Отчет по теме самообразования учителя информатики
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бекринская муниципальная основная общеобразовательная школа муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области
Отчет по теме самообразования учителя
информатики
Петровой Н.Ю.
Тема самообразования «Использование методов проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся 5 - 9 классов».
В настоящее время в школах стал широко применяться метод проектов. В новых стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.
Актуальность данной проблемы побудила меня выбрать тему самообразования «Использование методов проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся 5 - 9 классов», над которой я работаю с 2022 года.
Цель данной темы:
повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности как учителя информатики и развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к проектной деятельности
Задачи самообразования по теме:
-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
-изучить опыт педагогов школы, района, региона;
-вести мониторинг участия обучающихся 5-9 классов в проектной работе;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования;
-разработать систему контроля знаний учащихся в проектной деятельности
- разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся для последующего их применения на уроках информатики
- применять метод проектов на уроках, в качестве закрепления пройденного материала и обобщения полученных знаний
- применять метод проектов во внеурочной и исследовательской деятельности, в качестве развития индивидуальности, самостоятельности, творческих способностей и исследовательских навыков учащихся:
- создать интернет страницу на персональном сайте в помощь учителям и ученикам.
Работа по методу проектов — это, относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Мною пройдены курсы повышения квалификации по теме «Методическое обеспечение и планирование учебно – исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям) по предметной области «Информатика (ИКТ)»» (декабрь 2014 г.), проводимые негосударственным образовательным учреждением послевузовского профессионального образования «Учебный центр «Бюджет»». г. Москва, изучено методическое обеспечение и планирование учебно – исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС (Консультативная группа «Финиум», Москва, 2014)
Как организатор проектной деятельности я, изучив методическую литературу и осмыслив собственный опыт, определила для себя ряд положений. Для применения метода проектов необходимо:
- наличие значимой задачи или проблемы, для решения которой учащемуся необходимо использовать уже полученные им знания и новые, которые ему еще необходимо приобрести;
- самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая;
- подведение итогов, их презентация. Результаты выполненных проектов должны быть, с получением продукта. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию;
- проект должен быть структурирован. Необходимо определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе.
В практике проектирования можно выделить четыре основных этапа.
Исходный этап (разработка проектного задания):
- Анализ положения: выявление проблемы, обоснование актуальности, новизна, формулирование темы проекта.
- Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта – убедительной.
Этап разработки плана работы:
- Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
- Выбор средств и методов выполнения.
- Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
- Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
- Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
- Проведение исследования, выполнение расчетов и других работ по теме проекта.
- Подготовка наглядных материалов.
- Оформление материалов для презентации (доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
- Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта (презентация результатов):
- Общественная презентация проекта.
- Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
- Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Для успешного выполнения проекта необходимо организовать совместную деятельность участников работы на каждом этапе. Очень важная часть работы над проектом - выбор темы. Здесь могут быть варианты.
Выбор темы | учитель | учащиеся |
1 вариант | отбирает возможные темы и предлагает их | обсуждают и принимают общее решение по теме |
2 вариант | предлагает совместно отобрать тему проекта | группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
3 вариант | участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения |
Выделение подтем проекта | предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора, принимает участие в обсуждении | каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую, выбирает себе роль |
Очень важно дать возможность учащемуся прочувствовать, что проект – это реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и планирования. Нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, тоже не следует. Более того, участник проекта должен понимать, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проекты дети выполняют индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально.
Реализация и оценка проектов осуществляется самими детьми.
Проектная деятельность учащихся применяется при изучении определенной темы, например, завершение главы в 9 классе «Информационная технология хранения данных», задания:
Вариант №3. База данных "Автосалон" должна хранить следующую информацию:
1) Модель автомобиля.
2) Год выпуска.
3) Цвет автомобиля.
4) Цена автомобиля.
5) VIN-код (идентификационный номер автомобиля).
6) Дата продажи автомобиля.
7) Серия и номер паспорта покупателя.
8) Фамилия, имя, отчество покупателя.
9) Статус покупателя (постоянный или нет)
10) Телефон покупателя.
