«Освоение и внедрение в деятельность педагогов школы современных образовательных технологий. Метод проектов»
статья по теме
Проектирование. Метод проектов - технология 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "НОВОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
«Освоение и внедрение в деятельность педагогов школы
современных образовательных технологий.
Метод проектов»
Руководитель творческой группы: Томникова Марина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы.
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «образование должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги в образовании, с тем чтобы формировать человека как целостную личность, как личность новой гуманистической эпохи, личность адекватную мотивам творческого самовыражения, способную преодолеть узость специализированного профессионального развития».
Таким образом сложилось новое понимание цели образования: формирование у учащихся готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:
- обучение деятельности—умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты собственной деятельности;
- формирование личностных качеств—мышления, воли, чувств, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- формирование картины мира, адекватной уровню знаний и уровню образовательной программы.
Следует отметить, что ориентация на развивающее обучение вовсе не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно самоопределение личности, ее самореализация. Именно поэтому дидактическая система Я.А.Коменского, впитавшая в себя вековые традиции системы передачи ученикам знаний о мире, и сегодня составляет методологическую основу традиционной школы . Доминирующим методом обучения является объяснительно-иллюстративный. Форма обучения—классно-урочная.
Однако для всех очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования.
Таким образом, возникает противоречие между доминирующим объяснительно-иллюстративный методом и необходимостью поиска новых форм и методов, обеспечивающих полноценное развивающее обучение.
В настоящее время необходимы такие методы, которые позволяли бы по-новому организовать процесс учения/обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В научных трудах Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомовой, В.В.Гузеева и других ученых-педагогов говорится о том, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Очерченные проблемы могут быть решены применением метода учебных проектов, который предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развитие умений адаптироваться в действительности;
- умение общаться, сотрудничать с людьми в разных видах деятельности.
. Следует оговорить, что новые условия, в которых работает современная школа предполагают использование его как компонента системы образования, без разрушения предметной классно-урочной системы. Данный метод предлагается к использованию как на уроках, так и внеклассной деятельности.
Над проблемой изучения и внедрения метода проектов педагоги нашей школы работали в течение трех лет. С этой целью была создана проблемная группа, которая работала над темой «Освоение новых образовательных технологий. Метод проектов».
Цель: освоение, апробация и внедрение в практику работы школы метода проектов как образовательной технологии, обеспечивающей формирование основных компетенций.
Задачи:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме;
- определение и разработка тематики учебных проектов по русскому языку ,литературе ,физике , экологии; межпредметных проектов;
- создание банка данных по проектам; педагогическая информация по теме;
- подготовка педагогического коллектива к использованию метода проектов;
- включение учащихся в деятельность по методу проекта на уроках и внеклассной деятельности;
- разработка средств диагностики эффективности использования метода проектов;
- обобщение результатов опыта работы проблемной группы;разработка методических рекомендаций по использованию метода проектов для широкого круга учителей.
Этапы освоения новой образовательной технологии «Метод проекта».
№ | этап | Содержание деятельности | Результат работы | Оформление результата |
1 | 1-й год | 1.Утверждение темы методического исследования на год: «Метод проектов—созвучие принципам современной прогрессивной школы». 2.Организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации по теме. 3.Анализ психолого-педагогической литературы по теме. 4. Проведение обучающего семинара для педагогов по теме. 5.Проведение педагогического совета с целью анализа и расширения накопленного опыта. | Накоплен банк данных о методе проектов. Созданы методические рекомендации по организации работы над учебным проектом; критерии оценки проектных работ, портфолио проекта. Диагностика уровня развития мотивации и познавательной активности уч-ся и уровня их знаний и умений. | 1.Подборка методической литературы о методе проектов. 2.Методические рекомендации «Этапы работы методом проектов», «Оформление проектной папки», «Система оценки проектных работ» |
2 | 2-й год | 1.Отработка исследовательских и творческих типов проектов. 2.Опре деление тематики исследовательских и творческих типов проектов. 3.Включение учащихся в работу по методу проектов во внеклассной деятельности. 4.Фиксация материала в методических рекомендациях и разработках. | Осуществлено овладение педколлективом исследовательским и творческим типами проектов; включение учащихся в работу по методу проектов во вне- классной деятельности. Диагностика. | 1.Разработка сценария и проведение праздника «Как у нас на Масленице», 2.Исследовательская работа уч-ся 5-9 классов «Топонимические исследования с. Суворотского»(материал был предоставлен на региональную конференцию по русскому языку). 3.Исследовательский проект уч-ся 9 класса «Экологический паспорт школы» (проект презентован на районном уровне. По результатам 3 место). |
3 | 3-й год | 1.Реализация различных типов проектов с целью внедрения проектной деятельности в классно-урочную систему /мини-проект на уроке, проект продолжительностью в 5-6уроков/. 2.Создание банка проектов. 3.Подготовка и проведение районного семинара для зам. директоров по УВР по теме: «Современные образовательные технологии. Метод проектов». 4.Создание НОУ «Память» с целью осуществления проекта, посвященного Победе в Великой Отечественной войне . | Зафиксированы документально и практически накопленные наработки. Определена возможность использования метода проектов как компонента системы образования. Диагностика | 1.Материалы районного семинара. 2.Банк проектных работ. 3.Размещение материалов на сайте ВИПКРО. 4.Презентация проектов на районном уровне. 5. Участие в районной ярмарке педагогических идей в номинации «Современные образовательные технологии». 6.Участие в Федеральном конкурсе «Растим патриотов России», 3 место в номинации «Урок мужества» . |
Банк проектов.
