3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования и организациями воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие учащегося с педагогами и специалистами образовательной организации. Разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающихся в школе и способствует развитию личностных качеств, которые помогут школьникам адаптироваться в обществе, а также приобретению ими определенного навыка поведения, опыта, развитию общения среди сверстников.

Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного маршрута ребенка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения. При условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение учащегося школы в образовательном процессе и создание условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся.

Задачи:

1.      Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

2.      Социализация - включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3.      Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.

4.      Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

5.      Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

6.      Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:

•           формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

•           оказание родителям эмоциональной поддержки;

•           содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

7.      Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Список тьюторантов 6 «а» класса

  1. Руслан 2008гр.
  2. Дарья 2010гр.
  3. Олег   2008гр.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

  1. Диагностико-мотивационный этап: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах,психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии детейс ОВЗ.
  2. Проектировочный этап: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуальных программ развития.
  3. Реализационный этап: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для учащихся с ОВЗ служб и специалистов школы.
  4. Аналитический этап: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

 Организация деятельности тьютора

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Тьютор и подопечный

Тьютор:

-  формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», выразителем желаний и вместе с тем - организующей и гармонизирующей силой;

-  следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

-  координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учитель

Тьютор:

обсуждает с учителем:

-  цели и задачи своей работы;

-  возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

-     каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок - учитель - тьютор.

Тьютор и родители

Тьютор:

-     рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

-     отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие специалисты (логопед, соц. педагог, медицинские работники, психологидр.)

Тьютор:

-  осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта, помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.)

 

Деятельность тьютора и тьюторанта 

Действие тьюторанта

Действие тьютора

Ребенок с ОВЗ и учитель

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

привлекает внимание ребенка к учителю:

· «Смотри на (имя учителя), слушай...»;

· «Смотри на доску»;

· «Возьми ручку, пиши»;

· «Открывай учебник»;

· «Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

· следит за организацией рабочего пространства

· ученика;

· соотносит задания учителя с возможностями ученика;

· если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

· если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

- наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» - «На» - «Спасибо. На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков - встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы - помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

Календарно-тематическое планирование

Содержание работы тьютора на 2023-2024  учебный год

по основным направлениям

Содержание деятельности

Сроки

направление

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года

Информационное  обеспечение

Обновление банка данных воспитанников

Диагностико-аналитическое

Индивидуальные консультации с учащимися, родителями (с законными представителями), классными руководителями

Участие в педагогическом совете школы, на заседаниях комиссий

По необходимости по общешкольному плану, графику работы ПМПК

Учебно-методическое

Оформление дневника наблюдений тьютора

сентябрь-май

Составление данных учащихся, охваченных тьюторским сопровождением

Проведение диагностик, наблюдение

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

сентябрь

Диагностико-аналитическое

Проведение диагностик, наблюдение

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

октябрь

Диагностико-аналитическое

Проведение диагностик, наблюдение

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

Формирование банка данных  технологий тьюторского сопровождения

Составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого тьюторанта

Оформление дневника наблюдений тьютора

ноябрь

Учебно-методическое

Оформление наглядного и печатного материала:

  • изготовление буклетов с рекомендациями для родителей по развитию и воспитанию детей с ОВЗ
  • оформление уголка с рекомендациями для родителей по обучению детей с ОВЗ
  • оказание помощи при подготовке творческих работ для участия в
  •  конкурсах, проводимых в рамках Декады инвалидов
  • органицация выставки творческих работ учащихся с ОВЗ

Декабрь

Апрель

Учебно-методическое

Проведение диагностик, наблюдение

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

Январь

Диагностико-аналитическое

Проведение диагностик, наблюдение

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

Февраль

Диагностико-аналитическое

Проведение диагностик, наблюдение

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

Март

Диагностико-аналитическое

Проведение диагностик, наблюдение

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

Анализ медицинских карт

Апрель

Диагностико-аналитическое

Анализ работы тьютора за 2023-2024 учебный год

Май

Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время

Название

мероприятия

Сроки

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

День знаний

1 сентября

Присутствие на торжественной линейке.

Ярмарка «Золотая осень»

21 сентября

Подготовка к мероприятию, изготовление блюд и выпечек на продажу, присутствие на празднике, подготовка к конкурсам «Дары осени»

День матери

конец ноября

Подготовка к мероприятию, изготовление открыток, присутствие на празднике, подготовка к конкурсу.

Новогодний праздник

конец декабря

Подготовка к мероприятию: украшение класса; участие в новогоднем празднике.

День защитника Отечества

23 февраля

Подготовка к мероприятию, изготовление поздравительных открыток, участие в конкурсе стенгазет.

Проводы Масленицы

конец февраля

Подготовка к мероприятию, участие в празднике.

Международный женский день

8 марта

Подготовка к мероприятию, изготовление поздравительных открыток, присутствие на празднике.

День Победы

9 мая

Подготовка к мероприятию, присутствие на празднике

Экскурсии

В течение года

Посещение музеев, библиотек, театров, кинотеатров.

Игры

В течение года

Дидактические настольные игры, «Лото», «Домино», «Шашки», коммуникативные игры, подвижные игры.

Прогулки на улице

В течение года

Игры с мячом, подвижные игры, катание на качелях, экскурсии в парк.

Последний звонок

25 мая

Присутствие на торжественной линейке.

Результаты тьюторского сопровожденияи формы их фиксации

Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:

  • успешное включение в образовательный процесс и социальная адаптация в образовательной среде;
  • освоение культурно-гигиенических навыков, расширение возможностей самостоятельного выполнения необходимого действия.
  • развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умений общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои потребности и желания;
  • динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося. Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.

Таким образом, программа тьюторского сопровождения представляет собой организацию движения ребёнка в образовательном процессе, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, а также его успешная адаптация в социальной среде.Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательном пространстве, помогает в преодолении социальных, физиологических и психологических барьеров.

Список литературы:

1.        Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А. Мухорина // Завуч, - 2016. - № 2 - С.12-18.

2.        Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и (или) сопровождения ассистента/ Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, - 2019. - №3 - с. 16-19.

3.        Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.

4.       Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная педагогика, - 2019. - №3 (81). - с.5-14.

5. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. –М.: МГППУ, 2012.-57с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков литературы 9 акласс

алендарно-тематическое планирование уроков литературы 9 а класс. УМК  под редакцией Коровиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В ЕГЭ» ДЛЯ 11 АКЛАССА

В 2008 году закончился эксперимент по введению единого государственного экзамена. С 2009 года для всех выпускников ЕГЭ становится обязательным. Поэтому данный элективный курс представляет интерес для ...

Технологическая карта урока английского языка в 3 аклассе по учебнику Святловской Е.А. Magic Rainbow

Технологическая карта урока английского языка в 3 аклассе по учебнику Святловской Е.А. Magic Rainbow...