11) ФИО менеджера, оформившего сделку.
База данных должна содержать информацию о 10 автомобилях, 3 менеджерах, 8 продажах, 6 покупателях. Предусмотреть, чтобы 2 покупателя приобретали автомобили не менее 2 раз
Вариант №18. База данных "Рецепты" должна хранить следующую информацию:
1) Название блюда.
2) Ингредиенты.
3) Количество ингредиента.
4) Единицы измерения ингредиента (из списка: л., мл., гр., шт.).
5) Цена ингредиента.
6) Калории на грамм ингредиента.
7) Вид обработки ингредиента (из списка: взболтать, взбить, сварить, поджарить, подкоптить, как есть).
8) Время обработки ингредиента.
9) Вид обработки блюда (из списка: варить, жарить, тушить, коптить, готово к употреблению).
10) Время обработки блюда.
База данных должна содержать информацию о 7 блюдах и 16 ингредиентах. Предусмотреть, чтобы один и тот же ингредиент использовался в нескольких рецептах
Вариант №11 "Банковские вклады"
База данных "Банковские вклады" должна хранить следующую информацию:
1) Фамилия, имя, отчество вкладчика.
2) Номер счета в банке.
3) Дата посещения.
4) Сумма взноса.
5) Сумма выдачи.
6) Серия и номер паспорта вкладчика.
7) Домашний адрес вкладчика.
База данных должна содержать информацию о 10 вкладчиках. Предусмотреть, чтобы каждый вкладчик посещал банк не менее 2 раз.
Это индивидуальная работа.
Проектная деятельность представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением во внеурочной деятельности.
Примеры тематических проектов, выполненные обучающимися:
«Моделирование биологических процессов. Биоритмы.» / Электронные таблицы
«Поколения ЭВМ»
«Рубрика «Поздравь»» (поздравление педагогов с юбилеем, школьная газета) / Текстовый редактор
«Алгоритмы вокруг нас» /Алгоритмизация и программирование
Интерактивная поздравительная открытка / Обработка видеоинформации
Безопасность интернет / Коммуникативные технологии и т.д.
Немало важными этапом в проектной деятельности остаются
- оформление наличие портфолио проекта – это папка, в которую собирается весь «рабочий материал»
- наличие паспорта проекта (пример):
№ | Наименование проекта | Проектная работа |
1 | Название | |
2 | Руководитель | _, учитель информатики и ИКТ |
3 | Учебный предмет, в рамках которого проводится работа | Информатика и ИКТ |
4 | Возраст обучающихся, на который рассчитан проект (конечный продукт) | 7-15 лет |
5 | Состав проектно – исследовательской группы | Обучающиеся 9 класса:
|
6 | Тип проекта | Исследовательский |
7 | Тематическое направление | Школьная проблематика |
8 | Цель | Уменьшение нагрузки на учащихся школы |
9 | Задачи | Познакомиться с … Определить … |
10 | Гипотеза | Предположим, что … |
11 | Необходимое оборудование |
|
12 | Аннотация | |
13 | Этапы работы |
|
- описание выполнения проекта
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
- Актуальность проблемы.
- Цели и задачи, объект и предмет исследования
- Гипотеза исследования
- Выбор методов исследования
- Общий план учебного исследования
- Рабочие группы исследования
- Среда
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
- Информация по теме (история , сообщение, научные факты…)
- Результаты исследования (выводы исследований, наблюдений, экспериментов; диаграммы, графики, таблицы…)
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Особой точности требует составление библиографического списка. Список литературы – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.
Большое значение в оформлении работы имеют приложения.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного библиографии. К приложениям относятся копии документов, статистические материалы, и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
К приложениям тоже предъявляются определенные требования:
в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста (приложение 1, приложение 2, …);
каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Не менее важна еще одна особая часть основного текста – примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
а) в круглых скобках;
б) подстрочно (оформляются как сноски);
в) после параграфов или глав.
Примечанием может быть:
библиографическая ссылка;
определение терминов или устаревших слов;
справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
перевод иностранных слов и предложений;
пояснения основного текста.