№ | Тема | Класс | Способ выполнения, участники | Результат |
1. | Как у нас на русской Масленице. | 5-11 | Разработка сценария народного праздника ( учителя литературы, технологии, физической культуры) | Праздник (проводы зимы). |
2. | Топонимические исследования с. Суворотского | 5-9 | Топонимическая экспедиция; составление фотоальбома, работа со справочной литературой (учитель русского языка, жители села, родители). | Исследовательская работа. Участие в районном конкурсе «Ярмарка педагогических идей»; выступление во 2 туре областной краеведческой конференции «Отечество»; межрегиональной конференции «Русский язык в школе:опыт, проблемы, перспективы». |
3. | Экологический паспорт школы | 9 | Исследовательская работа (учителя географии, экологии, библиотекарь). | Экологический паспорт школы. Участие в районном конкурсе по экологии (3 м). |
4. | Танковое сражение под Прохоровкой 1943г. | 3-11 | Работа с литературными источниками, Интернетом; беседы с родственниками погибших; составление фотоальбома и слайд-шоу, макета-панорамы (учителя литературы, истории, географии, ИЗО, технологии, родители). | Макет-панорама, слайд-шоу. Размещение на сайте ВИПКРО; федеральный конкурс «Растим патриотов России» 3 место на Федеральном уровне. |
5. | Путешествие в Сущеград | 5 | Работа над морфологическими признаками имени существительного (учитель русского языка). Использование ИКТ. | Карта Сущеграда, сценарий экскурсий. Презентация на МО учителей русского языка и литературы района, сайт ВИПКРО. |
6. | Проект кабинета физики | 7 | Дизайн кабинета, мебель, оборудование. Работа с чертежами, схемами (учителя литературы, математики, ИТК; специалисты Торгового дома ). Посещение школ г. Владимира. | Проект кабинета физики. |
7. | Антология стихов серебряного века | 11 | Подборка стихов и составление рукописных сборников стихов поэтов серебряного века ( учитель литературы и русского языка, библиотекарь). | Сборники стихов. |
8. | Устная поэзия крестьян-земледельцев. | 5-6 | Разработка цикла сценариев народных праздников (учитель литературы, родители, работники ДК) | Сценарии праздников. Презентация на классных часах, родительских собраниях. |
9. | Живи, родник. | 8-9 | Исследование состояния родников, учет родников, расположенных на территории Новосельского округа, облагораживание и уход за состоянием родников (учитель географии, жители сел, сельская администрация). | Исследовательская работа. Презентация на районном и областном уровнях. Работа отмечена грамотами и дипломами. |
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект».
Метод проектов - это определенная педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний , а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность.
В педагогической практике реализация проектного обучения может целенаправленно решать задачи личностно-ориетированного образования, поскольку весь процесс базируется на интересах , способностях ученика, который имеет возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Условиями успешности проектной деятельности становятся:
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных
Внедрение метода проектов позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся и добивать более высоких результатов обучения / учения.
При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Важно, что проект предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.
Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Одним из результатов освоения метода проектов явилось создание банка педагогической информации, так была разработана тематика проектов для самостоятельной деятельности учащихся и банк проектов, выполненных учащимися нашей школы.
Педагогами школы были разработаны параметры оценки результатов проектной деятельности. На всех этапах освоения педагогическим коллективом технологии проектной деятельности проводилась диагностика уровня развития мотивации и познавательной активности учащихся, уровня их знаний и умений, а также уровня мотивации педагогов школы к использованию метода проектов в своей деятельности.
Результаты диагностики, проводимой на всех этапах освоения Метода проектов, показали, что проектное обучение активизирует истинное учение учащихся, потому что оно:
- личностно-ориентированно;
- реализует деятельностный подход в обучении / учении;
- построено на принципах проблемного обучения;
- самомотивируемо , что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- направлено на формирование основных компетенций;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;
Погрузившись в проектную деятельность, оказавшись в ситуации неопределенности в начале деятельности, в конце - ученик осуществляет открытие, в этом смысл, ценность проекта.
Технология, именуемая «Метод проектов» включена в деятельность педагогов нашей школы, т.к. ее применение имеет высокие результаты. Опыт работы школы по данной теме был презентован на МО учителей русского языка и литературы Суздальского района, семинаре зам. директоров по УВР Суздальского района.
Отношение учителей к использованию метода проектов
.
(Результаты анкетирования).
1.Почему меня заинтересовал метод проектов?
- 32 % администрация поощряет организацию учебных проектов;
- 12 % давно работаю по этому методу, но имею слабую теоретическую
подготовку;
- 53 % стремлюсь освоить методы обучения, которые позволяют решать
актуальные проблемы образования;
- 3 % дань моде.
