Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»
методическая разработка по теме

Щетинина Вера Николаевна

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_dolgo_uchim_drugih_tomu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание МО классных руководителей

« Толерантность Учителя»

«Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами»

Древняя мудрость

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность – это не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно,  начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения.

1. Упражнение «Общение без слов». Цель: снизить напряжение, возникшее в процессе обмена мнениями, дать возможность участникам получить новый опыт «общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в тренинге.

Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начина ет двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару'. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук, открыть глаза и двигаться дальше.

Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше».

Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть и т. п.

2. Групповая работа «Толерантный учитель». Цель: подвести педагогов к сознанию того факта, что ни один человек не может быть на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность:        

  1. Участники по кругу называют качества, которые характеризуют учите ля как толерантную личность; ведущий выписывает их на листе ватма на или на доске.
  2. На шкале от 0% до 100% каждый участник отмечает, насколько он счи тает себя толерантным учителем.
  3. Каждый участник высказывает свое мнение по поводу того, что в педа гогической деятельности способствует толерантности и что мешает учителю быть толерантным.

3. Упражнение «Осознание ответственности». Цель: дать возможность участникам группы почувствовать ответственность за нерешенность своих проблем.

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник вспоминает случай из своей профессиональной практики, когда он был в конфликтной ситуации или затруднительном положении. Затем он должен рассказать о нем сначала с позиции «Жертвы обстоятельств» (например: «У меня в кабинете нет ни телевизора, ни компьютера, поэтому я не могу сделать урок таким интересным, как мне хо телось бы»), а потом с позиции «Ответственного человека с высоким самоуважением, ко торый оказался «не на высоте» (например: «У меня не хватает настойчивости в отношениях с завучем, когда возникает вопрос о технических средствах обуче ния»). Участники группы слушают друг друга без комментариев.

4. Упражнение «Какой я молодец...» Цель: дать участникам группы воз можность пережить новый способ принятия знаков внимания от других, формиро вать поле согласия и комфорта.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя ли цом друг к другу. Стоящие друг напротив друга образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания второму, то есть говорит ему что-либо прият ное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и...» (называет то, что он в се бе ценит и, что считает он, заслуживает знаки внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются роля ми, после чего делают шаг влево и, таким образом, образуют новые пары. Все по вторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Рефлексия. Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

  1.  Какие чувства Вы испытывали, когда оказывали другому знаки внима ния?
  2. Что Вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?
  3. Легко ли Вам было реагировать на оказанные знаки внимания задан ным образом? Почему? И др.

5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Участники рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

♦   Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные,  страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность Ее можно и нужно ценить».

♦   Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)

♦   Участники записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут: Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет с угадывать, кто автор утверждений.

♦   Ведущий собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интереснее друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, ли это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче понимать инакость партнера.

6. «Позитивное  мышление»: анализ притчи. Цель: научиться находить позитивные стороны в проблемных ситуациях.

Я хочу рассказать вам одну восточную притчу.

Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толка теля снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, то сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?»

Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».

7.  Заполнение таблицы позитивного описания негативных феноменов. Цель: научиться находить позитивные стороны в негативных феноменах.

В таблице представлены эмоции, качества личности и аспекты поведения, традиционно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти позитивные стороны этих явлений. Таблица заполняется совместно. После заполнения она может выглядеть, например, так:

Лень - дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей.

Упрямство - дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам.

 Страх - дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов.

Агрессивность - способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.

Алкоголизм - дает возможность с помощью алкоголя сделать конфликтные ситуации временно терпимыми.

Ревность - способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не  любили.

Клептомания - способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.

8. Упражнение «Положительное и отрицательное подкрепление». Цель: дать возможность участникам группы почувствовать, как эмоционально на дейст вия человека оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование.

Один из участников выходит за дверь, группа договаривается о том, что он должен сделать (например, стереть с доски).

Вошедшему участнику содержание задания не сообщается, он должен догадаться по реакции группы (аналогично играют в игру «Холодно-горячо»).

В первом случае группа реагирует критикой и замечаниями, причем чем дальше человек от замысла группы, тем больше критических высказываний, чем  ближе, тем высказываний меньше или совсем отсутствуют.

Во втором случае человека награждают аплодисментами - чем ближе он к  замыслу, тем интенсивнее аплодисменты.

9 Игра «Хрустальные люди».

Назначение игры: показать, как простое непонимание поведения другого мо жет вызвать агрессию и другие неконструктивные формы поведения.

Группа разбивается на три команды, одна ставит стулья в круг и остается в  классе, другая выходит из класса, третья занимает наблюдательскую позицию (сту лья поодаль, полукругом).

Сначала инструкция дается команде вне класса: «Ваша задача - чтобы люди,

 сидящие в классе в кругу, встали и пошли. У вас будет 3 попытки по 2 минуты, ме жду попытками - время на обсуждение. Сейчас у вас есть 4-5 минут на то, чтобы договориться, как вы будете это делать». Инструкция сидящим в кругу: «Вы - хру стальные люди. Вы встанете и пойдете, если посчитаете это достаточно легким и безопасным для себя. У вас есть 3-4 минуты на то, чтобы о чем-либо договориться, будете пи вы следовать каким-то общим правилам поведения и каким. Когда время пройдет, в класс зайдет другая команда и, возможно, они попытаются что-либо сделать. У них будет для этого 3 попытки по 2 минуты».

Инструкция наблюдателям: «Наблюдайте за тем, что здесь будет происхо дить, и постарайтесь подыскать максимальное количество примеров из реальной жизни, на которые бы это было чем-то похоже».

 Вопросы для рефлексии:

 Представители команд, озвучьте, пожалуйста, инструкции, выданные командам.

♦   Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в про цессе игры?

  Какие решения приняли команды самостоятельно, помимо инструкции?

♦   Что команда сидящих думала о намерениях пришедших в процессе иг ры? А наоборот?

♦   Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?

♦   Какой образ действий мог бы быть более конструктивным (у той и дру гой команды)?

♦   Вопрос к наблюдателям. На что было похоже происходившее здесь?

 Как правило, в процессе игры команда пришедших идет на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы поднять сидящих в кругу, однако никогда не спраши вает их, почему же они не встают, и не сообщает своих намерений. Сидящие в кру гу часто самостоятельно принимают решение не вставать ни в каком случае и не говорить вошедшим, почему они не встают, хотя в инструкции нет этого и в поми не. Обычно группа сообща находит несколько примеров из жизни, для которых эта игра является моделью  случаи, когда стороны, требуя чего-то друг от друга, не желают друг друга понять.

10. Итоги  «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (все ответы записы ваются на доске).

Преподаватель: Мы видим, что есть два пути развития личности - то лерантный и интолерантный.

 Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, жела нием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противополож ных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувст вующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

11.Молитва о встрече

 Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

 И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

 не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

 Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

12 Листок обратной связи

1.  Сегодняшние занятия             5 4 3 2 1   Не произвели большого впечатления

произвели на меня большое

впечатление

2. Я полностью удовлетворен    5 4 3 2 1   Не удовлетворен своим поведением сего дня

3. Я извлек для себя много         5 4 3 2 1   Я не извлек большой пользы

полезного из сегодняшнего                        из сегодняшнего занятия

занятия

4 Что в сегодняшнем занятии было для меня:

♦    самым полезным__________________________________________________

♦   самым бесполезным_______________________________________________

♦    самым приятным__________________________________________________

♦    самым неприятным________________________________________________

Литература:

1. Классный руководитель, №4 2006.