Программа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья

Куйдина Любовь Юрьевна

Данная рабочая программа создана для реализации работы по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Разработала:

Куйдина Л.Ю.

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 48

г. Улан-Удэ

 2024 год

Паспорт программы

Наименование программы

«Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время»

Основание для разработки программы

  • Федерального        Закона        «Об        образовании        в

Российской        Федерации»        от        29        декабря        2012        года

№273ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
  • Устав школы.

Разработчики программы

Учитель первой категории Зиновьева Марина Викторовна

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет

«Русский язык», создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи программы

  1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
  2. создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
  3. вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
  4. расширение возможностей для участия

школьников в конкурсах, конференциях различного уровня по русскому языку

Исполнители основных мероприятий

Учитель первой категории Куйдина Любовь Юрьевна

Участники программы

Обучающиеся 5-9 классов

Время реализации

программы

2024-2026 г.г.

Этапы реализации программы

  1. этап – подготовительный;
  2. этап – практический, включающий реализацию, анализ и обобщение результатов повседневной работы;
  3. этап – завершающий, включающий анализ

результативности работы, определение новых задач,

способных совершенствовать пути достижения целей.

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов

организации образовательного        процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного

уровня.

Основные применяемые педагогические технологии

  1. ИКТ
  2. Технология проблемного обучения;
  3. Технология сотрудничества;
  4. Технология проектного обучения;
  5. Технология личностно-ориентированного обучения
  6. Игровые технологии
  7. Технология критического мышления
  8. Здоровьесберегающая технология

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • тематические игры, диктанты, викторины;
  • предметные олимпиады и конкурсы;
  • конференции творческого и исследовательского характеров.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
  2. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных технологий.
  3. Разное сочетание традиционных и инновационных

подходов

  1. Формирование вариативной части программы по русскому языку, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы.
  2. Усиление образовательной направленности уроков.
  3. Построение учебно-воспитательного процесса по русскому языку с учетом педагогических технологий образования.
  4. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.
  5. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.
  6. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  7. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.
  8. Создании системы работы с одаренными детьми.
  9. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.
  10. Выявлении проблем по различным аспектам работы с

одаренными детьми.

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет «Русский язык», создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
  2. создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
  3. вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
  4. расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов организации образовательного

процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся,

которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практико-ориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • тематические игры, диктанты, викторины;
  • предметные олимпиады и конкурсы;
  • конференции творческого и исследовательского характеров.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции; Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы.

  1. Диагностика:
  1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности и информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
  4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
  1. Развитие творческих и познавательных способностей:

  1. привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.
  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
  • творческие ответы;
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • выполнение проблемных поисковых работ;
  • выступления в лекторских группах;
  • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
  • приобщение (в различных формах) к работе учителя;
  • повышение степени сложности заданий;
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
  1. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Ожидаемые результаты

  1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
  2. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных технологий.
  3. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов
  4. Формирование вариативной части программы по русскому языку, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы.
  5. Усиление образовательной направленности уроков.
  6. Построение учебно-воспитательного процесса по русскому с учетом педагогических технологий образования.
  7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.
  8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.
  9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.
  11. Создании системы работы с одаренными детьми.
  12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.
  13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Диагностики:

  • Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
  • Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
  • Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.)
  • Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения "Эколята"

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских на...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей учащихся .

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.Способно...