самоанализ педагогической деятельности
статья по теме

Павлова Ольга Робертовна

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pavlovoy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Самоанализ педагогической деятельности Павловой Ольги Робертовны, учителя русского языка и  литературы МОУ «Третьяковская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района Алтайского края.

1.ФИО учителя: Павлова Ольга Робертовна.                                                                         2. Место работы: МОУ «Третьяковская средняя общеобразовательная школа».

3.Общий педагогический стаж работы: 21 год.                                                     4. Образование: высшее, Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина

5. Специальность по диплому: «Филология».                                            

 6. Квалификация по диплому: учитель русского языка, литературы.                                   7. Дата предыдущей аттестации: 20 февраля 2006 года.                                                  8. Присвоена: первая квалификационная категория.                                           9. За последние 5 лет прошла курсы повышения квалификации: в ГОУ «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» г. Санкт-Петербург,2010 год,72 часа.

10. Нормативные документы и образовательные программы:                              - Закон Российской Федерации об образовании.                                                                - Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 классы

-Базисный учебный план 2004 года

11. Учебно-методические комплекты:                                                                                

- УМК «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 кл. Власенков А.И.

-   УМК «Литература» 10 класс, в 2-х частях, Лебедев Ю.В.;

              «Литература» 11класс, в 2-х частях, под редакцией Журавлева В.П.          

 Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного  подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Принимая это  во внимание, на уроках русского языка и литературы применяю личностно – ориентированный  подход.

 Личностно – ориентированный  подход – форма организации учебного процесса,  которая предполагает, с одной стороны, осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием развития последнего, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития. Назначение личностно – ориентированного  подхода в том, чтобы содействовать становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала. Обращу внимание, что речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Цель личностно – ориентированного  подхода – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей,  адаптации обучения к  личностным особенностям  учащихся.

Использование  личностно – ориентированного  подхода в  обучении позволяет мне:

создать оптимальные условия для развития ребёнка с учётом сохранения и укрепления его физического и психического здоровья;

формировать у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда (рационального планирования учебного труда, навыки контроля и самоконтроля, способствующие достижению максимальных результатов при минимальных затратах времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий ученика).

Ребёнок не боится идти на урок, самостоятельно выбирает уровень образования по предмету; развивается в собственном темпе. У ребят формируется устойчивый интерес к предмету, который сочетается с прочными знаниями и отработанными навыками.

Цели своей профессиональной деятельности неразрывно связываю с целями деятельности образовательного учреждения, в котором работаю. Это создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, на самостоятельную выработку идей, создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.                                                                                  Работая в традиционной системе,  постоянно совершенствую учебный процесс, ищу новые приемы в обучении, используя элементы инновационных технологий. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся  является использование на уроках  ИКТ.  Чтобы больше узнать об этой методике, стала работать по теме самообразования «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». Мной уже собран  достаточный материал для практического применения на уроках по всем основным разделам русского языка и литературы.    В настоящее время компьютер с подключённым к нему проектором    стал привычным атрибутом кабинета русского языка и литературы в нашей школе. Мы уже не можем представить себе жизнь без этих новшеств.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

1.  усвоить базовые знания по предмету;

2. систематизировать усвоенные знания;

3.  сформировать навыки самоконтроля;

4.  сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в  частности;

5.  оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

В своей работе, я использую следующие  варианты применения образовательных средств ИКТ. 1) Традиционный тип урока с использованием ИКТ.

В данном случае я применяю ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. Электронные материалы  использую  при подготовке к уроку, а также на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль)

2) Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами.  В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.
Электронные  пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет русского языка и литературы или информатики после уроков и доработать материал.

Мультимедийные технологии я использую:

1) Для анонсирования темы

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

2) Как сопровождение объяснения учителя

 В своей практике я использую созданные специально в программе MS PowerPoint  мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, фрагменты фильмов и музыкальных произведений. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится мною на одном компьютере  с применением средств проекции на специальный экран. Презентация в программе MS PowerPoint  позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Мультимедийные презентации использую для того, чтобы на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут быть также подкреплены соответствующими звукозаписями.

Но главное достоинство электронных информационных образовательных технологий - их интерактивность, чего не могут дать обычные ТСО.