2. ОУУН, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
- 83 % умение ставить учебную задачу;
- 83 % умение планировать свою деятельность;
- 52 % умение прогнозировать результаты работы;
- 48 % умение руководить работой группы;
- 100 % умение использовать справочную литературу;
- 95 % навык поиска информации с помощью ТСО;
- 62 % умение выделять главное;
- 73 % владение монологической речью;
- 100 % навык работы в группе.
Следовательно, учебный проект с точки зрения учителя—это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации;
- целеполаганию;
- организации и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии;
- презентации;
- коммуникативности;
- умению принимать решения.
Школьники о проектной деятельности.
--57% учащихся отметили, что проект был интересен, потому что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;
--53% учащихся выделили как самый интересный исследовательский этап;
--30% учащихся—этап обработки собранного материала;
--72%учащихся—работа в группе;
--62%учащихся—выполнение творческих задач;
--82%учащихся—презентация;
--87%учащихся—отметки выставляются «не так, как на уроке».
По итогам выполнения проектов.
--72%учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности;
--остальные говорили, что в следующий раз будут работать качественнее.
В какой форме проводить презентацию проекта?
- 48%--в свободной форме;
- 18%--в форме театрализации;
- 12%-- в форме продолжительной защиты;
- 10% --в форме деловой игры;
- 12%-- другие ответы.
Приложение 1
Памятка
Осуществление работы над проектом.
- Определение актуальной проблемы. Над данной проблемой учащиеся индивидуально или в группах будут работать в течение определенного времени.
- Постановка задачи и составление плана работы. Данная деятельность развивает умения искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объект исследования. Этот этап выполняется вместе с учителем-предметником.
- Выполнение проекта в соответствии с поставленными задачами. Развиваются умения выдвигать гипотезы, систематизировать, обобщать материал. Работать с различными информационными источниками.
- Подведение итогов работы. Вырабатываются умения делать аргументированные выводы. Обрабатывать полученные данные, оформлять результаты, решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
- Подготовка презентации проекта. Обоснование выбора темы, пояснения, рассказ о том, как выполнялась работа, представление ее публике, ответы на вопросы.
Приложение 2
Критерии оценок проектных работ.
- Актуальность и значимость темы.
- Реальность, практическая направленность проекта.
- Соответствие содержания теме, целям и задачам проекта.
- Глубина исследования проблемы.
- Логичность и последовательность изложения..
- Четкость формулировок и выводов.
- Аргументированность предлагаемых решений и выводов
- Языковая культура изложения.
- Полнота библиографии
- Авторство.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Соответствие оформления стандартным требованиям.
- Перспективы доработки.
- Эстетика оформления результатов проекта.
Приложение 3
Рефлексивная оценка школьником своей деятельности в процессе работы над проектом. (Диагностика).
- Насколько успешно решена проблема? ( Если изготовлено изделие, то насколько удачно; насколько полно собрана информация; насколько представленное проектное решение может быть улучшено).
- Насколько я был успешен в процессе работы над проектом? (Планирование и проведение исследования, если проект исследовательский; успешность применения творческих методов, если проект творческий).
Вариант 2
- Что ты узнал, чему научился, что понял, к чему стал по-другому относиться, в чем изменился?
- Какой из этапов работы над проектом запомнился больше? Почему?
- Что бы ты в другой раз сделал по-другому? Почему?
- Что в учебном проекте понравилось больше, а что—меньше в сравнении с обычными уроками?
- В какой форме лучше проводить презентацию проектов?
Приложение 4
Чему удалось научиться в процессе проектной деятельности?
(Анкета для учащихся)
--достигать поставленной цели;
--рассматривать тему с разных точек зрения;
--презентовать результаты труда;
--планировать и анализировать собственные действия;
--распределять время
Литература
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.- М.: Изд-во АРКТИ, 2006.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2001.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат.- М.; Издательский центр «Академия», 1999.
- Образование и духовное развитие ребенка в 21 веке / Сборник научно-методических материалов / Сост. и науч. ред. О.А. Куревина.- М.,2001.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: АРКТИ,2003.
- Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования.- М.: АПК и ПРО, 2002.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"
Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161663-1355147716.jpg)
Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"
Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-166687-1422046319.jpg)
"Современные образовательные технологии.Метод проектов на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. УМК И.Л, Бим"
Выступление на МО учителей иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446525-1399910276.jpg)
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»
Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-1224663-1583320116.jpg)
Конспект Непрерывной - образовательной деятельности с детьми средней группы по изобразительной деятельности в соответствии с технологией метода «Ситуация»
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение д/с №47Колпинск...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-1224663-1583320116.jpg)
Конспект Непрерывной - образовательной деятельности с детьми средней группы по изобразительной деятельности в соответствии с технологией метода «Ситуация»
Тема: «Зимний пейзаж»Цель: Формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью техники обрывной аппликации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-1224663-1583320116.jpg)
Конспект Непрерывной - образовательной деятельности с детьми средней группы по изобразительной деятельности в соответствии с технологией метода «Ситуация»
Тема: «Зимний пейзаж»Цель: Формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью техники обрывной аппликации....