После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности в исследовательской работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схемы и др.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях различного уровня, готовить тезисы выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение.
Матрица введения :
Введение
Данная работа посвящена … (обозначается тема).
Описание проблемы исследования/ проекта (5–7 распространенных предложений).
С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в…. (или Научная значимость данной работы заключается….)
С социальной точки зрения, работа актуальна, так как… (или Социальная значимость работы определяется…)
Для меня лично работа актуальна тем, что…. (или Личностная значимость данной работы заключается в том, что…)
Учебное исследование реализуется в предметных рамках…(названия предметных областей знаний). Близкие учебные дисциплины….
Исследование может быть квалифицировано как … (вид исследования / проекта по основной деятельности, по характеру контактов, по продолжительности).
Объектом исследования является …
Предметом исследования является …
На основании вышеизложенного сформулирована следующая цель исследования: …
Гипотеза исследования заключается (состоит) в том, что …
Проверка истинности гипотезы предполагает выполнение следующих задач:
1. 2.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. 2.
Практическая значимость данной работы определяется … (или состоит в том, что…)
Текст исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование; главы 2–3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.
Заключение обычно составляет не больше 1–2 страниц. Важным требованием к заключению является то, что оно не должно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Матрица заключения
Заключение
Данная работа посвящена … (раскрытие актуальности проблемы в 2–5-ти предложениях).
Далее раскрываются основные понятия, на которые опирались при написании главы 1, комментируются выводы, сделанные в главе 1.
Результаты нашего исследования (работы) показали... На основе выводов главы 2 дается комментарий степени достижения цели, подтверждения, опровержения или корректировки гипотезы.
Таким образом, … Дается окончательная формулировка утверждения, сделанного в результате подтверждения или опровержения гипотезы.
Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным… Дается анализ практической значимости продукта исследования.
Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочной деятельности. «Влияние шума на организм человека», «Я здесь учусь и мне здесь нравиться», «С Днем рождения, информатика!», «Улучшение дизайна пришкольного сквера», индивидуальные проекты по теме «Казачество на Дону»: «Казачий фольклор», «Символика Всевеликого войска Донского», «Традиции и современность», «Одежда донских казаков», «Особенности казачьей лексики». Обучающиеся 11 класса (2015 г.) с проектом «Влияние социальных сетей на процесс становления личности» заняли I место во Всероссийской акции «Я – гражданин России» на муниципальном уровне, III место в конкурсе «Наш Шолохов», организованном государственным музеем – заповедником М.А. Шолохова, в номинации «Исследовательские работы» Вищунов Семен «Герои романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и роли в экранизациях разных лет» (2016 г.).
Значительный вклад в изменение режима работы школы внесли обучающиеся 10 класса с проектом «Перевод МБОУ Верхняковской СОШ на пятидневную форму обучения». С 1 сентября 2016 года школа осуществляет свою деятельность в режиме пятидневной недели.
Все эти проекты требуют самостоятельной познавательной деятельности, умения правильно ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и соотносить их с поставленными целями, исследовательского поиска. Таким образом, использование метода проектов для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся на уроках информатики целесообразно.
Вывод о результатах проектной деятельности на уроках информатики.
- анализ опроса учащихся показал, что повысились навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации, умения представить информацию в доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, умение работать в группе, в команде, умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
- обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу;
- участник проекта имеет возможность воплотить свои творческие замыслы;
- отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества;
- повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными;
- все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования учителя биологии
Обобщить педагогический опыт работы учителя первой категории по теме:«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при использовании активных методов обучения с учет...
Отчет по теме самообразования учителя информатики и математики первой категории Глебовой О.М.
Тема: «Эффективное использованиеинформационно-коммуникационных технологий впроцессе обучения »...
Отчет по теме самообразования учителя информатики и математики первой категории Глебовой О.М.
Тема: «Эффективное использованиеинформационно-коммуникационных технологий впроцессе обучения »...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Отчет по теме самообразования учителя-предметника
Отчет по теме самообразования учителя-предметника...

Отчет по теме самообразования учителя информатики
Отчет по теме самообразования учителя информатики...