Современные интерактивные средства позволяют подавать материал более динамично, увлекательно, повышается темп урока и его эффективность. На бумажной таблице невозможно выделить отдельные элементы другим цветом или подчёркиванием, невозможно переместить одни элементы относительно других. На экране это возможно - интерактивность позволяет легче устанавливать и иллюстрировать связи между элементами, понятиями.   Постоянно меня волнует проблема, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Ответы на эти разноплановые вопросы я нашла в разнообразных, нестандартных формах преподавания предмета. Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира. Большой интерес у учащихся вызвали проведенные мною:                                                                                                                    урок-КВН, урок-экскурсия,  урок- конкурс,  урок – викторина, урок-суд и другие.        Учитывая возрастные и психологические особенности детей, на своих уроках использую различные виды игр - грамматические, орфографические. В своей методической копилке имею большое количество разнообразных игр.                                                                                   Часто привлекаю дополнительный материал для поддержания интереса к предмету, использую стихи, песни, провожу физкультминутки. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.                                                                                                                    Для обеспечения удовлетворения образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями провожу с ними индивидуальные занятия, на уроках использую дифференцированные домашние задания. Для  таких учащихся в рамках школы работает факультативы. Эти ученики принимают участие в школьной олимпиаде по русскому языку, а победители - в районной олимпиаде, в районной игре «Одиссея разума». Практически каждый год мои ученики являются участниками Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок». В  2007 году учителя русского языка нашей школы были награждены  грамотой Оргкомитета конкурса за активное участие школьников в конкурсе  «Русский медвежонок»

На своих уроках чаще всего использую личностную оценку деятельности ученика, конкретно указывая на его продвижение и недостатки Особое внимание уделяю подготовке учащихся  к ГИА: в 9 классе разрабатываю тесты, включающие задания, подобные заданиям ГИА,   работаю с каждым учеником индивидуально: даю задания варианта  ГИА, в течение недели ученик выполняет их и сдаёт работу на проверку, по результатам проверки им выполняется работа над ошибками и сдаётся мне в индивидуальном порядке; после проверки работы над ошибками учащийся получает новый вариант задания. Отметка за работу фиксируется в журнале. Такая работа довольно трудоёмка для учителя, но оправдывает себя положительным результатом. Тщательная подготовка к каждому уроку, рациональное использование учебного времени, работа с учебником, документами, применение дидактического материала, наглядных пособий, мультимедиа-ресурсов, сочетание различных форм работы учащихся, разнообразие методов и приёмов обучения, систематические занятия с учениками, отстающими в усвоении учебного материала, после уроков позволяют мне добиваться следующих результатов:

1) достижения всеми учениками минимального уровня государственного стандарта  образования по русскому языку и литературе;

2) роста ответственности детей;

3) роста заинтересованности детей;

4) повышения объективности оценки и самооценки;

        5) уменьшения пробелов в знаниях.

 Уровень обученности  в среднем по литературе за 4 года

Уровень обученности в среднем по русскому языку за 4 года

Уровень своего профессионального мастерства повышаю на курсах повышения квалификации (ГОУ «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург,2010 год,72 часа), постоянно работаю над собой, знакомлюсь с опытом работы коллег, посещаю их уроки, осваиваю новые приемы работ, знакомлюсь с новыми методиками. Мною  разработаны рабочие программы по русскому языку и литературе, факультативные  курсы  для учащихся  10-11 классов по темам: «Нобелевские лауреаты русской словесности», «Русский язык и культура речи», «Интенсивный русский язык: в вопросах и ответах». Принимаю участие в методической жизни школы, участвую в работе  РМО.

Дата

Тема выступления

Место выступления

2007 г

Причины школьной неуспеваемости.

Каким должен быть современный учитель.

Педсовет

педсовет

2008 г

Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка

Заседание  творческой группы учителей гуманитарного цикла

2009 г

Проблемы современной школы

педсовет

Участвовала в  школьном конкурсе методических разработок «Интегрированный урок»,2008 год, провожу  открытые уроки для коллег.

 В своей работе не собираюсь останавливаться на достигнутом. В перспективе ставлю следующие цели:                                                                                              - шире использовать в педагогическом процессе элементы новых инновационных образовательных технологий;                                                                                                           - совершенствовать учебный процесс в направлении личностных потребностей учащихся и их реализации.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...

Выступление на педагогическом совете "Самоанализ педагогической деятельности "

Важным этапом подготовки к аттестации являет­ся анализ педагогом своей педагогической деятель­ности, грамотный подход к которому станет инстру­ментом для успешного прохождения аттестации....